Научная статья на тему 'Некоторые проблемы туризма Краснодарского края и пути их решения при продвижении регионов России'

Некоторые проблемы туризма Краснодарского края и пути их решения при продвижении регионов России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
745
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАРТЕРЫ / ВИЗЫ / ТУРИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ / РАЗВИТИЕ ПАКЕТНЫХ ТУРОВ / ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА / АВИАКОМПАНИИ / CHARTERS / VISAS / TOURISTS’ ARRIVALS / PACKAGE HOLIDAYS DEVELOPMENT / TOURIST ATTRACTIONS / AIRLINES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никишов Станислав Юрьевич

Основной целью данной статьи является выделение основных, по нашему мнению, проблем туризма в Краснодарском крае и России, таких как отсутствие чартерных программ в Краснодарский край и Россию, визовые трудности для иностранных туристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никишов Станислав Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main goal of this article is to pinpoint some main to our mind problems of tourism in the Krasnodar region and in Russia in general, such as charter programs to the Krasnodar region and Russia absence, visa application difficulties for foreign tourists

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы туризма Краснодарского края и пути их решения при продвижении регионов России»

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

1

УДК 338.48

11.00.00 Географические науки

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТУРИЗМА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Никишов Станислав Юрьевич аспирант

Кубанский Государственный Университет, Краснодар, Россия

Основной целью данной статьи является выделение основных, по нашему мнению, проблем туризма в Краснодарском крае и России, таких как отсутствие чартерных программ в Краснодарский край и Россию, визовые трудности для иностранных туристов

Ключевые слова: ЧАРТЕРЫ, ВИЗЫ, ТУРИСТСКИЕ ПРИБЫТИЯ, РАЗВИТИЕ ПАКЕТНЫХ ТУРОВ, ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА, АВИАКОМПАНИИ

UDC 338.48 Geography

SOME TOURISM PROBLEMS IN THE KRASNODAR REGION AND WAYS FOR THEIR SOLUTION AT RUSSIAN REGIONS PROMOTION

Nikishov Stanislav Yuryevich postgraduate student

Kuban State University, Krasnodar, Russia

The main goal of this article is to pinpoint some main to our mind problems of tourism in the Krasnodar region and in Russia in general, such as charter programs to the Krasnodar region and Russia absence, visa application difficulties for foreign tourists

Keywords: CHARTERS, VISAS, TOURISTS’ ARRIVALS, PACKAGE HOLIDAYS DEVELOPMENT, TOURIST ATTRACTIONS, AIRLINES

Краснодарский край на сегодняшний день является наиболее развитым регионом Российской Федерации в сфере туризма. Но, как и в каждом регионе, здесь имеются свои проблемы. Целью данной статьи является привлечение внимания общественности к проблемам туристской индустрии Краснодарского края, формирование выводов относительно сложившейся ситуации и предложений относительно развития туристской индустрии в регионе в будущем.

В состав Краснодарского края входит несколько макрорайонов: Причерноморский, Приазовский, Прикубанский, Закубанский,

Центральный и Северо-Восточный.

Благодаря наличию в Краснодарском крае большого числа объектов туристского показа, была создана мощная туристская инфраструктура, включающая обширную сеть средств размещения, пунктов общественного питания, разветвленную транспортную сеть, а также разветвленную сеть предприятий по оказанию сопутствующих услуг.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

2

Таблица 1 - Макрорайоны Краснодарского края и имеющиеся в них туристские ресурсы [9].

Макрорайон Природные ресурсы Культурноисторические ресурсы

Причерноморский Водопады: 13; озера: 6; горы: 15; скалы: 6; ущелья: 7; пещеры: 8. Археологические памятники: 8; памятники ВОВ: 5; места религиозного паломничества: 2.

Приазовский Горы: 1. Археологические памятники: 2.

Прикубанский Водопады: 2; озера: 2; горы: 5; скалы: 4; ущелья: 1, овраги: 2. Археологические памятники: 7; места религиозного паломничества: 2.

Закубанский Водопады: 11; озера: 11; горы: 19; скалы: 8; ущелья: 7; пещеры: 4. Археологические памятники: 16; памятники В ОВ: 12; места религиозного паломничества: 2.

Центральный Памятники ВОВ: 2; места религиозного паломничества: 2.

Северо-Восточный Памятники ВОВ: 1

Согласно приведенным выше данным становится ясно, что в нашем крае имеется резкий перекос в развитии макрорайонов в сторону Причерноморского района. Это вполне обосновано имеющимися там

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

3

огромными ресурсами, но другие макрорайоны также обладают широким ассортиментом объектов туристского интереса и их отставание от лидирующего района может быть значительно сокращено. На данный момент имеется широкий круг инвестиционных проектов, которые должны вдохнуть новую жизнь в эти районы.

