РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ПАРКОВ
В статье приведены результаты анализа российского и зарубежного опыта редевелопмен-та индустриальных территорий городов. Показаны перспективные источники финансирования и структура затрат проектов по использованию пустующих промышленных площадок. Рассматриваются различные подходы к оценке влияния инфраструктурной модернизации промышленных зон на развитие экономики мегаполиса. Рассмотрен пример создания индустриального парка «Новосиб».
Выбор и преобразования городской территории определяют эффективность и целесообразность обеспечения перспективных потребностей местных сообществ. В настоящее время в большинстве индустриально развитых стран мира возникают проблемы деградации устаревших промышленных зон. Разрастание городов вызывает практический интерес к использованию заброшенных земельных участков для жилой или коммерческой застройки, рекреационных нужд, а также к инициации проектов редевелопмента производственных мощностей. Несмотря на снижение уровня использования офисных помещений вследствие создания дистанционных рабочих мест и распространения услуг, оказываемых в режиме удаленного доступа (консультирование клиентов, мобильный банкинг, почтовые отделения банков и т.д.), по-прежнему необходимо обеспечение транспортной доступности площадок для трудовой деятельности горожан наряду со строительством новых жилых комплексов в центральной части мегаполиса. Поэтому функционирование производственных зон в городской черте является актуальным в социально-экономическом плане [1]. Так, в странах ЕС государственная политика в области восстановления устаревших промышленных территорий связана с размещением новых и безвредных для окружающей среды отраслей промышленности, что позволяет повысить занятость населения и интенсифицировать предпринимательские инициативы.
В результате массового сокращения добычи угля, производства продукции металлургической и текстильной промышленности в начале 1980-х годов стали активно осуществляться программы по восстановлению участков территорий, где ранее размещались данные предприятия. Указанные зоны характеризовались низкой стоимостью земли, высокими затратами на очистные работы и рекультивацию и размещались в основном в традиционных промышленных районах Великобритании, Франции (Лотарингия и Нор-Па-де-Кале), Германии (Северный Рейн-Вестфалия), Бельгии. Инициатива и финансовая основа проектов по редевелопменту индустриальных территорий городов формировались в рамках государственной политики, поскольку решить эту проблему за счет инвестиций частного сектора или субъектов рынка недвижимости было невозможно. В США, начиная с середины 1990-х годов, федеральное агентство по охране окружающей среды (federal Environmental Protection Agency - EPA) оказывало финансовую поддержку пилотным проектам по созданию индустриальных парков (примерно их насчитывалось 450 тыс.) в форме кредитов, грантов, страхования рисков кредиторов, налоговых льгот. Индустриальные парки создавались на основе партнерских отношений между разными уровнями государственной власти, частными застройщиками, общественными ассоциациями. Возвращаемые при успешной реализации проектных мероприятий денежные средства вновь направлялись на редевелопмент промышленных участков. Причем
1 долл. федеральных расходов по целевым программам стимулировал 3 долл. частных инвестиций в развитие так называемых браунфилдов [2].
В мировой практике браунфилд (ЬгсгайеЫ) представляет тип индустриального (промышленного) парка, создаваемый на ранее существовавших производственных площадках со строениями, инженерной инфраструктурой, которые подлежат модернизации в соответствии со специализацией или потребностями его резидентов. Парки типа гринфилд ^геепйеЫ) формируются на вновь строящихся индустриальных площадках, которые размещаются обычно на земельных участках в периферийной части города либо сельской местности.
В России начало организации индустриальных парков относится к 2000-му году. Этот процесс на протяжении многих лет протекал хаотично, поскольку отсутствовали нормативная база и целенаправленная федеральная поддержка. Созданная в 2010 г. Ассоциация индустриальных парков (АИП) подготовила программу государственной поддержки индустриальных парков. В настоящее время их насчитывается 166 (браунфилда - 57, гринфилда - 109). В среднем 1 руб. инвестиций в инфраструктуру определяет приток финансовых ресурсов в производство на территории индустриальных парков в размере около 7,5 руб. [3].
На примере городов (Портленд, Туалатин) штата Орегон (США) можно сравнить затраты на создание одинаковых по величине браунфилда и гринфилда (табл.1). Площадь каждого составляет 18 га, а общая площадь производственных и офисных помещений - 58 тыс. кв. м. Стоимость квадратного метра земельного участка, где ранее размещались производственные мощности, меньше примерно на 65% по сравнению с новым местом для создания индустриального парка. Административные расходы связаны с федеральными, региональными и местными взносами на согласования при территориальном планировании.
Таблица 1
Удельные затраты на создание индустриальных парков, тыс. долл./га *
Затраты Индустриальный парк
Браунфилд (Портленд) Гринфилд (Туалатин)
Совокупные расходы, 2110,4 2084,1
в том числе:
восстановление земельного участка 475,5 0,0
строительно-монтажные работы 1254,7 1391,7
административные расходы 100,3 95,2
создание (модернизация) инфраструктуры 30,3 318,8
* Источник [4], расчет авторов.
