В. А. КЛИМЕНКО,
доктор социологических наук, профессор,
Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Беларусь
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Рассматривается теоретическая модель профессиональной социализации студентов с учетом ее структурно-функциональной характеристики. Анализируются основные компоненты представленной модели. Разработанная модель может выступать в качестве основы для последующей разработки системы организационно-управленческих и учебно-методических подходов в обучении и воспитании студентов в высшей школе.
Ключевые слова: профессиональная социализация, студенческая молодежь, рынок труда, структурно-функциональная модель.
Значительная роль в формировании квалифицированных специалистов в высшей школе отводится такому важному социальному процессу, как профессиональная социализация. В широком социальном контексте профессиональная социализация включает, с одной стороны, профессиональное становление и развитие личности, с другой стороны, представляет процесс социального становления индивида, усвоение им социального опыта, ценностей, норм, образцов поведения с последующим воспроизводством их в ходе своей трудовой деятельности. Поэтому для более глубокого анализа необходимо развести понятие «профессиональная социализация» на два составляющих его понятия: «профессиональное становление» и «социализация».
Профессиональное становление может быть представлено как реальный социальный процесс, включающий в себя зарождение и формирование профессиональных намерений, выбор определенной профессионально-трудовой сферы, профессиональное обучение и воспитание, в период которого происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение, активное вхождение индивида в профессионально-трудовую среду и успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений, а также полную или частичную реализацию личности в самостоятельном труде, достижение ею творчества, мастерства, своего «акме» в профессиональной деятельности.
Изучение проблемы социализации индивида в отечественной науке получило два направления: социологическое и социально-психологическое. Соци-
ально-психологическое направление видит в социализации процесс усвоения индивидом в ходе онтогенеза социальных норм, ценностей культуры. Социологическое рассматривает социализацию индивида как приобретение им определенных социальных свойств для гармоничного включения в систему общественных отношений.
Исследование категории социализации с позиций социологических знаний находит отражение в работах Н. Смелзера, Г. Тарда, Г. Зиммеля, Э. Дюркгей-ма, Т. Парсонса и др. Американский социолог Н. Смелзер определяет социализацию как «процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» [1, с. 652]. Г. Тард в целом рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний через передачу людьми друг другу и усвоение ими ценностей, установок, норм и т. д. В основу этого усвоения он положил понятие «подражание», которое, по его мнению, является объяснительным принципом всей социальной жизни [2, с. 89]. Американский социолог Ф. Гиддингс также считает, что в основе функционирования социального организма лежит исключительно психическое начало. Взаимная деятельность, по его мнению, происходит через механизм внушения и подражания, посредством которых формируются общие ценности. Под влиянием общества у индивида вырабатываются групповые установки, осознание идентичности [3, с. 369]. Американский ученый Т. Парсонс представлял общество как рационально организованную и функционирующую по определенным правилам систему, главной функцией которой является ее возобновление путем биологического воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество должно выработать механизм социализации с тем, чтобы личность развила в процессе жизненного цикла адекватную мотивацию для участия в социально значимых и контролируемых образцах действия [4, с. 503]. В основе процесса взаимодействия индивида и общества в концепции французского социолога Э. Дюркгейма лежит понимание двойственной природы человека. С одной стороны, он состоит из комплекса психических состояний, которые определяют его индивидуальность, с другой - он носитель идей, чувств, привычек группы, представителем которой он является. Исходя из этого, социализация подрастающего поколения в обществе должна носить целенаправленный характер [5, с. 253]. Г. Зиммель также исходит из того, что в процессе взаимодействия индивиды объединяются в общество. В ходе такого процесса происходит познание индивидом общества и приобретение им сознания обобществления [6, с. 515].
Белорусский философ и социолог академик Е. М. Бабосов полагает, что социализация представляет собой двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой - процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения
за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта [7, с. 201]. В соответствии с такой трактовкой человек не просто усваивает социальный опыт, но и осознанно трансформирует его в собственные ценности, убеждения, установки, ориентации и т. п.
Теоретический анализ различных подходов к трактовке феномена социализации позволяет выделить в нем следующие четыре стороны: социализация как процесс инкультурации, т. е. трансляции культурно задаваемых ценностей, морально-этических норм и поведения; социализация как усвоение, интернализация социального опыта; социализация как адаптация (возможные результаты социализации); социализация как процесс конструирования, воспроизводства человеком усвоенного социального опыта. Социализация осуществляется в постоянном взаимодействии человека с обществом. Это непрерывный процесс становления и развития личности человека через освоение им материальной и духовной культуры, общественных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности. Именно посредством целенаправленного воздействия общества на личность происходит овладение ею социальными нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. В то же время на человека значительное влияние оказывает та реальная действительность, в которой постоянно он находится и воспитывается. Эта реальная действительность представляет собой конкретную социальную среду. Поэтому социализация личности осуществляется через такое взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его. В результате такого тесного взаимодействия и происходит процесс вхождения человека в социум и его приспособление (адаптация) к культурным, политическим, экономическим и другим условиям общественной жизни.
