shutterstock/photasstock
ГЛОНАСС не догонишь
Компания «Русские навигационные технологии» (РНТ) — один из мировых лидеров систем мониторинга и контроля автотранспорта. Мы беседуем с гендиректором компании Иваном Нечаевым.
Виктория
мусорина
Телеметрия — совокупность технологий, позволяющая производить удаленные измерения и сбор информации для предоставления ее оператору или пользователю. Для сбора данных обычно используют датчики со специальным встроенным модулем связи либо устройства связи с объектом, к которым подключаются датчики.
Всеобщий мониторинг
— Вы утверждаете, что именно РНТ стояла у истоков формирования в России рынка услуг телеметрии и даже вошла в Топ-10 мировых компаний. Что это за услуги, в чем их суть?
— Наш основной продукт — система ГЛОНАСС/GPS мониторинга и контроля транспорта «АвтоТрекер». Идея создания системы и самой компании принадлежит ее основателю и одному из главных акционеров Борису Са-товскому. В 2000 году у него угнали автомобиль, после чего и появилась мысль о создании устройства, помогающего отслеживать местонахождение машины. Вместе с группой единомышленников — выпускников МФТИ (в ней находился и Иван Нечаев. — Ред.) — началась работа над созданием такого устройства. В качестве передатчика был выбран GPS, который располагался в салоне машины, а в качестве получателя — обычный мобильный телефон, на него и приходили оповещения о местонахождении GPS-передатчика. Был написан специальный софт — программное обеспечение, которое позволило обрабатывать и использовать полученные данные.
Сегодня мы предлагаем продукт, который состоит из автомобильного бортового блока, к нему подключают специализированные датчики, контролирующие процесс и стиль вождения, закрытие/открытие дверей, количество израсходованного топлива, подъем кузова, температуру в рефрижераторе, вращение бура на нефтяных установках. При помощи приемника системы позиционирования (ГЛОНАСС/GPS) бортовой блок выполняет сбор и первичную обработку данных. Через телефонную сотовую сеть он отправляет результаты вычислений на сервер диспетчерского центра. Таким образом, устанавливается местоположение нужного объекта и осуществляется контроль работы водителя и самой техники.
Подобная технология лежит в основе систем трекинга, то есть мониторинга автотранспорта, которыми и пользуются на рынке телеметрии.
— Вы используете две параллельно работающих системы — GPS и ГЛОНАСС. Зачем это нужно?
— Наличие двух параллельно работающих систем — огромный плюс для наших клиентов, потому что именно это обеспечивает лучшее качество сигнала. Что еще могут наши решения? Они позволяют автоматизировать документооборот, автоматически выписывать и вести учет путевых листов для водителей коммерческого автотранспорта, отслеживать соблюдения контрольных точек по путевому листу, учитывать расход горюче-смазочных материалов, рабочее время водителей и даже выявлять причины простоя автомобиля. Благодаря этому «АвтоТрекер» позволяет снижать большое количество издержек при управлении транспортным парком. В первую очередь, система позволяет снизить трудозатраты, а также число простоев и «левых» рейсов. Скажем, система сама определяет автомобили, которые находятся к клиенту ближе всего, отправляет ему оповещение и позволяет, например, таксисту сообщать оператору о своем прибытии, неполадках, контролирует оплату проезда.
Не так давно мы выиграли конкурс на создание комплексной автоматизированной навигационно-диспетчерской системы для управления транспортом в компании «МРСК Центр». Стоимость проекта — порядка 120 млн руб. В наши задачи входило снижение расходов на эксплуатацию транспортного парка (его объем — 5 тыс. единиц техники) и повышение эффективности его работы. При помощи «АвтоТрекера» была создана территориально-распределенная система на 389 рабочих мест, в состав которой вошел головной диспетчерский центр и 10 региональных диспетчерских. В этих структурах и будет осуществляться планирование работы транспорта, визуальное слежение на электронных картах местоположения и перемещения автомобилей и спецтехники. При этом система мониторинга призвана формировать отчеты, дающие полную картину использования транспорта во всех подразделениях компании. В случае роста транспортного парка заказчика мы предусмотрели возможность масштабирования системы.
