Научная статья на тему 'Некоторые проблемы правого радикализма в Италии'

Некоторые проблемы правого радикализма в Италии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Mинутилли Анна Мария

Перевод: С.В.Погорельская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы правого радикализма в Италии»

А.М. Mинутилли

Некоторые проблемы правого радикализма в Италии

Some problems of right radicalism in Italy

правления, определявшаяся в послевоенные годы противостоянием христианских демократов и коммунистов, не препятствовала созданию групп и движений, идеологическая направленность которых приближалась к фашистской. Уже в 1946 г. были созданы «Вооруженные революционные фашисты» - ВРФ (Fasci armati rivoluzionari, FAR) и «Итальянское социальное движение» - ИСД (Movimento Sociale ^^по, MSI), влиятельная и в первое время своего существования достаточно диффузная политическая сила, в которой уживались как левые, так и фашисты и которая располагала собственной молодежной организацией. Первым его руководителем был Джорджио Альмиранте, при котором в движении доминировало левое, социалистическое и антиамериканское крыло. Уже в 50-е годы руководство движением переняли правые силы. Движение это интересно тем, что в нем долгие годы сосуществовали друг с другом различнейшие направления итальянского неофашизма и неонацизма. Впоследствии из него вышел целый ряд ультраправых групп.

Minutilli A.M. Einige Probleme italienisches Rechtsradikalismus. - 8 S. In recto.

свобождение Италии в ходе Второй мировой войны не означало полной внутриполитической победы над фашизмом. Демократическая форма

В 1956 г. из движения вышла группа Пино Раути, организовавшая группу «Новый порядок» (Ordine Nuovo), а в 1 959 г. - группа «Национальный авангард» (Avanguardia Nazionale). В официальной политике эти группы поддерживали христианских демократов. В конце 60-х годов група Раути вернулась в ИСД, а «Национальный авангард» самораспустился.

В 70-е годы активно действовали группы: «Черный порядок» (Ordine Nero), новый «Национальный авангард» (Avanguardia Nazionale), «Третья позиция» (Terza Posizione) и «Действуем!» (Costruiamo l'azione!)

В 80-е годы традиционные ультраправые стремятся легализоваться на политическом уровне. В то же время начинают формироваться новые, молодежные правые движения: «Политическое движение» (Movimento Politico), «Автономный базис» (Base Autonoma) и «Нулевой меридиан» (Meridiano Zero).

В 1987 г. умер глава ИСД Джорджио Альмиранте, под руководством которого движение в 80-е годы перешло на более умеренные позиции. Его наследником стал Джанфранко Фини; вторым значительным лицом оставался Раути, вокруг которого в те годы группировались молодые правые силы.

В 1 993 г., который кто-то из политических наблюдателей справедливо сравнил с 1968 годом в «черном» варианте, после многочисленных актов насилия со стороны ультраправых групп правительство издало ряд законов против этнической, религиозной и расовой дискриминации.

В 1 995 г. ИСД вновь претерпевает раскол: часть ее присоединяется к новой, основанной Джанфранко Фини партии Национальный альянс - НА (Alleanza Nazionale). Раути и его сторонники организуют «Социальное движение трехцветного пламени» - СДТП (Sociale Fiamma Tricolore Partei), в котором находят прибежище последние представители старых традиций итальянского правого экстремизма.

В последние годы из обеих этих партий вышли еще более радикальные группы, наиболее известными из которых являются «Национальный фронт» - НФ (Fronte Nazionale) и «Новая сила» - НС (Forza Nuova).

Существенное влияние на разработку теоретического базиса итальянских праворадикальных движений оказывали, и в известной мере до сих пор оказывают, концепции Джулиуса Эволы, его критика разлагающегося гражданского (буржуазного) общества и теория «отрицания справа». Концепции

эти послужили идеологическим обоснованием деятельности «черных террористов» послевоенных лет, относятся к «идейному наследию» правого экстремизма и вплоть до сегодняшнего дня популяризируются итальянскими ультраправыми - и не только ими, но и многими другими правоэкстре-мистскими движениями на соответствующих интернетовских сайтах.

Идейные концепции итальянских ультраправых в основах своих сходны с аналогичными программами правоэкстремистских сил в других странах: отрицание системы демократического представительства и демократического участия граждан в политике, базирующееся на отрицании модернизации в целом и, не в последнюю очередь, на отрицании капитализма.

Интересно, что в последнее время просматриваются параллели между правыми и левыми радикалами, прежде всего в отрицании глобализации и антиамериканизме, хотя в основе их подходов лежат принципиально различные концепции. Понятия «родной земли», «крови», национальной культуры, традиций, религии характеризуют протест нынешних правых радикалов против процессов глобализации. И в этом они в известной степени смыкаются со сторонниками более умеренных правых партий, в частности с Лигой Севера - ЛС (Lega Nord) и НА (Alleanza Nazionale). Исследователи указывают на контакты праворадикальных групп с массонской ложей П2, с Ватиканом, со структурами государственного аппарата, с мафией. Предполагают, что убитый в 1992 г. судья Джованни Фальконе имел доказательства связи итальянских ультраправых не только с итальянскими политиками и финансистами, но и с американскими спецслужбами.

