Научная статья на тему 'Некоторые проблемы процесса профессиональной социализации студентов обучающихся по специальностям экономической направленности (таможенное дело)'

Некоторые проблемы процесса профессиональной социализации студентов обучающихся по специальностям экономической направленности (таможенное дело) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Елена Владимировна

Профессиональная социализация непосредственно связана с вопросами социализации и становления личности. В статье сделана попытка исследовать некоторые проблемы профессиональной социализации студентов, обучающихся по специальностям экономической направленности, в частности по специальности «таможенное дело». Автором показана необходимость взаимосвязи процесса обучения, производственной практики и рабочего процесса. Для минимизации профессиональных рисков, сохранения интереса к специальности предложен ряд рекомендаций, направленных на профессиональную социализацию в процессе обучения в высшем учебном заведении, а также непосредственно в реализации полученных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы процесса профессиональной социализации студентов обучающихся по специальностям экономической направленности (таможенное дело)»

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

Попова Елена Владимировна

Доцент кафедры «Таможенное дело и ВЭД» Московского социально-экономического института

E-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

(ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО)1

Аннотация.

Профессиональная социализация непосредственно связана с вопросами социализации и становления личности.

В статье сделана попытка исследовать некоторые проблемы профессиональной социализации студентов, обучающихся по специальностям экономической направленности, в частности по специальности «таможенное дело».

Автором показана необходимость взаимосвязи процесса обучения, производственной практики и рабочего процесса.

Для минимизации профессиональных рисков, сохранения интереса к специальности предложен ряд рекомендаций, направленных на профессиональную социализацию в процессе обучения в высшем учебном заведении, а также непосредственно в реализации полученных навыков.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, экономическая специальность, молодой специалист, высшее учебное заведение, производственная практика, профессиональная идентификация.

Popova Elena Vladimirovna

Associate Professor of the Department "Customs and Foreign Trade" of the Moscow Socio-Economic Institute E-mail: [email protected]

SOME PROBLEMS OF THE PROCESS OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS LEARNING IN SPECIALTIES OF THE ECONOMIC DIRECTION (CUSTOMS)

Abstract.

Professional socialization is directly related to the issues of socialization and personal development.

The article attempts to explore some of the problems of professional socialization of students studying in the field of economic orientation, in particular in the specialty "customs".

1 «Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №№ 16-06-00925

Теория и методика профессиональной социализации студентов, обучающихся по специальностям экономической направленности».

The author shows the need for the relationship of the learning process, practice and work process.

To minimize professional risks, maintain interest in the specialty, a number of recommendations aimed at professional socialization in the process of learning in higher education, as well as directly in the implementation of the skills.

Key words: socialization, professional socialization, economic specialty, young professional, high school, work experience, professional identity

Вся наша жизнь состоит из вопросов и ответов. Вопросы, которые мы задаем сами себе, наверное, чаще всего: «Быть как все?» или «Быть индивидуальным, оставаться самим собой»? С одной стороны два взаимоисключающих мотива, но, в то же время, именно это взаимоотрицание лежит в осно-веразвитии личности и ее социализации.

Социализация — это сложный процесс освоения человеком окружающей его реальности: с правилами, которые действуют в обществе, элементами культуры и духовными ценностями. Объективная оценка этих мотивов позволяет человеку адаптироваться и социализироваться в обществе как индивид.

Термин «социализация» стал использоваться в научных кругах лишь сконца XIX века, когда социология начала оформляться в самостоятельнуюдисциплину. Этот термин упоминался в работах таких видных социологов, как Э. Дюркгейм, Г. Тард, М. Ве-бер и ряда других, однако родоначальни-комэтого понятия считается американский социолог Э. Гиддингс. По его мнению, можно говорить о социализации и в случаях общения и освоения с миром ребенка, и в случаях возникновения симпатий при знакомстве и общении между собой уже взрослых людей, кроме того, социализация логически продолжает процесс «оценивания», «использования» и «характеризации».2

Современная же теория социализации исходит из научных трудовГ.Тарда, который считал что социализация это процесс «включение индивида в нацию (народ) путем достижениясходства в языке, образовании, воспитании с другими индивидами, со-

ставляющими общество»3. Он также одним из первых сопоставил освоениелюдьми общественных ценностей с процессами социального имежличностного взаимодействия.

