_I
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Б.Р. БУХОРИЕВ,
*
адъюнкт кафедры уголовной политики и организации предупреждения преступлений
(Академия управления МВД России)
B.R. BUKHoRIYEV,
adjunct**, Department of Criminal Policy and organization of Crime Prevention (Management academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.412.2
уголовно-правовой анализ объективной стороны состава преступления - торговли людьми -по Уголовному кодексу Республики Таджикистан
Trafficking in Humans: Legal Analysis of the Elements of Offence in it as Articulated by the Penal Code of the Republic of Tajikistan
В статье раскрываются такие понятия, входящие в объективную сторону ст. 130.1 Уголовного кодекса Республики Таджикистан, как вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение. Рассматривается опыт Российской Федерации по определению данных понятий и предлагаются пути его использования для совершенствования УК Республики Таджикистан.
Торговля людьми, вербовка, перевозка, передача, укрывательство, получение.
В Российской Федерации вопросы предупреждения торговли людьми изучены достаточно глубоко, чего нельзя сказать о Республике Таджикистан. Проблемы, возникающие при квалификации преступлений, недостаточная правовая разработанность мер, способных предотвратить это преступление, требуют поиска наиболее эффективных уго-
The paper is focused on Article 130.1 of the Penal Code of the Republic of Tajikistan, which defines recruitment, transportation, handover, concealment, delivery and reception of trafficked humans as the elements of offence in the felony of human trafficking. The author proposes to update the definitions of these elements in the Penal Code of the Republic of Tajikistan in line with similar definitions in the Penal Code of the Russian Federation.
Human trafficking, recruitment, transportation, handover, delivery, concealment, reception.
ловно-правовых мер предупреждения торговли людьми.
Общеизвестно, что объективная сторона любого преступления — это внешнее проявление воли субъекта преступления по отношению к объекту посягательства.
Объективная сторона такого криминализированного в ст. 130.1 Уголовного Кодекса
* Ранее - преподаватель кафедры уголовного права, криминологии
и психологии Академии МВД Республики Таджикистан.
Earlier - Lecturer, Department of Criminal Law, Criminology and Psychology, Academy of the Ministry of Internal Affairs of Tajikistan.
Ес
0
»S
1
£
ы
м
^
а
<
62
Республики Таджикистан (далее — УК РТ) деяния, как «торговля людьми»1, включает неправомерные альтернативные действия: вербовку, перевозку, передачу, укрывательство и получение человека [6].
Первым видом общественно опасного деяния, описанного в диспозиции нормы, предусмотренной ст. 130.1 УК РТ, является вербовка. Понятие «вербовка» в УК РТ отсутствует, поэтому каждый раз при квалификации таких действий приходится обращаться к Закону Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. № 1096 «О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми» (далее — Закон) [7], в котором содержится следующее определение вербовки: «Вербовка — это поиск, отбор и прием по найму лиц для выполнения за материальное вознаграждение в интересах нанимателя или иных лиц каких-либо работ, оказания услуг либо осуществления иной деятельности, включая противоправную, в том числе на территории иностранного государства».
Проведенное в судах общей юрисдикции Республики Таджикистан изучение архивных уголовных дел за 2009—2014 гг., возбужденных по ст. 130.1 УК РТ, показало, что в 98 % случаев вербовка людей проходила в два этапа: подготовительный и этап непосредственного осуществления самой вербовки. Подготовительный этап, как правило, проходил следующим образом: вербовщики размещали рекламу о подборе девушек на конкурс красоты или для модельного бизнеса, объявления о приеме на учебу и высокооплачиваемую работу за границей, о предоставлении услуг брачных агентств и т. д. При этом на подготовительном этапе вербовки вымышленные услуги предлагались в средствах массовой информации, в частности в объявлениях в газетах или в виде недобросовестной рекламы, размещенной в общедоступных местах. Подобные приготовительные действия к вербовке являются открытыми и внешне выглядят правомерными. Однако вербовка может проводиться и иными методами, например, такими, как физическое насилие для принуждения к видимому согласию потенциальной жертвы.