Доля компании «Русские навигационные технологии» на российском рынке телеметрии, по ее собственным данным, составляет 28%. Ближайшие конкуренты —
«М2М телематика», ЕНДС, ГК «Скаут», «Автограф». По данным компании, к концу 2011 года ее бортовыми блоками было оснащено 143 тыс. автотранспортных средств. Компания активно развивает свое присутствие более чем двух десятках стран (Украине, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Египте, Монголии, Бразилии и др.).
Важно, что наша система трекинга интегрируется в любые системы автоматизации, которые использует предприятие, например в 1С. Стоимость внедрения системы — порядка 15-17 тыс. руб. на автомобиль.
— Как можно оценить экономическую эффективность системы трекинга?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что функциональность «АвтоТрекера» позволяет получать экономический эффект на пяти уровнях: экономия на операционных издержках, контроль логистики, создание единого информационного пространства, безопасность и экологичность.
К примеру, экономия на операционных издержках предполагает контроль дисциплины водителя во время рейса, заправки топлива, использования корпоративного транспорта исключительно в рабочих целях и пр. Именно это и позволяет более эффективно управлять транспортом за счет операционных издержек. В зависимости от типа предприятия экономия составляет 15-30% от общей стоимости владения транспортными средствами. Объем дополнительной экономии, связанной с оптимизацией логистики, составляет примерно 20%. Представьте, что у вас 100 машин, которые на следующий день должны обслужить тысячу заявок по разным адресам. Наша система позволяет оптимизировать маршруты: для каждой машины система «прописывает» оптимальную последовательность обслуживания заявок и следования по маршруту.
Основной экономический эффект линейки решений, связанных с экологией, заключается в экономии 5-7% от стоимости владения автопарком. Технология, уже успешно используемая в Европе, такова. У каждого автомобиля есть регламент: когда переключать скорость, как тормозить, как ускоряться, когда на трассе нужно включать систему круиз-контроля и т.д. Перед водителем размещаются две лампочки, красная и зеленая. Пока водитель едет и горит зеленая лампочка, это означает, что он соблюдает экологичный режим движения, прописанный производителем грузовика. Как только включается «красный режим», наша система фиксирует и сигнализирует о нарушении.
На управлении единым информационным пространством компания может сэкономить еще порядка 10%. Принцип работы прост: все данные о работе автопарка передаются в корпоративную систему — единое информационное пространство. Эти данные могут использоваться другими приложениями или группироваться в различные аналитические отчеты, что является основой для принятия управленческих решений.
компания «русские навигационные технологии» была основана в 2005 году. согласно предварительным итогам деятельности за 2011 год, консолидированная неаудированная выручка компании составила 679,6 млн руб., увеличившись в сравнении с 2010 годом на 52%. Большая часть выручки (84%) пришлась на продажи оборудования. оставшиеся 16% обеспечили «облачные» услуги и работы по технической
поддержке поставленных систем. выручка от продажи оборудования рнт за рубежом увеличилась по сравнению с 2010 годом на 180%. госсектор приносит 40% капитала. в числе клиентов — сбербанк россии, роснефть, «Алроса», Мосметрострой. по итогам 2011 года системой «Автотрекер» было оборудовано в три раза больше единиц транспорта за рубежом, чем за аналогичный период 2010 года.
— Как известно, у рядового водителя довольно много способов «экономии»: от отключения холодильников в грузовых отсеках до слива топлива. Способна ли система стимулировать к экономии не только владельцев, но и водителей?
— Действительно, задача преодолеть сопротивление водителей — одна из самых сложных. Каждый третий водитель старается вывести из строя либо бортовые блоки, либо подключенные к ним датчики. Но есть стимулы и для этой категории людей: это, как правило, мотивация повышением заработной платы в случае честного труда. Конечно, часть водителей — до 20% — при введении нашей системы попросту увольняются. Но в целом качество управления парком существенно повышается.
— Могут ли ваши решения быть интересны обычным автолюбителям?
— Думаю, вряд ли. Исключение — владельцы двух-трех машин с водителями. Такие люди хотят знать, куда и когда поехали автомобили, в каких целях используют их личный транспорт. Подобным клиентам мы предлагаем услугу мониторинга перемещения транспорта.
