Научная статья на тему 'Некоторые проблемы осуществления финансовой и налоговой поддержки индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации'

Некоторые проблемы осуществления финансовой и налоговой поддержки индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОДДЕРЖКА / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СУБСИДИИ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ (ПРОМЫШЛЕННЫЙ) ПАРК / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сунгатуллина Лилия Азатовна, Мингазова Ляйсан Рамилевна

В статье рассмотрены основания и особенности механизма применения налоговых и финансовых мер государственной поддержки индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации, а именно субсидий и налоговых льгот. Очевидно, что государство заинтересовано в увеличении количества индустриальных (промышленных) парков. Также рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной деятельности, связанной с осуществлением данных мер поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сунгатуллина Лилия Азатовна, Мингазова Ляйсан Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Financial and Tax Support for Industrial Parks in the Russian Federation

The article considers the grounds and peculiarities of the application of tax and financial measures of state support (tax benefits, subsidies and other measures) to industrial parks in the Russian Federation. It is obvious that the state is interested in increasing the number of industrial parks. Also, problems that may arise in law enforcement activities with the help of these support measures are considered.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы осуществления финансовой и налоговой поддержки индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации»

УДК 347.73

Некоторые проблемы осуществления финансовой и налоговой поддержки индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации

Сунгатуллина Л.А.

Кандидат юридических наук,

ассистент кафедры предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета

Мингазова Л.Р.

Студентка юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены основания и особенности механизма применения налоговых и финансовых мер государственной поддержки индустриальных (промышленных) парков в Российской Федерации, а именно субсидий и налоговых льгот. Очевидно, что государство заинтересовано в увеличении количества индустриальных (промышленных) парков. Также рассмотрены проблемы, которые могут возникнуть в правоприменительной деятельности, связанной с осуществлением данных мер поддержки.

Ключевые слова: налоговая поддержка, финансовая поддержка, налоговые льготы, субсидии, индустриальный (промышленный) парк, особая экономическая зона.

Актуальность исследования обусловлена следующими факторами:

1. Индустриальные (промышленные) парки в РФ продолжают набирать популярность. Такой вывод можно сделать из количества принятых в данной сфере нормативных актов, объемов государственного финансирования и распространенности индустриальных (промышленных) парков по РФ в целом. Так, согласно данным интервью «Коммерсанта» с исполнительным директором Ассоциации индустриальных парков Денисом Журавским, по состоянию на 28 ноября 2017 г. в Российской Федерации имелось 111 действующих индустриальных (промышленных) парков и 55 создаваемых [1].

2. В 2018 г. объем средств из федерального бюджета на компенсацию затрат по созданию индустриальных парков и технопарков составит 2609,53 млн. руб. 7 субъектам РФ [2].

3. Однако, несмотря на активное увеличение количества индустриальных (промышленных) парков и большое количество мер поддержки на разных уровнях, существует и множество связанных с этим проблем.

Цель исследования - выработать целостное представление об особенностях предоставления налоговой и финансовой поддержки индустриальным (промышленным) паркам в РФ, выявить существующие проблемы осуществления указанных видов поддержки, предложить пути решения данных проблем.

В данной работе нами были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определен перечень мер налоговой и финансовой поддержки индустриальных (промышленных) парков;

2. Выявлены противоречия в правоприменительной практике, связанные с осуществлением на-

логовой и финансовой поддержки индустриальных (промышленных) парков;

3. Сформулированы предложения по решению проблем правоприменения в данной сфере.

Действующий индустриальный (промышленный) парк - это парк, резиденты которого осуществляют промышленное производство и перечисляют налоговые и (или) таможенные платежи в бюджеты бюджетной системы РФ (абц. 7 п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.07.2017 г. № 879) [3]. В этой дефиниции прослеживаются приоритеты государства в поддержке индустриальных парков - развитие промышленности и получение налоговых и таможенных платежей бюджетом.

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предлагает два механизма финансовой поддержки индустриальных парков:

1) субсидирование процентной ставки по кредиту для индустриальных (промышленных) парков;

2) субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков для субъектов РФ [4].

Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 г. № 1119, устанавливают порядок отбора субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий бюджетам субъектов РФ на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий [5].

Согласно пп. ж п. 12.1.2 Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 г. № 167, одним из условий предоставления субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятия по созданию и (или) развитию частного промышленного парка является предоставление в аренду или собственность субъектам малого и среднего предпринимательства земельных участков промышленного парка в составе не менее 20 % от всей площади земельных участков частного промышленного парка [6]. В данном случае устанавливается лишь минимальный размер площади земельных участков, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства. Возникает резонный вопрос: почему отсутствуют требования к специфике деятельности данных предпринимателей? Ведь их предпринимательская деятельность может быть никаким образом не связана с промышленным производством. В таком случае индустриальный (промышленный) парк, получающий субсидии из федерального бюджета, может попросту превратиться в специфичный торговый центр.

