Научная статья на тему 'Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности'

Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
675
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО / БУДУЩИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / STUDENTS / FUTURE PROFESSIONALS / PERSON / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шумилова Елена Аркадьевна, Андреева Евгения Владимировна

В статье рассмотрена многогранность феномена социализации в трудах западных и отечественных учёных; акцентировано внимание на проблеме недостаточно полного, одностороннего понимания процесса социализации в науке на сегодняшний день, обоснована необходимо учета данного факта при исследовании профессиональной социализации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional and substantiv features of the individual professional socialization

The diversity of the phenomenon of socialization in the works of Western and Russian scientists is considered; the attention is focused on the problem of the insufficient, one-sided understanding of the socialization process in science today, justified the need to take this into account in the study of professional socialization of students.

Текст научной работы на тему «Организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности»

Сведения об авторе: Шангареева Альбина Радиковна,

аспирант, кафедра педагогики, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Российская Федерация. Ктай: altyn.28@mail.ru

Information about the author: Shangareeva Albina Radikovna,

Postgraduate student, Department of Pedagogy, Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia.

E-mail: altyn.28@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480

Е.А. Шумилова, Е.В. Андреева

организационные и содержательные особенности профессиональной социализации личности

В статье рассмотрена многогранность феномена социализации в трудах западных и отечественных учёных; акцентировано внимание на проблеме недостаточно полного, одностороннего понимания процесса социализации в науке на сегодняшний день, обоснована необходимо учета данного факта при исследовании профессиональной социализации студентов.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, студенчество, будущие специалисты, личность, индивид.

E.A. Shumilova, E.V. Andreyeva

institutional and substantiv features of the individual professional socialization

The diversity of the phenomenon of socialization in the works of Western and Russian scientists is considered; the attention is focused on the problem of the insufficient, one-sided understanding of the socialization process in science today, justified the need to take this into account in the study of professional socialization of students.

Key words: socialization, professional socialization, students, future professionals, the person, the individual.

Исследованию процесса профессиональной социализации студентов в настоящее время препятствует неполнота, односторонность понимания процесса социализации (независимо от того, идёт ли речь о социализации вообще, либо об определённых её видах - профессиональной, политической, экономической и т.п.), характерная для взглядов представителей ведущих социологических, социально-психологических и педагогических направлений [13]. В рамках каждого подхода социализация рас-

ь

о о

X X

ф s

ю h

сматривается односторонне - либо как процесс формирования неких психических внутриличностных образований, либо как социальных ролей и статусов.

Под социализацией (от лат. socia-Ш - общественный) понимается совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как

<и s

ц

<u d

и- ГО

а р

о

о

ф о

I s

о «

го § о

ГО-&

го

ш

ф

ф ^

X

с

03 и]

(О ей О

с;

=3

<

и]

конкретно-исторического типа и субъекта социокультурных практик данного общества [11].

Понятие «социализация» стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов ХХ века в связи с повышением интереса к отношениям «человек - культура», систематическим исследованиям противоречий между практикой воспитания и требованиями общества, а также для объяснения поведения в тех или иных ситуациях представителей различных социальных групп.

Теория и практика античной социализации раскрыли содержательное наполнение основных социальных ролей, обозначили в целом ущербность для личного развития частичной (функциональной), равно как и принудительной социализации, и утвердили нравственно-гражданскую составляющую позиции человека. Следует отметить, что Аристотель обратил самое пристальное внимание на такую важнейшую сторону социализации, как самоизменение человека. Таким образом, в число наиболее важных признаков успешно социализированной личности было введено умение рационально смысло-содержательно и культурно-развивающе использовать свободное время [7]. Истоки западных теорий социализации восходят к теоретическим дискуссиям периода становления социологии. В исследованиях классической социологии главная роль в социализации индивида отводится факту социальной детерминации личности, процессам её формирования и развития [8].

Ядром концепции Э. Дюркгейма стала теория целостности и устойчивости личности, которая обеспечивается основной функцией социализации - приобщением индивида к идее «коллективного сознания» [3]. Здесь социализированной считается личность, наделённая умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных.

