Научная статья на тему 'Некоторые проблемы осуществления милицией надзора за отдельными категориями лиц'

Некоторые проблемы осуществления милицией надзора за отдельными категориями лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ПОДНАДЗОРНЫЙ / УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫЙ / УСЛОВНО-ДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ МИЛИЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ОБЯЗАННОСТИ / УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬНАЯ КАРТОЧКА / НАБЛЮДЕНИЕ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / СУД / ЗАКОН / THE PERSON WHO IS PUTTED UNDER THE SUPERVISION SMB. WHO HAS PREVIOUS CONVICTIONS / THE ADMINISTRATIVE SUPERVISION / WHO WAS FREED BEFORE THE APPOINTED TIME CONDITIONALLY / TRANSGRESSION / FELONY / PROHIBITIONS / DUTIES / PROCEDURAL LEGALIZATION / CONTROL CARDS / DISTRICT MILITIA OFFICER / OBSERVATION / NARCOTICS / COURT OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филоненко И. О.

Статья посвящена актуальной в настоящее время теме: осуществлению административного надзора за отдельными категориями лиц, представляющих потенциальную опасность для общества, ранее судимыми, условно осужденными и условно досрочно освобожденными из мест лишения свободы. Несмотря на то что нормами ряда правовых актов регламентировано его осуществление, у правоприменителей возникают проблемы с определением понятия «персонифицированный административный надзор», оснований его проведения, границ, субъектов, его соотношения с учетно-регистрационной деятельностью милиции. Автором рассмотрены содержание этапов надзорного производства милиции, субъекты, сроки, процессуальное оформление результатов надзорных мероприятий. Особое внимание в статье уделяется факторам, определяющим прекращение административного надзора, основаниям и порядку привлечения лиц к уголовной и административной ответственности за несоблюдение возложенных на них ограничений. Основные выводы подтверждены статистическими данными и примерами из правоприменительной практики органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филоненко И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF THE SUPERVISION FUNCTIONS OF MILITIA OVER SOME CATEGORIES OF PEOPLE

The main theme of the article is very actual and devoted to the problems of the administrative supervision over such categories of people as those who have previous convictions, those who was putted on probation and those categories who was freed before the appointed time conditionally. Despite the fact that by the juridical acts the procedure of the supervision is regulated clearly, some problems still exist on practice. For example the problem of the conception of «personal administrative supervision» the grounds of it, it»s bounds, subjects, and it»s correlation with the militias registration work. The author examines the maintenance of the stages of the supervision functions of militia, it»s subjects, dates and the procedural legalization of it»s results. The factors under which the administrative supervision should be stopped and the grounds for the penal or administrative responsibility for those categories, who doesn»t follow the prohibitions, which they are putted under, are examined particularly. The main conclusions are given and based on the statistics of the ministry of home affairs practical workouts.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы осуществления милицией надзора за отдельными категориями лиц»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МИЛИЦИЕЙ НАДЗОРА ЗА ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ЛИЦ

И.О. ФИЛОНЕНКО,

начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук

Аннотация. Статья посвящена актуальной в настоящее время теме: осуществлению административного надзора за отдельными категориями лиц, представляющих потенциальную опасность для общества, — ранее судимыми, условно осужденными и условно досрочно освобожденными из мест лишения свободы. Несмотря на то что нормами ряда правовых актов регламентировано его осуществление, у правоприменителей возникают проблемы с определением понятия «персонифицированный административный надзор», оснований его проведения, границ, субъектов, его соотношения с учетно-регистрационной деятельностью милиции.

Автором рассмотрены содержание этапов надзорного производства милиции, субъекты, сроки, процессуальное оформление результатов надзорных мероприятий.

Особое внимание в статье уделяется факторам, определяющим прекращение административного надзора, основаниям и порядку привлечения лиц к уголовной и административной ответственности за несоблюдение возложенных на них ограничений.

Основные выводы подтверждены статистическими данными и примерами из правоприменительной практики органов внутренних дел.

Ключевые слова: административный надзор, поднадзорный, условно осужденный, условно-досрочно освобожденный, правонарушение, преступление, участковый уполномоченный милиции, ограничения, обязанности, учетно-регистрационная деятельность, контрольная карточка, наблюдение, наркотические средства, суд, закон.