Социализация индивида находит свое отражение в его социальном статусе в обществе и процесс его социальной идентификации. Главным в этом процессе, конечно, является то общество, в котором проходит процесс роста индивида, ведь именно окружающие его социальные группы и является стимулом к его развитию (или же деградации).

Механизм действия социализации построен во времени, охватывая разные этапы жизни человека, начиная с малых групп и получения начальных знаний о мире, и продолжая на уровне больших групп, когда сфер общения о получения знаний и представлений становится все больше. И в том и в другом случае задействованы механизмы социализации, в качестве которых выступают семья, друзья, однокурсники, преподаватели, коллеги и работодатели, организации и компании.

Именно окружение зачастую влияет на выбор школы, института, профессии, будущего места работы.

Так, например, среди абитуриентов и студентов, имеющих достаточно высокий социальный статус, (который является, как правило, следствием высокого уровня дохода семьи, занятием определенных должностей родителями), считается обязательным получение образования в престижных высших учебных заведениях (далее, ВУЗах) страны. Кроме того, именно фактор дохода, определяет и выбор профессиональной на-

2 О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/ Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite]

3 Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард.— М.: Академический проект, 2011..

правленности, который в настоящее время обусловлен не только социальными факторами, но и экономическими. Выбирая будущую профессию, кто-то руководствуется возможностью последующего успешного трудоустройства, кто-то оценивает наличия военной кафедры в ВУЗе или обязательного распределения, кто-то — делает выбор между отечественным и иностранным образованием.

В настоящее время специальность «таможенное дело» получает все большее распространение в силу следующих причин: закончив ВУЗ по такой специальности, выпускник получает квалификацию не бакалавра, а специалиста. Кроме того, в последнее время государственная службы приобретает все большую популярность среди молодых специалистов, и получение специальности «таможенное дело» дает возможность трудоустройства в таможенные органы.

Развиваясь и достигая определенного возраста, возникает необходимость в профессиональной социализации.

Профессиональная социализация строится на базовом восприятии индивида обществом, его роли в этом обществе — то есть социализации в целом, и тех профессиональных навыков, которые приобретаются в ходе получения профессии или специальности. Именно поэтому нельзя разделять эти два процесса или рассматривать их обособленно, самостоятельно друг от друга.

Более того, необходимо обратить особо внимание на место социализации в профессиональном развитии и адаптации личности, а именно на тот факт, что вопросы профессиональной социализации затрагивает три среды: студенческую, преподавательскую и среду работодателя. У каждого представителя своей среды свои функции, цели, источники развития, в то же время достижимый результат есть эффективное взаимодействие, построенное на феномене социализации как таковом.

Профессиональная социализации является одним из наиболее важных элементов вторичной социализации индивида, она по-

могает ему войти и адаптироваться в новой для него роли профессионала своего дела.

К особенностям профессиональной социализации можно отнести, во-первых, то, что этот процесс не ограничен временем. Человек растет и развивается всю жизнь, получая на каждом этапе своего развития разные навыки, умения и знания.

Во-вторых,— профессиональная социализация сопряжена с профессиональным самовоспитанием. Обращаясь к предыдущему тезису хотелось бы его скорректировать- человек растет и развивается всю жизнь при условии, что он сам предпринимает к этому определенные усилия. Очень сложно научить школьника, а тем более студента,— если он не хочет учиться.

В практике автора статьи были примеры студентов, которым очень сложно давались профессиональные предметы, попытка «вызубрить, заучить» — как правило, не давала результата. И одновременно были студенты, для которых процесс получения знаний и их восприятие позволяли «хватать на лету».

