Научная статья на тему 'Некоторые проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История»'

Некоторые проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конорев М. Э.

Переход на двухуровневую систему образования призван активизировать использование информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История». В статье представлены основные подходы к решению проблем, связанных с разработкой комплекса направлений по внедрению информационных технологий в процесс обучения бакалавров-историков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конорев М. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История»»

УДК 378

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ»

© 2012 М. Э. Конорев

аспирант каф. ПОиАИС e-mail: konorevm@mail.ru

Курский государственный университет

Переход на двухуровневую систему образования призван активизировать использование информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История». В статье представлены основные подходы к решению проблем, связанных с разработкой комплекса направлений по внедрению информационных технологий в процесс обучения бакалавров-историков.

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии управления знаниями, двухуровневая система образования, обучающие системы.

При переходе на двухуровневую систему образования в условиях формирующегося информационного общества, возникает настоятельная

необходимость осмыслить проблемы, которые неминуемо заявят о себе в процессе получения студентом высшего образования. В настоящей статье мы попытаемся рассмотреть на примере обучения бакалавров по направлению «История» возможные варианты использования информационных технологий, а также специфику их применения в учебной исследовательской деятельности.

Россия, присоединившись в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу, поддержала идею достижения единых стандартов высшего образования в европейских странах, которые приняты по международной классификации и понятны работодателям по всему миру. Согласно этим стандартам, бакалавриат рассматривается в качестве первого уровня в двухуровневой системе, который даёт высшее образование по определённому направлению и базовую подготовку без узкой специализации. Бакалавр имеет высшее образование и вправе занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено его наличие. Кроме того, бакалавриат позволяет обучающемуся впоследствии найти работу не только в нашей стране, но и за рубежом. Специфика подготовки в рамках бакалавриата позволяет студенту при необходимости освоить смежную профессию, поступая в магистратуру иного профиля. Таким образом, бакалавриат решает проблему подготовки специалистов с высшим образованием на стыке наук, позволяя комбинировать общее и специализированное образование различного профиля.

В связи с этим появляется необходимость разработки целого комплекса направлений по внедрению информационных технологий в процесс обучения бакалавров с учетом объёма знаний, методик их наиболее эффективного усвоения с целью получения возможности последующего повышения квалификации. Не секрет, что процессы постоянного обновления знаний, информационного переполнения вынуждают обучающихся приспосабливаться к существующей реальности. Особую значимость при этом приобретает процесс информатизации образования, который можно рассматривать как одну из линий социализации и развития специалиста в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

современных условиях [Варюшкин 2010; Горелова 2006; Емчура 2006; Мигачёва 2007; Топилина 2006]. Это требует серьёзного отношения к правильному функционированию процесса управления знаниями как на уровне профессорско-преподавательского состава, так и на уровне обучаемых. Применительно к высшему учебному заведению, под управлением знаниями принято понимать систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые участники образовательного процесса могут создавать, совершенствовать и применять [Кудинов 2010: 3]. В задачи обучения входят стимулирование увеличения знаний, а также их специальный отбор, сохранение и классификация. Кроме того, подразумевается трансформация знаний и обеспечение их доступности, включающее распространение и обмен, адекватную оценку и защиту знаний.

Сегодня формируется новый принцип построения обучающих систем: обучение рассматривается как процесс управления знаниями обучаемого. В данном контексте ведутся работы по разработке интеллектуальных систем управления обучением. Одно из направлений этих разработок связано с созданием адаптивных обучающих систем, то есть поддерживающих индивидуальный подход в обучении [Кудинов 2010]. Они играют особую роль в развитии новых форм обучения. Кроме того, важно осознавать, насколько следует расширять или сужать необходимый объём информации, исходя из конкретных потребностей двухуровневой системы.

Применение современных технологий управления знаниями в учебном процессе предполагает реализацию принципов самоорганизации, саморегулирования и самоконтроля. Модель учебного процесса на основе технологий управления знаниями позволяет интегрировать различные формы получения образования с помощью распределенной или виртуальной образовательной среды, в которой обучаемый должен ориентироваться самостоятельно. При этом задача преподавания дисциплин предполагает соединение творческих усилий преподавателей (выступающих большей частью в роли консультантов) и обучаемых.

Процесс включения информационных технологий в систему высшего образования затронул практически все направления, в том числе и процесс обучения бакалавров и магистров по направлению «История».

В провинциальных высших учебных заведениях (а их большинство), круг используемых в обучении источников и литературы всегда был ограничен по причине значительной удаленности от центральных архивов, библиотек, академических институтов, центров развития отдельных направлений (востоковедение,

африканистика). Комплектование библиотек и читальных залов научными изданиями длительное время велось в основном из русскоязычной литературы и периодической печати [Селиванов 2000: 6; Гуманитарная наука 2006: 373]. В этой связи самым оптимальным выходом является использование современных информационных технологий - от простейшего использования ресурсов Интернета, до внедрения новейших методик управления знаниями.

