Научная статья на тему 'Некоторые проблемы, связанные с обучением студентов факультета изобразительных искусств и дизайна цветоведению, их диагностика и решение'

Некоторые проблемы, связанные с обучением студентов факультета изобразительных искусств и дизайна цветоведению, их диагностика и решение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЦВЕТОВЕДЕНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / МОНОТИПИЯ / АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Валерьевна

Данная статья посвящена проблеме развития изобразительных способностей на занятиях по цветоведению, диагностики положительных и отрицательных факторов влияющих на данный процесс. Статья подготовлена на основе теоретических исследований отечественных ученых, а так же на данных, полученных в ходе изучения проблемы на базе факультета изобразительных искусств и дизайна в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы, связанные с обучением студентов факультета изобразительных искусств и дизайна цветоведению, их диагностика и решение»

УДК 378.016:745

Кузнецова Екатерина Валерьевна

ассистент кафедры изобразительного искусства

Дальневосточного государственного гуманитарного университета

manul.1987@mail.ru

Kuznetsova Ekaterina Valerivna

Assistant of Department of Fine Arts of

Faculty of Fine Arts and Design

Far Eastern State University of Humanities

manul.1987@mail.ru

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБУЧЕНИЕМ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА ЦВЕТОВЕДЕНИЮ,

ИХ ДИАГНОСТИКА И РЕШЕНИЕ

SOME OF THE PROBLEMS ASSOCIATED WITH TEACHING STUDENTS OF FINE ARTS AND DESIGN CHROMATICS, THEIR DIAGNOSIS AND SOLUTION

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития изобразительных способностей на занятиях по цветоведению, диагностики положительных и отрицательных факторов влияющих на данный процесс. Статья подготовлена на основе теоретических исследований отечественных ученых, а так же на данных, полученных в ходе изучения проблемы на базе факультета изобразительных искусств и дизайна в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.

Ключевые слова: обучение, развитие, способности, изобразительные способности, цветоведение, творчество, монотипия, абстрактная композиция, декоративная живопись.

Abstract: This article is about to the development of visual abilities in the classroom by Chromatics. Diagnostic positive and negative factors affecting the process. Paper is based on theoretical studies of domestic scientists, as well as on the data obtained during the study of the problem on the basis of the Faculty of Fine Arts and Design in the Far Eastern State University of Humanities. Keywords: training, development, skills, visual skills, chromatics, creativity, monotype, abstract composition, decorative painting.

Для студентов изобразительных специальностей, обучающихся в Вузе, предмет цветоведение является одним из основных. Его изучение целесообразно начинать на первом курсе, так как он даёт те базовые знания работы с цветом, которые используются и развиваются на других дисциплинах изобразительного профиля. Так же цветоведение развивает у студентов изобразительные способности (например, тонкость цветоразличения), без

которых крайне сложно обучаться изобразительному искусству. Изобразительные способности - система врожденных и выработанных операциональных качеств, обеспечивающих успешную изобразительную деятельность.[2]

Успех учебной и творческой работы студентов, а так же их дальнейшей профессиональной деятельности напрямую связан с теми упражнениями, которые им приходится решать в ВУЗе. Среди них изучение цветового контраста и цветового нюанса, ознакомление с вариантами цветовых гармоний, применение пространственных свойств цвета и т.д. На занятиях по цветоведению на факультете изобразительных искусств и дизайна (ФИИД) студенты получают знания об ахроматической цветовой растяжке, физике цвета, цветовом круге, контрасте, нюансе, о признаках цвета (тоне, насыщенности и светлоте) и так далее. В результате овладения дисциплиной цветоведение студент узнаёт истоки эмоционально-психологического значения цвета, изменение основного цвета предмета под влиянием разных видов освещения, изменение натурального цвета предмета под влиянием воздушной среды, типологию композиционных средств и их взаимодействие: цвет и цветовую гармонию, основы теории и методологии проектирования в декоративно-прикладном искусстве. Он научается приемам объемного и графического моделирования формы объекта и соответствующей организации проектного материала, методами изобразительного языка, приемами колористики.

Через изучение цветоведения формируется межпредметная связь между многими дисциплинами изобразительного профиля. Студент на практике наблюдает актуальность приобретенных им знаний и умений, что является очень важным моментом в формировании у него интереса к учебе.

