Научная статья на тему 'Частота и структура неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении'

Частота и структура неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айтжанова Р.К., Куанова Л.Б.

В условиях интенсификации школьного обучения в последние годы особого внимания со стороны педагогов, родителей и врачей требуют дети, не справляющиеся с программой общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частота и структура неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении»

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

57

Заключение

1. Данные исследования свидетельствуют о функциональных нарушениях в сравнении с данными ЭЭГ детей в контрольной группе.

2. У обследованных детей с трудностями в обучении ЭЭГ исследование не выявляет специфических закономерностей в зависимости от нозологии.

3. ЭЭГ является одним из вспомогательных методов исследования при обследовании с трудностями в обучении.

Литература

1. Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / В. Н. Кирой, П. Н. Ермаков, Е. И. Белова, Т. Г. Самойлина // Физиология человека : журнал РАН. - 2002. - Том 28,N 2 . - С. 20-30. - ISSN 0131-1646.

2. Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями обучения //Дефектология. - 1996.- N 5.

3. Переслени Л.И., Рожкова Л.А., Мастюкова Е.М., Фотекова Т.М. Клинико-физиологический и психолого-педагогический анализ структуры дефекта при разных формах речевой патологии в аспекте дифференциальной диагностики //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1996. - N 2.

Частота и структура неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении

Айтжанова Р.К., Куанова Л.Б. Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, Алматы, Казахстан

В условиях интенсификации школьного обучения в последние годы особого внимания со стороны педагогов, родителей и врачей требуют дети, не справляющиеся с программой общеобразовательной школы

Цель исследования - определить частоту и структуру неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении.

Материалы и методы За период с 2002-2007гг всего было обследовано 72 ребёнка, обратившихся с жалобами на трудности в обучении, обучающихся в 1-9 классах общеобразовательной школы. Из общего количества осмотренных детей мальчики составили 58%, девочки 42%.

Изучение неврологического статуса проводилось по традиционно применяющимся схемам неврологического обследования и охватывало все отделы нервной системы [1,2]. Выявленная неврологическая семиотика регистрировалась по Международной Классификации Болезней 10 пересмотра (МКБ-10) [3].

Основными методами обследования явились: беседа с родителями и другими людьми, участвующими в воспитании и обучении ребёнка, изучение документации (выписка из родильного дома, форма 112 и т.д), наблюдение за ребёнком в ходе обследования, а также клинический осмотр [1,2].

В ходе неврологического обследования у 26 детей выявлены нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, что составило 36%. Наиболее распространенными оказались симптомы поражения глазодвигательных, лицевого, языког-лоточного и подъязычного нервов (преходящий страбизм, установочный горизонтальный нистагм, слабость конвергенции, лёгкая асимметрия лица, смазанность речи, лёгкая гиперсаливация). Измененная двигательная активность отмечена у 61 ребенка, что составило 85%. При этом у 49 детей отмечалась повышенная двигательная активность, что составило 68%. У остальных 12 детей отмечалось снижение двигательной активности, что составило 17%. Нередко наблюдалось сочетание этих форм двигательных проявлений, когда при ограничении общей подвижности отмечалась избыточность движений в конечностях. У 19 детей (27%) при исследовании мышечного тонуса выявлена легкая и умеренная общая гипотония. При исследовании рефлекторной сферы у 22 детей (30%) выявлена гиперрефлексия. У 42 детей выявлены координаторные нарушения в виде неловкости общей и мелкой моторики, что составило 58%.

У всех детей с повышенной двигательной активностью были трудности при выполнении автоматизированных движений, в мелкой моторике. Дети испытывали трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу-пронация и супинация и др.). У 25 детей (50%) наблюдались нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

В результате комплексного обследования 72 детей с трудностями в обучении выявлены синдромы и заболевания, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Частота встречаемости неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении

Нозология Шифр по МКБ-10 Частота %

Синдром моторной алалии F80.1 5 7

Стертая форма дизартрии R47.1 5 7

Дислалия F 80.0 20 28

Гипертензионный синдром G 93.2 12 17

Гипертензионно-гидроцефальный синдром G 93 10 14

Симптоматическая эпилепсия G 40 3 4

Парез отводящего нерва Н49.2 2 3

Тики G 25.6 4 5

Церебрастенич. синдром F 06 46 64

Синдром гиперакт. с дефицитом внимания F90 12 17

Задержка психического развития церебрально -органического генеза F83 10 14

Энурез F98.0 11 15

Заикание F98.5 6 8

Дисграфия R47.0 4 5

Нейросенсорная тугоухость 1-2 ст. Н 90.3 2 3

Пяти детям с трудностями в обучении был выставлен

58

Вестник АГИУВ

диагноз «Синдром моторной алалии», что составило 7%. Клинические проявления синдрома складывались из речевых и неречевых симптомов. Практически у всех детей отмечались симптомы двигательных расстройств в виде общей моторной неловкости, умеренной гипотонии, син-кинезии (в основном оральных), гиперкинезов, нарушения осанки и походки, нарушения объема, переключаемости и координации движений. Речевая симптоматика заключалась в нарушении формирования экспрессивной речи при относительной сохранности импрессивной речи. У 5 (7%) детей диагностирована стёртая форма дизартрии. Критериями диагностики были: наличие слабо выраженных артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных движений.