В процессе обучения по направлению «История» уже имеется опыт использования достижений формирующегося информационного общества, который целесообразно использовать как в уже сложившемся виде, так и модернизировать отдельные направления. В качестве имеющихся примеров можно привести опыт использования материалов, полученных через Интернет как в преподавании основных курсов по истории зарубежных стран в ходе лекционных, семинарских занятий, так и при написании разделов, характеризующих источники и историографию в курсовых и дипломных работах. Опыт показывает, что, к примеру, при оценке текущей общественно-политической и экономической ситуации в странах Азии, Африки, США игнорировать материалы Интернет не целесообразно, поскольку они зачастую

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Конорев М. Э. Некоторые проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История»

являются едва ли не единственным источником информации [Селиванов 2000: 7]. Всё сказанное относится и к использованию электронных библиотек, хотя здесь зачастую приходится сталкиваться с проблемой защиты авторских и смежных прав.

Иными словами, использование информационного пространства Интернет заметно расширило границы возможностей в преподавании и изучении истории и способствовало накоплению эмпирического материала. Тем не менее на сегодняшний день только сочетание имеющегося опыта с новейшими разработками может дать положительный результат в преподавании истории и других гуманитарных дисциплин. Кроме того, новый стандарт образования пересматривает организацию обучения студентов в плане увеличения количества самостоятельного изучения материала, что напрямую связывается с инновационными подходами.

Традиционное создание учебных курсов осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом, в котором представлены

квалификационные характеристики специальностей. При этом следует учитывать специфику изучения гуманитарных дисциплин, в частности подготовку историков.

На современном этапе, который является переходом к информационному обществу, информация и информационные процессы становятся важнейшими составляющими жизнедеятельности человека. Развитие глобального процесса информатизации общества ведет к формированию не только новой информационной среды, но и нового, информационного, уклада жизни, профессиональной деятельности, образования.

Как справедливо отмечают многие исследователи, на первый план выходят задачи, направленные:

- на развитие интеллектуальных, познавательных способностей личности; повышение качества и доступности образования на основе новых информационных технологий в образовании;

- на приобретение новых научно-методических знаний, распространение передовых педагогических технологий;

- на развитие методических умений, связанных с моделированием и конструированием изучаемых объектов и явлений;

- на использование средств контроля знаний, использование средств по типу программированных заданий для организации обратной связи и т.д.[ Урсул 1997; Зиновьева 1997].

Нередко информатизация образования сводится к разработке соответствующего программного обеспечения и частных методик, их использованию в учебном процессе. Но этот процесс должен подразумевать и обратную связь. Тогда цели обучения можно определять по отношению как к обучаемому, так и к программному обеспечению его компьютера, а также к умению обучаемого использовать его для выполнения учебных и учебно-исследовательских работ, причем это касается как промежуточных учебных целей по каждой дисциплине учебного цикла, так и конечных целей обучения бакалавра в соответствии с кругом задач, которые ему предстоит решать в его профессиональной деятельности.

При разработке частных методик важно учитывать, что специфика взаимодействия обучаемого и компьютера определяется предметной областью, уровнем подготовки и характером конкретных задач, поставленных перед обучаемым [Тыщенко 1999; Савельев 1981; Сенько 1991].

Соответственно, у преподавателя появляются новые функции: обучение

студентов фундаментальным аспектам дисциплины, обучение их компьютеров, состоящее в развитии и совершенствовании программного обеспечения, обучение студентов использованию их компьютеров для решения конкретных задач. Для

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

выполнения таких функций преподавателю может потребоваться сотрудничество с программистами. В этом случае желательно наличие специальной лаборатории, в задачи которой входило бы профессиональное обеспечение процесса. В качестве участников процесса члены лаборатории могли бы оказывать консультативную помощь, поскольку основная масса обучающихся на гуманитарных направлениях являются обычными пользователями и не обладают достаточными навыками работы с компьютером [Гуманитарная наука 2006: 374-375].

Кроме того, задача разработки методологии использования технологий управления знаниями в создании электронных образовательных ресурсов и их применения в процессе обучения также должна иметь поддержку со стороны специалистов.

Как справедливо отмечают современные исследователи и разработчики конкретных программ, «интеграция разнородных источников знаний,

междисциплинарный характер их использования, необходимость привлечения внешних источников знаний, обмен знаниями между пользователями предполагает проведение разработки архитектуры системы управления знаниями на основе общего информационного пространства в виде интегрированной памяти, которую можно представить на трех взаимодействующих уровнях:

1) объектном - хранение аннотированных с помощью специально разработанной системы категорий источников знаний и их индексирование;

2) понятийном - определение концептуальной модели структуры знаний (систем и категорий), общей для всех источников знаний;

3) уровне приложений - определение цели и ограничений на решение интеллектуальной задачи пользователя, то есть задание его глобального и локального контекста. При этом должен быть определен профиль знаний пользователя» [Кудинов 2010: 19].

