Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
УДК 338.48
11.00.00 Географические науки
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ НА ОСНОВЕ ГНСС-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ РЕГИОНОВ РОССИИ
Никишов Станислав Юрьевич аспирант
Кубанский Государственный Университет, Краснодар, Россия
Основной целью данной статьи является изучения возможности оптимизации затрат на транспортное обслуживание туристов и экскурсантов
Ключевые слова: ПРОГРАММНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА, АВТОМАТИЗИРУЕМАЯ СИСТЕМА ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРТОМ
UDC 338.48 Geography
GNSS-BASED TRANSPORT INFORMATION MANAGEMENT SYSTEMS IMPLEMENTATION EFFECTIVITY IN TOURISM IN THE KRASNODAR REGION AT RUSSIAN REGIONS PROMOTION
Nikishov Stanislav Yuryevich postgraduate student
Kuban State University, Krasnodar, Russia
The main goal of this article is to study tourists transport service cost optimization possibility
Keywords: PROGRAM-TECHNICAL COMPLEX, TRANSPORT COMPANY, INFORMATION SYSTEM, TRANSPORT UNIT,
AUTOMATIC SYSTEM OF DISPATCHER TRANSPORT MANAGEMENT
Помимо проблем визовых формальностей и организации чартерных перевозок, о которых говорилось ранее, в туризме имеется целый ряд значительных проблем. Одной из проблем является сокращение расходов, в частности, транспортных. Изучим проблему оптимизации расходов на автомобильном транспорте. Почти каждый тур включает в себя те или иные автомобильные услуги, например, трансферы, экскурсионное обслуживание. Подобные услуги, как правило, оказываются
транспортными и экскурсионными компаниями, имеющими в своем распоряжении ряд транспортных средств. Зачастую менеджмент таких организаций сталкивается с рядом расходов, которые можно сократить. К ним относятся:
1. Неофициальные заказы, средства от которых не попадают в кассу компании, а остаются у водителя, при этом компания несет расходы, не получая прибыль;
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
2. Хищения горюче-смазочных материалов;
3. Нерациональная логистика.
В решении таких проблем помогают информационные системы управления транспортом.
Внедрение отечественных информационных систем (ИС) управления транспортом, использующих мониторинговый инструментарий глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС, далее ГНСС) ГНСС-технологий в виде различного вида программно-технических комплексов (ПТК), дает существенный экономический эффект при их внедрении в автотранспортных предприятиях (АТП) любого типа, в том числе и туристско-экскурсионных. Его размер, получаемый в процессе лучшего управления работой парка пассажирского транспорта, определяется в основном годовым эффектом (Эп) за счет прямого прироста выполняемой транспортной работы
.^ = (_s0-s)-(G+JG), (1)
Здесь:
Sq = 3/G - усредненная себестоимость выполняемой транспортной работы до внедрения ПТК, руб./(т-км);
s = (3 Ч- A3)I(G3-AG) - усредненная себестоимость выполняемой транспортной работы автопарком после внедрения ПТК, руб./(т-км);
3 = 3е Ч- зv ■ I - затраты на эксплуатацию транспорта АТП, включающую постоянную (3е) и переменную составляющую (з1' ■ I), равную произведению удельных транспортных затрат на общий пробег, руб.;
АЗ = З3 - прирост затрат АТП на внедрение и эксплуатацию средств ПТК, руб.
G = д'У' I' $ - объем выполняемой транспортной работы до внедрения ПТК, т- км;
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
ЛС = ($ +Лд)-(у-\-Лу)-(1+Л)-({3 + Ар) - прирост объема выполняемой транспортной работы после внедрения ПТК, выраженный изменением соответствующих показателей, т- км,
тд£д,1,У,Р^8,Д1,Ду>Др - грузоподъемность (т), пробег (км), коэффициенты использования грузоподъемности и пробега усредненной транспортной единицы (ТЕ), а также соответствующие им приращения эксплуатационных показателей по результатам внедрения ПТК.