На основе исследований [5] также можно сравнить эффективность функционирования браунфилдов в США с разными значениями соотношения площади помещений (производственных и офисных) и общей площади парка (рисунок), созданных за период 1998-2010 гг.
Соответственно при увеличении полезной площади, где непосредственно ведется производственный процесс, возрастают и налоговые отчисления в бюджеты разных уровней. Нарушает данную закономерность индустриальный парк в штате Техас, где значительная общая площадь дает увеличение денежных средств по уплате земельного налога.
В мировой практике [6] сложились три формы организации повторного использования устаревших промышленных зон. Форма А - проекты на основе частной собственности. Роль государства в этих проектах сводится к необходимым согласованиям и выдаче разрешений в рамках планирования развития города. Форма В -
проекты на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) получают все большее распространение, и различные стадии процесса регулируются посредством соответствующих соглашений и контрактов. Иногда на перестройку существующих производств выделяется прямая финансовая помощь государственного сектора при условии выполнения плановых социально-экономических задач. Форма С - общественно ориентированные проекты - осуществляются преимущественно в ситуациях значительных загрязнений промышленной зоны, неопределенности специализации браунфилда и перспектив коммерческого использования земельного участка на основе государственного финансирования.
Рисунок. Показатели эффективности функционирования индустриальных парков США: -♦- ежегодная сумма подоходного налога (федеральный);
-А- ежегодная сумма налога на недвижимость
В последние годы наблюдается некоторое замедление темпов бюджетного финансирования в схемах ГЧП ввиду возможного искажения механизмов рыночной конкуренции, поддерживаемых политикой Европейского союза. Это означает, что программы или отдельные проекты должны быть одобрены заранее Европейской Комиссией: установлены сумма и территориальная целесообразность государственной поддержки, косвенные финансовые инструменты (налоговые льготы для проектов развития в «зонах свободного предпринимательства»). Государственное финансирование из городской казны должно эффективно сочетаться с источниками денежных средств европейских, федеральных и специальных правительственных целевых программ. Однако во многих городских районах Великобритании ре-девелопмент промышленных зон осуществляется в основном частным сектором, а государство выступает в роли регулятора. Такое положение определяется комбинацией следующих факторов: большая часть земельного фонда браунфилдов уже находится в частном владении; существует определенная «экономическая история» местности и отраслей промышленности, которые размещались на ней; повышенный спрос на землю в городских районах; наличие инфраструктуры около устаревших промышленных зон. Причем в среднем 1 га модернизируемых промышленных территорий генерирует около 8 постоянных рабочих мест [7].
Заинтересованность региональных и местных властей в создании индустриальных парков очевидна, поскольку их успешное развитие способствует притоку инвестиций, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, созданию рабочих мест, обеспечению социальной стабильности [8]. Для стимулирования деятельности этих хозяйствующих субъектов в России сформирована нормативно-правовая база [9], документы которой можно разделить на три группы.
Первая группа: регламентирующие деятельность индустриальных парков в рамках реализации промышленной политики в России и порядок оказания государственной поддержки сертифицированным паркам.
Требования к индустриальным паркам и их управляющим компаниям утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 794. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» [10] предлагает два механизма финансовой поддержки индустриальных парков: субсидирование из федерального бюджета процентной ставки по кредиту для индустриальных парков (Постановление Правительства РФ от 11 августа 2015 г. № 831) и субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков (Постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2016 г. № 15).
Вторая группа: регламентирующие оказание господдержки индустриальным паркам в рамках мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в России. Средства направляются на создание и развитие инфраструктуры промпар-кам (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2014 № 1605) в соответствии с общим порядком предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
Третья группа: определяющие возможность финансирования проектов индустриальных парков, создаваемых на территории моногородов.
В дополнение к мерам федеральной государственной поддержки частных индустриальных парков могут вводиться и региональные меры поддержки управляющих компаний индустриальными парками, в частности: предоставление льгот по налогам на прибыль и на имущество (в части, зачисляемой в региональный бюджет), субсидий для возмещения части затрат на приобретение нового технологического оборудования, необходимого для реализации проектов развития промпарков. В соответствии с российским законодательством индустриальным паркам для получения господдержки необходимо пройти сертификацию Минпромторга России и быть включенными в федеральный реестр.
В настоящее время в России наметились следующие направления развития индустриальных парков: улучшение инфраструктуры промплощадей; повышение качества сервисных услуг управляющих компаний; количественный рост. Вначале индустриальные парки были достаточно крупными, тогда как сейчас реализуются проекты развития парков на площадках до 100 га. Индустриальные парки представляют управляемые специализированной компанией комплексы, включающие складские, производственные, офисные и социально-бытовые помещения. Площадка парка предназначена для размещения производств и имеет подключение ко всем видам инженерной инфраструктуры: электро-, газо-, водоснабжение и водо-отведение. Таким образом, индустриальные парки реализуют модель сервисного бизнеса по размещению промышленных производств.