Наиболее подходящим для практического использования решением задачи повышения качества образования является разработка моделей управления знаниями на основе индивидуального или группового подходов. В результате формируется процесс обучения, ориентированный на личные способности и особенности обучаемого, что и позволит формализовать полученные знаний. Такой подход обеспечит возможность создать новые автоматизированные обучающие системы, способные значительно повысить качество образования бакалавров-историков.

Реализация отдельных процессов обработки знаний часто осуществляется на основе относительно простых технологий. Это Интернет, электронная почта, системы мгновенного обмена сообщениями, групповое программное обеспечение, базы данных и т.д. Наилучшие результаты достигаются, если удается построить распределённую информационную систему, бесконфликтно объединяющую эти механизмы [Кудинов 2010: 20; Ладыженский 2011].

В условиях становление экономики, ориентированной на знания, предполагается создание научно-образовательных информационных сред, позволяющих обновлять профессиональные знания и навыки на протяжении всей жизни. Это особенно актуально в процессе подготовки бакалавров по направлению «История».

Важной составляющей информационной среды является источник знания и одновременно высокоструктурированная среда для организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности. Такие среды, как правило, формируются в рамках общедоступных технологий в среде WWW либо базируются на профессионально разработанных оболочках - распределенных обучающих средах, средах, ориентированных на сотрудничество, и других, основанных на

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Конорев М. Э. Некоторые проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История»

телекоммуникационных технологиях [Мизин 2010]. Они открыты и для преподавателя и для обучаемого, позволяют дополнять содержание и вносить в него коррективы, представлять результаты своей учебной деятельности в среде.

Как утверждают создатели и сторонники теории поэтапного формирования умственных действий [Гальперин 1965; Талызина 1984], организация мыслительной деятельности человека осуществляется в несколько этапов. Первоначально организуются механизмы восприятия, формируются начальные представления, затем происходит осваивание мыслительных операций, и в дальнейшем обучаемый уже оказывается способен на эмпирическое и теоретическое обобщение накопленных знаний и их применение.

Репродуктивный уровень освоения знаний становится доступным, когда обучаемый овладевает способом эмпирического обобщения учебного материала. Соответственно, продуктивный уровень освоения знаний возможен при овладении способом теоретического обобщения материала. Достижение этого уровня освоения знаний является целью всех перспективных методов обучения, поэтому эти механизмы должны лежать в основе проектируемой модели пользователя образовательного портала, в том числе при подготовке бакалавров-историков [Кудинов 2010: 27].

Большинство существующих практических методов обучения являются экстенсивными по своей сути. Они учитывают лишь два первых способа освоения и уделяют крайне мало внимания продуктивному и творческому способам освоения знаний. Однако при нелинейном росте информационных потоков, которые приходится перерабатывать пользователю портала, требуется более эффективный подход к формированию познавательной деятельности, внедрение коллективных методов работы и повышение творческой активности пользователя путем увеличения доли динамического контента в информационном пространстве портала (создание собственной виртуальной образовательной среды) [Виды сред 2010; Кудинов 2010: 27; Козырев 2009].

В познавательной деятельности участвует несколько сторон: источник знаний (автор), передатчик знаний (модератор) и реципиент (пользователь). В связи с этим очень важно обеспечить передачу знаний без искажений, что не исключает изменения формы. Это требует использования нестандартных методов, реализованных в технологиях. В преломлении к проблемам подготовки историков, источник знаний должен находиться под контролем преподавателя, который берёт на себя функцию отбора достоверной информации и предложения материалов, гарантирующих отсутствие непроверенных фактов и сомнительных документов. Модератор (в соответствии с предложенной терминологией) должен гарантировать своевременную передачу достоверного материала в соответствии с возникающими потребностями обучения. Реципиент реализует свою потребность в информации посредством своевременного запроса, по времени совпадающего с динамикой процесса обучения.

При этом для каждого существует свой наиболее приемлемый набор информационных воздействий для получения наилучшего эффекта. Здесь кроется причина того, что возникает необходимость выявлять различия в восприятии, формировании представлений и усвоении знаний, чтобы в последующем эффективно управлять процессом обучения.

Одной из важных отличительных особенностей использования

информационных технологий, если рассматривать окончательный продукт цикла, является то, что он должен содержать в себе не только учебную информацию, но и блок контроля её усвоения [Кудинов 2010: 27]. Контроль должен содержать серию проверочных вопросов. Наличие такого блока, с одной стороны, позволяет оценить качество усвоения данного учебного материала, с другой стороны, обеспечивает

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

возможность предоставления результатов самому тестируемому. Дополнительную возможность контроля следует использовать на этапе предварительного тестирования, посредством этого удается выяснить уровень знаний обучаемого по данной конкретной тематике.

