УДК 340
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
© Виталий Михайлович БЕЛЬКОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра теории государства и права, e-mail: [email protected]
Анализируется понятие и современное состояние правового воспитания, его проблемы и пути их разрешения, а также влияние правового воспитания граждан на электорально-политические отношения.
Ключевые слова: электорально-политические отношения; правовое воспитание; правовое обучение.
Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства, но правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.
Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической
основы в сознании индивидов. Правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.
История свидетельствует, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятель-
ность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются различные средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства.
Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются несомненно актуальными, т. к. их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан, создать условия для развития гражданской и правовой активности обществе, организовать изучение права на всех уровнях воспитательно-образовательных учреждений, расширить информирова-
ние населения о действующем законодательстве и обеспечить доступ всех слоев населения к юридической информации, привлечь все государственные институты и общественные организации к решению проблем правового воспитания, сформировать основы правовой культуры российского общества.
Формирование правосознания личности означает создание таких условий, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества.
В российском современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т. к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции РФ.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смысле. В первом случае речь идет скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, и прежде всего - должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Правовое воспитание в узком смысле отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
К.В. Науменкова в своей работе «Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков» отмечает: «правовое воспитание можно определить, как систему мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры» [1].
В «Теории государства и права» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько под правовым воспитанием понимается «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок,
обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [2].
Есть еще ряд определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры. Анализируя вышесказанное, подытожим: правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к правонарушениям, коррупции и т. д.
Правовое воспитание - это система мер, реализуемых государством, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
Целью правового воспитания является выработка устойчивых, твердых социальных качеств личности и социальных обязанностей, которые можно в целом охарактеризовать как высокую правовую культуру, включающую в себя все элементы правосознания и правового поведения; обладание необходимыми правовыми знаниями, выработку навыков и умений правомерного поведения и самостоятельной правовой оценки действительности; утверждение в сознании гражданина взглядов и убеждений, обеспечивающих высокое уважение к законам государства; нетерпимость к правонарушителям, а также высокую правовую активность, творческое участие в применении норм права и их совершенствовании, охране правопорядка [3].
Многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики через иные, неправовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Одним из важнейших инструментов является правовое обучение.
Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, обеспечение необходимого уровня систематизации
знаний о праве, развитие правовых интересов, чувств, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения [4].
Система правового воспитания охватывает, с одной стороны, различные категории воспитываемых граждан, с другой - деятельность государственных органов по осуществлению правовоспитательной функции. Для одних из них эта функция является основной, главной - это юридические факультеты и вузы, Академия и школы МВД, юридические техникумы, народные университеты и факультеты правовых знаний и т. п., для других - только одной из функций: Советы народных депутатов, суд, прокуратура, адвокатура, органы юстиции, МВД и т. п. [5].
Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан. Данное понятие включает в себя также получение и распространение знаний о праве и других правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов. Как известно, существуют различные формы (виды) воспитания личности: политическое, идеологическое, трудовое, нравственное, правовое, культурное, патриотическое, семейное, школьное и т. д. Все они тесно взаимосвязаны, поскольку образуют единый процесс духовного (интеллектуального) воздействия на сознание и поведение людей [3].
В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина верное понимание роли права в жизни общества, его ценность, необходимость. Развить чувство собственного достоинства, правоты, защищенности и в то же время стремление бороться за право - свое и чужое. Каждый человек не только сталкивается с правом, но и непосредственно в какой-то мере участвует в юридической жизни государства активным образом. Человека, например, могут вписать в список присяжных заседателей, и при определенных условиях он сможет, участвуя на судебном процессе, решать судьбу другого путем отдания своего голоса в пользу обвинения или оправдания его.
Одна из целей правового воспитания -выработка у гражданина здорового чувства права, прогрессивного юридического миро-
воззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами. Речь идет о воспитании человека, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям,
правовому беспределу. Методами правового воспитания выступают убеждение, принуждение, наказание, поощрение, потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств [6].
Важной задачей правового воспитания можно назвать его ориентир на борьбу с правонарушениями, предупреждение противозаконных деяний. Поэтому большое внимание должно уделяться устранению дефектов правосознания у склонных к правонарушениям лиц. Этого требуют задачи укрепления правопорядка [6]. В основной же своей части правовоспитательные мероприятия ориентируются на законопослушных лиц.
Государство, заинтересованное в повышении правовой культуры общества, занимается правовой пропагандой - распространением среди населения правовой информации. На вооружение берутся СМИ, политические и правовые активисты, которые устраивают собрания и встречи, раздают брошюры юридического содержания для изучения, предоставляют различную (порой даже «разоблачительную») информацию в сети Интернет. Даже такие мероприятия, как организация экскурсий в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и в региональные законодательные собрания, посещение открытых судебных процессов, способствуют правовому воспитанию взрослого человека [7].
Правовое информирование возможно при распространенности и доступности информации. Этому способствует просвещение населения через печатную продукцию, средства массовой информации, телекоммуникационные технологии (интернет), общение с юридически образованными людьми, обращение в публичные центры правовой информации, консультации [8]. Сюда же можно отнести лекции на предприятиях, в организациях и учреждениях, занятия в системе по-
вышения квалификации, театральные постановки, кино и телевидение, социальную рекламу - все это методы правового воспитания граждан.
