Научная статья на тему 'Проблемы осуществления специального полицейского надзора'

Проблемы осуществления специального полицейского надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О. И. Бекетов, И. О. Филоненко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы осуществления специального полицейского надзора»

ческому наследию А. С. Макаренко: «Мы не хотим, чтобы каждая отдельная личность чувствовала себя объектом воспитания. Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек... прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой» (3,313).

По мысли М. М. Бахтина, в гуманитарных науках познание имеет диалогический характер и обусловлено специфической структурой наук о человеке: «Точные науки - это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект - познающий (созерцающий) и г оворящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и понят как вещь. Но субъект как таковой не может изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, знание его может быть только диалогическим» (1,383).

В педагогической науке и практике понятие диалога присутствует в разных смыслах и контекстах, подразумевая в ряду других значений и «взаимодействие» воспитателя и воспитанника. Возможность партнерского диалога ученика и учителя - это и есть подлинная педагогика сотрудничества.

Сегодня герменевтика как научное направление продолжает активно развиваться, современные исследования представлены в работах Г1. Рикёра (Франция), Э. Хайнтеля (Австрия), Р. Бернштейна (США), М. Франка, Ю. Хабермаса (Германия), Э. Бетти (Италия) и др.

Попытку создать некий «герменевтический компендиум» предпринял американский ученый Р. Палмер. Он отмечает, что герменевтика как метод и теория концентрирует свое внимание на проблеме понимания текстов, вне зависимости от того, художественное это произведение, научная статья или свод законов. В истории развития герменевтического знания Р. Палмер выделяет три различных формы, каждая из которых была господствующей в определенный исторический период: до Нового времени преобладала аллегорическая герменевтика, в Новое время - филологическая, в Новейшее -философская (7).

Сегодня благодаря наследию Г.-Г. Гадамера, П. Рикёра, Ж. Дерриды, Э. Бетти герменевтика из филологической дисциплины превратилась в научное направление, которое не ограничивается проблемами интерпретации текста, а стремится раскрыть природу самой интерпретации, показать ее универсальное значение в человеческой деятельности. Одним из важнейших видов профессиональной деятельности, где находят свое содержание принципы педагогической герменевтики, является правоохранительная деятельность.

Профессионалом по праву может называться специалист своего дела, свободно владеющий комплексом современных специальных знаний и практических умений и навыков, полученных в ходе профессиональной подготовки и служебного опыта. Так, руководитель органа внутренних дел, организатор и непосредственный участник процесса профессионального обучения, несет персональную ответственность за профессиональную подготовленность подчиненных ему сотрудников. И здесь обучение лишь тогда станет эффективным, когда будет базироваться на передовых положениях современной педагогической науки и получит реальный практический «выход», применение в повседневной служебной деятельности.

Результативность профессионального обучения должна оцениваться, в конечном счете, качеством исполнения возложенных на сотрудника служебных обязанностей. Но критериями оценки будущих образовательных инвестиций должны стать и эффективные педагогические технологии, и профессионально ориентированные образовательные концепции, положенные в основу обучения персонала органов внутренних дел.

С помощью такой оценки имеется возможность совершенствовать учебные планы и программы образовательных учреждений; служебной, боевой и физической подготовки,

сделать их соответствующими поставленным целям, сконцентрировать внимание на дальнейших потребностях в обучении конкретных сотрудников. Ведущим мотивом обучения для сотрудников органов внутренних дел должно выступать стремление стать настоящим профессионалом, свободно и достойно действующим в строгом соответствии с законом в практике правоприменительной деятельности. Для руководителя основным мотивом в выборе той или иной педагогической концепции необходимо четкое следование этой цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества.-- М.: Искусство, 1986.

2. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991.

3. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания// Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1977.-Т. 1.

4. Рпкёр П. Конфликт интерпретаций: (Очерки о герменевтике). - М.: Медиум, 1995.

5. Типовое положение об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе) // Приказ МВД России. -1993. - № 420. - П. 6.2.

6. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993.