Профессиональная социализация является одним из важных элементов социализации индивида. На наш взгляд можно выделить две важных составляющих профессиональной социализации: получение профессионального опыта в определенной области знаний и получение опыта общения, знание делового этикета. При этом очень важно, что бы профессия приносила удовольствие ее заниматься, в этом случае происходит и социальный рост индивида, который позволяет ему не оглядываться на конкурентов. С точки зрения межличностных отношений в коллективе важны понятия взаимосвязи и взаимозаменяемости, как профессиональной, так и человеческой. Профессиональная взаимосвязь и взаимозаменяемость позволяют эффективней решать трудные задачи, дают осознание того, что всегда есть тот, с кем можно посоветоваться. Личностные отношения позволяет миновать психологические барьеры, обеспечить комплексные решения, которые буду способствовать развитию общего дела.

Ситуация которая сейчас складывается в экономической жизни страны накладывает на будущих специалистов в этой отрасли особые требования.

В реализации профессиональной социализации неизменно возникает процесс «социального ожидания», в котором можно выделить ожидание индивида и ожидание общества.

В ожиданиях индивида есть две цели — получение профессиональных навыков и умений, а также приобретение определенного социального статуса — должности, уровня доходов и жизни.

В зависимости от того, как расставлены приоритеты — мы получаем совершенный разный тип профессиональной социализации. При этом, разумеется нельзя забыть об обществе — которое, ожидает от индивида как профессиональных знаний и так и установление определенной роли в жизни общества.

Таким образом, структурно-функциональный подход в изучениифеномена молодого специалиста должен быть рассмотрен с учетом профессиональных и межличностных отношений, в формальной и неформальной среде.

Профессиональная социализация — это, с одной стороны, процессвхождения индивида в профессиональную среду, овладение стандартами иценностями профессионального сообщества, а с другой — процесс ак-тивнойреализации накопленного профессионального опыта4.

То есть успешная профессиональная социализация студента — это не только успешное выполнение профессиональных трудовых обязанностей, но и неформальное взаимодействие людей, которое зачастую позволяет более глубоко овладеть профессиональным компетенциями. В качестве примера, можно привести результаты преддипломной практики студентов специальности «таможенное дело», которую они проходят как в государственных органах (та-

4 Перинская, Н.А.Социальная идентичность как ре

ская.— М.: Социум, 1998.— С. 37.

можнях), так и в коммерческих организациях являющихся таможенными представителями или транспортно-экпедиторскими компаниями. Полученные теоретические знания пропускаются через призму практики с учетом особенностей их применения на конкретном предприятии. В то же время необходимо отметить, что иногда не правильно выбранное место прохождения практики приводит к отторжению от профессии, так как студент получает отказ в помощи, профессиональном взаимодействии и возникает ситуация — «не мое место». Такие проблемы, к сожалению чаще всего возникают при прохождении практики в таможнях и на таможенных постах.

Как правило, профессиональные сообщества объединяют специалистов работающих в одной области, имеющих единую систему ценностей и социальных нормативов, и именно это делает процесс управления профессиональной социализацией одной из главных задач системы высшего образования.

Зачастую, именно социокультурная среда ВУЗа определяет то самое специфическое пространство, в котором происходит становление студента. Автор статьи, имея опыт и практику преподавания в различных учебных заведениях г. Москвы, обратил внимание, что зачастую именно ВУЗ в лице декана факультета, заведующих кафедрами, кураторов групп определяет психологическое состояние студента, которое сказывается на его желании учиться и обучаться, овладевать новыми навыками и стараться применить полученные навыки на практике. В тех ВУЗах, где взаимодействие указанных руководителей со студентами отсутствует или находится на минимальном уровне, студенты, как правило, достаточно несерьезно относятся к процессу овладения знаниями или не совсем делают попытки расширить студенческий минимум при прохождении практики.

Развивая компетентностный подход, руководители направлений в ВУЗах посто-

ьтат профессиональной социализации / Н.А.Перин-

янно расширяют оббьем знаний и умение использовать их для достижения профессиональных целей. Хорошо известно — мало знать, нужно понимать, как эти знания можно использовать. Поиск работы сопряжен с возможностью представить себя — молодого специалиста — конкурентоспособным, не только с точки зрения теоретических знаний, но и демонстрации своих практических навыков. Знания и умения — это средство развития личности специалиста, который должен уметь их создавать как в профессиональной деятельности, так и для ее развития.