Анализ на данном этапе призван устранить повторы, проблемнохронологические пустоты между различными частями учебного материала, формами обучения, системно связать отдельные дисциплины, усилить результативность восприятия информации, стать стимулом к активизации самостоятельной работы. С точки зрения обучения по направлению «История» это является важным, так как, в зависимости от степени подготовленности, можно подобрать необходимый вариант, позволяющий последовательно повысить изначальный уровень знаний. Тем более что конечная цель любого учебного объекта - вполне конкретное обогащение системы знаний, навыков, умений обучаемого.

Определение содержания учебного объекта включает четкие представления о границах его предметной области, выделяет опорные учебные объекты, без изучения которых невозможно его успешное освоение. Кроме того, возникает необходимость продумывать разработку смежных учебных объектов и объектов, строящихся на уже имеющейся (или сформированной) структуре знаний.

Для освоения понятий курса необходимо разработать специальный теоретический учебный материал и тренировочные упражнения, используемые с целью закрепления полученных знаний. В то же время при разработке учебных объектов следует предусмотреть возможность их многократного использования в рамках различных курсов. Первоочередное значение приобретают: выбор ведущих принципов организации образовательного процесса; отбор технологий и способов представления информации в зависимости от характерных особенностей их восприятия и использования обучаемыми; определение оптимального состава предметного учебнометодического комплекса; интеграция блоков в образовательную среду [Кудинов 2010: 29].

В настоящей статье мы затронули лишь некоторые общие подходы к использованию информационных технологий при обучении бакалавров-историков. В дальнейшем автором статьи предполагается их конкретизация и практическая разработка применительно к специфике отдельных учебных дисциплин как в базовой, так и в вариативной частях соответствующего учебного плана.

Библиографический список

Варюшкин С.В. Проблемы профессиональной социализации современной молодёжи [Электронный ресурс]. URL: http://ms-solutions.ru/index.php7option (дата обращения: 25.05.2011).

Виды сред в образовании [Электронный ресурс]. URL:

http://courses.urs.ar.ru/end/u7-9html (дата обращения: 19.11. 2011).

Гуманитарная наука в изменяющейся России: состояние и перспективы развития: материалы VIII регион. науч.-практ. конф. 25-28 сентября 2006 г. / Курск. гос. ун-т. Курск, 2006. 204 с.

Гальперин П.Я. О психологических основах программированного обучения.// Новые исследования в педагогических науках. Вып. IV. М., 1965.

Горелова Т.Н. Социализация молодёжи // Аспирант и соискатель. 2006. №2. С. 34-48.

Емчура Е. Современная молодёжь и каналы её социализации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. №3. С. 88-89.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 3 (23). Т. 1

Конорев М. Э. Некоторые проблемы использования информационных технологий в процессе подготовки бакалавров по направлению «История»

Зиновьева К. Информационная культура личности. Краснодар, 1997. 136 с.

Козырев В.А. Построение Модели гуманитарной образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: http://sci.informika.ru (дата обращения: 13.12.2011).

Кудинов В.А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2010. 45 с.

Ладыженский Г. Распределённые информационные системы и базы данных // Шестнадцатая техническая конференция «Корпоративные базы данных - 2011». М., 14—15 апреля [Электронный ресурс]. URL: http:// citforum.ru/database/kbd96 (дата обращения: 23.01.2012).

Мигачёва М.В. Сущность и особенности профессиональной социологии молодых специалистов в период трансформации // Вестник СамГУ. 2007. №1. С. 95101.

Мизин И. Телекоммуникационные технологии: Состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.electronics.ru/issue/1998/1/3 (дата обращения: 23.11.2010).

Савельев А.Я. Автоматизированные обучающие системы // Труды МВТУ. М., 1981. № 354. С. 80.

Савельев А.Я. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ. М., 1977.

33 с.

Селиванов И.Н., Селиванова И.В. Некоторые проблемы использования новейших компьютерно-информационных технологий в работе историка // Проблемы изучения и преподавания истории зарубежных стран. Вып. 2. Курск, 2000. С. 3-13.

Сенько Ю.В. Диалог в обучении // Вестник высшей школы. 1991. №5. С. 7-13.

ТалызинаН.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984. 208 с.

Топилина Е.С. Особенности социализации молодого поколения в современной России // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. №3. С. 84-98.

Тыщенко О.Б. Диалоговое взаимодействие в системе «человек-компьютер» // Компьютерная хроника. 1999. № 9. С. 33-36.

Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования //Научно-техническая информация. Сер.1. 1997. № 2. С. 3-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.