Гипертензионный синдром был диагностирован у 12 детей, что составило 17%. Основной жалобой была головная боль. В некоторых случаях головная боль сопровождалась тошнотой, редко - рвотой. У всех 12 больных при осмотре глазного дна выявлены застойные диски зрительных нервов, что явилось основным критерием для постановки этого диагноза. Гипертензионно-гидроцефальный синдром диагностирован у 10 детей (14%). Церебрастенический синдром выявлен у 46 детей (64%). В 2 случаях (3%) синдром был следствием перенесенной нейроинфекции (серозный и гнойный менингит) В 5 (7%) случаях церебрас-тения была результатом перенесенной черепно-мозговой травмы (2 случая ушиба головного мозга, 3 случая сотрясения головного мозга). В остальных случаях (39 детей - 54%) церебрастения явилась результатом перенесенной перинатальной патологии (патология беременности, родов в анамнезе). Субъективно церебрастения проявлялась головными болями, усиливающимися во второй половине дня, вестибулярными расстройствами (головокружение, тошнота, чувство дурноты при езде на транспорте). Клинические проявления церебрастенического синдрома были представлены синдромом раздражительной слабости, который включал в себя повышенную утомляемость и истощаемость психических процессов, раздражительность, готовность к аффективным вспышкам. Истощаемость внимания, мышления сопровождались снижением психической работоспособности, особенно при интеллектуальной нагрузке; часто отмечались снижение запоминания и удержания информации в памяти. Аффективные нарушения проявлялись в виде изменения настроения, плаксивости, капризности, недовольства. В случаях церебрастении травматического генеза чаще встречалась гиперестезия к звукам и яркому свету. В большинстве случаев в структу-

ру церебрастенического синдрома входят расстройства вегетативной регуляции.

Астенический синдром выявлен у 8 детей (10%). У 5 из них (7%), астения была обусловлена заболеваниями со стороны сердечно-сосудистой системы, в остальных случаях выявлены нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Клинические проявления астенического синдрома были в виде повышенной утомляемость, иногда с самого утра, трудности концентрации внимания, замедленного восприятия. Внешне дети были пониженного питания (худощавые), для них была характерна чрезмерная застенчивость, нерешительность. В некоторых случаях родители отмечали тревожность, мнительность, страхи, поверхностный и беспокойный сон. Дети долго засыпали и с трудом просыпались, после сна не было чувства отдыха. В таких случаях в дневное время у них отмечалась сонливость. Такая клиника не сопровождалась грубыми нарушениями внимания, мышления, поэтому диагноз звучал как «астенический», а не «церебрастенический» синдром.

В 3 случаях в ходе обследования и проведения параклинических исследований был выставлен диагноз симптоматическая эпилепсия (4%).

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания диагностирован у 12 детей (17%). Причиной трудностей в обучении в 2-х случаях (3%)

Заключение

Проведенное исследование показало, что у всех детей с трудностями в обучении были выявлены различные психоневрологические нарушения. Данные свидетельствуют о том, что коррекционная работа по преодолению трудностей в обучении наряду с педагогическими мероприятиями обязательно должна включать обследование и лечение у врача-невролога.

Литература

1. Бадалян Л.О. Невропатология. М., Просвещение. 1987, с.17-47, 180-190.

2. МКБ-10. ВОЗ. Женева, 1995.

3. Карлхайнц Барт. Трудности в обучении. Раннее предупреждение (перевод с немецкого). - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 207 с.

4. Безруких, М. Школьные трудности «проблемных детей». // Здоровье детей: Ежед. прил. к газ. «Первое сентября». - 2000. - № 13 - 14, - С. 16 - 17.

5. Волевач, И.В. Трудности обучения младших школьников и их преодоление /И. В. Волевач // Ребенок идет в школу. - Калуга, 2000. - С. 33 -39.

Современный взгляд на исходы гипоксически-ишемического повреждения центральной нервной системы

Джаксыбаева А.Х., Казакенова А. К. Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, Алматы, Казахстан

По данным ВОЗ, 20% детей страдают неврологическими расстройствами, которые в 65-80% случаев носят гипоксически-ишемический характер. Даже в условиях своевременной патогенетической терапии 69% детей, перенесших хроническую внутриутробную гипоксию, не достигают возрастного уровня нервно-психического развития (Шниткова Е.В., Бурцев Е.М., Новиков А.Е., Философова М.С., 2000; Кочерова О.Ю., 2005). Нарушения неврологического развития, как правило, сопровождают у детей любые неврологические заболевания, как генетически детерминированные, так и обусловленные неблагоприятными средовыми воздействиями [А. Б Пальчик, (2006); Crain W(2005); Bear L.M.(2004)].

Было проведено исследование целью которого было изучение исходов гипоксически-ишемического поражения центральной нервной системы у детей раннего возраста.

Целевую группу составили 312 детей, перенесших перинатальное поражения центральной нервной системы легкой степени у которых наблюдалась задержка нервно-психического развития в 50,6%. Мальчики составили 211 человек или 67,7%, а девочки 101 человек или 32,3%.

Дальнейший анализ результатов обследования детей целевой группы показал особенности неврологического статуса детей с задержкой развития функций нервной системы, который описывается наличием различных симптомокомплексов и объясняют общую клиническую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.