Сертифицированный в 2016 г. индустриальный парк «Новосиб» создан на основе модернизации существующей промышленной зоны в Новосибирске по форме А и достаточно успешно развивается. Площадка ведет свою историю с 1939 г., на базе которой функционировал ОАО «Новосибирский завод низковольтной аппаратуры». Парковая площадь в настоящее время составляет 51,7 га, на долю производственной зоны приходится 49,6 га, собственниками отдельных участков являются резиденты. Общий размер производственных и офисных помещений - 159 тыс. кв. м. Специализация резидентов (их 139) - металлообработка и машиностроительное производство, которые характеризуются допустимой экологической нагрузкой на находящиеся в зоне ло-
кализации жилые массивы. Якорный резидент - ЗАО «Новосибирский патронный завод» - соответствует всем требованиям стандарта [11]. Управляющая компания (УК) браунфилда «Новосиб» - ООО «Новая лизинговая компания» (Новосибирск) является непосредственным владельцем активов парка и сосредоточивает усилия на фасилити-менеджменте*, привлекая по схеме аутсорсинга компании, оказывающие услуги инфокоммуникационные, по юридическому сопровождению договоров аренды, уборке помещений, утилизации мусора, энергообеспечению и водоснабжению. Проектное финансирование создания и функционирования частного индустриального парка «Новосиб» представлено в табл. 2.
Таблица 2
Структура затрат проекта браунфилд «Новосиб»*
Группа затрат Удельные инвестиционные затраты на создание, млн. руб./га Текущие затраты, млн. руб./год
Землеустроительные работы 0,24 -
Модернизация инженерной инфраструктуры 3,63 -
Капитальное строительство объектов 3,33 -
Ремонт и реконструкция производственных объектов 6,55 -
Эксплуатация объектов производства и инфраструктуры - 132,0
Амортизация - 42,0
Прочие затраты, 272,7
в том числе: -
энергоресурсы - 152,8
оплата труда работников (8 чел.) - 28,3
* Расчет авторов по данным бухгалтерской отчетности и бизнес-плана.
Начальные инвестиции в проект данного браунфилда составляют 670 млн. руб., из которых привлеченные кредитные ресурсы - 200 млн. руб. на срок 10 лет с процентной ставкой по кредиту 14% годовых. На конкурсной основе УК «НЛК» может претендовать на получение бюджетных субсидий по программам господдержки индустриальных парков: региональный уровень - в размере 200 млн руб. на возмещение инфраструктурных инвестиций, федеральный уровень - 100 млн руб. на возмещение части процентов по кредитам. Таким образом, ставка по заемным средствам снизится до 9%.
Изначально определенная специализация индустриального парка позволяет использовать при развитии инфраструктуры подход ВшЫ-Ш^ик (ВТБ), т.е. возможность при модернизации ориентироваться на требования и производственные нужды резидентов парка. Так, на площадке индустриального парка планируется строительство инструментального завода, на которое потребуется 453,6 млн. руб. капитальных затрат. Это будет способствовать более интенсивной кооперации между резидентами парка, на данном этапе в нее включены примерно 30% его резидентов. Например, ежегодно якорный резидент при объеме выпуска около 2 млрд. руб. тратит в среднем 500 млн. руб. на заказ услуг у других резидентов браунфилда «Новосиб», в число которых входит: изготовление деталей и узлов для ремонта оборудования, модернизация средств труда, производство инструмента для опытных изделий.
В Новосибирской области 18% валового регионального продукта формируют предприятия промышленности, на долю которых приходится 33-35% налоговых отчислений в консолидированный бюджет области [12]. Индустриальный вектор развития региона - необходимость поиска наиболее эффективных форм организации отраслевых предприятий, особенно в отношении к малому и среднему бизнесу.
* Под этим термином понимается процесс управления инфраструктурой индустриального парка.
Существующие методики [13; 14] оценки эффективности функционирования индустриальных парков направлены на обоснование их привлекательности для инвесторов или получение гранта для поддержки дальнейшего развития. На основе изучения мирового опыта и отечественной практики функционирования браун-филдов полагаем, что к базовым показателям оценки влияния инфраструктурной модернизации промышленных зон на развитие экономики мегаполиса следует отнести показатели, характеризующие эффективность государственных ассигнований и инвестиций на редевелопмент устаревших промзон. Приведем соответствующие показатели на примере индустриального парка «Новосиб».