SOME PROBLEMS OF THE SUPERVISION FUNCTIONS OF MILITIA OVER SOME CATEGORIES OF PEOPLE

I.O. FILONENKO

Annotation. The main theme of the article is very actual and devoted to the problems of the administrative supervision over such categories of people as those who have previous convictions, those who was putted on probation and those categories who was freed before the appointed time conditionally. Despite the fact that by the juridical acts the procedure of the supervision is regulated clearly, some problems still exist on practice. For example the problem of the conception of «personal administrative supervision» the grounds of it, it»s bounds, subjects, and it»s correlation with the militias registration work.

The author examines the maintenance of the stages of the supervision functions of militia, it»s subjects, dates and the procedural legalization of it»s results.

The factors under which the administrative supervision should be stopped and the grounds for the penal or administrative responsibility for those categories, who doesn»t follow the prohibitions, which they are putted under, are examined particularly.

The main conclusions are given and based on the statistics of the ministry of home affairs practical workouts.

Key words, the administrative supervision, the person who is putted under the supervision smb. who has previous convictions, who was freed before the appointed time conditionally, transgression, felony, prohibitions, duties, procedural legalization, control cards, district militia officer, observation, narcotics, Court of Law, Law.

Деятельность милиции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями традиционно рассматривается в аспекте их выявления и пресечения. Хотя к задачам милиции отнесено предупреждение преступлений и правонарушений, однако, как верно отмечает Ю.П. Соловей, пределы «пропускной способности» милиции далеко не безграничны, поэтому целесообразнее данную задачу именовать как предотвращение, т.е. принятие своевременных мер к недопущению преступлений и правонарушений, когда имеются данные о возможном их совершении (конкретными лицами, в конкретном месте, в конкретное время)1. Несомненно, одним из мощных рычагов этой деятельности является осуществление административного надзора милицией в отношении «потенциально опасных» лиц, под которым традиционно в науке административного права понималось установление ряда ограничений этим лицам, проверка соблюдения ими этих ограничений и соответственно привлечение к административной ответственности в случае их невыполне-ния2. Однако в настоящее время, несмотря на то что нормами правовых актов (УК РФ, УИК РФ, федеральных законов от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»3, от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»4, приказов МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», от З мая 200З г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», приказа МЮ России от 17 августа 2005 г. № 134 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества»5) регламентировано проведение сотрудниками милиции надзорных мероприятий в отношении отдельных категорий граждан, у правоприменителей возникают проблемы с определением оснований проведения, границ, субъектов административного надзора милиции, его соотношения с учетно-регистра-ционной деятельностью.

Актуальность проблемы подтверждает отсутствие в законодательстве термина «административный надзор милиции», в различных нормативных правовых актах используются определения «контроль»6, «наблюдение»7, «индивидуальная профилактическая работа»8, «меры индивидуального предупреждения преступлений»9.

Структурно надзорное производство милиции состоит из трех основных этапов: возбуждение производства по одному из трех оснований (совершение лицом преступления или правонарушения; совершение лицом антиобщественных деяний, не являющихся административными правонарушениями и преступлениями; наличие у лица особого правового статуса, предполагающего соблюдение определенных правил); проведение проверочных мероприятий в отношении «поднадзорных» лиц и процессуальное оформление их результатов и прекращение административного надзора.

Особенностями первого этапа являются очень сжатые сроки: он тесно примыкает к предыдущему действию, которое явилось основанием для установления административного надзора (освобождение лица из мест лишения свободы, регистрация иностранного гражданина, получение лицензии на хранение оружия), а после возбуждения надзорного производства практически сразу же начинается проведение надзорных мероприятий (с учетом временных затрат на совершение организационных действий, например, передачу информации из подразделения по делам несовершеннолетних участковому уполномоченному милиции).

Содержание второго этапа зависит от двух факторов — компетенции должностного лица, осуществляющего надзорную деятельность, и категории «поднадзорных» лиц. Так, участковый уполномоченный милиции обязан вести списочный учет и ежемесячно осуществлять проверочные мероприятия в отношении постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществлять контроль и профилактическую работу с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; лицами, допускающим правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; хроническими алкоголиками и т.д.10 Участковые уполномоченные милиции и инспекторы подразделений лицензионно-разрешительной работы проверяют должностных лиц, получивших служебное оружие во временное пользование по их месту жительства не реже одного раза в полугодие, граждан — владельцев оружия — не реже одного раза в год, а объекты, на которых осуществляется складская деятельность по хранению оружия и организации, осуществляющие торговлю им, — не реже одного раза в месяц11. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу, ведут учет пра-

вонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; лиц, их совершивших; родителей или иныгх законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними12.