Развитие массового туризма - залог успеха продвижения той или иной туристской дестинации. Становление и укрепление позиций массового туризма не может происходить без привлечения

туроператорских компаний с организуемыми ими чартерными

программами. На сегодняшний день, ни один из российских или зарубежных туроператоров не предпринимал попыток организации чартерного рейса для туристов, прибывающих из-за рубежа в Российскую Федерацию, хотя имеется солидный положительный опыт организации таких рейсов для доставки россиян не отдых в иностранные государства. Сегодня туроператоры предлагают огромный ассортимент чартерных программ туристам, отправляющимся в такие страны как Турция, Египет, Италия, Тунис, Таиланд и многие другие с вылетами из самых разных городов страны, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск, Хабаровск и другие [1]. Основными преимуществами чартерных рейсов перед регулярными являются существенно меньшая стоимость перелета для туриста и возможность организации таких рейсов по направлениям и с частотой, интересной туристам. Так как затраты на перевозку существенно влияют на окончательную стоимость туристского продукта и, соответственно, спрос на него, так как одним из важных критериев, используемых туристом при выборе направления своего путешествия являются расходы на его организацию.

Вследствие того, что чартерные программы для доставки иностранных туристов ранее не организовывались, статистика по данному вопросу отсутствует. По этой причине авторами было принято решение

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

4

изучить статистическую информацию относительно чартерных рейсов, направленных на организацию выездного туризма граждан Российской Федерации за рубеж с целью выявления влияния организации чартерных программ на выездной туристский поток.

В качестве примера была рассмотрена Мексика как одна из стран, первый прямой чартер в которую был запущен относительно недавно, 28 декабря 2009 года ОАО Авиакомпания «Трансаэро» [3,5].

Туристские прибытия граждан России в

Мексику

90000

80000

70000

60000

а:

g 50000 о

5 40000 30000 20000 10000 о

2008 2009 2010 2011 2012

Годы

Рисунок 1 - Туристские прибытия в Мексику из Российской Федерации [11]

В 2008 году Мексику посетили 12 021, в 2009 году 11 600, 2010 году 27 137, в 2011 году 41 944, в 2012 году 77 034 гражданина России. Соответственно с запуском первого чартерного рейса в конце 2009 года существенно изменило картину туристских прибытий россиян в Мексику. Существовавшее некоторое сокращение туристских прибытий в 2009 году

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

5

к 2008 году на 421 человека (3,5%) сменилось ростом в 2010 году к 2009 на 15 537 человек (134%), в 2011 году к 2010 на 14 817 человек (55%), в 2012 году к 2011 на 35 090 (84%) [11].

На сегодняшний день маршрут Москва - Канкун - Москва, помимо ОАО Авиакомпания «Трансаэро», обслуживают ОАО «Аэрофлот -Российские авиалинии», ОАО «Оренбургские авиалинии» и ООО «Северный ветер» [4 - 7].

Таким образом, очевидно, что запуск чартерных программ оказывает благоприятное влияние на развитие массового туризма и рост туристского потока. Исходя из этого, авторы рекомендуют туроператорским компаниям, работающим на отправку иностранных государств в Россию рассмотреть возможность организации чартерных рейсов в Россию, в первую очередь в такие значимые туристские центры как Москва и Санкт-Петербург.

Целью Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» является удовлетворение потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Одной из задач для достижения указанной выше цели является «Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках» [8]. Одной из важных проблем при продвижении туристского продукта РФ на мировом туристском рынке, является необходимость оформления въездной визы для граждан широкого круга стран. Многие страны, такие как страны Европейского Союза, США, Канада и другие взаимно отменили въездные визы для граждан друг друга при туристских поездках при пребывании сроком до 90 дней в течение полугода. Соответственно, при прочих равных условиях, граждане этих стран выберут в качестве дестинации своей поездки безвизовую страну. При таком выборе РФ, являющаяся для граждан многих стран визовой страной, остается в

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

6

проигрыше. Сложность кроется не в самой необходимости оформления визы, а в содержании самого процесса ее получения. При получении визы заявитель сталкивается со следующими основными проблемами:

1. Необходимость сбора документов согласно требованиям консульского учреждения, выдающего визу;

2. Необходимость личного посещения консульского учреждения при подаче и получении документов, а так же записи на их подачу;

3. Загруженность консульских учреждений и, как следствие, большие очереди при подаче документов.

Казалось бы, подобная ситуация должна возникать и у россиян при выборе страны для очередной туристской поездки, но многие иностранные государства нашли эффективное решение данной проблемы. Выходом из указанной ситуации явилось открытие визовых центров иностранных государств по всей территории России. Странами, открывшими визовые центры, стали: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Исландия, Италия, Литва, Мальта, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция. Визовые центры представлены в таких городах как Владивосток, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Краснодар, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Сочи, Уфа, Хабаровск и других городах. Список этих стран, а так же городов, в которых присутствуют визовые центры, растет год от года. При этом визовые центры являются филиалами частных компаний. Ведущими из них являются VFS Global и Visa Management Service. В данной ситуации выиграли и заявители и государства, выдающие визы. Рассмотрим подробнее названные выгоды.

