Туленкова З.Р.
В. Пышма, Россия НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯМИ
УДК 376.352 ББК 74.3
Аннотация: в статье представлены результаты учащихся первыгх классов на предмет определения уровня их готовности к школьному обучению, описаны особенности психического развития первоклассников.
Ключевые слова: готовность к школе, нарушения зрения, неврология, психологическое и тифлопедагогическое обследование.
Сведения об авторе: Туленкова Земфира Рафаиловна.
Место работы: ОУ СО «Верх-непышминская СКШИ»,г.Верхняя
Пышма.
Контактная информация: 620034, г. 134. Тел.: 83433361438
Под готовностью к школьному обучению в настоящее время понимается достижение ребёнком такого уровня развития, при котором он становится способным участвовать в систематическом обучении. Готовность к школьному обучению оказывает непосредственное влияние на школьную успешность ребёнка. Формирование у ученика школьной дезадаптации обусловлено, в частности, игнорированием педагогами результатов диагностической работы по выявлению уровня готовности к школьному обуче-
Tulenkova Z.R. V. Pyshma, Russia SOME PROBLEMS OF SCHOOL READINESS LEARNING CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENT
Код ВАК 13.00.03
Annotation: In article results of inspection by experts of school of pupils of the first classes about definition of level of their readiness for school training are presented, and also features of development of first-graders of last set in comparison with pupils of the first classes of previous years are revealed.
Key words: readiness for school, sight infringements, neurology, psychological and inspection.
About the author: Tulenkova Zemfira Rafailovna.
Place of work: OC CO "Verh-nepyshminskaya SKSHI, Verkhnyaya Py-shma.
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, ayd.
нию или отсутствием такой работы [2, с.40, 42].
Основной целью диагностической работы специалистов нашей школы является не разделение учащихся первых классов по уровням их развития, а дать определение прогноза успешности обучения в школе, создание условий предупреждения формирования у детей школьной дезадаптации. Результаты обследования первоклассников анализируются на школьных консилиумах. Участники консилиумов проводят анализ данных медицин-
ского, психологического и тифлопедагогического обследования учащихся. Систематический характер проведения такой аналитической работы позволяет выявить факторы, негативно влияющие на школьную успешность ребёнка, его адаптацию в школе.
Анализ содержания протоколов школьных консилиумов, проведённых в первых классах в период с 2006 - 2007 учебного года по 2009 - 2010 учебный год, показал, что большая часть дошкольников приходит в школу, уже имея осложнённый неврологический статус: органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС) (до 66 % учащихся в 20092010 учебном году), резидуальная церебро-органическая недостаточ-
ность (РЦОН) центральной нервной системы (в 2006-2007, 2009-2010 учебных годах в некоторых классах до 100 % учащихся), миотонический, церебрастенический синдромы (в
2009 году до 50 % учащихся). Растёт количество детей сдетским церебральным параличом : в начальной школе на данный учебный год - 14 учащихся.
В связи с РЦОН ЦНС и слепотой или слабовидением у учащихся формируются такие проблемы, как специфические дислексия, дискаль-кулия, дизорфография, дисграфия. Неврологическая симптоматика негативно влияет на сохранение умственной работоспособности первоклассников. До 50 % детей характеризуются низким уровнем работоспособности, высокой степенью
утомляемости на уроках.
У первоклассников с выявленным церебрастеническим синдромом ярко выражена истощаемость внимания и мышления, наблюдается снижение запоминания и удержания в памяти учебной информации. Дети с глубокими нарушениями зрения оказываются в более тяжёлом положении, что и отражается, в частности, на их готовности к школьному обучению.
При проведении углублённого медицинского осмотра первоклассников выявляются дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания, с астено-невротическим и неврозоподобным синдромами, с синдромом эмоционально-волевой неустойчивости.
Дети, у которых выявлены данные синдромы, характеризуются раздражительностью, плаксивостью, капризностью, агрессивностью. Эти учащиеся с трудом принимают специфику учебной ситуации, требования учителя, правила поведения, что затрудняет принятие роли ученика. Как видим, состояние здоровья первоклассников не является благоприятным фактором формирования школьной адаптации.
Психологическое обследование является частью комплексной пси-холого-педагогической диагностики уровня сформированности готовности детей с нарушениями зрениями к школьному обучению и включает оценку развития памяти, мышления, восприятия и внимания, эмоции и воли, поведения, мотивационной
готовности [2].