Подставив в выражение (1) составляющие технико-экономические показатели и произведя ряд соответствующих преобразований, окончательно имеем
= Sr
+ .
-З-З3
(2)
или в развернутом виде
rg+Ag у+Ау L+AL
3
I
Р
(3)
В реальных условиях, монтаж и наладка средств ПТК в АТП происходит обычно не всегда в полном объеме и не на всех ТЕ сразу, а осуществляется неравномерно в течение некоторого, определенного договорными условиями, периода времени Т. Для исключения искажения экономического эффекта в формулу (3) вводится расчетное количество ТЕ, учитывающее продолжительность работы только той части автопарка, которая охваченная средствами ПТК, тогда
= к ■ 3
9
уУАу 1+А1 У (
-О-*-
(4)
Здесь:
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
к = 27=1^ /Г - коэффициент, определяющий расчетное количество ТЕ,усредненноепо продолжительности работы -ых ТЕ, подключенных к ПТК в анализируемый период Г, где:
п - общее (списочное) количество ТЕ в АТП, шт.;
Т - период времени, в течение которого происходило внедрение ПТК в АТП или любой период времени выбранного для анализа экономического эффекта, мес.;
Т±<Т - продолжительность работы i-ой ТЕ подключенной к ПТК в течение анализируемого периода времени Г , мес.
Для корректности расчета срока окупаемости (Ток) и равномерности возмещения капиталовложений на приобретение, монтаж и наладку ПТК к величине прямого экономического эффекта необходимо добавить амортизационные отчисления основных средств (фондов), входящих в состав этого комплекса. Срок окупаемости ПТК с учетом экономического эффекта от прямого прироста транспортной работы составит
Т0К = К/(^ + Г), (5)
где:
К - сумма капитальных вложений на приобретение, монтаж и наладку средств ПТК, руб.;
- сумма амортизационных отчислений, руб.
Расчет экономического эффекта, представленный формулой (4), учитывает только основной прямой эффект, получаемый АТП только за счет прироста составляющих транспортной работы в процессе функционирования ИС на базе внедренного ПТК. В реальности, особенно на начальной стадии внедрении ИС - стадии информационно-справочной системы, когда реализуются, в основном, только мониторинговые функции, т.е. функции учета и контроля, эффект получаемый по отдельным составляющим транспортной работы может быть не столь
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
существенным. В этом случае, экономический эффект можно рассчитывать по отдельным доминирующим его составляющим. Так, например, полагая в (4), что прямой экономический эффект определяется в основном за счет прироста величины общего пробега транспорта, а остальные приращения эксплуатационных показателей незначительны, т.е. Лд = Лу = = 0, при
лтк = п получим
(6)
или
(7)
Но как показывает практика, на начальном этапе внедрения ПТК, существенной составляющей экономического эффекта являются не столько прямая, сколько косвенная его составляющая, определяемая, в основном, субъективными факторами. Степень влияния последних объясняется и определяется степенью улучшения качества учета и контроля за работой водителей в условиях функционирования ИС в АТП. Как правило, улучшение мониторинга работы водителей, в основном, вне АТП, ведет к значительному сокращению хищений («сливу») топлива и несанкционированных пробегов («левых» рейсов) по каждой -ой ТЕ охваченных средствами ПТК - плжк.Получаемый косвенный эффект по транспорту АТП, дополнительный к прямому, может быть оценен как
|К = Г
i=i 1ч
+
(8)
где:
Цт - средневзвешенная цена топлива, используемая в АТП, руб ./л; г? - среднемесячный объем хищения («слива») топлива на -ой ТЕ, л;
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
- среднемесячная величина сокращения несанкционированного пробега -ой ТЕ, км;
Rf - усредненный расход топлива на 100 км пробега -ой ТЕ, л/100 км;
df - среднемесячное количество дней (маш.-смен) работы i-ой ТЕ, дн.