7. Palmer R. Е. Allegorical, philological, and philosophical hermeneutics // Contemprory literary hermeneutics and interpretation of classical texts: Hermeneutique 1 ittcraire contemporainc et interpretation des tcxtes classiques / Ed. R. E. Palmer. Allegorical, philological and philosophical hermeneutics// Contemporary literary hermeneutics., praef. Introd. Instruxit. Kresic. S. - Ottawa, 1981.-P. 15-37.

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПОЛИЦЕЙСКОГО НАДЗОРА

Канд. юрид. наук, профессор О. И. Бекетов, канд. юрид. наук И. О. Филоненко Омская академия МВД России

Деятельность милиции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями традиционно рассматривается в аспекте их выявления и пресечения. Однако ее фундамент составляют мероприятия по их предупреждению - выявлению причин и условий, способствующих их совершению, склонных к таким деяниям лиц, а также принятию мер к устранению причин и условий и недопущению правонарушений.

К задачам милиции отнесено предупреждение преступлений и административных правонарушений, однако, как верно отмечает Ю. П. Соловей, пределы «пропускной способности» милиции небезграничны, поэтому целесообразно данную задачу именовать как предотвращение, т. е. принятие своевременных мер к недопущению указанных противоправных деяний, когда имеются данные о возможном их совершении (конкретными лицами, в конкретном месте, в конкретное время) (8).

Несомненно, одним из мощных рычагов этой деятельности является осуществление административного надзора милицией в отношении лиц, представляющих потенциальную опасность для общества - ранее судимых, условно осужденных, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы.

Традиционно в науке административного права специальный административный надзор милиции понимался как установление ряда ограничений перечисленным лицам, проверка соблюдения ими этих ограничений и, соответственно, привлечение к административной ответственности в случае

их невыполнения (5). Однако после отмены административной ответственности за несоблюдение правил административного надзора (ст. 167 КоАГ! РСФСР), принятия ряда нормативных правовых актов, регламентирующих надзорную деятельность милиции (3; 6; 10; 11), возникают проблемы в части определения оснований проведения, границ, субъектов административного надзора милиции, его соотношения с учетнорегистрационной деятельностью. Актуальность проблемы подтверждает отсутствие в законодательстве термина «административный надзор милиции», в различных нормативных правовых актах используются определения «контроль» (1), «наблюдение» (10), «индивидуальная профилактическая работа» (11), «меры индивидуального предупреждения преступлений» (6).

В пределах своей компетенции милиция осуществляет функции надзора за различными категориями граждан в целях предотвращения совершения ими преступлений и правонарушений - ранее судимыми, условно осужденными, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы, иностранными гражданами, владельцами оружия, несовершеннолетними, совершившими противоправные деяния. При этом, несмотря на наличие общих признаков, этапов, субъектов, эта деятельность характеризуется спецификой в зависимости от категории «поднадзорных» лиц.

Структурно надзорное производство милиции состоит из трех основных этапов.

Начальным является возбуждение надзорного производства, что возможно при наличии одного из трех оснований:

-судимость лица (по такому основанию устанавливается административный надзор за судимыми, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы);

- совершение лицом антиобщественных деяний, не являющихся административными правонарушениями и преступлениями (надзор за нарушителями в сфере семейно-бытовых отношений; лицами, злоупотребляющими спиртными напитками; родителями, не выполняющими обязанности по воспитанию и содержанию детей);

- наличие у лица особого правового статуса, предполагающего соблюдение определенных правил (владельцы оружия, иностранные граждане).

Данный этап начинается с момента процессуального оформления решения о начале надзорного производства - выносится специальный документ (например, постановление суда об установлении ограничений лицу, условно-досрочно освобожденному из мест лишения свободы) или составляются иные документы - контрольная карточка, включение в списочный учет лиц, имеющих лицензии и разрешения на ношение и хранение оружия, профилактические учеты несовершеннолетних.