В концепции П. Сорокина профессиональная социализация соотносится с понятиями социальной стратификации, а также вертикальной и горизонтальной социальной мобильности. Согласно мнению Сорокина, существует три главных

основания социальной стратификации: экономическое, политическое и профессиональное. В этом случае профессиональную социализацию индивида можно рассматривать как достижение определённого профессионального статуса, вхождение в определённую «профессиональную страту». Под горизонтальной мобильностью понимается переход из одной профессиональной группы в другую, а под вертикальной - повышение или понижение профессионального статуса индивида. Из этого следует, что профессиональную социализацию можно рассматривать также и как образец горизонтальной мобильности - переход из «страты студентов» в «страту молодых профессионалов» [9].

В рамках структурно-функциональной парадигмы социализация представляет собой процесс полной интеграции личности в систему, в ходе которого происходит её приспособление. Основатель структурного функционализма Т. Пар-сонс определяет социализацию как «совокупность процессов, посредством которых люди становятся членами со-циетальной общности и устанавливают определённый социальный статус». Это понятие очень близко к определению социетальной системы Ф. Тённиса (посредством формирования социальной солидарности) [4]. Структурные функционалисты подчёркивают, что социализацию не следует трактовать как односторонний процесс воздействия среды на личность. В связи с автономизацией личности сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Для личности социализация - это продукт сочетания четырех групп факторов: 1) врождённых механизмов; 2) социальных условий; 3) сознательного, направленного образования; 4) обучения и воспитания. Т. Парсонс справедливо подчёркивает нормативно-ценностные основы процесса социализации и подразумевает формирование неких внутриличностных структур, которые позволяют индивиду выбирать из общего числа возможных поведенческих актов [6].

Теории социализации Ф. Гиддингса, теория подражания Г. Тарда, психоаналитическая концепция З. Фрейда имеют принципиальные различия в подходах к анализу механизмов социализации. В одном случае процесс социализации рассматривается как приобретение контроля над «публикой», в другом - над импульсами (сознанием) с целью адаптации к окружающей среде. Эта точка зрения была в дальнейшем пересмотрена последователями, которые придавали большое значение стилю и влиянию культуры. Так, например, А. Адлер подчёркивал творческий, активный подход личности к формированию собственной жизни и характера поведения [1]. По мнению Э. Эриксона, каждое общество создаёт свои собственные институты социализации, способствующие вхождению индивида в общество, а каждой стадии развития индивида отвечают присущие обществу ожидания [14]. В работах Э. Фромма исследование социокультурного фактора основывается на подходе, учитывающем влияние на поведение индивида не только актуальных условий, но и условий, которые имели значение на прошлых этапах развития человека [12].

Одной из главных черт феноменологического подхода в философии является введение понятия феноменологической редукции, смысл которого заключается в предположении, что вешний мир существует объективно, но для субъекта он начинает иметь значение только через его осознание. Способом типологи-зации создаётся «значимый контекст» -совокупность критериев, с помощью которых организуется чувственный опыт и передаётся из поколения в поколение в процессе социализации.

В теории социального научения проблема социализации считается центральной. Так, Б. Скиннер говорит о детерминации поведения влиянием внешней среды, поскольку человек должен систематически получать поощрение («подкрепление») за нормативное поведение [8]. Марксистская концепция исходит из положения, что социализация должна изучаться как в филогенетическом (формирование родовых свойств

человечества), так и в онтогенетическом (формирование конкретного типа личности) плане. Индивид, выступающий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, инициатором и творцом новых общественных форм. Поэтому социализация тем успешнее, чем активнее участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности [5].

Психолого-педагогический подход раскрывает содержательную сторону феномена социализации как «процесса приобщения личности к обществу», обосновывает его механизмы, связанные с внешними условиями (среда, пространство), намеренностью воздействия (воспитание), позицией личности (активность-пассивность), подчёркивает демократический (добровольный) характер освоения и присвоения социальных ролей. В концепции Л.С. Выготского развитие психики индивида рассматривается как социально обусловленный процесс, неразрывно связанный с понятием социализации. Особое значение здесь имеет усвоение индивидом профессиональной культуры. Следовательно, социализация осуществляется тогда, когда её субъект и агенты совместно решают одни и те же задачи. При этом первый должен овладеть медиаторами, т.е. приобрести свойства, которыми обладают люди-посредники, помимо этого - научиться пользоваться знаковыми и вербальными системами, имеющими непосредственное отношение к профессиональной деятельности.

Каждый подход относительно процесса социализации можно охарактеризовать описанным ниже образом.