На данном этапе по результатам проверочных действий в отношении «поднадзорных» лиц выносятся предупреждения, предписания, в случае совершения административных правонарушений они привлекаются к административной ответственности.

Основания для наступления завершающего этапа надзорного производства можно подразделить на две группы в зависимости от поведения поднадзорного лица — «негативные» (возникают вследствие совершения этим лицом административного правонарушения или преступления, после чего надзорное производство прекращается и данное лицо подвергается более жестким мерам воздействия — условное осуждение заменяется фактическим лишением свободы13; лицензия аннулируется14 и т.д.) и «позитивные» (надзор прекращается вследствие законопослушного поведения «поднадзорного» — например, если до истечения испытательного срока, при условии прохождения не менее половины этого срока, условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости)15.

Изложенное свидетельствует о многообразии надзорной деятельности милиции, при этом обоснованно возникает вопрос разграничения надзорной, учетной деятельности и «специального» административного надзора милиции. Представляется, что деятельность, которую осуществляют сотрудники различных подразделений милиции по постановке на учет отдельных категорий лиц, по ряду причин представляющих потенциальную опасность для общества (иностранных граждан, лиц без гражданства, психически больных лиц16), следует относить к учетной деятельности; надзорная деятельность осуществляется в отношении граждан, на которых, в силу наличия у них определенного правового статуса, законом возложены дополнительные ограничения и заключается в проверке соблюдения этих ограничений, а в случае выявления нарушений — применении мер административного принуждения (например, проверка участковыми упол-

номоченными милиции и инспекторами подразделений лицензионно разрешительной службы граждан — владельцев оружия по месту жительства17). Особым видом надзорной деятельности милиции является «специальный» административный надзор, который имеет характерные признаки: во-первых, осуществляется в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, но в настоящее время находящихся на свободе (ранее судимых, условно осужденных, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы); во-вторых, осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти, в первую очередь милиции; в-третьих, его содержание связано с проверкой соблюдения «поднадзорными» лицами установленных для них в соответствии с законом ограничений и, в-четвертых, несоблюдение этих ограничений влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Значимость этого надзора не вызывает сомнений, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные — сотрудники одного из участковых пунктов милиции г. Омска, обслуживающие территорию с общей численностью населения 42 765 человек, проводят административный надзор в отношении 304 граждан, из них 196 человек — ранее судимые, 108 — условно осужденные к лишению свободы. При этом из общего количества преступлений (256), совершенных на территории одного административного участка, 19% совершено ранее судимыми лицами. Однако в настоящее время осуществление «специального» административного надзора вызывает значительные трудности у правоприменителей. Предпосылками для возникновения такой ситуации явилось то, что с 1 июля 2002 г. утратила силу статья 167 КоАП РСФСР, предусматривавшая административную ответственность за несоблюдение правил административного надзора, а в 2003 г. была отменена Инструкция о порядке установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденная приказом МВД СССР от 5 марта 1987 г. № 65. Положение об административном надзоре органов внутренних дел, утвержденное Указом ПВС СССР от 26 июля 1966 г., хотя и не отменено, но фактически не применяется.

В соответствии с п. 18 ст. 10 Закона РФ «О милиции» к обязанностям милиции отнесен контроль за тремя категориями лиц — освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденными, которым

назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы; условно осужденными.

Началом административного надзора является постановка осужденного лица на учет в уголовно-исполнительной инспекции — на осужденного заводится личное дело, заполняются контрольно-сроковая и сторожевая карточки, информация направляется участковому уполномоченному милиции (а если осужденный является несовершеннолетним — то и в подразделение по делам несовершеннолетних) для проведения профилактических мероприятий и контроля за поведением данного лица18. Участковый уполномоченный милиции и инспектор подразделения по делам несовершеннолетних также ставят данное лицо на учет и заводят соответственно контрольную карточку и учетно-профилактическое дело.

Содержание следующего этапа — непосредственного осуществления надзора — зависит от категории поднадзорных лиц.