Важным фактором полезности той или иной дисциплины является её постоянное развитие и адаптация к тем требованиям, которые предъявляются ученику современным миром. Основываясь на этом умозаключении, нами было проведено исследование на базе Дальневосточного Государственного Гуманитарного Университета (ДВГГУ), на факультете изобразительных искусств и дизайна (ФИИД). Восьмидесяти семи студентам второго, третьего, четвёртого и пятого курсов специальностей учитель ИЗО, мастер ДПИ и Дизайнер, был предложен анонимный опросник, направленный на выявление их отношения к цветоведению и уровня знаний по данной дисциплине. Цель опросника была сформулирована как - изучение изобразительных способностей студентов ФИИД на занятиях по цветоведению.

В ходе проведенного исследования выявилось, что большая часть респондентов (75%) отдаёт предпочтение педагогам, использующим в своей деятельности систему Неменского Б.М.. Системы Кузина В.С. и Неменского Б.М. являются основными в отечественной методике обучения изобразительному искусству. Преподаватели соответствующих дисциплин делятся на сторонников эстетическо-гуманистической системы, направленной на общее культурное развитие ребёнка (Мелик-Пашаев А.А., Неменский Б.М. и

др.) и традиционной с акцентом на формирование технических навыков рисования (Кузин В.С., Ростовцев Н.Н., и др.).

Также, согласно проведенным исследованиям у студентов ФИИД на занятиях по цветоведению, желание учиться стимулирует творческие задания, но снижает требовательность к аккуратности работ. Так как интерес к тому или иному виду деятельности является важным условием развития способностей, с ней связанных (по данным исследований таких учёных как: Мясищев В.Н., Платонов К.К., Станкин М.И. и др.), данный результат требовал осмысления, анализа и соответствующих действий.

Аккуратность работ студентов так же будет оставаться критерием оценки, однако её следует сделать менее значимым фактором, выведя на первое место осознанность студента в производимых им манипуляциям с цветом, его знания и умение их применять. Так же переосмысления требует форма задания. Ведь понятие контраста, нюанса и тождества можно изучить, выполняя не просто серию «выкрасов», а интересную творческую работу. В подобном задании будут решаться более сложные задачи, и проявится тесная связь цветоведения с другими дисциплинами изобразительного профиля. При этом будут удовлетворены как требования педагога, так и желания студента.

Интересно, что творческий подход к заданиям по цветоведению находит своё воплощение в создании абстрактных картин и монотипии. Например, исследователь Панксенов Г.И. предлагает следующие задания, опробованные им в педагогической практике: для обучения композиции с участием унитарных цветов используется декоративная абстрактная живопись; для изучения психологического воздействия цвета на зрителя применяются монохроматические композиции; на композициях из родственно-контрастных цветов взаимосвязь проводится с музыкальными аккордами; монотипия дополняет упражнения, развивая у учеников абстрактное мышление.[3]

Абстрактная композиция и монотипия не являются единственным вариантом. Например, декоративная живопись может быть так же использована, как форма подачи задания. Её применение в системе обучения изобразительному искусству нашло отражение во многих учебных программах, например в разработках Немеского Б.М.

Таким образом, можно сделать вывод, что периодический контроль интереса, связанный с выявлением отношения студентов к тому или иному предмету, проводимый в форме анонимного опросника, анкеты и т.д., помогает выявить существующие в обучении проблемы, сделать процесс развития способностей более эффективным. Также большое значение имеет внимание педагога к форме подачи материала, контроля его усвоения. Однообразие в данной области снижает интерес студентов к учёбе и, соответственно, понижает уровень развития их способностей.

Литература:

1. Аксенов, Ю.Г. Цвет и линия. 2-е исправленное и дополненное изд./ Ю.Г. Аксенов, М.М. Левидова. - М.: Советский художник, 1986.

2. Мясищев, В.И. Психология отношений. / В.И. Мясищев, А.А. Бодалева. - М.: Институт практической психологии, Воронеж, 1995.

3. Панксёнов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. / Г.И. Панксёнов. - М.: Академия, 2007.

4. Современный словарь по педагогике. - М.: Современное слово, 2001.

Literature:

1. Aksenov, Y.G. Color and line. 2nd revised and enlarged ed. / J.G. Aksenov, M.M. Levidova. - Moscow: Soviet Artists, 1986.

2. Myasishchev, V.I. Psychology of relationships. / V.I. Myasishchev, A.A. Bodaleva. - M.: Institute of Applied Psychology, Voronezh, 1995.

3. Panksenov, G.I. Painting. The shape, color, image: studies. allowance for stud. high. thin. educational institutions. / G.I. Panksenov. - Moscow: The Academy, 2007.

4. Modern Dictionary of pedagogy. - Moscow: The modern word, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.