Некоторые проблемы реализации субъективных конституционных обязанностей в Российской Федерации
Проценко София Евгеньевна, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Российская Федерация)
студентка 2-го курса юридического факультета; e-mail: 210055@edu.fa.ru. Проценко Валентин Андреевич, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Российская Федерация)
студент 2-го курса юридического факультета; e-mail: 206528@edu.fa.ru. Научный руководитель:
Нардина Оксана Владимировна, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Российская Федерация)
доцент Департамента международного и публичного права юридического факультета; e-mail: OVNardina@fa.ru.
Аннотация
Исследование конституционно-правовых обязанностей человека и гражданина является значимой для конституционного права тематикой. Связано это с тем, что вместе с субъективными правами юридические обязанности составляют конституционно-правовой статус личности.
Авторский коллектив, проанализировав современное законодательство, а также практику Конституционного Суда РФ, предпринял попытку всестороннего исследования проблем реализации конституционных обязанностей граждан в Российской Федерации. Ключевые слова: конституционные обязанности, граждане, правовое государство, совершенствование законодательства.
Implementation of Constitutional Duties of a Person and a Citizen in the Russian Federation: Problems and Ways to Resolve Them
Sofia E. Protsenko, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation)
BA Student, Faculty of Law; e-mail: 210055@edu.fa.ru.
Valentin A. Protsenko, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation)
BA Student, Faculty of Law; e-mail: 206528@edu.fa.ru. Academic Supervisor:
Oksana V. Nardina, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russian Federation) Associate Professor of the Department of International and Public Law; e-mail: OVNardina@fa.ru.
Abstract
The study of the constitutional and legal duties of a person and a citizen is a significant topic for constitutional law. This is due to the fact that, together with subjective rights, legal obligations constitute the constitutional and legal status of an individual. The team of authors, having analyzed modern legislation, as well as the practice of the Constitutional Court of the Russian Federation, attempted a comprehensive study of the problems of the implementation of constitutional duties of citizens in the Russian Federation.
Keywords: constitutional duties, citizens, the rule of law, improvement of legislation.
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, являющиеся ключевыми элементами правового статуса личности, занимают центральное место в юридической науке. При этом доктринальные основы, теоретически обосновывающие необходимость их реализации, зачастую вступают в конфликт с осуществлением указанных прав и обязанностей на практике. Новые аспекты социально-политической действительности, как правило, требуют юридически правильного и корректного подхода к реализации обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Данное обстоятельство имеет большое значение в случаях восстановления справедливости, гармонии, порядка в обществе, а также при обеспечении безопасности и защите основных прав, свобод и интересов граждан, которые принадлежат им по закону.
Рассматривая институт обязанностей, стоит отметить, что существует ряд проблем, которые обуславливают множество обстоятельств, препятствующих полноценному выполнению требований государства, закрепленных в Конституции РФ1. Среди основных необходимо выделить описанные ниже.
Во-первых, при реализации конституционных обязанностей особое внимание необходимо уделять отношению человека к их исполнению. В. В. Ковалёв и А. В. Мелкумян считают, что зачастую люди игнорируют предписания государства, тем самым создавая конфликт с органами исполнительной власти [4, с. 102].
Г. В. Брыжинская же в своих работах рассуждает над возможным решением проблемы пренебрежительного отношения к правовым нормам, утверждая, что практику по формированию у граждан знаний в правовой сфере и формирование правового сознания нужно начинать с семьи, так как в самом скором времени подрастающее поколение будет образовывать правовое государство [2, с. 100].
Так, в современном мире существует проблема нерационального использования природных богатств, при том что государство уделяет большое внимание обеспечению экологической безопасности2. В Российской Федерации осуществляется ряд мер, которые направлены на выявление экологических нарушений, а также их пресечение. Однако количество противоправных действий в этой сфере только увеличивается. В связи с этим существует тенденция к усилению мер ответственности по отношению к лицам, нарушившим законодательство в области охраны окружающей среды, то есть к тем, кто игнорирует реализацию обязанности, закрепленную в ст. 58 Конституции РФ. Так, например, ухудшается экологическая ситуация в Северо-Западном Федеральном округе РФ, что связано с проблемами безответственного обращения с отходами промышленных предприятий, высоким уровнем криминализации данной сферы. По этому поводу секретарь Совета безопасности РФ Н. П. Патрушев заявил, что «крайне важно обеспечить неотвратимость наказания и ужесточить ответственность в области экологических правонарушений» [6].
Во-вторых, в нормативных правовых актах отсутствуют нормы, определяющие конкретные способы реализации обязанностей. Под эту категорию, например, подпадает обязанность получения гражданами основного общего образования, которая закреплена в ч. 4 ст. 43 Конституции РФ. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»3 и иных актах, раскрывающих указанную
1 Конституция РФ: принята на всеобщем голосовании 12 декабря 1993 г. (с изм. от 1 июля 2020 г.). Российская газета, 1993 (25 декабря).
2 См., например, Указ Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176. «О стратегии экологической безопасности РФ на период до 2025 г.». Российская газета, 2017 (20 апреля). Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 «Об утверждении государственной программы РФ „Охрана окружающей среды"» (с изм. от 30 июля 2021 г.). Собрание законодательства РФ, 2014. № 18 (часть III). Ст. 2171 и др.
3 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 1 сентября 2021 г.). Российская газета, 2012 (31 декабря).