Поэтому к основным факторам, детерминирующим характер социализации, можно отнести: 1) целенаправленное воздействие общества на личность, т. е. воспитание в широком смысле слова; 2) социальную среду, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; 3) активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмысление; 4) умение сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать; 5) активное участие в практической, преобразовательной деятельности [8, с. 70].
Одним из важных измерений социализации выступает профессиональная социализация. В научной литературе существуют разные подходы к раскрытию сущности профессиональной социализации, даются различные толкования этого понятия, начиная от достаточно свободного и заканчивая более строгим научным обоснованием данного феномена. Так, российский исследователь А. Г. Красноперова считает, что профессиональная социализация личности тесно связана с подготовкой человека к профессионально-трудовой деятельности и заключается «в приобщении ее к избранной или просто при-
влекшей внимание профессии путем учебной, художественной и другой литературы, восприятия информации СМИ, рассказов родственников, знакомых, наблюдения действий профессионалов и их результатов, профессионального обучения, включения в соответствующие действия и т. д.» [9]. Данное определение, по нашему мнению, в большей степени характеризует процесс профессиональной социализации школьников. Более содержательное толкование данного социального явления, на наш взгляд, дается в работе Н. А. Перинской [10], которая предлагает понимать под профессиональной социализацией, с одной стороны, процесс вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, с другой - процесс активной реализации накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы адекватного поведения проявляются не как подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. Такого же взгляда на данный социальный феномен придерживаются С. И. Кучмиева [11], Е. С. Студеникина [12], И. В. Воробьева [13] и др. Кроме того, как подчеркивает М. В. Мигачева, профессиональная социализация представляет собой процесс развития адаптационно-интегративных характеристик личности, создающий потенциал горизонтальной и вертикальной мобильности в сфере трудовых отношений на всем жизненном пути индивида [14]. Согласно О. В. Селиверстовой, профессиональная социализация есть целостная синергетическая система [15].
В целом можно выделить следующие важные аспекты профессиональной социализации. Во-первых, профессиональная социализация является составной частью социализации личности. Во-вторых, профессиональная социализация выступает неотъемлемым этапом профессионального становления и развития индивида. В-третьих, профессиональная социализация тесно связана с профессиональным обучением и воспитанием личности. В-четвертых, профессиональная социализация личности не может эффективно осуществляться без включения самой личности в различные виды профессиональной и социальной деятельности.
Рассматривая такую составную часть социализации, как профессиональная социализация, анализируя и обобщая различные подходы к пониманию сущности, содержания, факторов, механизмов ее протекания, мы приходим к обоснованному выводу о необходимости целостного, всестороннего рассмотрения такого сложного многопланового явления, каким является профессиональная социализация молодежи, студентов. Это представляется актуальным потому, что данная социально-демографическая группа является потенциальным резервом общества, это производительная сила в будущем различных отраслей экономики, сферы культуры и науки страны. Обобщая различные подходы, профессиональную социализацию студенческой молодежи следует рассматривать как многофакторный и многоуровневый процесс усвоения индивидом специальных знаний, социальных и профессиональных навыков, про-
фессиональных норм, ценностей, профессиональной культуры с целью развития адаптационно-интегративных характеристик, которые создают необходимый потенциал для эффективного включения в профессионально-трудовую среду, успешного выполнения социальных ролей и профессиональных функций, высокой социальной и профессиональной мобильности на всем жизненном пути индивида.
Студенческая молодежь, исходя из особенностей своего психического и личностного развития, относится к такой возрастной группе, как юношество, которое начинается с 16-17 лет и заканчивается в 27-28 лет. При этом период 16-21 год является ранней юностью, с 21 года начинается и к 27-28 годам завершается поздняя юность. Этот жизненный этап индивида характерен тем, что у него наряду с другими потребностями появляются потребности в самореализации, но в будущем. Ведущим видом деятельности в психическом развитии выступает учебно-профессиональная деятельность. Как известно, «ведущий вид деятельности в психическом развитии - это такой вид, который наиболее полно удовлетворяет возрастные потребности, проявляет и развивает психические новообразования возраста, формирует сензитивную сферу психики, и внутри которого зарождается новый вид деятельности, ведущий для следующего возрастного периода (А. Н. Леонтьев). В социальном плане появляются профессиональные интересы, развивается «Я-образ», в котором закладывается элементарное «Я-профессиональное».