В педагогике предметом исследования являются, главным образом, механизмы деятельности и приобретения нового опыта, в том числе на разных стадиях жизненного цикла. При этом внимание акцентируется на том, что в процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание [15].

В психологии изучаются социализирующие функции непосредственного окружения и межличностных отноше-

I-

о о

X

X

ф

ю о о

о ф

XI X .0

с; ф

I-

го

и

р

о

о

ф о

о «

го § о

ГО-&

го

ш

ф

ф ^

X

с

Ш и]

(О ей О

с;

3

<

и]

ний. Соответственно акцент внимания переносится с особенностей функционирования психологических структур индивида на особенности социальной среды, воздействующие на процесс его социализации.

Для социологии интерес представляет соотношение процессов и институтов социализации в социальной системе. В процессе социализации происходит усвоение принятых в обществе форм поведения, общения и вариантов жизненного стиля. Здесь внимание, как правило, фокусируется не на индивидуальных особенностях личности, а на конкретных социальных структурах, нормах поведения и механизмах их распространения.

С философской точки зрения, социализация - многогранное понятие. В данном научном направлении социализация: 1) обеспечивает преемственность исторического развития человека как существа общественного; 2) связывается с процессами «опредмечивания» и «распредмечивания»; 3) является процессом, в ходе которого человеческое существо с определёнными биологическими задатками приобретает качества, необходимые для полноценной жизнедеятельности в обществе [14].

Несмотря на отмеченные различия, социализация понимается преимущественно как процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Очевидно, что социализация включает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные.

В социализации молодого поколения важнейшим периодом является начало трудовой деятельности, либо профессиональной подготовки к ней. В этот период у индивида формируются самосознание, социальное сознание и ценностные установки, которые будут определять траекторию его личностного развития. А.В. Мудрик обозначил иерархический ряд социальных факто-

ров, определяющих вектор процесса социализации. В частности, для студенческой молодёжи этот ряд может выглядеть следующим образом: 1) факторы макроуровня - социально-экономические и социально-политические процессы, протекающие в обществе в целом;

2) факторы среднего уровня - система высшего образования и её особенности;

3) факторы микроуровня - влияние организации учебной деятельности в вузе, студенческой группе, преподавательском составе на процесс профессиональной социализации. Очевидно, что наиболее эффективно процесс профессиональной социализации будет протекать в ситуации взаимодополнения указанных групп факторов.

Г.М. Андреева полагает, что «профессиональная социализация - это двусторонний процесс, включающий, с одной стороны - усвоение индивидом профессионального опыта, путём вхождения в профессиональную среду; с другой -процесс активного производства индивидом профессионального опыта» [2].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отечественной литературе встречается следующее определение социализации: «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе». Здесь акцентируется усвоение образцов поведения индивидом и включение его в общество. Мы согласны с мнением С.И. Кучмиевой и считаем необходимым трактовать социализацию более широко. В процессе социализации действительно формируется личность, но усвоение норм - это лишь один из механизмов её формирования, и если эти нормы усвоены, мы ещё не можем говорить о том, что личность социализирована. Социализация предполагает также одновременное усвоение образцов поведения, позволяющих индивиду претендовать на занятие определённых социальных позиций и приобретение соответствующего социального статуса [10]. Учитывая приведённые выше трак-

товки, мы можем рассматривать профессиональную социализацию как формирование профессионально значимых личностных качеств субъекта с целью его включения в профессиональную деятельность. Другими словами, профессиональная социализация - это процесс формирования личности как субъекта профессиональной деятельности. Мы согласны с тем, что говоря о профессиональной социализации студентов вузов, необходимо сочетать оба условия: а) в рамках формирования субъекта профессиональной деятельности нас интересует только формирование личностных (т.е. социально значимых) свойств; б) в рамках

формирования личности нас интересует только формирование личностных качеств, значимых для индивида как для субъекта деятельности.

Таким образом, теоретический анализ профессиональной социализации студентов позволяет охарактеризовать её как процесс усвоения и воспроизводства профессиональной системы знаний, навыков и компетенций; как процесс формирования профессиональной культуры будущего специалиста посредством усвоения им ролевого поведения и положительного отношения к профессиональной деятельности, требований окружающей его действительности и его социальной среды.

Библиографический список

1. Адлер, А. Индивидуальная психология [Текст] / А. Адлер // История зарубежной психологии. 30-60-е гг. ХХ век / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: Изд-во МГУ, 1986.- 344 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

3. Дюркгейм, Э.О разделении общественного труда. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм; пер с фр. - М.: Наука, 1991. - 575 с.