В этом случае общий срок окупаемости средств ПТК составит
Гок = К/СЭ" (9)
Как видно, приведенный расчет экономического эффекта оперирует усредненными по автопарку эксплуатационными и техникоэкономическими показателями, что вносит существенную величину погрешности в их итоговые значения и серьезно затрудняет расчет эффекта даже по маркам транспорта. В условиях функционирования ИС, появляется возможность оперативного (в реальном масштабе времени) учета и контроля выполняемой транспортной работы и вести дифференцированный анализ экономического эффекта вносимого каждой ТЕ АТП. Реализация такого анализа, в дальнейшем, естественно, потребует расчета не только общей себестоимости выполняемой транспортной работы отдельных ТЕ, так и отдельных составляющих ее статей, с последующей их группировкой по маркам транспорта, их специализации, назначению и видам.
На основе приведенной методологии расчета экономической эффективности работы автотранспорта, автором был подготовлен образец такого расчета в виде приложения (форма 1) к прайс-листу для ИС «АвтоТрекер» [1], уже несколько лет внедряемых на базе ГНСС в Южном федеральном округе России в рамках автоматизируемых систем диспетчерского управления транспортом (АСДУ-транспорт).
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
ООО "ЮжнаяМониторинговая Компания", г. Краснодар Форма -1 АвтоТрекер-Дистрибьютор, ЗАО "РусскиеНавигационные Технологии", г. Москва Расчет годовой экономии при внедрении ИС " АвтоТрекер" за счет снижения косвенных потерь по автопарку (из-за хищений топлива, пусто-порожних и несанкционированных пробегов, а также потерь рабочего времени)
Наименование исходных данных Обозна- чение Значение Ед-ца изм-я Источник данных
1 Объем снижения хищения ("слива") топлива по каждой ТЕ за месяц 15 л экспертная оценка
2 Величина снижения пусто-порожнего пробега по каждой ТЕ за рабочий день (машино-смену) 50 км экспертная оценка
3 Величина снижения несанкционированных ("левых") пробегов по каждой ТЕ за месяц 60 км/мес. экспертная оценка
4 Среднемесячное количество рабочих дней (машино-смен) водителя (при длительности одной машино-смены 8 час) 22 дн. нормативно-справочная информация (НСИ)
5 Количество ТЕ в автопарке п 10 шт. НСИ
6 Средневзвешенная цена топлива, используемого в автопарке 25 руб./л НСИ
7 Усредненный расход топлива на 100 км пробега ТЕ 15 л/100км НСИ
8 Среднемесячная зарплата водителя (с учетом начислений) 19 999 руб./л НСИ
9 Средняя по автопарку эксплуатационная скорость ТЕ 40 км/час. НСИ (на анализируемый период времени)
Расчетные технико-экономические показатели Значение Ед-ца изм-я Алгоритм расчета
1. Расчет годовой экономии из-за снижения хищений топлива в АТП
10 Объем снижения хищений топлива по автопарку за год 1 800 л =12*ст.1*ст.5
11 Экономия стоимости хищений топлива по автопарку за год 45 000 руб. =ст.6*ст.10
2. Расчет годовой экономии из-за снижения пусто-порожних пробегов транспорта АТП
12 Величина снижения пусто-порожних пробегов транспорта за год А 132 000 км =12*ст.2*ст.4*ст.5
13 Объем эконимии топлива из-за снижения пусто-порожних пробегов транспорта за год 19 800 л =ст.7*ст.12/100
14 Экономия стоимости похищенного топлива по автопарку за год 495 000 руб. =ст.6*ст.13
3. Расчет годовой экономии из-за снижения несанкционированных пробегов транспорта АТП
15 Величина снижения несанкционированных пробегов транспорта автопарка за год 7 200 км =12*ст.3*ст.5
16 Объем экономии топлива из-за снижения несанкционированных пробегов транспорта автопарка за год 1 080 л =ст.7*ст.15/100
17 Экономия стоимости топлива израсходованного на несанкционированные пробеги транспорта за год 27 000 руб. =ст.6*ст.16