Следует отметить, что в большинстве случаев законодательно четко не разграничивается компетенция должностных лиц правоохранительных органов по осуществлению административного надзора за различными категориями граждан. Так, за лицами, условно досрочно-освобожденными из мест лишения свободы, административный надзор осуществляют и участковые уполномоченные милиции, и сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, а если данное лицо является несовершеннолетним, то еще и инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних.

Следующим и основным этапом надзорного производства является непосредственно надзор - проведение проверочных мероприятий в отношении «поднадзорных» лиц и процессуальное оформление их результатов. Содержание данного этапа зависит от двух факторов - компетенции должностного лица, осуществляющего надзорную деятельность, и категории «поднадзорных» лиц.

Так, участковый уполномоченный милиции обязан вести списочный учет и ежемесячно проводить проверочные мероприятия в отношении постоянно проживающих на админи-

стративном участке иностранных граждан и лиц без гражданства; осуществлять контроль и профилактическую работу: с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденными к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; лицами, допускающими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; хроническими алкоголиками и больными наркоманией; психически больными лицами, представляющими непосредственную опасность для себя и окружающих, состоящими на учете в учреждениях здравоохранения; несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в подразделении по делам несовершеннолетних. На всех лиц, состоящих на учете участкового уполномоченного милиции, заводится контрольная карточка, в которой отмечаются результаты проверочных мероприятий (6).

Участковые уполномоченные милиции и инспектора подразделений лицензионно-разрешительной работы при осуществлении контроля за оборотом гражданского и служебного оружия имеют право производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения (включая жилище граждан) и уничтожения, требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.

Сотрудники этих подразделений проверяют также должностных лиц, получивших служебное оружие во временное пользование, по их месту жительства не реже одного раза в полугодие, граждан-владельцев оружия - не реже одного раза в год, а объекты, на которых осуществляется деятельность по хранению оружия и организации, ведущие торговлю им -не реже одного раза в месяц (2; 9).

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу, ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; лиц, их совершивших; родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними. Учет ведется в форме учетно-профилактических карточек и учетнопрофилактических дел (3; 11).

На данном этапе по результатам проверочных действий в отношении «поднадзорных» выносятся предупреждения, предписания, за совершение административных правонарушений они привлекаются к административной ответственности.

Так, участковые уполномоченные милиции и сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной службы при осуществлении контроля за оборотом гражданского и служебного оружия в случае выявления нарушений установленных правил обязаны давать обязательные для исполнения гражданами и должностными лицами предписания об устранении нарушений; перед принятием решения об аннулировании лицензии выдавать предварительное письменное предупреждение владельцу лицензии, изымать оружие в случаях, установленных законом, составлять протоколы об административных правонарушениях (2; 9).

Завершающим этапом надзорного производства является его прекращение.

Основания его наступления можно подразделить в зависимости от поведения «поднадзорного» лица на две группы -«негативные» и «позитивные». Первые возникают вследствие совершения этим лицом административного правонарушения или преступления, после чего надзорное производство прекращается и данное лицо подвергается более жестким мерам воздействия - условное осуждение заменяется фактическим лишением свободы; лицензия аннулируется и т. д. Так, сотрудники органов внутренних дел могут аннулировать лицензии на приобретение, разрешения на хранение и ношение оружия в случаях систематического (не менее двух раз в течение года) нарушения юридическими лицами или гражданами требова-

ний, регламентирующими оборот оружия (2; 9); инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних вносят в уго-ловно-исполнительные инспекции ходатайства об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока «поднадзорному» несовершеннолетнему в случае совершения им двух административных правонарушений либо систематическом или злостном неисполнении возложенных судом обязанностей (3). По «позитивным» основаниям надзор прекращается вследствие законопослушного поведения «поднадзорного» (например, если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может постановить об отмене условного осуждения) (12; 13).

Изложенное свидетельствует о многообразии «персонифицированной» надзорной деятельности милиции, что объясняется широкими полномочиями по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений в различных сферах общественной жизни. При этом обоснованно возникает вопрос разграничения общей надзорной, учетной, профилактической деятельности и «специального» административного надзора милиции.