— В прессе периодически появляются предложения разных чиновников привязать уплату транспортного налога к пробегу автомобиля, по принципу «больше ездишь — больше платишь». Могли бы ваши системы технически поддержать подобные инициативы?
— Разумеется. В последние годы мы наблюдаем все больше государственных инициатив, связанных с обеспечением транспортной безопасности, в области страхования и налогообложения, где системы мониторинга могут и должны быть задействованы в обязательном порядке. Это неразрывно связано и с господдержкой развития отечественной системы ГЛОНАСС. Сейчас невозможно игнорировать технологические достижения в области спутникового контроля транспорта, и в ближайшем будущем такие глобальные проекты получат свою реализацию.
Бразильские перспективы
— Решение, которое было создано РНТ, предполагает наличие не только софта, но и плат, чипсетов (набор микросхем. — Ред.). Что вы делаете своими силами?
— Мы используем азиатские и европейские чипсеты, однако сборка ведется на российских заводах. К сожалению, все комплектующие — импортные, поскольку аналогичных по функциональности отечественных либо нет, либо у них слишком высокая стоимость. Проектирование плат,
дизайн наших устройств и прошивку мы выполняем самостоятельно. Мы бы не хотели раскрывать первоначальный объем инвестиций, вложенный в разработку продукта: он создавался несколько лет, а первый клиент появился у нас еще в процессе доработки системы. Им стала компания «Дон-Строй», у которой был автопарк из сотен машин и требовался жесткий контроль их использования.
— К 2005 году, когда вы стали активно выходить на рынок, в России уже были итальянские и израильские системы. Какие были преимущества у молодой российской разработки?
— Решения наших конкурентов были рассчитаны на работу с охранными сигнализациями. Был и соответствующий круг клиентов — частные физические
ИТАР-ТАСС
«Мы создали методику постоянного отслеживания местонахождения автотранспорта и анализа полученных от него данных — трекинг-систему».—
лица. Мы же пошли по другому пути: по сути, создавали новый для России рынок постоянного отслеживания местонахождения автотранспорта и анализ полученных данных — трекинг-системы. Замечу, что в начале 2000-х годов в России еще только запускали GPRS, а мобильная связь была очень дорогой. Наши решения сразу стали интересны не столько физическим лицам, сколько крупным компаниям, например, строительным и нефтедобывающим.
— Спустя всего пять лет после создания, в июле 2010 года, РНТ разместила 18% акций на ММВБ, выручив при этом около 300 млн руб. Для чего потребовалось размещение?
— Нам было необходимо стать более прозрачными как для российских клиентов, так и для зарубежных рынков. Ведь когда приходишь к заказчику, способному подписать многомиллионный контракт, для него крайне важно, с какой компанией вступать в длительные отношения.
Также IP0 открыла нам путь на зарубежные рынки. Сегодня мы активно развиваем присутствие в 22 странах мира. В основном нам интересны страны с развивающимися рынками, потому что в развитых очень высок
уровень конкуренции. Активный интерес к нашим решениям проявляют в государствах СНГ, арабском регионе, Северной Африке и Латинской Америке. В настоящий момент доля продаж на зарубежных рынках в общем объеме выручки занимает порядка 5%.
— В 2011 году к вашим двум зарубежным представительствам — в Египте и украине — добавился офис в Бразилии. Эта страна привлекательна для вашего бизнеса?
— Дело в том, что в начале 2012 года в Бразилии вступил в силу закон, согласно которому все новые транспортные средства должны быть оснащены бортовым оборудованием спутникового мониторинга. При этом в первом полугодии 2011 года Бразилия вышла на 5 место в мире по объемам продаж автомобилей. В ближайшие годы мы планируем открыть представительства и в других странах Латинской Америки, которая нам крайне интересна. По данным международной аналитической компании C.J. Driscoll & Associates, в 2010 году объем рынка мониторинга транспорта всей Латинской Америки составлял порядка $1,5 млрд, а к 2014 году прогнозируют рост до $3 млрд. Мы поставляем на бразильский рынок двухсистемные — ГЛОНАСС/GPS — терминалы для спутникового мониторинга транспорта. В будущем планируем производить подобное оборудование непосредственно на территории самой Бразилии. Доля РНТ в уставном капитале компании Gisline Rastreamento Ltd. (офис в Сан-Паулу. — Ред.) 51%, еще на 49% она принадлежит частным российским инвесторам, имя которых мы бы не хотели раскрывать.