Следует обозначить наличие и других субсидий:

1) субсидии из федерального бюджета управляющим компаниям парков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным

в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Внешэкономбанк» в 20132016 гг. [7];

2) субсидии из федерального бюджета управляющим компаниям парков на возмещение затрат на создание инфраструктуры парков индустрии детских товаров [8].

Индустриальные (промышленные) парки являются также активными участниками налоговых правоотношений, в частности, путем получения налоговых льгот. Яркой иллюстрацией этого тезиса является Письмо Федеральной налоговой службы от 19.04.2016 г. № ЗН-4-1/6857 «О порядке взаимодействия» с федеральными органами исполнительной власти по вопросам налогообложения индустриальных (промышленных) парков [9].

Важно разграничивать индустриальный (промышленный) парк в лице управляющей компании и его резидентов как участников налоговых отношений. Например, если земельный участок находится в собственности резидента, а не используется им на праве аренды, то и льгота по земельному налогу будет использоваться непосредственно самим предпринимателем-резидентом.

Для резидентов индустриальных (промышленных) парков доступны налоговые льготы по следующим налогам:

1) налог на прибыль организаций;

2) транспортный налог;

3) налог на имущество организаций;

4) земельный налог.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2014 г. № 1119, резиденты индустриальных (промышленных) парков дают согласие на передачу федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ сведений о фактически уплаченных налогах на прибыль организаций, о налогах на добавленную стоимость и акцизах на автомобили и мотоциклы

[5].

Субъекты РФ могут снизить ставки по таким налогам, как налог на прибыль (в части ставки, зачисляемой в бюджет субъекта), налог на имущество и транспортный налог.

Например, п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 52 устанавливает ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, в размере 13,5 % для организаций-резидентов индустриальных парков в отношении прибыли, полученной от деятельности, осуществляемой на его территории [10].

Что касается уплаты земельного налога, то в ст. 27 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» устанавливается пониженная ставка в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка - в отношении земельных участков,

предназначенных для размещения и строительства имущественных комплексов индустриальных парков [11]. На наш взгляд, при налогообложении также необходимо учитывать, к какому виду относится данный индустриальный (промышленный) парк, исходя из особенностей земельного участка. Предпринимателями на практике активно используются такие дефиниции, как «Ьгст^еМ» и «greenfield». Они раскрываются в п. 3 ГОСТР 56301-2014 «Национальный стандарт РФ. Индустриальные парки. Требования» [12].

Также важно отметить, что резиденты индустриального (промышленного) парка могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). В таком случае возникает резонный вопрос о соотношении льгот для предпринимателей как субъектов МСП и резидентов индустриального (промышленного) парка. Например, МСП имеют право на использование специальных налоговых режимов, а согласно пп. 14.1.6 Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2015 г. № 167, «одним из условий предоставления субсидии субъекту РФ на реализацию мероприятий по созданию и развитию промышленного парка, индустриального парка и агропромышленного парка является ограничение применения его резидентами упрощенной системы налогообложения» [6].Тогда как положения п. 6 ст. 3 Налогового Кодекса РФ закрепляют одно из основных начал (принципов) налогового законодательства, а именно: «Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить» [13].

Следует указать на схожесть конструкции индустриальных (промышленных) парков с конструкцией особых экономических зон (далее - ОЭЗ). Однако ОЭЗ могут предоставлять резидентам и инвесторам также льготный таможенный режим, что закреплено в Налоговом кодексе РФ.

Заметим, что индустриальный (промышленный) парк может находиться на территории ОЭЗ. Так, на территории ОЭЗ «Алабуга» находятся два парка -«Синергия» и «А Плюс Парк Алабуга» [14]. Тогда может возникнуть пересечение мер государственной поддержки, а в некоторых случаях и их противоречие. Даже по отдельности эти механизмы могут приводить к спорам на практике. Примечательно Определение Верховного Суда (далее - ВС РФ) РФ от 02.11.2017 г. № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016. В данном споре ФНС доначислил налогоплательщику-резиденту ОЭЗ налог с суммы внереализационного дохода, возникшего вследствие изменения курса валют при покупке иностранной валюты в целях закупки производственного оборудования [15]. ВС РФ отменил судебные акты и признал решение ФНС недействительным. 140

Для организаций-резидентов ОЭЗ законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (п. 1 ст. 284 НК РФ) [13], а ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 2 % (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ) [13].

Необходимо подчеркнуть, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления ОЭЗ соглашения и производящих выплаты физическим лицам, работающим в ОЭЗ, применяются пониженные тарифы страховых взносов (пп. 2 п. 1 ст. 427 НК РФ) [13]. Также на территории ОЭЗ может действовать режим свободной таможенной зоны (гл. 8 Федерального закона от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ») [16]. Индустриальные (промышленные) парки же такими льготами пользоваться не могут. Если индустриальный (промышленный) парк находится внутри ОЭЗ, то он тоже может пользоваться этими льготами как резидент. Однако цели создания у индустриальных (промышленных) парков и ОЭЗ отличаются, поэтому такое пересечение противоречит интересам государства.

