Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан при отсутствии гармонизации уголовного законодательства по противодействию торговле людьми'

Некоторые проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан при отсутствии гармонизации уголовного законодательства по противодействию торговле людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хайдарзода З. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правоохранительной деятельности органов внутренних дел Республики Таджикистан при отсутствии гармонизации уголовного законодательства по противодействию торговле людьми»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. КРИМИНОЛОГИЯ

УДК 343.412.2(575.3)

З. П. ХАЙДАРЗОДА, адъюнкт кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России, майор милиции (Республика Таджикистан)

Z. P. KHAYDARZODA, an adjunct of the department of organization of the activity of internal affairs bodies of the center for command and staff exercises of the Academy of the Ministry of internal affairs of the Russia, major of militia (Republic of Tajikistan)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПРИ ОТСУТСТВИИ ГАРМОНИЗАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

SOME PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN WITHOUT HARMONIZATION OF THE CRIMINAL LEGISLATION ON ANTI TRAFFICKING

AGAINST HUMAN BEINGS

Аннотация. В статье представлена характеристика правовых и организационных мер, направленных на противодействие торговле людьми. На основе анализа теоретического материала и данных уголовной статистики автор излагает свою позицию относительно совершенствования таджикского законодательства по преду- | преждению и пресечению преступлений, связанных с торговлей людьми. ^

Ключевые слова: купля и продажа людей, сексуальная и трудовая эксплуатация, ^ правоохранительные органы, борьба с торговлей людьми. ^

5S

S

Annotation. The article describes the characteristics of legal and organizational ^ measures directed by the law enforcement agencies of the member states of the Common- | wealth of Independent States to counteract human trafficking. Based on the analysis of the theoretical material and the data of criminal statistics, the author sets out his position on

lated with human trafficking.

На сегодняшний день в Республике Таджикистан одной из наиболее актуальных проблем в области защиты конституционных прав и свобод стала проблема обеспечения личной неприкосновенности и создания безопасных условий жизни граждан. Тревогу вызывает не

=0

<ч а а

«

a ©

the improvement of domestic legislation on the prevention and suppression of crimes re- §

u

jy

Keywords: purchase and sale of people, sexual and labor exploitation, law enforce- ^a ment agencies, combating human trafficking. 3

S о

только то, что в стране отмечается, по ^

о

словам главы государства Эмомали Рах мона, «стремительный рост преступлений

такого весьма опасного вида, как торгов- ^

ля людьми» [1], но и тот факт, что более а

80 % преступлений данного вида совер- |

шаются группой лиц по предварительно- ^

му сговору, организованной преступной группой и преступным транснациональным сообществом с пересечением границ двух или более государств.

Деяния подобного рода давно осуждаются мировым сообществом. Так, во Всеобщей декларации прав человека говорится, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии, рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» [2]. Несмотря на наличие множества иных международных правовых актов и норм национального законодательства, обеспечивающих борьбу с этим негативным явлением, можно констатировать, что до сих пор не сформировалось единого понимания термина «торговля людьми». Республика Таджикистан не является исключением.

Следует оговориться, что некоторые шаги в этом направлении все-таки ^ сделаны. Так, понятие «торговля людьми» нашло свое закрепление в ст. 3 Про-2 токола о предупреждении и пресечении ^ торговли людьми, особенно женщинами | и детьми, и наказании за нее, дополняю-с^ щего Конвенцию ООН против трансна-^ циональной организованной преступно-^ сти от 15 ноября 2000 г. (далее - Прото-| кол). Согласно Протоколу торговля ^ людьми буквально означает «осуществ-| ляемые в целях эксплуатации вербовка, ^ перевозка, передача, укрывательство или ^ получение людей путем угрозы силой ф или ее применения, или других форм ^ принуждения, похищения, мошенничества ва, обмана, злоупотребления властью или ^ уязвимостью положения, либо путем | подкупа, в виде платежей или выгод для ф получения согласия лица, контролирую-^ щего другое лицо» [3]. ^ В целях выполнения международ-

^ ных обязательств в гл. 17 «Преступления а против личной свободы, чести и достоин-§ ства» Уголовного кодекса Республики ^ Таджикистан (далее - УК РТ) введена

ст. 130.1 «Торговля людьми», которая определяет уголовно-правовые признаки данного состава преступления как «осуществляемые в целях эксплуатации (эксплуатация проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органа и (или) ткани) вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа в виде платежей или выгод для получения согласия лица, контролирующего другое лицо» [4].