После этого начинается процесс самой вербовки лиц, заинтересовавшихся предлагаемыми псевдоуслугами. С потенциальными жертвами проводились беседы и оговаривались условия соглашения. Вербовка осуществлялась такими способами, как уговоры, обещания, обман, убеждения, посулы и др. Вербовщик, злоупотребляя доверием потенциальной жертвы, под вымышленными услугами скрывает истинную не-
1 Термин «торговля» в отношении человека может быть применен в высшей степени условно. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью [1, ст. 5; 2, ст. 2]. В отличие от товаров, услуг, финансовых средств человек и принадлежащие ему неотчуждаемые права и свободы как сугубо личные ценности не являются предметами гражданского оборота [3, ст. 2; 4, ст. 2].
правомерную деятельность, в которую будут вовлечены потерпевшие. Нередко в поисках работы граждане сами обращались к вербовщикам, и последние не осуществляли ни поиска, ни отбора возможных потерпевших.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что определение вербовки, содержащееся в Законе, перегружено излишними признаками, такими как поиск и отбор. Мы считаем, что сами по себе эти признаки вербовкой не являются, а представляют собой лишь приготовление к этому мероприятию: во-первых, при поиске жертва еще не определена, так как некого вербовать; во-вторых, при отборе отсутствует непосредственный контакт вербовщика с жертвой, т. е. нет беседы (процесса вербовки).
Неоднозначно решается вопрос о понятии «вербовка» и в научной литературе. Поскольку в Республике Таджикистан отсутствуют научные публикации, в которых рассматривалось бы анализируемое понятие, представляется необходимым обратиться к публикациям, в которых рассматривалось понятие «вербовка» на основе анализа положений Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [5]. Данное понятие используется при конструировании объективной стороны деяний, предусмотренных ст.ст. 127.1, 205.1, 359 УК РФ.
Итак, существует несколько научных точек зрения относительно понятия «вербовка». Одна группа специалистов под вербовкой понимает деятельность по поиску и найму лиц с целью эксплуатации человека [14, 16], другая считает, что вербовка — это договор (сделка, соглашение) между вербовщиком и вербуемым по выполнению условий вербовщика [10, 17], третьи утверждают, что вербовка — это вовлечение лица любым способом в эксплуатацию [9, 12]. Ранее уже было сказано о том, что определение вербовки как деятельности по поиску и найму лиц с целью эксплуатации либо как договора представляется не совсем удачным. Предложение считать вербовкой вовлечение в эксплуатацию тоже не в полной мере отражает сущность вербовки, так как это лишь один из ее способов.
Изучение уголовных дел, анализ научных публикаций позволяют сделать следующий вывод применительно к положениям ст. 130.1 УК РТ: вербовка как признак объективной стороны торговли людьми представляет собой деятельность, при которой вербовщик различными способами стремится достичь внешнего согласия потенциальной жертвы на условия, предлагаемые вербовщиком. Поиск и отбор являются этапом приготовления к вербовке, и в случае пресечения вербовки на данном этапе по не зависящим от вербовщика обстоятельствам вышеназванные действия следует квалифицировать со ссылкой на ст. 32 Общей части УК РТ (приготовление к преступлению).
Следующим действием, включенным в объективную сторону такого состава преступления, как торговля людьми, является «перевозка в целях эксплуатации». Перевозка определяется как перемещение потерпевшего любым видом транспорта из одного места в другое [8, 15] либо как содержание в любом виде транспорта и организационные действия по осуществлению транспортировки (например, оформление необходимых документов, выездных или въездных виз, приобретение проездных билетов и т. д.) [10, 13]. Представляется, что включение в понятие «перевозка» организационных действий не совсем корректно, так как они не составляют фактического перемещения потерпевшего, а являются лишь стадией приготовления и должны квалифицироваться со ссылкой на ст. 32 УК РТ (приготовление к преступлению).
Перевозка может осуществляться как по территории одного государства (внутренняя перевозка), так и по территории двух или нескольких государств. В законодательстве Республики Таджикистан перевозка через государственную границу республики рассматривается как квалифицирующий признак состава ст. 130.1 УК РТ, так как она представляет собой повышенную общественную опасность. При изучении уголовных дел по торговле людьми в Республике Таджикистан выявлено, что в большинстве случаев потерпевших перевозят через границу республики в Россию и Объединенные Арабские Эмираты.