4. Расчет годовой экономии из-за снижения условных потерь рабочего (оплачиваемого) времени водителей
18 Суммарные потери топлива по автопарку за год 22 680 л =ст. 10+ст.13+ст.16
19 Величина снижения условного пробега, эквивалентного потерям топлива по автопарку за год 151 200 км =100*ст.18/ст.7
20 Снижение потерь рабочего времени, эквивалентные условному пробегу по автопарку за год 21,477 мес. =ст.19/(8*ст.4*ст.9)
21 Экономия стоимости оплаченного времени водителей, эквивалентное условному пробегу транспорта автопарка за год 429 524 руб. =ст.8*ст.20
Итоговая годовая экономия по АТП - 996 524 руб. =ст. 11 +ст. 14+ст. 17+ст. 22
Предприятие - Расчет выполнил -Дата -
Подпись ФИО
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
Рисунок 1 - Приложение к прайс-листу для ИС «АвтоТрекер» [1]
Но, в отличие от вышеизложенной методологии расчета экономической эффективности, данный пример ориентирован не на прирост выполняемой транспортной работы, а только на снижение потерь (в основном, косвенных) по автопарку, причем непосредственно в виде прямого расчета годового экономического эффекта, получаемого от внедрения конкретной ИС. Алгоритм расчета экономического эффекта приведен в виде логической последовательности отдельных формул, изложенном на уровне понятном любому инженерно-техническому работнику АТП, для исходных данных, взятых на конец 2013 года, для абстрактного автопарка.
Приведенный расчет применим для любых АТП, внедряющих АСДУ-транспорта, с использованием различных видов ПТК на базе ГНСС-технологий, например [2 - 4] или других аналогичных систем.
Список литературы
1. ОАО «Русские навигационные технологии» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ОАО «Русские Навигационные Технологии». - М.: ОАО «Русские навигационные технологии», 2015. - Режим доступа: http://www.autotracker.ru/. - 18.02.2015;
2. ООО «Южная мониторинговая компания» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ООО «Южная мониторинговая компания». - Краснодар: ООО «Южная мониторинговая компания», 2015. - Режим доступа: http://www.umk-
krasnodar/autotracker/. - 18.02.2015;
3. ООО «ГИСинг Гео» [Электронный ресурс]: офиц. сайт ООО «ГИСинг Гео». - Краснодар: ООО «ГИСинг Гео», 2015. - Режим доступа: http://www.injgeogis.ru/. -18.02.2015;
4. Российское представительство компании Cisco Systems [Электронный ресурс]: офиц. сайт Российского представительства компании Cisco Systems. - СПб.: Российское представительство компании Cisco Systems, 2015. - Режим доступа: http://www.cisco.ru/. - 18.02.2015.
Referencies
1. OAO “Russkie navigatsionniye tekhnologii” [Electronniy resurs]: ofits. sayt OAO “Russkir navigatsionniye tekhnologii”. - M.: OAO “Russkie navigatsionniye tekhnologii”,
2015. - Rezhym dostupa: http://www.autotracker.ru/. - 18.02.2015;
2. OOO “Yuzhnaya monitoringovaya kompaniya” [Elektronniy resurs]: ofits. sayt
OOO “Yuzhnaya monitoringovaya kompaniya”. - Krasnodar: OOO “Yuzhnaya
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf
Научный журнал КубГАУ, №112(08), 2015 года
monitoringovaya kompaniya”, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.umk-
krasnodar/autotracker/. - 18.02.2015;
3. OOO :GISing Geo” [Electronniy resurs]: ofits. sayt OOO “GISing Geo”. -Krasnodar: OOO “GISing Geo”, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.ingeogis.ru/. -18.02.2015;
4. Rossiyskoye predstavitelstvo kompanii Cisco Systems [Elektronniy resurs]: ofits. sayt Rossiyskogo predstavitelstva kompanii Cisco Systems. - SPb.: Rossiyskoye predstavitelstvo kompanii Cisco Systems, 2015. - Rezhym dostupa: http://www.cisco.ru/. -18.02.2015.
http://ej.kubagro.ru/2015/08/pdf/143.pdf