Почти аналогично торговля людьми квалифицируется ст. 1 Закона Республики Таджикистан «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми», в которой говорится, что «Торговля людьми - это купля-продажа человека либо совершение в отношении него иных сделок, а равно осуществляемые, независимо от согласия жертвы, в целях ее эксплуатации или извлечения незаконной выгоды иным способом, предложение, вербовка, перевозка, укрывательство, передача, или получение человека с использованием принуждения, обмана, злоупотребления виновным своим служебным положением, злоупотребления доверием или уязвимым положением жертвы торговли людьми, либо подкупа лица, в зависимости от которого она находится» [5]. Необходимо отметить, что законодатель отказался от простой формулировки данного деяния и включил в диспозицию ст. 130.1 УК РТ все случаи, относящиеся к торговле людьми.

Вместе с тем единой точки зрения по существу данного вопроса так и не выработано. Некоторые авторы считают не вполне удачным международно-правовое определение понятия «торговля людьми». Так, по мнению М. Ю. Буряк,

оно «страдает громоздкостью и излишними деталями» [6].

Видимо, это вызывает определенные трудности и при квалификации данного вида преступления на уровне норм национального права. Например, сравнительный анализ ст. 130.1 УК РТ и ст. 3 Протокола демонстрирует буквальную имплементацию в национальное законодательство норм международного акта. В то же время с позиции объективной стороны данного преступления его квалификация по упомянутой статье УК РТ выглядит не совсем корректно.

Первостепенной проблемой, на наш взгляд, является не совсем удачный выбор названия статьи, что отмечено рядом ученых после принятия Закона Республики Таджикистан «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» [5]. Законодатель в названии нового закона вместо «купля-продажа людей» использовал термин «торговля людьми». Статья 1 Закона содержит оба этих термина, однако определяются они по отдельности. На наш взгляд, возникла терминологическая путаница, но изменения в название ст. 130.1 УК РТ (а именно в таджикской языковой редакции) до сих пор не внесены, что только усугубляет проблему. Здесь следует указать на то обстоятельство, что в русской редакции УК РТ используется термин «торговля людьми», в то время как в таджикском варианте это понятие буквально переводится как «купля-продажа людей» (на таджикском языке - «хариду фуруши одамон»). Налицо явное противоречие, которое требует более внимательного отношения к обозначенной проблеме.

Несоответствие перевода названия ст. 130.1 УК РТ с государственного (таджикского) языка на русский язык влечет еще и трудности стилистического плана. Следует согласиться, что исходя из содержания диспозиции название данной статьи более удачно звучит на русском языке, так как термин «торговля» включает в себя не только куплю и продажу,

но и другие действия, не охватываемые термином «купля-продажа».

Есть и другие мнения. Так, Т. Ш. Шарипов, Ф. Х. Рауфов, А. И. Сафаров, Б. Н. Рахматджонов в своих исследованиях подчеркивают, что ст. 130.1 УК РТ необходимо назвать «Торговля человеком» [7], но они не поясняют, с какой целью этот термин надо употреблять в единственном числе. По нашему мнению, разногласия не по поводу термина «людьми» или «человеком», а из-за термина «купля-продажа». Предлагаем ст. 130.1 УК РТ назвать все же «Торговля людьми», потому что:

- во-первых, в ст. 1 Закона Республики Таджикистан «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» используется термин «торговля людьми», а не «торговля человеком»;

- во-вторых, название ст. 130.1 УК РТ в русской редакции звучит именно как «торговля людьми», что сближает не только терминологическое, но и смысловое наполнение уголовно-правовых норм Российской Федерации и Республики оо Таджикистан, тесно взаимодействующих ^ по вопросам борьбы с данным видом а преступлений. ^

В связи с этим, учитывая ранее й, высказанное и на основании нового зако- ¡^ нодательного определения, было бы це- ^ лесообразно изменить название ст. 130.1 | УК РТ: вместо термина «купля и продажа

а

людей» использовать термин «торговля | людьми». Еще одним минусом является « повторение в тексте ст. 130.1 УК РТ ряда ^

признаков преступления, отягчающих §

и

ответственность, в их числе: «с применением насилия или угрозы ее применения» ^ (п. «г» ч. 2); «с целью изъятия у потер- Щ певшего органов или тканей для транс- 0 плантации» (п. «д» ч. 2) «должностным § лицом или представителем власти с ис- ;г пользованием своего служебного поло- ^ жения либо иным лицом, выполняющим ^ управленческие функции в коммерческой Л или иной организации» (п. «е» ч. 2), §

что недопустимо с точки зрения соблюдения правил юридической техники.