Следующими действиями, характеризующими объективную сторону преступления, являются передача и получение. Так же, как и перевозка, при осуществлении торговли людьми они являются организационными, т. е. совершаются до купли-продажи, во время купли-продажи или после ее совершения, иных сделок. Передачу или получение могут осуществлять как сами покупатели или продавцы, так и их посредники.
По мнению Е.М. Полянской, следует изменить название ст. 127.1 УК РФ с «Торговля людьми» на «Передача человека», изложив диспозицию указанной статьи следующим образом: «Передача одним лицом и получение другим лицом человека в целях получения выгоды имущественного или иного характера...», так как термин «передача» содержит в себе все способы «запрещенной торговли»: мена, дарение, купля-продажа, залог и т. п. [16]. То же
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Конституция Республики Таджикистан.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Гражданский кодекс Республики Таджикистан.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации.
утверждает и С.В. Громов [11]. С указанными авторами нельзя согласиться в силу того, что понятие «купля-продажа» не идентично понятию «передача» — «получение». При купле-продаже или совершении иных сделок в отношении лица полностью или частично переходит лишь «право собственности», а при передаче и получении совершается реальное предоставление со стороны продавца потерпевшего и его приобретение стороной покупателя. Совершить куплю-продажу человека могут одни, а передать и получить — другие.
Последним действием, входящим в объективную сторону торговли людьми, является укрывательство, понятие которого не вызывает спора среди ученых и предполагает собой насильственное или ненасильственное сокрытие потерпевших от правоохранительных органов либо от лиц, занимающихся их поиском.
Таким образом, положительный опыт Российской Федерации по формированию дефиниции «торговля людьми» может помочь Республике Таджикистан в выработке понятий и определений, используемых в УК РТ и вышеуказанном Законе [6, 7].
Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым высказать предложения по совершенствованию УК РТ и Закона в части:
1. Исключения из понятия «вербовка», предусмотренного в Законе, таких приготовительных действий, как поиск и отбор лиц.
2. Изменения редакции ст. 130.1 УК РТ — включения в нее таких способов торговли людьми, как купля-продажа и иные сделки в отношении человека, и исключения из нее таких способов, как вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение.
3. Дополнения Закона определением «перевозка» следующего содержания: «Перемещение человека на любом виде транспорта из одного места в другое, осуществляемое тайно или открыто, добровольно или принудительно в пределах одного или нескольких государств».
4. Дополнения Закона определениями «передача» и «получение» следующего содержания: «Передача — предоставление человека в целях эксплуатации продавцом покупателю (посреднику покупателя)». «Получение — приобретение человека в целях эксплуатации покупателем от продавца (его посредника)».
6. Уголовный кодекс Республики Таджикистан.
7. О противодействии торговле людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми: Закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 г. № 1096 // Газета «Чумхурият». 2014. 5 авг. № 151-154.
н
с
о
»S
X
£
ы
M
а
<
63
8. Адельханян Р. Уголовная ответственность за вербовку наемников // Законность. 2002. № 1.
9. Буряк М.Ю. Торговля людьми и борьба с ней: криминальные и уголовно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2005.
10. Гетман И.Б. Уголовная ответственность за торговлю людьми: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010.
11. Громов С.В. Уголовно-правовая характеристика торговли людьми и использования рабского труда: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
12. Кадников Ф.Н. К вопросу об объективных признаках состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми) // Международное публичное и частное право. 2006. № 5.
13. КисловаЕ.А. Уголовно-правовые средства противодействия рабству и торговле людьми: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
14. Кулакова Н.Г., Харьковский Е.Л. Ответственность за торговлю людьми по действующему законодательству Российской Федерации // Российский следователь. 2005. № 8.
15. Мизулина Е.Б. Торговля людьми и рабство в России: международно-правовой аспект. М., 2006.
16. Полянская Е.М. Проблемы предупреждения использования рабского труда и торговли людьми: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.
17. Скорлуков О.А. Рабство и работорговля: криминологический и уголовно-правовой аспекты исследования: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
Е-mail: Buhoriev 1991@mail.ru
н
с
о
»S X
se
ы
M
а
<
64