Представляется, что деятельность, которую осуществляют сотрудники различных подразделений милиции, по постановке на учет отдельных категорий граждан, по ряду причин представляющих потенциальную опасность для общества, с целью последующего индивидуализированного наблюдения за ними, следует относить к учетной деятельности. Например, участковый уполномоченный милиции ведет списочный учет иностранных граждан, лиц без гражданства, психически больных лиц, представляющих опасность для себя и окружающих, постоянно проживающих на административном участке (6).

Надзорная деятельность милиции, соответственно, осуществляется сотрудниками различных подразделений милиции в пределах их компетенции в отношении отдельных категорий граждан, на которых, в силу наличия у них определенного правового статуса, законом возложены дополнительные ограничения и обязанности, и заключается в проверке соблюдения этих ограничений и обязанностей, а в случае выявления нарушений - применении мер административного принуждения (например, проверка участковыми уполномоченными милиции и инспекторами подразделений лицензионноразрешительной службы граждан-владельцев оружия по месту жительства) (2).

Особым видом надзорной деятельности милиции является «специальный» административный надзор, который имеет характерные признаки: во-первых, осуществляется в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, но в настоящее время находящихся на свободе (ранее судимых, условно осужденных, условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы); во-вторых, осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти, в первую очередь, милиции; в-третьих, его содержание связано с проверкой соблюдения «поднадзорными» лицами установленных для них в соответствии с законом ограничений; в-четвертых, несоблюдение этих ограничений влечет за собой ответственность, предусмотренную законом.

Значимость этого надзора не вызывает сомнений, особенно с учетом складывающихся в последнее время тенденций гуманизации привлечения к уголовной ответственности и назначения наказания, в результате чего лица, совершившие преступления, оказываются на свободе сразу после осуждения или после отбывания незначительного срока лишения свободы и представляют потенциальную опасность для окружающих. Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные - в 2005 г. из общего количества преступлений (227), совершенных на территории одного административного участка, обслуживаемого участковыми уполномоченными милиции УВД Кировского административного округа г. Омска, 19% совершено ранее судимыми лицами.

В 2002 г. ст. 167 КоАП РСФСР утратила силу, в 2003 г. была отменена Инструкция о порядке установления и осуществления административного надзора за освобожденными из мест лишения свободы, утвержденная приказом МВД СССР от 5 марга 1987 г. Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г., хотя и не отменено, но фактически не применяется.

Отдельные элементы «специального» административного надзора милиции, его сроки, порядок взаимодействия должностных лиц правоохранительных органов при его проведении регламентируются нормами различных нормативных правовых актов (3; 4; 6; 10-13), анализ которых позволяет установить процедуру осуществления «специального» административного надзора милиции и пробелы в ее регламентации, обусловливающие наличие проблем правоприменения.

Законом РФ «О милиции» (п. 18 ст. 10) к обязанностям милиции отнесен контроль за тремя категориями лиц - освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом; осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы; условно осужденными.

Административный надзор за этими лицами осуществляют уголовно-исполнительные инспекции и участковые уполномоченные милиции, а если «поднадзорное» лицо является несовершеннолетним, то еще и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Началом административного надзора является постановка осужденного лица на учет в уголовно-исполнительной инспекции. После регистрации копии приговора (определения, постановления) в специальном журнале на осужденного заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая карточка, которая помещается в картотеку, и сторожевая карточка, которая направляется в паспортно-визовую службу органа внутренних дел для контроля за снятием осужденного с регистрационного учета. О постановке осужденного на учет уголовно-исполнительная инспекция направляет информацию участковому уполномоченному милиции (а если осужденный является несовершеннолетним - to и в подразделение по делам несовершеннолетних) для проведения профилактических мероприятий и контроля за поведением данного лица (4).

Участковый уполномоченный милиции и инспектор подразделения по делам несовершеннолетних также ставят данное лицо на учет и заводят, соответственно, контрольную карточку и учетно-профилактическое дело.