Вступая в те или иные гражданско-правовые отношения, гражданам следует обращаться к соответствующим нормам законодательных актов. Заключают ли они сделку купли-продажи - просмотреть главу ГК РФ о купле-продаже; нанимают ли помещение - смотреть главу о найме помещений; хочет ли работающий гражданин получить законный отпуск - смотреть соответствующие статьи в трудовом законодательстве. Поэтому основные нормативные законодательные акты желательно иметь в каждой семье, чтобы в случае необходимости просто заглянуть и рассеять все сомнения по тому или иному вопросу.
Знания о праве рядового гражданина сводятся к тому, что юрист назвал бы обычным правом - т. е. те нормы, которые соблюдались издавна и которые актуальны и верны именно потому, что им беспрекословно следовали все члены общества, не задумываясь об их истоках. Это, например, твердая уверенность в том, что выход на работу в законный выходной день оплачивается особо, что в подтверждение покупки продавец должен давать товарно-кассовый чек, что если вас затопили соседи сверху, они должны возместить ущерб и что если вас грабят - нужно звонить 02. Это те знания, которые усваиваются из поколения в поколение и считаются обыденными [9].
Нельзя сказать, что народ совершенно безграмотен в области права и правовой нигилизм охватил полностью сознание граждан. Но приходится констатировать, что знаний основ юриспруденции в образовательном багаже основной массы населения - недостаточно.
СМИ, с одной стороны, захламлены передачами и статьями, в которых обсуждаются те или иные правовые явления, происходящие в стране, а с другой - подача материала превращается больше в шоу с интересными действующими лицами, где форма преобладает над содержанием (различные сериалы, передачи Федеральный судья, Человек и Закон). Передачи же более серьезные (Парламентский час) в большинстве своем недоступны для понимания населения именно из-
за недостатка базовых знаний о праве каждого члена общества. СМИ и их роль в распространении правовой информации давно обсуждается на разных уровнях. Эксперты в области журналистики и юриспруденции, а также психологии и политологии вынуждены констатировать низкий уровень правовой культуры, несформированность и деформи-рованность правосознания самих журналистов.
В этой связи существует еще одна проблема. Располагая сенсационной, горячей информацией, обладатель ее подчас руководствуется своими мотивами и целями и использует средства массовой информации для манипулирования общественным мнением. А безответность и самонадеянность, легкомыслие журналистов и редакций СМИ способствуют этому. Поэтому информация, правовая в т. ч. распространяется под видом слухов, затем широко обсуждается в массах и как результат - укрепляется в сознании.
Для того чтобы запустить механизм правового воспитания в каждодневных ситуациях, важно, чтобы грамотные люди передавали юридические знания другим лицам, например родственникам, друзьям, коллегам -зная как поступить в той или иной ситуации, нужно доводить до других лиц эти сведения, разъяснять спорную ситуацию. Для разъяснения юридических вопросов существуют юридические консультации. Многие граждане не решаются обращаться к консультантам в опасении, что они потратят довольно крупную сумму денег, не получив детального совета или разъяснения [10].
В последнее время становятся популярными онлайновые интернет-консультации, в которых любой посетитель может задать интересующий его вопрос и получить профессиональный ответ. В сети имеется множество организаций, оказывающих платные услуги, но есть и те, которые не берут оплаты за свою помощь гражданам, а работают в целях именно правового образования и просвещения граждан.
Итак, основными проблемами воспитательного процесса в Российской Федерации можно назвать:
- отсутствие доступа к правовой информации на разных стадиях обучения;
- укрепление в общественном сознании бытовых воззрений на право;
- нежелание самих граждан заниматься правовым самовоспитаниием (отсутствие мотивации, веры);
- искажение правовой информации в СМИ, неверное ее толкование и подача;
- отсутствие единых программ правового воспитания на разных стадиях обучения (дошкольное, школьное, вузовское воспитание) и программы воспитания взрослого населения.
В заключение можно отметить, что проблеме правового воспитания граждан со стороны государства и органов местного самоуправления в настоящее время уделяется недостаточно внимания. И причина этого не только в недооценке степени ее серьезности, но и в затягивании разработки, принятия соответствующих нормативных актов, в медленном создании действенных механизмов по реализации правового воспитания. Причем комплексные, и не просто формальные, но фактические меры по правовому воспитанию должны быть направлены абсолютно на всех граждан разных возрастов и профессий, а не только детей как будущего поколения, в противном случае не может идти речь о результативности правового воспитания [3].
Задача правового воспитания стала решаться на уровне власти и государства совсем недавно. Поэтому должно пройти несколько лет, должны закончить школы несколько поколений учеников, чтобы разработчики воспитательных программ могли заявить о выполнении своей миссии. Высо-
кий уровень правового осознания и правовой культуры общества, спад количества правонарушений станут показателями эффективности глобального правового воспитания и обучения.
1. Науменкова К. В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. М., 1997.
2. Теория государства и права / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2007.
3. Теория права и государства / под ред. Г.Н. Ма-нова. М., 1995.
4. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. 2004. № 3. С. 70-81.
5. Теория государства и права / под ред. В.К. Бабаева. М. 2003.
6. Основы государства и права / под общ. ред. С.А. Комарова. М., 1996.
7. Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. М., 1996.
8. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 44-48.
9. Общая теория права / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
10. Тепляшин И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 37-42.
Поступила в редакцию 7.12.2012 г.
UDC 340
SOME PROBLEMS OF LEGAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ITS SIGNIFICANCE FOR ELECTION-POLITICAL RELATIONS
Vitaliy Mikhailovich BELKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Theory of State and Law Department, e-mail: [email protected]
The concept and modern state of legal education, its problems and ways to solve them, and the impact of legal education of citizens on the electoral and political relations is considered.
Key words: electoral and political relations; legal education; legal training.