На сегодняшний день одной их влиятельнейших праворадикальных организаций является «Новая сила» - НС (Forza Nuova), которая располагает солидными финансовыми возможностями и в числе руководителей которой - бывшие вожди запрещенной в 1980 г. ультраправой группы «Третья позиция» (Terza Posizione). Она насчитывает более 5 тыс. членов и около 20 тыс. сторонников, располагает 65 отделениями во всей Италии и газетой «Foglio di lotta» («Боевой листок»). С целью завоевать симпатии католических правых, она стремится выставить себя защитницей христианства, проповедуя, по сути, католический фундаментализм. В ряде северных регионов, таких, как например Венето, она является сильнейшей из всех праворадикальных организаций. Ее важнейшими программными

пунктами являются: запрещение абортов, признание ведущей роли семьи, демографическая политика, нацеленная на рост населения как важнейший элемент национального возрождения, прекращение иммиграции из бедных (неевропейских) стран и выдворение иностранцев из страны, запрещение масонства, введение конкордата государственной церкви (который был введен в 1929 г., но впоследствии отменен), отмена законов Манчи-но ( по имени тогдашнего министра внутренних дел; законы, принятые в 1 993 г., были направлены против расовой и этнической дискриминации), протекционизм с целью защиты интересов национальной экономики. В ряде пунктов их идеи перекликаются с программой австрийского правого популиста Йорга Хайдера, популярного в некоторых итальянских регионах (Венето, Фриули, Трентино). Это в первую очередь касается роли нации, запрещения абортов и негативного отношения к иммигрантам.

К числу ультраправых можно отнести и основанное Роберто Биглиардо (ныне депутат Европейского парламента) Европейское социальное движение - ЕСД (Movimento Sociale Europeo), располагающее собственной газетой «Rinascita Nazionale» («Национальное возрождение») и претендующее на объединение разрозненных праворадикальных групп.

Характерным для итальянских правых, в первую очередь для Национального альянса, является исторический ревизионизм, проявляющийся, прежде всего, в критике левых сил итальянского движения Сопротивления времен Второй мировой войны, которые, по мнению правых историков, придерживались таких же авторитарных взглядов, как и фашисты, и не внесли ни малейшего вклада в развитие итальянской демократии.

В последние годы на севере, особенно в Ломбардии, и на северо-востоке Италии широко распространяется популистский национализм (равно как и в альпийских регионах Австрии, Баварии и Швейцарии). «Новые альпийские правые» имеют много общего: они выступают против европейской интеграции, против иммиграции, против культурной глобализации, поддерживают националистический неорегионализм, являются сторонниками этнического федерализма, критикуют существующие в их странах партийные системы, зависят от сильного лидера. Как и все правые популисты, они не располагают четкими позитивными программами и используют страхи населения перед глоба-

лизацией, неконтролируемой иммиграцией, ростом преступности и т.д. в своих интересах.

Более умеренные итальянские правые (Сильвио Берлускони с его партией «Вперёд, Италия» - ВИ (Forza КаПа) черпают поддержку в ультраправом лагере. Упор делается на традиционные «итальянские» ценности и на запугивание обывателя возможностью победы левых сил. В полной мере были использованы возможности телевидения: голоса предпринимателей и бизнесменов сыграли меньшую роль в победе Берлускони в 2001 г, нежели голоса домохозяек, пенсионеров и безработных - малообразованных людей, живущих в маленьких городах, регулярно посещающих церковь и проводящих свое свободное время перед телевизором.

Важнейшие политические партнеры Берлускони - неофашистский Национальный альянс и сепаратистская Лига Севера. К так называемому «Дому Свобод» («Casa delle liberte») принадлежат и две старых демократических партии: Христианский демократический центр - ХДЦ (CCD) и Христианский демократический союз - ХДС (UDC), поддерживающие хорошие отношения с Ватиканом и с германской ХДС. Недавно к ним присоединилась и Социалистическая партия Бобо Кракси. Социалистам не впервой сотрудничать с правыми. Отец Бобо Кракси - Беттино Кракси, глава Социалистической партии, облегчил в свое время Берлускони восхождение к политическому Олимпу.

Нынешний президент Национального альянса Джанфранко Фини пытается дистанцироваться от фашистского прошлого своей партии и представить ее национал-консервативной. Поэтому он демонстративно посетил Освенцим и прилагает усилия, чтобы получить возможность посетить Израиль на официальном уровне. Однако старые функционеры времен ИСД продолжают играть в партии значительную роль.