Следующий этап связан с непосредственным осуществлением надзора в отношении конкретного лица, и его содержание зависит от категории поднадзорных лиц.

Как отмечалось ранее, к одной из категорий относятся лица, условно осужденные к лишению свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ при назначении условного осуждения суд может возложить на осужденного ряд обязанностей (не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи).

Возложенные обязанности должны исполняться осужденным в течение испытательного срока, который определяется судом в зависимости от назначенного наказания (в случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого вида наказания испытательный срок устанавливается от 6 месяцев до 3 лет, а в случае назначения лишения свободы на срок более одного года - от 6 месяцев до 5 лет).

Суд может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с лица судимости при условии истечения половины испытательного срока. В этом случае осужденный снимается с учетов уголовно-исполнительной инспекции, участкового уполномоченного милиции и подразделения по делам несовершеннолетних.

Если осужденный не исполняет возложенных на него обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции вносит в суд представление о возложении на него дополнительных обязанностей.

Если условно осужденный уклоняется от исполнения возложенных обязанностей или совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное наказание, должностное лицо уголовно-исполнительной инспекции вызывает условно осужденного, проводите ним профилактическую беседу, выносит письменное предупреждение о возможности отмены условного осуждения, а также направляет в суд представление о продлении испытательного срока не более чем на 1 год (4; 12; 13).

В случае систематического или злостного неисполнения возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-ис-полнительной инспекции направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного по приговору суда.

При этом под систематическим неисполнением обязанностей понимается совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение возложенных на него судом обязанностей.

Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, местонахождение которого не установлено в течение более 30 дней.

В случае отказа суда в удовлетворении представления о продлении испытательного срока или отмене условного осуждения следующее представление вносится в суд после совершения условно осужденным еще одного нарушения общественного порядка, повлекшего применение мер административного наказания, или продолжения неисполнения возложенных судом обязанностей (4).

Должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних также могут вносить в уголовно-исполнительные инспекции ходатайства об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока несовершеннолетнему при совершении им двух административных правонарушений либо систематическом или злостном неисполнении возложенных на него судом обязанностей.

Эго ходатайство направляется начальником горрайорга-на или его заместителем в уголовно-исполнительную инспекцию в течение трех суток после получения сведений о применении к осужденному несовершеннолетнему мер административного наказания либо сведений о невыполнении им возложенных судом обязанностей. К нему приобщается справка сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних о поведении несовершеннолетнего, характеристики с места учебы, работы, жительства и другие документы, подтверждающие его противоправное поведение.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства должностные лица подразделения по делам несовершеннолетних вправе направить повторное, если осужденный несовершеннолетний совершил повое административное правонарушение и (или) продолжает не исполнять возложенные судом обязанности (3).

11рп этом компетенция участковых уполномоченных милиции ио направлению ходатайства в уголовно-исполнительную инспекцию об отмене условного осуждения не закреплена правовыми нормами, хотя фактически эта функция осуществляется.

Еще одной категорией лиц, в отношении которых проводится административный надзор, являются лица, освобожденные из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом. Анализ норм законодательства свидетельствует о том, что к ним относятся две группы граждан: условно-досрочно освобожденные из мест лишения свободы, а также лица, за которыми установлено наблюдение в соответствии со ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Содержание надзора за условно-досрочно освобожденными лицами практически идентично надзору за условно осужденными, за тем исключением, что сроком административного надзора в этом случае является период неотбытой части наказания, соответственно, по представлению уголовно-исполнительной инспекции судом может решаться вопрос о замене условно-досрочного освобождения на фактическое лишение свободы на этот срок.