Остановимся на ряде проблем, возникающих в процессе профессиональной социализации:

1. Проблема перехода от обучения к профессиональной деятельности с учетом изменения механизма регулирования социально-трудовых отношений. Обучение в ВУЗе предполагает, как правило, пятидневную учебную неделю, с посещением лекционных занятий, выполнением самостоятельных работ. Некоторая часть студентов делает попытку совмещать учебный процесс с работой, не всегда по специальности, а чаще в ой отрасли, которая позволяет совмещать учебу и работу: предприятия обслуживания, курьерский компании. И в результате по окончанию ВУЗа, когда молодые специалисты попадают в профессиональную среду, соответствующую направлению образования, возникает проблема адаптации. Достаточно высокие требования современного бизнеса и государственной службы вызывают неуверенность в своих силах, зачастую необоснованную низкую оценку своим знаниям.

2. Проблема несоответствия уровня образования и квалификации фактической работе молодых специалистов. Такие случаи зачастую вызваны отсутствием связи теории и практики в образовательном процессе. Сторонники классического образования считают, что при серьезной теоретической базе выпускник ВУЗа сможет легко войти в произ-

водственный процесс. Преподаватели, которые совмещают педагогическую деятельность с рабочим процессом, зачастую сталкиваются с проблемой применения студентами теоретических знаний в практике. Многие ВУЗы сейчас пойти по пути использования в процессе обучения реальных кейсов, практических заданий, однако если эти кейсы не инкорпорированы в реальность, результативность их применения ничтожна.

3. Проблема восприятия общественных ценностей через потребительские запросы выражается зачастую, что студентом выбирается «модная, престижная» специальность, которая по их мнению может обеспечить высокий социальный статус, позволит получить высокие доходы. При этом не всегда дается оценка собственным способностям и навыкам.

4. Низкий мотивационный уровень студентов ВУЗов в профессиональной и трудовой деятельности.

Для устранения этих проблем и возможности более эффективного применения профессиональной социализации необходим комплексный подход, который должен в свою очередь включать следующие элементы:

1. Содействие в получении профессионального образования со стороны государства. Зачастую, будущий студент не может позволить себе оплачивать обучение в престижном ВУЗе, а количество бюджетных мест не всегда отражает реалии региона.

2. ВУЗами должна активней реализовы-ваться программы обучения предпринимательской деятельности, что бы работодатель был заинтересован в будущем выпускнике, так как он получает молодого специалиста с определенными практическими навыками.

3. Целесообразно разработать программу, предусматривающую квотирование рабочих мест, в частности для студентов с высоким уровнем знаний.

Это только некоторые шаги, которые бы позволили минимизировать риски профессиональной невостребованности или разочарования в профессии у молодых специалистов.

Профессионализация престает как наи-болееважный аспект процесса социализации в целом, потому что, по мере её прохождения, у индивида появляется четкое представление того, каким онхочет видеть себя в обществе, что для этого может сделать

и, таким образом, конструирует свой образ личности. А помочь ему в этом может выбор-дальнейшей профессиональной деятельности, с помощью которой возможнополучить удовлетворение, не только реализовав свой внутренний потенциал, но также и преобразовывая мир вокруг себя. Происходит распределение всистеме социальных и профессиональных связей, индивид утверждается всоциальных структурах и идентифицирует себя в соответствии с ними.

Библиографический список

1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 Ш662-р(ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // http://www.consultant.ru/cons/cgi/ onHne.cgi?req=doc; base=LAW; п=90601#0

2. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). Режим доступа: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite]

3. Перинская, Н.А.Социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н. А. Перинская.— М.: Социум, 1998.— С. 37.

4. Тард, Г. Законы подражания / Г. Тард.— М.: Академический проект, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.