Таким образом, механизм предоставления налоговых льгот, субсидий и иных мер государственной поддержки индустриальным (промышленным) паркам в отечественной практике не отличается системностью и полнотой нормативного правового регулирования. Как отмечают представители юридической школы Высшей школы экономики, «целостность, или единство бюджета, определяется тремя составляющими: его доходами, расходами и достигнутым между ними балансом» [17, с. 150]. В контексте рассматриваемой нами проблемы большие вопросы вызывает последняя составляющая. Для решения проблем правоприменения в данной сфере необходимо:

• четко определить единую легальную дефиницию индустриального (промышленного) парка, отграничив смежные понятия (технологический парк, агроиндустриальный парк, технополис) для предупреждения споров в правоприменительной практике;

• четко прописать требования к индустриальному (промышленному) парку как получателю мер поддержки в одном нормативном правовом акте. Это необходимо для определения правового статуса индустриальных (промышленных) парков, а также для распространения на них льгот, предоставляемых государством.

Индивидуализация любого субъекта необходима для преодоления размытости понятий и отграничения от субъектов со схожим правовым режимом деятельности. На данный момент существует множество противоречий в вопросах применения финансовых и налоговых мер поддержки, чаще всего по причине несовершенства законодательства, что,

несомненно, тормозит развитие данной сферы по качественным показателям.

Несмотря на то, что одним из основных начал законодательства о налогах и сборах - п. 7 ст. 3 НК РФ является толкование всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика, правоприменительная и судебная практика могут столкнуться с ростом количества споров по мере развития рассматриваемого нами молодого института индустриальных (промышленных) парков [13]. Крайне важно, чтобы понятие «индустриальный (промышленный) парк» не стало вскоре выбывшим из моды словом, а приносило пользу российской экономике.

Литература:

1. Денис Журавский: «Бурное появление новых индустриальных парков продлится еще около пяти лет» // Коммерсант. - 2017. - № 221. - С. 20.

2. Распоряжение Правительства РФ от 24.03.2017 г. № 539-р «Об утверждении перечня проектов по созданию индустриальных парков и технопарков» // СЗ РФ. -2017. - № 14. - Ст. 2103.

3. Постановление Правительства РФ от 24.07.2017 г. № 879 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 4 августа 2015 г. № 794» // СЗ РФ. - 2017. - № 31 (часть II). - Ст. 4935.

4. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // СЗ РФ. - 2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2173.

5. Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» // СЗ РФ. - 2014. - № 46. - Ст. 6344.

6. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.01.2018)

7. Постановление Правительства РФ от 11.08.2015 г. № 831 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2013-2016 годах на реализацию инвестиционных проектов создания объектов индустриальных (промышленных) парков и (или) технопарков» // СЗ РФ. —2015. - № 33. - Ст. 4852.

8. Постановление Правительства РФ от 08.11.2014 г. № 1179 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским управляющим организациям индустриальных парков индустрии детских товаров на возмещение части затрат на создание и (или) развитие имущественного комплекса, в том числе инфраструктуры индустриальных парков индустрии детских товаров» // СЗ РФ. - 2014. - № 46.

- Ст. 6375.

9. Письмо Федеральной налоговой службы от 19.04.2016 г. № ЗН-4-1/6857 // СПС «Консуль-тантПлюс».

10. Закон г. Москвы от 7 октября 2015 г. № 52 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций - субъектов инвестиционной деятельности, управляющих компаний технопарков и индустриальных (промышленных) парков, якорных резидентов технопарков и индустриальных (промышленных) парков» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2015.

- № 58.

11. Федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. -2014. - № 26 (часть I). - Ст. 3377.

12. ГОСТ Р 56301-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Индустриальные парки. Требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 1982-ст). - М.: Стандартинформ, 2015.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // СЗ РФ. -1998. - № 31. - Ст. 3824.

14. Особая экономическая зона «Алабуга». - URL: https://alabuga.ru/ru/investors/#brownfield (дата обращения 25.01.2018)

15. Определение Верховного Суда РФ от 02.11.2017 г. № 306-КГ17-9355 по делу № А55-12793/2016 // СПС «КонсультантПлюс».

16. Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (ч. II). -Ст. 3127.

17. Казна и бюджет / Р.Е. Артюхин, А.В. Богданова, Ю.В. Гинзбург и др.; отв. ред. Д.Л. Комягин. -М.: Наука, 2014. - 501 с.

Some Problems of Financial and Tax Support for Industrial Parks

in the Russian Federation

L.A. Sungatullina, L.R. Mingazova Kazan (Volga Region) Federal University

The article considers the grounds and peculiarities of the application of tax and financial measures of state support (tax benefits, subsidies and other measures) to industrial parks in the Russian Federation. It is obvious that the state is interested in increasing the number of industrial parks. Also, problems that may arise in law enforcement activities with the help of these support measures are considered.

Key words: tax support, financial support, tax incentives, subsidies, concessional lending, industrial parks, special economic zone.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.