Эти упущения в законе могут привести к таким нежелательным последствиям, как: а) сложность в квалификации деяний лица, несоответствие принципу законности, равенства всех перед законом и справедливости, нарушение требований положений Общей и Особенных частей УК РТ; б) возникновение сложностей в правоприменительной практике правоохранительных органов; в) создание условий для коррупционных действий. В связи с этим было бы правильнее предусмотреть эти признаки только в ч. 2 ст. 130.1 УК РТ, а из текста диспозиции статьи убрать.

Другим важным недостатком, требующим своего решения, является дублирование ст. 130.1 «Торговля людьми» и ст. 130.2 «Использование рабского труда» УК РТ. Наличие данной статьи является абсолютно необоснованным подходом в формировании корректных профильных, уголовно-правовых инструментов противодействия торговле людьми. Дело в том, оо что рабский труд и соответственно его использование являются одним из видов а эксплуатации, предусмотренных ст. 130.1 ^ УК РТ, следовательно, лица, получающие

г?

й, человека, находящегося в состоянии раб-¡^ ства, осведомленные об этом и далее ис-^ пользующие его труд, могут быть при-| влечены по ст. 130.1 УК РТ. Поэтому не-^ обходимости в статье нет, ее наличие | приносит лишь путаницу в вопросах уго-« ловной квалификации по делам о торгов© ле людьми.

§ С другой точки зрения, данная

$2 статья вообще выглядит сомнительной, поскольку исходя из заложенной здесь

а

^ логики получается, что использование

<5, рабского труда в Таджикистане запрещено

§ но, а использование других видов экс-

:г плуатации человека, таких как принудительный труд, сексуальная эксплуатация

^ и многое другое, вообще не является про-

Л блемой. Таким образом, предлагается

§ полностью исключить ст. 130.2 из УК РТ.

Другой немаловажной проблемой, требующей своего решения, является коллизия между ст. 130.1 «Торговля людьми» и ст. 132 «Вербовка людей для эксплуатации» УК РТ, которая, во-первых, вызывает трудности в общепринятом толковании этих норм, иногда влекущих переквалификацию преступлений данного рода, во-вторых, создает благоприятные условия для совершения коррупционных правонарушений. Если рассмотреть объективную сторону этих преступных деяний, выясняется, что все признаки ст. 132 УК РТ «Вербовка людей для эксплуатации» включены в диспозицию ст. 130.1 «Торговля людьми», поскольку торговля людьми включает в себя все виды эксплуатации независимо от их форм и видов. К сожалению, на практике свыше 75 % лиц, занимающихся вербовкой людей для сексуальной эксплуатации или другими видами незаконной эксплуатации, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 132 УК РТ, хотя эти преступные деяния включают в себя все признаки ст. 130.1 УК РТ. В их числе лица, которые для получения прибыли вывозят другое лицо за пределы Республики Таджикистан с целью склонения к занятию проституцией. Во многих случаях за это деяние назначается наказание в соответствии с п. «б» ч. 3 ст. 132 УК РТ на срок от 5 до 12 лет лишения свободы, хотя в этих преступных деяниях налицо состав преступления, предусмотренный п. «ё» ч. 2 ст. 130.1 УК РТ, и лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности с лишением свободы на срок от 8 до 12 лет с конфискацией имущества и без права на амнистию.

Данная квалификация не соответствует требованиям ч. 2 ст. 46 УК РТ, в которой ясно указана цель назначения наказания [4]. В связи с тем, что предусмотренное ст. 130.1 УК РТ наказание является более тяжким, а в случае квалификации по ст. 132 УК РТ есть вероятность освобождения по амнистии, нарушители всеми средствами и способами стараются, чтобы деяние было квалифи-

цировано именно по этой статье. На это обращают внимание видные ученые Т. Ш. Шарипов и Б. Н. Рахматджонов [7], национальный эксперт по

противодействию торговле людьми и принудительному труду Ф. М. Сатторов, эксперт по вопросам реабилитации жертв торговли людьми М. Дж. Бурханова [8] и др. [9], которые предлагают исключить ст. 132 из УК РТ.