Что касается лиц, условно осужденных к лишению свободы, то в соответствии со ст. 73 УК РФ при назначении условного осуждения суд может возложить на них ряд обязанностей, которые должны исполняться осужденным в течение испытательного срока (в случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания — от 6 месяцев до 3 лет, при назначении лишения свободы на срок более одного года — от 6 месяцев до 5 лет). На этот период в отношении осужденного устанавливается административный надзор, соответственно минимальный срок его осуществления — 6 месяцев.

В целях контроля за поведением условно осужденного сотрудники уголовно-исполнительной инспекции не реже одного раза в квартал проверяют этих лиц по специальным учетам органов внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и преступлений; принимают участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах; не реже одного раза в квартал направляют в подразделения по делам несовершеннолетних и участковым уполномоченным милиции списки условно осужденных, поставленных на учет19. Участковый уполномоченный милиции и инспектор подразделения по делам несовершеннолетних также проводят проверочные мероприятия в отношении данного лица, однако их перечень, периодичность проведения и порядок оформления результатов не регламентированы положениями нормативных правовых актов.

Прекращение административного надзора в отношении условно осужденного зависит от его поведения и может осуществляться в двух формах.

Если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, сотрудник уголовно-исполнительной инспекции составляет представление, которое направляется в суд. Суд может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с лица судимости при условии истечения половины испытательного срока. В этом случае осужденный снимается с учетов уголовно-исполнительной инспекции, участкового уполномоченного милиции и подразделения по делам несовершеннолетних.

Если осужденный не исполняет возложенных на него обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции вносит в суд представление о возложении на него дополнительных обязанностей.

Если условно осужденный уклоняется от исполнения возложенных обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное наказание, уголовно-исполнительная инспекция вызывает условно осужденного, проводит с ним профилактическую беседу, выносит письменное предупреждение

0 возможности отмены условного осуждения, а также направляет в суд представление о продлении испытательного срока не более чем на

1 год20.

В случае систематического или злостного неисполнения возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля21, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда22.

В случае отказа суда в удовлетворении представления о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения условно осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного наказания, или продолжения неисполнения возложенных судом обязанностей23.

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних также могут вносить в уголовно-исполнительные инспекции ходатайства об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока несовершеннолетнему при совершении им двух админист-

ративных правонарушений либо систематическом или злостном неисполнении возложенных на него судом обязанностей24.

Еще одной категорией лиц, в отношении которых проводится административный надзор, являются лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом. Анализ норм законодательства свидетельствует о том, что к ним относятся две группы граждан: условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, а также лица, за которыми установлено наблюдение в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Содержание надзора за условно-досрочно освобожденными лицами практически идентично надзору за условно осужденными, за тем исключением, что сроком административного надзора в этом случае является период неотбытой части наказания, соответственно по представлению уголовно-исполнительной инспекции судом может решаться вопрос о замене условно-досрочного осуждения на фактическое лишение свободы на этот срок.

Что касается нормы, закрепленной статьей 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», следует признать, что она не нашла должного применения на практике по ряду причин. Во-первых, представляется, что термин «наблюдение» не соответствует характеру деятельности, определенной в данной норме, было бы логичнее употребление дефиниции «надзор», во-вторых, по смыслу статьи предполагается, что наблюдение за ходом социальной реабилитации может быть назначено судом после освобождения из мест лишения свободы лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, однако ни в одном нормативном правовом акте не закреплены основания для назначения такого наблюдения, порядок его осуществления, перечень должностных лиц, правомочных обращаться в суд с таким представлением и осуществлять эти мероприятия. Логично было бы закрепить соответствующие полномочия за должностными лицами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, однако к их компетенции осуществление этой деятельности не отнесено25.

Еще один вопрос, который неизбежно возникает в результате анализа законодательных норм, регламентирующих осуществление «специального» административного надзора, — не-

включение в категории «поднадзорных» граждан лиц, ранее судимых за совершение преступлений. По сути они относятся к категории «лиц, освобожденных из мест, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом». Однако ни в одном нормативном правовом акте (кроме ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая значительно сужает эту категорию «поднадзорных») нет ни перечня этих ограничений, ни порядка осуществления контроля за их соблюдением, ни ответственности в случае их неисполнения.

Нельзя не отметить попытки законодателя установить ответственность за нарушение правил административного надзора путем включения в КоАП РФ статьи 19.24 и наделения правом составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье участковых уполномоченных милиции.