«АвтоТрекер» дает возможность сигнализировать диспетчеру о нештатных ситуациях.
Контролем нахождения груза в автомобиле при помощи радиометок пользуются владельцы транспортных компаний по всей России.
рнотохряЕвв
— Как выглядит стратегия развития бразильского офиса?
— Ключевые задачи нашей бразильской компании — сертификация своих решений в Национальном агентстве телекоммуникаций Бразилии, получение прочих разрешений, необходимых для работы на местном рынке, формирование и подготовка команды. В течение года РНТ рассчитывает нарастить штат представительства до 18-20 человек, а поначалу многие функции будут отданы на аутсорсинг. К 2017 году мы предполагаем занять не менее 25% бразильского рынка, который сегодня на 65% контролирует 15 бразильских компаний.
Вдали от Северной Африки
— Вы продаете свои решения по всему миру. Наблюдаются ли характерные черты для российского, европейского, азиатского рынков?
— Самая востребованная для развивающихся рынков функциональность системы связана с экономией на операционных издержках. Преимущественно на российском рынке мы продаем решения в области логистики, в связи с недостатком в нашей стране качественного образования в данной сфере. А вот решения, связанные с управ-
лением единым информационным пространством, пользуются одинаково высоким спросом на всех рынках.
Пока исключительно для европейских потребителей мы предлагаем линейку, связанную с безопасностью. В течение определенного времени собираем информацию о стиле вождения человека (как он набирает ускорение, как тормозит, пристегивается или нет, включает ли ближний свет, сколько делает резких торможений и пр.), а также информацию о пробеге транспортного средства, полученную с телематических систем автомобиля. Эти данные учитываются при расчете индивидуальных тарифов по автострахованию. В Европе такая практика заключения страховых договоров получила название Рау-Аэ-Уои-Рпуе, то есть «плати-как-ездишь». Страховщикам технология «умного страхования» помогает сохранить максимально возможный объем резервов, снизить риски для бизнеса, предотвращать страховые мошенничества, а также уменьшить стоимость полисов для покупателей. Автовладельцам наша телематическая система поможет не только значительно экономить при оформлении полиса (в случае аккуратного вождения), но и быстрее разрешать спорные вопросы при наступлении страхового случая. Дело в том, что данные, полученные с телематических систем автомобиля, сокращают сроки разбирательств по каждому страховому случаю. Соответственно уменьшается период получения клиентом страховых возмещений. В свою очередь это повышает лояльность клиентов к страховой компании. В Европе такая практика существует давно, и с каждым годом количество договоров в среднем растет на 25%. Интересно, что эти решения крайне востребованы и в Северной Африке. Россия же в самом начале пути становления «умного страхования». Случается, что решения, связанные с безопасностью, покупают и в России, но, как правило, клиентами являются западные компании, ведущие в нашей стране бизнес.
— Какова доля каждой линейки решений в общем объеме продаж компании?
— 80% приходится на продажи решений в области экономии на операционных издержках управления единым информационным пространством и логистикой. Порядка 15% занимают решения, связанные с безопасностью, оставшиеся 5% — доля экологической функциональности.
— В чем заключается конкурентное преимущество ваших решений в сравнении с аналогичными, созданными на более развитом европейском рынке?
— Специфика Европы, в отличие от России, заключается в том, что там нет крупных парков транспорта, там дисциплинированные водители и владельцы автопарков. Они не нуждаются в огромном количестве дополнительных датчиков. В России же датчиками машину буквально обвешивают: владельцу хочется контролировать как можно больше функций. Поэтому на массовый зарубежный рынок можно продавать несложные технологии, связанные с безопасностью, определением местоположения. А в России мы реализуем намного более сложные решения, связанные с логистикой и управлением единым информационным пространством.