конституционную норму, в основном говорится о реализации права на образование, создании органами государственной власти и местного самоуправления социально-экономических условий для его получения. При этом об обязанности родителей или законных представителей обеспечить получение детьми основного общего образования, а также о способах ее реализации ничего не сказано и санкции за неисполнение отсутствуют.
В-третьих, отдельные граждане сознательно уклоняются от реализации конституционных обязанностей, несмотря на наличие ответственности в законодательстве. Данную проблему наиболее отчетливо иллюстрирует уклонение граждан РФ от обязанности защищать Отечество, которая закреплена в ст. 59 Конституции РФ. Несмотря на то, что за уклонение от прохождения военной службы в ст. 328 Уголовного кодекса РФ4 предусмотрены достаточно серьезные виды наказания: штраф до 200 000 рублей, принудительные работы на срок до двух лет либо лишение свободы на срок до двух лет — ежегодно по всей России от службы уклоняются около 5000 граждан мужского пола [3]. Так, в Кемеровской области гражданин, признанный годным к военной службе, при отсутствии законных оснований для освобождения от нее, не исполнил возложенную на него обязанность несения военной службы по призыву и был осужден судом Яшкинского районного суда Кемеровской области5.
В-четвертых, обязанность закреплена не в одном нормативном правовом акте, а в нескольких, что может приводить к их противоречивому толкованию, затрудняет реализацию обязанности, делает ее содержание непонятным для граждан. Так, например, конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) раскрывается в Налоговом кодексе РФ6 (далее — НК РФ), но разъяснения по оплате налогов и сборов могут содержаться в подзаконных нормативных актах. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пп. ,,д" п. 1 и п. 3 ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ"» отмечается, что законодательство о налогах должно быть понятным для населения7. Неопределенность в налоговом законодательстве может привести к нарушению прав отдельных граждан либо к уклонению от исполнения обязанности платить налоги. В системе законодательства о налогах отводится место и актам Федеральной налоговой службы, которые носят информационно-разъяснительный характер. Содержащиеся в них предписания для налогоплательщиков нормативно не обязательны. Однако территориальные налоговые органы обязаны следовать предписаниям Федеральной налоговой службы РФ8.
В то же время в самом Налоговом кодексе РФ некоторые положения сформулированы недостаточно четко. Так, в ст. 6 есть формулировка, которая гласит, что нормативный правовой акт по вопросам налогов, сборов, страховых взносов признается не соответствующим НК РФ, если такой акт противоречит общим началам и/или буквальному смыслу конкретных положений Кодекса. Это может ввести налогоплательщика в заблуждение, создать препятствия в его взаимоотношениях с государственными органами.
4 Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изм. от 1 декабря 2021 г.). Российская газета, 1996 (18 июня).
5 Приговор от 10 марта 2021 г. по делу № 1-16/2021. Судебные и нормативные акты. Официальный сайт. URL: https://sudact.ru/regular/doc/rem6O6iOYAJt/ (дата обращения: 9 декабря 2021 г.).
6 Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 2 июля 2021 г.). Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3824.
7 Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пп. „д" п. 1 и п. 3 ст. 20 Закона РФ „Об основах налоговой системы в РФ"». Вестник Конституционного Суда РФ, 2001. № 3.
8 Постановление Конституционного Суда РФ от 31 марта 2015 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде РФ" и абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой ОАО „Газпромнефть"». Российская газета, 2015 (13 апреля).
В-пятых, существуют проблема в области соблюдения обязанности уважения прав и свобод других лиц, которая закреплена в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Невыполнение данной обязанности зачастую обусловлено преследованием личных, общественных, национальных и иных интересов. Так, например, в 2014 г. в Нефтекумском районе Ставропольского края школьниц не пустили на занятия в хиджабах, ссылаясь на то, что по законодательству наша страна не является мусульманским государством [1]. Однако Р. А. Лепшокова, исследуя указанный факт, отметила, что Россия, являясь светским государством, должна учитывать права и интересы людей, исповедующих разные религии. По ее мнению, «необходимо создать орган, который учитывал бы интересы граждан других национальностей и другого вероисповедания» [5, с. 43].
Также стоит отметить, что совершенствование законодательства не будет являться гарантией соблюдения обязанностей гражданами без воспитания в них правовой культуры. Привитие правовых принципов, которые будут соответствовать государственным и общественным ценностям, позволит наиболее эффективно реализовать законодательную базу государства и интегрировать ее в общество.
Таким образом, проблемы, возникающие при реализации обязанностей, указывают на необходимость совершенствования законодательства. Более четкое и корректное нормативное правовое регулирование позволит эффективно развиваться конституционному институту обязанностей, прав и свобод человека и гражданина. Что, в свою очередь, обеспечит стабильность конституционного строя и жизни общества в целом.
Литература
1. Брежицкая Е. Ставропольский суд отказал в иске по хиджабам. Российская газета, 2013 (22 марта).
2. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации. Перспективы науки, 2015. № 11 (74). С. 100-102.
3. Гаврилов Ю. В. Минобороны назвали число уклоняющихся от армии призывников. Российская газета, 2015 (4 апреля).
4. Ковалёв В. В., Мелкумян А. В. Механизм и проблемы реализации обязанностей человека и гражданина в РФ. Гуманитарные и юридические исследования, 2014. № 3. С. 101-103.
5. Лепшокова Р. А. Проблемы реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина на примере Ставропольского края. Проблемы в российском законодательстве, 2014. № 1. С. 42-45.
6. Петров И. Некоторые полигоны промотходов — это экологические бомбы. Российская газета, 2018 (18 сентября).