Однако анализ содержания данной нормы позволяет выявить причины ее неприятия практикой.

Административным правонарушением по ст. 19.24 КоАП РФ признается невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с Федеральным законом. Как уже отмечалось, единственная законодательная норма, предусматривающая возможность назначения таких обязанностей, — статья 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая не применяется практикой по указанным ранее причинам. Соответственно отсутствуют предпосылки и для реального действия ст. 19.24 КоАП РФ.

Кроме того, субъектом правонарушения по данной статье является только лицо, освобожденное из мест лишения свободы, хотя представляется необходимым относить к нему и условно осужденных и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы лиц.

Некоторыми авторами высказываются мнения о необходимости замены в диспозиции данной статьи термина «обязанности» на «ограничения», что позволит определить сущность административного надзора за указанными лицами как средство предупреждения преступлений и административных правонарушений, не нарушающее конституционных прав поднадзорных26.

Думается, что эта проблема в большей степени является надуманной, поскольку любое ограничение прав граждан по сути связано с необходимостью выполнения каких-либо воз-

ложенных обязанностей. При этом, безусловно, предполагается, что круг обязанностей в отношении «поднадзорного» лица определяется не по личному усмотрению судьи, а исходя из перечня, который должен быть законодательно закреплен.

Изложенное позволяет констатировать, что при всей очевидности необходимости осуществления «специального» административного надзора за лицами, осужденными за совершение преступлений, в законодательстве в достаточной степени не закреплены категории «поднадзорных» лиц, перечень ограничений их прав, процедура проведения надзора, компетенция должностных лиц, уполномоченных его осуществлять, ответственность в случае невыполнения «поднадзорными» установленных для них ограничений. Представляется, что оптимальным решением данного вопроса могло бы стать принятие Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, осужденными к наказанию в виде лишения свободы».

1 См: Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». М., 2000. С. 18.

2 См.: Котюргин С.И. Специальный надзор милиции: (Проблемы, задачи, функции). Омск, 1973. С. 14.

3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3177; 2001 № 3. Ст. 216; 2003. № 28. Ст. 2880; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; № 49. Ст. 4899; 2005. № 1(ч. 1). Ст. 25; № 17. Ст. 1485; 2006. № 2. Ст. 174; 2007. № 27. Ст. 3215; № 49. Ст. 6070; 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3616.

4 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 167; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004 № 49. Ст. 4845; 2005. № 19. Ст. 1752; 2006. № 43. Ст. 4412; № 44. Ст. 4535; 2007. № 31. Ст. 401; 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3592.

5 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. 2005. № 19, 36.

6 См.: П. 18 ст. 10 Закона РФ «О милиции».

7 См.: Ст. 50 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

8 См.: Ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

9 См.: П. 18.4 приказа МВД России от 3 мая 2003 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

10 См.: П. 9.7, 9.9, 18.1, 18.5 приказа МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

11 См.: Ст. 28 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии»; п. 93, 94 Инструкции по органи-

зации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814».

12 См.: П. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; п. 34, 35 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

13 См.: П. 52.2 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

14 См.: П. 2 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об оружии», п. 100 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

15 См.: ч. 1 ст. 74 УК РФ, ч. 2 ст. 189 УИК РФ.

16 См.: П. 9.7, 18.1 приказа МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

17 См.: П. 93, 94 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

18 См.: П. 8, 14, 16, 18 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

19 См.: Ч. 4 ст. 188 УИК РФ, п. 119 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

20 См.: Ст. 190 УИК РФ, ч. 2 ст. 74 УК РФ, п. 127, 128 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

21 См.: Ч. 4-6 ст. 190 УИК РФ; ч. 3 ст. 74 УК РФ, п. 130132 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

22 См.: Ч. 4-6 ст. 190 УИК РФ, ч. 3 ст. 74 УК РФ, п. 130132 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

23 См.: П. 134 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

24 См.: П. 52.2 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

25 См.: Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3234; 2005. № 42. Ст. 4259; 2006. № 36. Ст. 3802; 2007. № 40. Ст. 4717; 2008. № 3. Ст. 168; № 13. Ст. 1253; № 25. Ст. 2958; № 37. Ст. 4185.

26 См.: Пузырев C.B. Современные проблемы осуществления органами внутренних дел административного надзора (контроля) в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. М., 2003. С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.