Диалог внутри салона
— В 2011 году РНТ разработала технологическую платформу нового поколения, на которой основаны все новые разработки и решения компании в области
Интеллектуальный бортовой блок и схема работы системы ГЛОНАСС/СРБ мониторинга «АвтоТрекер» для удаленного контроля транспорта.
бортового оборудования и интеллектуальных бортовых сетей. Чем эта технологическая платформа отличается от более ранней версии?
— Первая ключевая вещь — создание специальной технологии, так называемых слотов расширения, позволяющих нам добавлять любые элементы и датчики, необходимые клиенту, и при этом не менять ничего в цикле программного устройства. К примеру, кто-то хочет иметь на грузе метку по технологии, а кто-то желает получать дополнительную информацию, например об уровне давления в шинах автомобиля, через спутниковые каналы данных. Все это можно добавить, не меняя цикла производства основного устройства.
Второе ключевое изменение — создание беспроводных каналов связи внутри самого автомобиля. Таким образом, все датчики, которые находятся внутри машины, «общаются» с центральным устройством не по проводам, как раньше, а по беспроводному каналу.
— Как это выглядит в реальной жизни?
— Что обычно контролируют у автомобильного рефрижератора? Открытие/закрытие двери и температуру внутри самого «холодильника». Чтобы обеспечить контроль, нужно было поставить в салоне кнопку, провода к которой тянулись 10-12 м. Отдельный провод нужно было
никовая система
Inmarsat
ФОТОБАНК ЛОРИ
тянуть в салон, отдельный — к температурному датчику. Монтаж занимал пять-шесть часов. Сейчас все очень просто: кнопка крепится в салон, там же находится и температурный датчик, а с рефрижератором они «общаются» по воздуху. Происходит это следующим образом: если дверь открылась, кнопка «сообщит» температурному датчику о необходимости наблюдения за температурой внутри «холодильника».
— В конце ноября 2011 года РНТ запустила полномасштабный сервис управления движущимися объектами из «облака». Каковы первые результаты и стратегия развития этого направления?
— Наша «облачная» платформа называется АТ Web 2.0, сам сервис развернут на базе арендованной вычислительной инфраструктуры. Уже сформировался «пул» клиентов, получающих мониторинг транспорта из «облака». Если сегодня мы осуществляем мониторинг транспорта, составляем оптимальный маршрутный лист, то скоро сможем решить и проблему неоптимальной загрузки машины: то есть когда в одну сторону она идет полная, а в обратную, порой сотни километров, — пустая. Но это бизнес-задача иного уровня. Для того чтобы появился спрос на такие решения, сначала рынок должен насытиться не столько «облачными» сервисами, сколько традиционными системами телеметрии. Несмотря на то что российскому рынку телеметрии уже 12 лет, уровень проникновения технологий в России составляет не выше 5-7% от всего автопарка страны, тогда как в Европе порядка 12-13%, а в США — около 20%.
— Как вы оцениваете динамику российского рынка телеметрии?
— Мы прогнозируем рост на 50% ежегодно. В целом темпы увеличения рынка ГЛОНАСС/вРЭ — систем управления наземным транспортом — в определенной степени характеризуют объемы производства бортовых блоков системы «АвтоТрекер». Если в 2009 году мы произвели 24 тыс. блоков (стоимость одного — 15-17 тыс. руб.), в 2010-м — 41 тыс., то в 2011 году — уже 56 тыс. Причем 42 тыс. уже эксплуатируют в реально работающих системах. Мне кажется, что главные стадии рынок трекинга уже прошел. Мы начинали с объяснения, что такое трекинг и зачем он нужен, затем боролись с конкурентами по техническим показателям. Я считаю, что через четыре-пять лет мы догоним объем сегодняшнего американского рынка. Мы уже входим в Топ-10 крупнейших мировых компаний в сегменте телеметрии по количеству оборудованного транспорта.
— Как изменится рынок трекинга в ближайшем будущем?
— Думаю, что в ближайшие три-четыре года появится новое поколение решений, позволяющих уменьшить размеры самих чипсетов и энергопотребление в нашей системе. Пока
конкуренция на рынке телеметрии развивается на уровне сервисов.