Изложенное позволяет констатировать, что процедура осуществления административного надзора за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными в достаточной степени регламентирована законодательством, однако недоумение вызывает отсутствие официально закрепленных в законе полномочий в данной сфере у участкового уполномоченного милиции, хотя очевидно (и практика это подтверждает). что он является основным субъектом по проведению административного надзора, так как фактически непрерывно осуществляет контроль за поведением данных лиц. Так, по данным на 1 января 2006 г., сотрудники только одного участкового пункта милиции (№ 10 УВД Кировского административного округа г. Омска) обслуживают территорию с общей численностью населения 42 765 человек, из которых в отношении 304 проводится административный надзор (196 человек -ранее судимые, 108 - условно осужденные). Представления о замене условного осуждения и условно-досрочного освобождения фактическим лишением свободы, направляемые уголовно-исполнительными инспекциями в суд, в значительной степени основываются на материалах, предоставляемых участковыми уполномоченными милиции.

Поэтому не вызывает сомнений необходимость внесения дополнений в приказ МВД России «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции», регламентирующих процедуру осуществления участковыми уполномоченными милиции административного надзора, взаимодействие с уголовно-исполнительными инспекциями и подразделениями по делам несовершеннолетних.

Что касается нормы, закрепленной ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», то следует признать, что она не нашла должного применения на практике по ряду причин. Во-первых, представляется, что термин «наблюдение» не соответствует характеру деятельности, определенной в данной норме, - было бы логичнее употребление термина «надзор»; во-вторых, по смыслу статьи предполагается, что наблюдение за ходом социальной реабилитации может быть назначено судом после освобождения из мест лишения свободы лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, однако ни в одном нормативном правовом акте не закреплены основания для назначения такого наблюдения, порядок его осуществления, перечень должностных лиц, правомочных обращаться в суд с таким представлением и осуществлять эти мероприятия. Логично было бы закрепить соответствующие полномочия за должностными лицами Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, однако к их компетенции осуществление этой деятельности не отнесено (14).

Еще один вопрос, который неизбежно возникает в результате анализа законодательных норм, регламентирующих осуществление «специального» административного надзора, это невключение в категории «поднадзорных» граждан лиц, ранее судимых за совершение преступлений. По сути, они относятся к категории «лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом». Однако ни в одном нормативном правовом акте (кроме ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая значительно сужает эту категорию «поднадзорных») нет ни перечня этих ограничений, ни порядка осуществления контроля за их соблюдением, ни ответственности в случае их неисполнения.

Нельзя не отметить попытки законодателя установить ответственность за нарушение правил административного надзора путем включения в КоАГ! РФ ст. 19.24 и наделения правом составлять протоколы об административных правонарушениях по этой статье участковых уполномоченных милиции.

Однако анализ содержания данной нормы позволяет выявить причины ее неприятия практикой. Административным правонарушением но ст. 19.24 КоАП РФ признается невыполнение лицом, освобожденным из мест лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом, в соответствии с федеральным законом. Как уже отмечалось, единственная законодательная норма, предусматривающая возможность назначения таких обязанностей, - ст. 50 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», которая не применяется практикой по указанным ранее причинам. Соответственно, отсутствуют предпосылки и для реального действия ст. 19.24 КоАН РФ.

Кроме того, субъектом правонарушения по данной статье является только лицо, освобожденное из мест лишения свободы, хотя представляется необходимым относить к нему и условно осужденных (которых большинство в числе состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях), и условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы лиц.

На страницах юридической литературы высказано мнение о необходимости замены в диспозиции данной статьи термина «обязанности» на «ограничения», что позволит определить сущность административного надзора за указанными лицами как средства предупреждения преступлений и административных правонарушений, не нарушающего конституционных прав поднадзорных (7).

Думается, что эта проблема в большой степени является надуманной, поскольку любое ограничение прав граждан, по сути, связано с необходимостью выполнения каких-либо обязанностей. При этом, безусловно, предполагается, что круг обязанностей в отношении «поднадзорного» лица определяется не по личному усмотрению судьи, а исходя из перечня, который законодательно закреплен.