К началу поздней юности (к 21 году) потребность в самореализации выходит на первый план. Юноши и девушки хотят самореализоваться в жизни, достичь успехов в профессиональной жизни, создать семью, беспокоятся о материальном достатке и т. д. В этот период их переживания связаны с будущими успехами в жизни. При этом на данном возрастном этапе ведущим видом деятельности в психическом и личностном развитии выступает профессиональная творческая деятельность. Таким образом, рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», можно выделить следующие основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения: высокий образовательный уровень, высокая познавательная мотивация, наивысшая социальная активность, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости и др. В плане общепсихического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом. Если рассматривать студенчество, учитывая лишь биологический возраст, то его следует отнести к периоду юности как переходному этапу развития человека между детством и взрослостью.
Анализ результатов исследования «Профессиональная социализация студентов технических вузов» ГКПНИ «Экономика и общество», выполненного кафедрой психологии Белорусского национального технического универси-
тета, которое включало также проведение в 2008 г. социологического опроса студентов университета (опрошено 912 студентов 1-5-го курсов на 12 факультетах), позволил выявить основные этапы профессиональной социализации студенческой молодежи. Процесс профессиональной социализации студентов мы условно подразделяем на несколько последовательных этапов [11]: 1-й этап -получение и усвоение общей информации о сфере будущей профессиональной деятельности, формирование начальных представлений о будущей профессии; 2-й этап - оценка возможностей реализации целей, удовлетворения своих потребностей в данной сфере профессиональной деятельности; 3-й этап -формирование отношения к сфере профессиональной деятельности, появление интереса к профессии, получение новых знаний о ней для успешного «вхождения» в данную сферу деятельности; 4-й этап - получение всесторонней необходимой информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре, профессиональных функциях и задачах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также качествах, знаниях, умениях, навыках, которые позволят реализовать цели, удовлетворить потребности в данной сфере профессиональной деятельности; 5-й этап -осознанный выбор предпочтительных статусно-ролевых позиций в данной сфере профессиональной деятельности; 6-й этап - формирование учебной стратегии реализации целей овладения сферой профессиональной деятельности; 7-й этап - осознанная целенаправленная работа по получению необходимых знаний, формированию умений и навыков; 8-й этап - формирование и развитие необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств и способностей; 9-й этап - формирование и корректировка профессиональных диспозиций (ценностных ориентаций и установок). Вышеизложенный анализ профессиональной социализации студентов высшей школы позволяет разработать ее теоретическую модель с учетом структурно-функциональной характеристики. В научной литературе понятие «модель» трактуется как любой образ, аналог (изображение, описание, схема, план и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели), используемый в качестве его представителя [16, с. 61]. Разработка модели профессиональной социализации студентов осуществлялась нами с учетом современного развития такой важной подсистемы национальной системы образования страны, как высшее образование, социального развития особой социальной общности - студенчества и проведенного теоретического и эмпирического анализа такого социального явления, как профессиональная социализация личности (рисунок).
Профессиональная социализация личности представляет собой, с одной стороны, процесс интеграции индивида в профессиональную деятельность, профессиональную среду, обусловленный состоянием социальных структур (институтов, организаций) и особенностями их воздействия; с другой стороны, как процесс формирования психических структур индивида, регулирующих его взаимоотношения с той частью социальной среды, которая связана с профессиональной деятельностью.