Для государств:

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

7

1. Открытие подобных центров не стоило странам, интересы которых они представляют, ни копейки. Все риски так же лежат на компаниях-организаторах визовых центров;

2. Государства не теряют контроля за выдаваемыми визами, так как решение о выдаче визы принимается дипломатическими миссиями тех или иных стран в России. При этом, в случае необходимости сохраняется возможность вызова заявителя в консульское учреждения для проведения собеседования и прояснения сомнительных моментов. Визовые центры лишь принимают документы от заявителей, проверяют наличие все требуемых документов и их соответствие требованиям консульств, передают документы, посредством привлечения тех или иных курьерских компаний в консульские учреждения;

3. Помимо этого консульские учреждения избавляются от большей части заявителей, так как теперь они заполняют визовые центры, появилась возможность сокращения расходов на персонал, освободились ранее занятые приемными отделами площади.

Для заявителей:

1. Ускорился процесс сдачи документов на визу, сократились очереди;

2. Была упразднена процедура записи на подачу документов, существовавшая в консульских учреждениях;

3. Исчезла необходимости посещения консульских учреждений иностранных государств, расположенных в одном или нескольких крупных городах и вместе с ней исчезли солидные расходы не поездки в эти учреждения;

4. Появилась возможность подачи документов на визу через третьих лиц либо через курьерские компании, что так же экономит время заявителей.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

8

Преимущества открытия визовых центров очевидны. Рассмотрим позитивные изменения, произошедшие после открытия российских визовых центров за рубежом на примере Финляндии. Визовые центры были открыты компанией VGS Global в Хельсинки, Турку, Лаппеенранта и Мариехамне в период с 29.04.2011 г. по 12.05.2011 г. [2]

Рисунок 2 - Число граждан Финляндии, посетивших Россию в период с 2009 по 2012 год (по данным Федерального Агентства по туризму РФ) [10]

Таким образом, мы видим, что число граждан Финляндии, посетивших Россию ранее снижавшееся (в 2010 году Россию посетило на 4% меньше граждан Финляндии, чем в 2009 году) после открытия визового центра существенно возросло. Так, прирост турпотока в 2011 году по отношению к 2010 вырос на 20%, а в 2012 году по отношению к 2011 году - на 14%. В абсолютных цифрах рост составил 198 898 и 164 095 человек соответственно в 2011 и 2012 году. Соответственно, граждане Финляндии положительно отреагировали на открытие у них российских визовых центров [2].

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

9

Так же стоит упомянуть, что наравне с подачей документов в визовый центр, у граждан Финляндии, а так же юридических лиц, включая профессионалов туристского бизнеса, сохраняется возможность подачи документов в соответствующее консульское учреждение России в Финляндии. Это обстоятельство является немаловажным, так как при подаче документов через визовый центр, заявителю нужно оплатить его услуги, соответственно стоимость визы для туриста в этом случае возрастает. Например, при оформлении визы в визовом центре в Финляндии размер сервисного сбора составляет 21 евро.

Помимо положительных моментов с открытием визовых центров возникают и некоторые неприятные ситуации. Рассмотрим некоторые из них:

1. В некоторых странах, где работают российские визовые центры, например, в Соединенном Королевстве, Франции, Эстонии, Южной Корее и некоторых других, подать документы напрямую в консульское учреждение России невозможно. Вследствие этого, заявители и туристские компании вынуждены подавать документы в визовых центрах и оплачивать их услуги, независимо от их желания. Такая ситуация нарушает антимонопольное законодательство;

2. Интересы России за рубежом представляют различные компании, такие как VFS Global, Visa Handling Services, Invisa Fiduciary Services, Twim Inversions 2008 и другие. По мнению автора, это не совсем правильно, так как различные юридические лица при своей деятельности применяют различные методы работы, вследствие чего процесс обработки заявлений о выдаче визы в Россию в разных странах отличаются при единых методах обработки заявлений российскими консульскими учреждениями. Помимо этого, такие компании как Twim Inversions 2008, Visa Handling Services и Invisa Fiduciary Services за свою недолгую деятельность неоднократно подвергались критике СМИ в государствах, на

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

10

территории которых они ведут свою деятельность. Это не идет на пользу имиджу Российской Федерации как туристской дестинации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Ассоциация Туроператоров России [Электронный ресурс]: офиц. сайт

Ассоциации Туроператоров России. - М.: Ассоциация Туроператоров России, 2015. -Режим доступа: http://www.atorus.ru/ratings/of state/mintur state/article/2353.html. -