Характерным признаком Лиги Севера - по крайней мере, до последнего времени - был крайний регионализм, враждебность к «паразитирующему» на экономических успехах Севера (прежде всего Ломбардии) итальянскому Югу (террони, «землеедам») и к Риму с его перераспределяющей «уравнительной» политикой. В этой партии с особой силой проявились противоречия итальянского общества: противоречие между севером и югом, центром и периферией, буржуазным обществом и традиционны-

ми партиями. Впрочем, на сегодняшний день предприниматели СевероВосточных регионов заинтересованы в инвестициях в южные области - это выгодно как в налоговом отношении, так и в плане дешевой рабочей силы.

В настоящее время позиции Лиги приобретают более «общий» правый характер - особый упор делается на враждебных иностранцам и иным культурам настроениях, поддерживаются те консервативные силы католической церкви, которые требуют запретить въезд некатолических иммигрантов в Италию.

На локальном уровне обе эти партии, как Национальный альянс, так и Лига Севера, сотрудничают с неонацистскими группами. Так, муниципалитет города Вероны поддерживал концерты правых рок-групп, конференцию, посвященную излюбленной правыми радикалами всех стран теме - так называемой «Лжи об Освенциме» и презентации книг нацистских авторов.

Интересно, что широкую поддержку Лига Севера получила именно у рабочего класса северных регионов (в то время как «Вперёд, Италия» опиралась преимущественно на среднюю и мелкую буржуазию). Наряду с ее «социальной программой», рабочих привлекает и тот факт, что она выступала против «государства» и господствующего политического истеблишмента.

Притягательность «правых» сил для рабочих объясняется и тем, что их агитация совпадает со стихийными установками неорганизованных трудящихся. Идентичность молодого аполитичного рабочего формулируется примерно следующим образом: я принадлежу к белой расе, я - итальянец, я - гетеросексуален.

Активные политические взаимоотношения между экстремистской «Новой силой», раутианским «Движением трехцветного пламени» и Лигой Севера под руководством Умберто Босси начались в 1999 г. в связи с дискуссиями об иммиграционном законе, предложенном левыми силами. Находясь в составе правительства, Босси и Фини разработали собственный закон об иммиграции (2002 г.) - значительно более суровый и урезающий и без того небольшие права иммигрантов.

Какую роль играет фашизм в Италии на сегодняшний день?

До сих пор в политической культуре Италии фашизм оценивался однозначно негативно. Однако ныне профашистский, вышедший из ИСД На-

циональный альянс легализован в правительстве Берлускони. Итальянские левые и иные демократические силы проводят справедливые, как представляется автору данной статьи, исторические параллели между фашизмом и нынешним правым правительством - однако, разумеется, не в формальном, институциональном смысле, а в плане политики Берлускони в отношении СМИ, оцениваемой ими как «медиальный популизм».

В нынешней коалиции («Вперёд, Италия», Национальный альянс, Лига Севера и некоторые демократические партии) Берлускони вне конкуренции. Он не только контролирует номенклатуру постхристианских демократов и постсоциалистов, но крепко держит в руках и своих постфашистских партнеров по коалиции - Национальный альянс и Лигу Севера. Эти партии с их ксенофобией, антиисламскими установками, ультраконсервативной политикой в отношении семьи, атаками против юстиции служат своего рода «ультраправой границей», позволяющей правому Берлускони выступить в качестве умеренного, объединяющего и примиряющего все крайности центриста.

Итальянские постфашисты оценивают себя как «социально правых», как защитников социально слабых слоев. Смесь популизма и социального протекционизма находит положительный резонанс, особенно, в мелкобуржуазных слоях Южной Италии.

В остальном итальянским ультраправым присущ ряд установок, общих для всех аналогичных европейских партий. К ним относятся негативная установка по отношению к процессам европейской интеграции, антиглобализм, антисемитизм, нередко также антиамериканизм.

Насколько актуальна опасность фашизма на сегодняшний день? Если понимать под фашизмом партии и движения, руководствующиеся идеологией ультранационализма, отрицающие парламентскую демократию, борющиеся против либерализма, коммунизма, капитализма и рыночного хозяйства, использующие насильственные методы борьбы, то можно утверждать, что значительной опасности для европейских демократий они ныне не представляют. Этого нельзя сказать о правом популизме, умело использующем слабые места нынешней демократии.

Перевод: С.В.Погорельская

Список сокращений

ЕС - Европейский Союз

ИСД - Итальянское социальное движение

ЛС - Лига Севера (Италия)

НА - Национальный альянс (Италия)

НАТО - Североатлантический Альянс

НДПГ - Национал-демократическая партия Германии

ННС - Немецкий народный союз (ФРГ)

НС - Новая сила (Италия)

НФ - Национальный фронт (Франция)

ПДС - Партия демократического социализма (ФРГ)

РЕСП - Республиканцы (ФРГ)

СвДП - Свободная демократическая партия (ФРГ)

СвПА - Свободная партия Австрии

СДПГ - Социал-демократическая партия Германии

СМИ - Средства массовой информации

ХДС - Христианско-демократический Союз (ФРГ)

ХСС - Христианско-социальный Союз (ФРГ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.