Последствия осуществления профессиональной социализации
- позитивные (успешная адаптация и интеграция в профессиональную и социальную среду)
- негативные (невключенность
в профессионально-трудовую среду -профессиональное исключение)
Субъекты профессиональной социализации студентов
Непосредственные участники Участники
- студенты - преподаватели -администрация вуза -работодатели - родители - близкие родственники - друзья, сверстники - представители СМИ - трудовой коллектив
Профессиональная социализа! ;ия студентов
Составные процессы
Профессиональное становление индивида Социальное становление личности
- формирование профессиональных намерений; - выбор профессии (специальности); - профессиональное обучение; - профессиональное самоопределение; - вхождение в профессиональнотрудовую среду Усвоение: социального опыта; - системы знаний, умений, навыков; - социальных норм, ролей; - ценностных ориентаций; - образцов поведения; - ценностей культуры
Показатели (критерии) эффективности профессиональной социализации_____________________
- освоение основной образовательной программы вуза;
- сформированность профессионально-важных качеств;
- сформированность социальноличностных качеств (система ценностных ориентаций, мотивация, профессиональная направленность, жизненные планы и т. д.);
- профессиональная идентичность
Факторы профессиональной социализации студентов
Объективные (внешние) Субъективные (внутренние)
На макроуровне На мезоуровне На индивидуальном уровне
- институциализация системы технического образования; - сформированность профессионального сообщества; - востребованность специалистов технического профиля на рынке труда; - соответствие профессиональной подготовки требованиям производства; - престиж инженерных специальностей в обществе; - уровень заработной платы специалистов - информационно-образовательная среда вуза; - профессиональная ориентация молодежи на обучение в техническом вузе; - деятельность средств массовой информации; - основные компоненты учебно-воспитатель-ного процесса вуза; - различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студенческой молодежи профессиональные диспозиции личности: - социальные и профессиональные установки; - ценностные ориентации; - профессиональная направленность
Теоретическая модель профессиональной социализации студентов
Исходя из такого подхода, профессиональная социализация обусловливается как внешними (объективными), так и внутренними (субъективными) факторами данного процесса. Принимая во внимание внешние (объективные) факторы профессиональной социализации студентов, можно выделить факторы макроуровня и факторы мезоуровня. К объективным факторам макроуровня следует отнести в целом институциализацию системы высшего образования страны и качество профессиональной подготовки в ней специалистов, сформированность профессионального сообщества и профессиональной культуры, востребованность специалистов определенного профиля на рынке труда, соответствие профессиональной подготовки требованиям производства, престиж специальностей в обществе, уровень заработной платы специалистов и др.
Факторами мезоуровня выступают: профессиональная ориентация абитуриентов на получение высшего образования; информационно-образовательная среда вуза; основные компоненты учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения, работа во внеучебное время и другие виды деятельности студентов, а также различные факторы социально значимой среды жизнедеятельности студентов. В современных условиях значительным внешним фактором, оказывающим существенное влияние на процесс профессиональной социализации молодежи, выступают также средства массовой информации.
Рассматривая профессиональную социализацию как единый процесс, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами, следует подчеркнуть, что основными субъективными (внутренними) компонентами профессионализации и социализации будущего специалиста выступают профессиональные диспозиции личности (мотивы, профессиональные и социальные установки, ценностные ориентации, профессиональная направленность и др.), которые формируются на индивидуальном (личностном) уровне. В качестве непосредственных участников (субъектов) профессиональной социализации студентов выступают: сами студенты; преподаватели, которые влияют на процесс профессиональной социализации студентов путем педагогического воздействия; администрация вуза, которая управляет этим процессом; работодатели, которые осуществляют непосредственно заказ на подготовку специалистов соответствующего профиля и квалификации. Помимо непосредственных участников процесса профессиональной социализации студентов значительную роль в этом процессе играют также родители, близкие родственники, друзья, учителя школ. Значимым фактором также является трудовой коллектив, который оказывает воздействие на процесс профессиональной социализации студентов в период прохождения ими производственной и преддипломной практик, во время работы студентов на предприятиях во внеучебное время, в строительных студотрядах и т. д.
Ведущая роль в процессе профессиональной социализации студентов отводится таким компонентам, как теоретическое и практическое обучение в вузе,
научно-исследовательская, спортивно-массовая, художественная, общественно-организационная, производственно-трудовая и иная деятельность студентов. Активное отношение студентов к этим социальным механизмам позволяет им раскрыть свои способности, самовыразиться, самоутвердиться, сформировать не только профессиональные, но и социальные умения и навыки, необходимые для их будущей профессионально-трудовой и социальной деятельности. Значительная роль в профессиональном и социальном становлении будущих специалистов отводится информационно-образовательной среде вуза, включающей в себя как программно-методические, организационные и технические ресурсы, так и интеллектуальный и культурный потенциал вуза. Различные факторы социально значимой микросреды жизнедеятельности студентов также оказывают существенное влияние на профессионализацию и социализацию будущих специалистов.
Не менее важным компонентом системы профессиональной социализации студентов выступает профессиональная ориентация. Профессиональная ориентация как целостная система состоит из взаимодействующих компонентов: профинформации, профконсультации, профотбора и профадаптации, объединенных общностью цели и единством управления, и характеризуется системой мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. В выборе определенного профессионально-трудового пути (профессии, специальности, профессиональной деятельности) значительное влияние оказывают такие профессиональные диспозиции личности, как социальные и профессиональные установки, ценностные ориентации, профессиональная направленность личности, которые выступают внутренними компонентами процесса профессиональной социализации студенческой молодежи. Именно через них раскрывается для личности значимость определенной профессии, они являются детерминантой выбора и освоения профессии, регулятором поведения личности в конкретной профессиональной деятельности и т. д.