4. История теоретической социологии: в 4 т. Т. 2. [Текст] / под ред. проф. Ю.Н. Давыдова. - М.: Канон, 1998. - 560 с.

5. Маркс, К. Социология [Текст] / К. Маркс; пер. с нем., вступ. статья Ю.Н. Давыдова. - М.: Канон - пресс-Ц, 2000. - 432 с.

6. Парсонс, Т. О структуре социального действия [Текст] / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2002. - 880 с.

7. Перинская, Н.А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации [Текст] / Н.А. Перинская // Социологический сб. Вып. 7. - М.: Социум, 2000. - С. 36-40.

8. Скиннер, Б. Оперантное поведение [Текст] / Б. Скиннер // История зарубежной психологии. 30 - 60-е гг. ХХ века. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1986. - С. 60-97.

9. Сорокин, П.А. Социальная и культурная мобильность [Текст] / П.А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - С. 63-89.

10. Социология [Текст]: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

11. Тесленко, А. Социализация молодёжи: теоретико-методологический аспект [Текст] / А. Тес-ленко // AlmaMater: Вестник высшей школы. - 2005. - № 4 . - С. 26-29.

12. Фром, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фром. - М.: Олимп, 1998. - 416 с.

13. Шумилова, Е.А. Методологический потенциал концепции формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е.А. Шумилова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. - Сер.: Образование. Педагогические науки. -2015. -Т. 7. - № 4.-С. 13-17.

14. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 246 с.

15. Яковлева, А.Н. Социализация школьников и студентов [Текст] / А.Н. Яковлева. - СПб.: СПб. ун-т пед. мастерства, 2001. - 99 с.

References

1. Adler A. Individual psychology. M.: izdatelstvo MGU, 1986. P. 344. [in Russian].

2. Andreyeva G.M. Social psychology. M.: Aspect Press, 2007. P. 363. [in Russian].

3. Durkheim E. On division of social activities. Method of sociology. M.: Nauka, 1991. P. 575. [in Russian].

4. History of theoretical sociology. In 4 t. T. 2. M.: Kanon, 1998. P. 560 [in Russian].

5. Marx K. Sotsiologiya. M.: «Kanon-press Ts», 2000. P. 432. [in Russian].

6. Parsons T. On the structure of social action. M.: Academicheskii proect, 2002. P. 880. [in Russian].

7. Perinskaya N.A. Social identity as result of professional socialization. Sociological collection. Vyp. 7. M.: Sotsium, 2000. P. 36-40. [in Russian].

8. Skinner B. Operational behavior. M.: izd-vo Moskovskogo universiteta, 1986. P. 60-97. [in Russian].

9. Sorokin P.A. Social and cultural mobility. Persons. Civilization. Society. M.: Politizdat, 1992. P. 63-89.-[in Russian].

10. Sociology: Encyclopedia. Minsk: Knizhnyi dom, 2003. P. 1312. [in Russian].

11. Teslenko A. Socialization of youth: theoretical and methodological aspect. AlmaMater: Vestnik vysshei shkoly, 2005. No. 4. P. 26-29. [in Russian].

12. Fromm A.A. Flight from freecbm.. M.: Olimp, 1998. P. 416. [in Russian].

13. Shumilova E.A. Methodological potential of the concept of formation of social and communicative competence of future teachers. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta.. Sena: Obrazovanie. Peda-gogicheskie nauki, 2015. Vol. 7. No. 4. P. 13-17. [in Russian].

14. Eriksson E. Identity: youth and crisis. M.: Progress, 1996. P. 246. [in Russian].

15. Yakovleva A.N. Socialization of school students and students. SPb: SPb. un-t pedagogicheskogo master-stva, 2001. P. 99. [in Russian].

Сведения об авторах: Шумилова Елена Аркадьевна,

доктор педагогических наук, доцент, заведующий, кафедра педагогики и психологии,

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: shumilovaea@cspu.ru

Андреева Евгения Владимировна,

аспирант,

кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: yaeva2005@mail.ru

Information about the authors: Shumilova Elena Arkadievna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Pedagogy a nd Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: shumilovaea@cspu.ru

Andreeva Evgenia Vladimirovna,

Postgraduate student, Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: yaeva2005@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.