1. Социально-экономическая эффективность государственной поддержки развития проекта:
- создание 1 рабочего места требует 136,4 тыс. руб. бюджетных средств;
- 1 рубль совокупной государственной помощи бизнесу способствует притоку 1,7 руб. частных инвестиционных ресурсов на начальном этапе в экономику города.
2. Частные инвестиции собственника браунфилда формируют следующие эффекты:
- 1 га модернизируемых промышленных территорий генерирует около 40 рабочих мест;
- коэффициент покрытия потребности трудоспособного населения в рабочих местах в зоне локализации индустриального парка (с радиусом до 5 км, где проживает 8-10% населения одного из административных районов Новосибирска, из них около 9500 чел. находятся в трудоспособном возрасте) - 0,23-0,25;
- на 1 руб. инфраструктурных капиталовложений за первый год осуществлен выпуск промышленной продукции на 10,4 руб.;
- ежегодный поток налоговых отчислений в местный бюджет по сравнению с конкурирующей за земельную площадь жилой застройкой показывает приоритет для города именно функционирования браунфилда: сумма налогов, уплачиваемых управляющей компанией ООО «НЛК» - 70 тыс. руб./га, резидентов - 1315 тыс. руб./га.
Индустриальный парк с рентабельностью 22% создает среду для развития предприятий малого и среднего бизнеса, поэтому организация производственных связей между резидентами промышленной площадки отличает такой проект от обычной аренды помещений. Затраты на обслуживание резидентов составляют 0,12 руб. на 1 руб. промышленной продукции, выпускаемой ими. При модернизации устаревших промышленных зон увеличивается эффективность капиталовложений за счет использования резидентами общей инженерной инфраструктуры и производственной базы.
В среднем за 2016 г. в бюджет Новосибирска было перечислено 15578 млн. руб. налоговых поступлений, из которых на долю десяти крупных налогоплательщиков пришлись 1641 млн. руб. [15]. В совокупности налоговые отчисления индустриального парка и его резидентов в городскую казну составили за этот же период примерно 72 млн. руб. Соответственно значимость для экономики города браунфилда как интегрированного хозяйствующего субъекта соизмерима с крупными налогоплательщиками.
В настоящее время в промышленных городах России существуют отработавшие производственный ресурс промплощадки, которые могут быть успешно трансформированы в браунфилды. Потенциал такого типа индустриальных парков, аккумулирующих предприятия малого бизнеса, целесообразно использовать для генерации рабочих мест на территориях со сложившейся и имеющей перспективы развития жилой застройкой. Это даст возможность снизить транспортную нагрузку мегаполиса, а также повысить занятость людей в трудоспособном возрасте, приобретающих квартиры в расширяющихся жилых массивах. Причем к выбору специали-
зации таких браунфилдов следует исходить из экологической допустимости размещения производств их резидентов в городской черте.
Литература
1. Чиркова И.Г., Ярощук С.А. Мировые тенденции редевелопмента промышленных зон // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8. С. 1018-1021.
2. Small, J. City Building in North America and Europe. URL: http://dx.dоi.org/10.1787/9789264034860-en
3. Стандарт индустриального (промышленного) парка: утв. Правлением НП «Ассоциация индустриальных парков» 30 марта 2012 г. (редакция от 18.12.2013). URL: http://ind.parks.ru
4. Brownfield/Greenfield Development Cost Comparison Study: Executive Summary. URL: http://www.columbiacorridor.org/issues/brownfields/browngreenfield_execsummary.pdf
5. The Federal Brownfields Tax Incentive. Case Studies And Analysis Of Impacts. URL: http://www.redevelopmenteconomics.com/brownfields_redevelopment
6. The Management of Brownfields Redevelopment: a Guidance Note. Washington, DC: World Bank. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/754171468295822120/pdf/550090WP0P118011PUBLIC10brownfields.pdf
7. Environmental Liability Transfer in Europe: Divestment of Contaminated Land for Brownfield Regeneration: Report NICOLE Brownfield Working Group. URL: http://www.nicole.org/uploadedfiles/2013%20fall%20report%20Namur.pdf
8. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов России //Проблемы прогнозирования. 2016. № 4. С. 81-94.
9. Сборник нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере индустриальных парков. М: Ассоциация индустриальных парков, 2016. 158 с.
10. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Обутверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изменениями и дополнениями).URL:https://www.base.garant.ru
11. Постановление Правительства РФ от 30 октября 2014 г. № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» (с изменениями и дополнениями).
12. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
13. Методика оценки индустриальных парков и ОЭЗ промышленного типа: ООО «Аналитический центр «Эксперт». URL: https://www.pressreader.com/russia/ekspert/20170703/282140701399386
14. Brownfields Site Evaluation Worksheet. Technical Site Evaluation Criteria Summary (EPA) URL: http://eapdd.com/brownfield-prioritize/
15. Данные Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области. URL: http://www.mfnso.nso.ru/page/2123