В условиях формирования, инновационной экономики, высокодинамичного рынка труда основными показателями эффективности профессиональной социализации студентов является их социальная и профессиональная конкурентоспособность и мобильность. При этом социально-профессиональная конкурентоспособность специалиста, характеризующая потенциал его восстре-бованности на рынке труда, представляет собой совокупность свойств индивида как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик. В представленной модели одним из ключевых выступает блок показателей (критериев) эффективности процесса профессиональной социализации студентов. Среди показателей эффективности основными являются: уровень освоения профессиональной образовательной программы, сформированность профессионально-важных и социально-личностных качеств (система ценностных ориентаций, социальные установки и жиз-
ненные планы), профессиональная идентичность (отождествление личности с определенной профессиональной группой, принятие их основных норм, ценностей, образцов поведения и т. п.). Последствия профессиональной социализации студентов могут быть как позитивными (успешная производственная адаптация и интеграция в профессиональную среду), так и негативными (не-включенность в профессиональную среду - профессиональное исключение) (см. рисунок).
Таким образом, в зависимости от эффективности процесса профессиональной социализации в вузе, студенческая молодежь либо интегрируется в профессионально-трудовую сферу общества, т. е. распределяется в системе профессиональных и социальных связей, утверждается в социальных структурах и самоидентифицируется с ними, либо оказывается отторгнутой, исключенной социальной группой. В целом, разработанная в рамках исследования теоретическая модель профессиональной социализации студенческой молодежи обладает определенной научной ценностью, так как позволяет наиболее системно и структурно представить изучаемое социально-психологическое явление и представляет возможности проведения дальнейших научных изысканий по данной проблематике.
Литература
1. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер; пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. - 652 с.
2. Тард, Г. Законы подражания / Г Тард; пер. с фр. - М.: Академический Проект, 2011. -
304 с.
3. История теоретической социологии: в 4 т. / отв. ред. и сост. Ю. Н. Давыдов. - М.: Канон,
1997. - Т. 1. - 496 с.
4. Американская социологическая мысль. Тексты / под ред. В. И. Добренькова. - М.: Междунар. Ун-т бизнеса и управления, 1996. - 496 с.
5. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
6. Зиммель, Г Избранное: в 2 т. / Г Зиммель. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 2. - 607 с.
7. Бабосов, Е. М. Социология. Общая социологическая теория / Е. М. Бабосов. - Минск: ДизайнПРО, 1998. - 384 с.
8. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. - 460 с.
9. Красноперова, А. Г. Профессионально-трудовая социализация в образовательном процессе комплекса / А. Г. Красноперова // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. -С. 77-79.
10. Перинская, Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации / Н. А. Перинская // Социологический сборник. Вып. 4 / Ин-т молодежи. - М.: Социум,
1998. - С. 36-40.
11. Кучмиева, С. И. Мотивационные факторы профессиональной социализации студентов в период обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. социол. наук / С. И. Кучмиева. - Волгоград: НОУ «Волгоградский институт бизнеса», 2007. - 24 с.
12. Студеникина, Е. С. Профессиональная социализация студентов в вузе: условия и процессы реализации функции: автореф. дис. . канд. социол. наук / Е. С. Студеникина. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007. - 21 с.
13. Воробьева, И. В. Особенности профессиональной социализации студентов, получающих специальность «социальная работа»: автореф. дис. ... канд. социол. наук / И. В. Воробьева. -М.: ННОУ «Московский гуманитарный университет», 2007. - 20 с.
14. Мигачева, М. В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации / М. В. Мигачева // Вестн. Самарского гос. ун-та. -2007. - № 1(51). - С. 95-101.
15. Селиверстова, О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза / О. В. Селиверстова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 91-93.
16. Шумская, Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации / Л. И. Шумская. - Минск: РИВШ, 2005. - 271 с.
V. A. KLIMENKO
THE PROFESSIONAL SOCIALISATION OF STUDENTS: A STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL
Summary
The theoretical model of students’ professional socialization with structurally functional characteristics included is examined in the article. The basic components of the introduced are analyzed. The model developed can serve as a basic one for the further development of the organization-administrative so as teaching and methodical approaches system in the high school students’ education.
Key words: professional socialization, young student, labor market, structural-functional model.
Поступила 14.11.2011 г.