18.02.2015;

2. Визовые центры России в Финляндии [Электронный ресурс]: офиц. сайт визовых центров России в Финляндии. - Хельсинки: VFS Global, 2015. - Режим доступа: http://www.vfsglobal.com/russia/finland/. - 18.02.2015;

3. ОАО Авиакомпания «Трансаэро» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ОАО Авиакомпания «Трансаэро». - М.: ОАО Авиакомпания «Трансаэро», 2015. - Режим доступа: http://transaero.ru/ru/companv/history/2009. - 18.02.2015;

4. ОАО «Аэрофлот» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ОАО «Аэрофлот». -М.: ОАО «Аэрофлот», 2015. - Режим доступа: http://www.aeroflot.ru/. 18.02.2015;

5. ОАО «МАШ» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ОАО «МАШ». - Химки: ОАО «МАШ», 2015. - Режим доступа: http://svo.aero/. - 18.02.2015;

6. ОАО «Оренбургские авиалинии» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ОАО «Оренбургские авиалинии». - Оренбург, 2015. - Режим доступа: http://orenair.ru/. -18.02.2015;

7. ООО «Северный ветер» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ООО «Северный ветер». - М.: ООО «Северный ветер», 2015. - Режим доступа: http://www.nordwindairlines.ru/. - 18.02.2015;

8. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»;

9. Самойленко А. А. Электричкой в горы / А. А. Самойленко, А. В. Твердый. - Краснодар, 2001. - 256 стр.

10. Федеральное Агентство по туризму [Электронный ресурс]: офиц. сайт Федерального Агентства по туризму. - М.: RussiaTourism.ru, 2015. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru. - 18.02.2015;

11. Inteligencia de Mercados [Электронный ресурс]: офиц. сайт Совета туристского продвижения Мексики. - Мехико: Совет туристского продвижения Мексики, 2015. - Режим доступа: http://www.siimt.com/ru/siimt/siim siom. - 18.02.2015.

Referencies:

1. Assotsiatsiya turoperatorov Rossiyi [Electronniy resurs]: ofits. sayt Assotsiatsii

turoperatorov Rossii. - M.: Assotsiatsia turoperatorov Rossii, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.atorus.ru/ratings/of state/mintur state/article/2353.html. -

18.02.2015;

2. Vizoviye tsentry Rossiyi v Finlyandii [Electronniy resurs]: ofits. sayt vizovykh tsentrov Rossii v Finlyandii. - Helsinki: VFS Global, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.vfsglobal.com/russia/finland/. - 18.02.2015;

3. OAO Aviakompaniya “Transaero” [Elektronniy resurs] ofits. sayt OAO Aviakompaniya “Transaero”. - M.: OAO Aviakompaniya “Transaero”, 2015. -Rezhym dostupa: http://www.transaero.ru/ru/companv/historv/2009/. - 18.02.2015;

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года

11

4. OAO “Aeroflot” [Elektronniy resurs]: ofits. sayt OAO “Aeroflot”. - M.: OAO “Aeroflot”, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.aeroflot.ru/ - 18.02.2015;

5. OAO “MASH” [Elektronniy resurs]: ofits. sayt OAO “MASH”. - M.: OAO “MASH”,

2015. - Rezhym dostupa: http://www.svo.aero/. - 18.02.2015;

6. OAO “Orenburgskie avialinii” [Elektronniy resurs]: ofits. sayt OAO “Orenburgskiye avialinii”. - Orenburg: OAO “Orenburgskiye avialinii”, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.orenair.ru/. - 18.02.2015;

7. OOO “Severniy veter” [Elektronniy resurs]: ofits. sayt OOO “Severniy veter”. - M.: OOO “Severniy veter”, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.nordwindairlines.ru/. -18.02,2015;

8. Postanovlenie pravitelstva RF ot 02.08.2011 g. № 644 “O Federalnoy tselevoy programme “Razvitie vnutrennego i vyezdnogo turisma v Rossiyskoy Federatsii (2011 - 2018 gody)”;

9. Samoylenko A. A. Elektrichkoy v gory / A. A. Samoylenko, A. V. Tverdiy. -Krasnodar, 2001. - 256 str.;

10. Federalnoe Agentstvo po turismu [Elektronniy resurs]: ofits. sayt Federalnogo Agentstva po turizmu. - M.: Russiatourism.ru, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.russiatourism.ru/. - 18.02.2015;

11. Inteligencia de Mercados [Elektronniy resurs] ofits. sayt Soveta turistskogo prodvizheniya Meksiki. - Mehiko: Sovet turistskogo prodvizheniya Meksiki, 2015. -Rezhym dostupa: http://www.siimt.com/ru/siimt/siim siom/. - 18.02.2015.

http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/142.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.