Если проанализировать диспозиции ст. 130.1 и ст. 132 УК РТ, то выясняется, что диспозиция ст. 130.1 включает в себя все элементы ст. 132, и исключение этой статьи позволит гармонизировать и упорядочить нормы уголовного законодательства, избежать дублирования, а также обеспечить правильную квалификацию преступления «вербовка людей в целях эксплуатации». Наличие же нормы ст. 132 УК РТ с точки зрения логики - контрпродуктивно, поскольку охватывает всего лишь один элемент многосоставного преступления, ранее закрепленного в диспозиции ст. 130.1 УК РТ.

Другим спорным вопросом является объединение ст. 167 «Торговля несовершеннолетними» со ст. 130.1 «Торговля людьми» УК РТ. Если проанализировать состав этих двух норм, то выясняется, что признаки составов этих преступлений очень схожи. Эти нормы в основном отличаются жертвами преступления, одно лицо из которых является совершеннолетним, а другое - несовершеннолетним. Основным непосредственным объектом торговли несовершеннолетними и объектом торговли людьми является свобода человека. Дополнительным непосредственным объектом преступления является нормальное психолого-физическое развитие, жизнь и здоровье, права и интересы человека. Основной недостаток ст. 130.1 УК РТ - отсутствие возрастной дифференциации фигурантов. Таким образом, представляется необходимым дополнить ст. 130.1 УК РТ отдельным пунктом, отражающим уголовно-правовую позицию государства, направленную на защиту несовершеннолетних от эксплуатации, что

стало бы адекватной реакцией на требования международных актов.

Хотелось бы также отметить, что спорным является законодательный подход, в котором отсутствует четко заявленная дифференциация уголовно-правовой ответственности, учитывающая степень общественной опасности, защиту интересов детей и семьи при различных формах проявления данного преступления. Например, не принимается во внимание разница между торговлей несовершеннолетними с целью их эксплуатации и вынужденной возмездной передачей детей в благоприятные семьи для улучшения их социального статуса.

Кроме того, государственно-правовая позиция по торговле детьми характеризуется своей противоречивостью в связи с наличием двух принципиально разных законодательных подходов, приведших к сложной юридической дилемме. Дело в том, что диспозиция ст. 167 УК РТ не предусматривает такой ключевой признак, как «эксплуатация», а включает в себя элемент «купли-продажи». ^

Статья 167 УК РТ имеет еще один ^ недостаток, который заключается в том, § что в ней речь идет только о «возмезд- ^ ной» передаче несовершеннолетнего ли- | ца. Значит, передача ребенка без соответ- ^ ствующей «оплаты» в соответствии с ^ приведенной диспозицией не влечет уго- |г ловной ответственности. Но можно пред- | ставить ситуацию, когда ребенок против ^ его воли передается иному лицу в качест- а ве своеобразного «дара». ^

Мы согласны с мнением а

о

А. А. Абдурашидова и М. П. Хайдарова о §

том, что не соответствует социальным ^

ожиданиям и противоречит уголовной а

политике государства включение ст. 167 ^

«Торговля несовершеннолетними» в 2

гл. 20 «Преступления против семьи и не- ^

совершеннолетних» УК РТ, поскольку |

разделы данной главы Особенной части а

уголовного закона составлены с учетом >>

аналогии объекта преступления [10]. а

Во многих кодексах зарубежных §

и

стран торговля несовершеннолетними ¡й

включена в состав торговли людьми. Например, эта проблема решена в п. «б» ч. 2 ст. 127.1 гл. 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» Уголовного кодекса Российской Федерации [11]. Наиболее эффективным способом в разрешении возникшей проблемной ситуации было бы исключение данной статьи из УК РТ с одновременным добавлением в ч. 2 ст. 130.1 дополнительного квалифицирующего признака - «в отношении несовершеннолетнего», как это уже было указано ранее. Думается, исключение из УК РТ этих статей будет способствовать внесению ясности в уголовно-правовую статистику, учет международных стандартов в части результативности уголовного преследования и повышения результатов правоохранительной деятельности органов внутренних дел страны.

Так, согласно статистическим данным Главного информационно-аналитического центра МВД Республики Таджикистан за 2004 - 2016 гг. в республике было зарегистрировано 68 преступлений, связанных с торговлей людьми (ст. 130.1), 240 преступлений -с вербовкой людей для эксплуатации (ст. 132) и 167 преступлений -с торговлей несовершеннолетними

(ст. 167). Если взять все уголовные дела, возбужденные по ст.ст. 130.1, 132 и 167 УК РТ, получается весьма серьезная сумма - 475 преступлений (7-кратное увеличение роста показателей), что отчетливо показывает противоречивость сложившегося положения с правильной квалификацией и статистическим учетом преступлений, связанных с торговлей людьми (табл. 1).