На формирование высших психических функций наших первоклассников влияла не только зрительная патология, но и их неврологическое состояние. Тесное взаимодействие педиатра и офтальмолога, детского невролога, психоневролога и психолога, родителей и педагогов сможет обеспечить условия, благоприятные для формирования школьной адаптации учащихся первых классов.
Тифлопедагогическое обследование - часть комплексной диагностики детей с нарушениями зрения. Оно направлено на выявление общего уровня готовности ребёнка к школьному обучению. Готовность к школьному обучению с тифлопедагогической точки зрения мы выявляем, определяя уровень развития тактильного восприятия, зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социальнобытовой ориентировки, мелкой моторики, готовности руки к письму, сформированности представлений об окружающем мире.
С 2006-2007 учебного года стали появляться классы, в которых до 100 % первоклассников нуждались в помощи логопеда. В основном, это были дети с общим недоразвитием речи III уровня. С 20082009 учебного года в школу стали поступать дети с общим недоразвитием речи 11-111 уровня, а в 2009-
2010 учебном году в школе обучаются дети уже со II, 1-11 уровнями общего недоразвития речи (34 % учащихся в одном из первых клас-
сов).
В 2009-2010 учебном году были набраны три первых класса. В 1 «а» классе обучается 75 % детей с ретинопатией недоношенных V степени, а в 1 «д» классе - 66 % таких учащихся. В 1 «а» классе у 74 % детей нулевой и низкий уровни развития осязания и мелкой моторики, у 87 % учащихся низкий уровень развития пространственной ориентировки. Следует учесть, что у 37 % учащихся этого класса в анамнезе указан миотонический синдром, у 25 % учащихся - пирамидальная недостаточность.
В 1 «д» классе низкий и нулевой уровни развития тактильного восприятия отмечается у 34 % учащихся, у 12 % детей снижен уровень развития мелкой моторики. У 83 % учащихся 1 «д» класса -детский церебральный паралич.
Наблюдение за динамикой развития таких детей показало, что коррекционная помощь, оказываемая им в школе, даёт положительный результат. В 1 «б» классе, где обучаются слабовидящие школьники, 55 % учащихся требуют особого внимания педагога в процессе развития их зрительного восприятия. У 64 % учащихся рука не готова к письму. Уровень развития тактильного восприятия и мелкой моторики у 45 % учащихся низкий и ниже среднего, при этом у 73 % детей достаточный уровень развития умений обслуживать себя.
Результаты обследования учащихся первых классов последнего
набора немногим отличаются от результатов обследования первоклассников предыдущих трёх наборов. Но имеющиеся отличия принципиально важны.
Во-первых, увеличилось количество детей с детским церебральным параличом. Во-вторых, возросла численность учащихся с ретинопатией недоношенных V степени.
Таким образом, встает задача определения путей комплексной реабилитации слепых и слабовидящих учащихся с нарушениями центральной нервной системы. Для квалифицированного сопровождения детей этой категории необходима согласованная работа всех специалистов: врачей, психологов, логопедов, тифлопедагогов, социальных педагогов к работе не только с ребёнком, но и всей его семьёй.
Не все родители детей с нарушениями зрения знают о том, что сочетанность глазной патологии и неврологического заболевания может иметь негативные психологосоциальные последствия и требует проведения коррекционной работы.
Очень важно, чтобы учитель начальной школы знал об особен-
ностях состояния здоровья детей, их психофизиологических особенностях, что позволит ему прогнозировать слабые звенья в адаптации ребёнка к школьным условиям, построить свою работу, взаимодействие с другими специалистами в соответствии с возможностями ребёнка, не вызывая конфликта между ним и школьной средой.
Литература
1.Ахвердова, О. А. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга / О. А. Ахвердова, И. В. Боев, Н. Н. Во-лоскова. - Ставрополь, 2000. -274 с.
2. Никулина, Г. В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушением зрения / Г. В. Никулина, И. П. Волкова, Е. К. Фе-щенко. - РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб, 2001. - 84с.
3.Шарапановская, Е. В. Социальнопсихологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция / Е. В. Шарапанов-ская. - М. : ТЦ Сфера, 2005. -160с.
© 3. Р. Туленкова, 2009