Изложенное позволяет констатировать, что при всей очевидности необходимости осуществления «специального» административного надзора за лицами, осужденными за совершение преступлений, в законодательстве в достаточной степени не закреплены категории «поднадзорных» лиц, перечень ограничений их прав, процедура проведения надзора, компетенция должностных лиц, уполномоченных его осуществлять, ответственность в случае невыполнения «поднадзорными» установленных для них ограничений. Представляется, что оптимальным образом данные вопросы могли бы быть решены принятием Федерального закона «Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «О милиции»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 14. - Ст. 1666.

2. Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации. Утв. приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (пп. 92.6, 93, 94, 100).

3. Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Утв. приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 (пп. 34, 35, 52.2).

4. Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уго-ловно-правового характера без изоляции от общества. Утв. приказом МЮ России от 17 августа 2005 г. № 134 (пп. 8, 14, 16, 18, 127, 128, 130, 132, 134).

5. Котюргин С. И. Специальный надзор милиции: (Проблемы, задачи, функции). - Омск, 1973.

6. Приказ МВД Росси:! от 3 мая 2003 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» (пп. 9.7, 9.9, 18.1, 18.4, 18.5).

7. Пузырев С. В. Современные проблемы осуществления органами внутренних дел административного надзора (контроля) в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права, - М., 2003.

8. Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Закону РФ «О милиции». - М., 2000.

9. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // Собрание законодательства Российской Федерации,- 1996. - № 51,- Ст. 5681; 1998,- № 30,- Ст. 3613; № 31.-Ст. 3834; № 51. - Ст. 6269; 1999. - № 47. - Ст. 5612; 2000, -№ 16. - Ст. 1640; 2001. - № 31. - Ст. З 1 7 1; № 33 (ч. 1). -Ст. 3435; № 49. - Ст. 4558; 2002. - № 26. - Ст. 2516; № 30. -Ст. 3029; 2003. - № 2 - Ст. 167: № 27 (ч. 1). - Ст. 2700; № 50. -Ст. 4856; 2004. - № 18. - Ст. 1683; № 27. - Ст. 2711 (ст. 50).

10. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. -Ст. 219; 2002. - № 30. - Ст. 3033; 2003. - № 2. - Ст. 167; № 27 (ч. 1). - Ст. 2700; 2004. - № 49. - Ст. 4845; 2005. - № 19. -Ст. 1752 (ст. 50).

11. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177; 2001. -№ 3. - Ст. 216; 2003. - № 28. - Ст. 2880; 2004. - № 27. -Ст. 2711; № 35. - Ст. 3607; № 49. - Ст. 4899; 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 25; № 17. - Ст. 1485; Российская газета. - 2006. -11 января (ст. ст. 5, 21).

12. Уголовный кодеке Российской Федерации, - М., 2003.

13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. - М., 2003.

14. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2004 г. № 976 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004,- №31.-Ст. 3234; 2005. - № 42. - Ст. 4259.

СЛУЖЕБНО-БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАЗАКОВ В СИБИРСКОМ КАЗАЧЬЕМ ВОЙСКЕ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX вв.)

Канд. ист. наук, доцент С. М. Андреев

Омская академия МВД России

В конце XIX - начале XX вв. основу российской легкой кавалерии традиционно составляли казачьи части. Военная служба казаков носила особый - иррегулярный характер: во-первых, казак снаряжался на службу - покупал лошадь, обмундирование, снаряжение, холодное оружие - за собственный счет, «от избытков домашнего хозяйства», во-вторых, в мирное время каждое казачье войско выставляло на службу лишь часть казаков, остальные выходили в полки в случае объявления мобилизации. Такой порядок службы позволял государству экономить на содержании дорогостоящей регулярной кавалерии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с законом от 5 июля 1880 г. 20-летняя служба сибирского казака состояла из нескольких этапов (2). Она начиналась с зачисления 18-летнего юноши на три года в приготовительный разряд для получения первоначальной военной подготовки (в 1905 г. срок состояния в приготовительном разряде сократился до двух лет, а в 1909 г. - до 1 года) (1, 16; 6, 31-33). Когда казаку исполнялся 21 год, на 12 лет его переводили в строевой разряд, из которых первые четыре года он проходил действительную службу в перво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.