Таблица 1

=0

<ч а а

и

и $

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

s а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£ «

а s

S

^

О?

Количественное соотношение совершенных преступлений по ст.ст. 130.1, 132 и 167 УК РТ с 2004 по 2016 гг. <*'■

Ст. 130.1 (Торговля людьми) 14 %

Ст. 132 (Вербовка людей для эксплуатации) 51 %

Ст. 167 (Торговля несовершеннолетними) 35 %

Исходя из анализа содержания вышеприведенных дефиниций, можно дать следующее определение уголовно-правовой категории: «Торговля людьми - это получение любого человека для любой цели или иное незаконное соглашение об их передаче или любые деяния в любой форме, направленные на эксплуатацию других лиц, с целью извлечения незаконной выгоды путем вербовки, похищения, перемещения, передачи, об-

мана или злоупотребления доверием, принуждения, шантажа или иными способами».

На наш взгляд, внесение ясности в уголовно-правовую квалификацию преступлений, связанных с торговлей людьми, будет способствовать активизации государственных мер, направленных на противодействие данному негативному социальному явлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона на заседании Совета безопасности страны 17 февраля 2015 г. // URL: http://www.president.tj/ru/node/8285. (дата обращения: 18.05.2017).

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // URL: http://mmk.tj/international-legal-documents (дата обращения: 18.09.2017).

3. Роль конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в становлении международных стандартов по борьбе с преступностью. Доклад ООН. A/RES/55/25 // URL: http://www.center-bereg.ru/o3311.html (дата обращения: 19.10.2017).

4. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. // Ахбори Маджлиси Оли (Парламент) Республики Таджикистан. 1998. № 9. Ст.ст. 68, 69 (в редак. Закона Республики Таджикистан от 24 февраля 2017 г. № 1380; от 28 августа 2017 г. № 1467) // Централизованный Банк Правовой Информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан (дата обращения: 22.11.2017).

5. Закон Республики Таджикистан «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» от 26 июля 2014 г. № 1096 // Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан // Централизованный Банк Правовой Информации «ADLIA» Министерства юстиции Республики Таджикистан (дата обращения: 22.10.2017).

6. Буряк М. Ю. Торговля людьми и борьба с ней: монография. Владивосток: Дальне-вост. ун-т, 2006 // URL: http://lawlibrary.ru/izdanie59424.html (дата обращения: 17.09.2017).

7. Шарипов Т. Ш., Рауфов Ф. Х., Сафаров А. И., Рахматджонов Б. Н. Противодействие торговле людьми (на тадж. языке). Душанбе: «Международная организация по миграции», 2015.

8. Хайдарзода З. П., Хайдарзода М. П. Уголовно-правовая природа торговли людьми (на тадж. языке): научно-методическое пособие. Душанбе: «ЭР-граф», 2017.

9. Муртазакулов Дж. С., Раджабов Р. М., Назаров Д. Д., Нурализода С. М., Рауфов Ф. Х., Хо-лов С., Нозиров Н. А. и др. Рекомендации по ряду правовых подходов в сфере противодействия торговле людьми. Душанбе, Издательство «Ирфон», 2017.

10. Абдурашидов А. А., Хайдаров М. П., Хайдарзода М. П. Основная часть Уголовного кодекса и его значение в теории и на практике (на тадж. языке) // Труды Академии МВД Республики Таджикистан. Вып. № 2 (20). Душанбе: «Бухоро», 2013.

11. Уголовный кодекс РФ: принят Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. 17.04.2017) // URL: www.consultant.ru (дата обращения: 05.05.2017).

© Хайдарзода З. П.

УДК 343.9.02(470)

=0

<ч а а

и и

В. А. ГУСЕВ, первый заместитель на- ^ чальника Омской академии МВД России ^ (по учебной работе), доктор юридических наук, доцент (г. Омск)

V. А. GUSEV, first deputy chief of the Omsk a academy of the Ministry of internal affairs (for u academic work), doctor of law, associate pro fessor (Omsk)

a о

0

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИИ а

ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ g

1

CURRENT TRENDS OF QUALITATIVE CHANGES IN ORGANIZED CRIME 1

Аннотация. В статье представлен научный анализ внутренних механизмов образования и функционирования преступных организаций на рубеже XX и XXI веков. Ав- ^ тором предпринята попытка оценить современное состояние организованной преступ- а ности и дать прогноз развития криминальной обстановки на ближайшее время. g Ключевые слова: преступные сообщества, коррупция, терроризм. Jj

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.