Научная статья на тему 'Спектр ЭЭГ - характеристик у детей с трудностями в обучении'

Спектр ЭЭГ - характеристик у детей с трудностями в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
10233
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айтжанова Р. К.

Электроэнцефалография широко используется в детской неврологии как для выявления нарушений функции, так и для оценки зрелости мозга, степени готовности к обучению, при анализе трудностей школьного обучения. Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении изучены такими авторами, как В.Н. Кирой, П.Н. Ермаков, Е.И. Белова, Т.Г. Самойлина. По данным авторов, для детей 7–8,5 лет с трудностями в обучении характерна более значительная выраженность медленных частот на электроэцефалограмме покоя и незрелая форма активации [1]. Отличительной особенностью детей 8,5–10 лет с трудностями в обучении является значительная выраженность медленных частот на фоновой ЭЭГ в передних (в частности, левой лобной) областях коры. Полученные результаты рассматриваются как отражение отставания от возрастной нормы функционального созревания структур мозга. По данным Л.И. Переслени и Л.А. Рожкова (1996) имеется зависимость между снижением познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи и недостаточным формированием альфа-активности коры головного мозга. О незрелости корково-подкорковых связей свидетельствует также тот факт, что у всех детей с недостатками функции памяти и внимания отмечается большая, по сравнению с нормой, мощность тета-ритмов в затылочных и в центральных областях коры [2,3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Айтжанова Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спектр ЭЭГ - характеристик у детей с трудностями в обучении»

56

Вестник АГИУВ

Задержки развития

Спектр ЭЭГ - характеристик у детей с трудностями в обучении

Айтжанова Р.К.

Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация (РПМПК), Алматы, Казахстан

Электроэнцефалография широко используется в детской неврологии как для выявления нарушений функции, так и для оценки зрелости мозга, степени готовности к обучению, при анализе трудностей школьного обучения.

Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении изучены такими авторами, как В.Н. Кирой, П.Н. Ермаков, Е.И. Белова, Т.Г. Самойлина. По данным авторов, для детей 7-8,5 лет с трудностями в обучении характерна более значительная выраженность медленных частот на электроэцефалограм-ме покоя и незрелая форма активации [1]. Отличительной особенностью детей 8,5-10 лет с трудностями в обучении является значительная выраженность медленных частот на фоновой ЭЭГ в передних (в частности, левой лобной) областях коры. Полученные результаты рассматриваются как отражение отставания от возрастной нормы функционального созревания структур мозга. По данным Л.И. Переслени и Л.А. Рожкова (1996) имеется зависимость между снижением познавательной деятельности у младших школьников с нарушениями речи и недостаточным формированием альфа-активности коры головного мозга. О незрелости корково-подкорковых связей свидетельствует также тот факт, что у всех детей с недостатками функции памяти и внимания отмечается большая, по сравнению с нормой, мощность тета-ритмов в затылочных и в центральных областях коры [2,3].

Цель

- изучить изменения ЭЭГ у детей с трудностями в обучении.

Материалы и методы

За период с 2003-2007гг всего было обследовано 72 ребёнка, обратившихся в РПМПК с жалобами на трудности в обучении, обучающихся в 1-9 классах общеобразовательной школы. Из общего количества осмотренных детей мальчики составили 58%, девочки 42%. Большую часть детей в исследуемой группе составили учащиеся первого класса начальной школы - 32(46%) детей. Контрольную группу составили 30 детей 1-9 классов общеобразовательной школы с достаточным усвоением школьной программы.

Из 12 детей (17%) с задержкой психического развития у 3 (4%) детей исследование не выявило признаков патологической картины. У этих детей на ЭЭГ на фоне хорошо выраженной основной активности отмечались частые встроенные замедленные волны повышенной амплитуды, но при этом значимой межполушарной асимметрии, гиперсинхронной активности не было выявлено. Среди этих детей в 2 (3%) случаях задержка психического развития носила конституциональный характер, то есть дети, у которых в основном наблюдалась эмоционально-волевая незрелость. В 9 (12%) случаях электроэнцефалография выявляла нарушения. Это проявлялось в дезорганизации или гиперсинхронизации альфа-ритма с увеличением амплитуды альфа-волн и смещением фокуса альфа-активности из затылочных отделов в теменные, увеличением доли медленных колебаний; тенденции к

появлению пароксизмальных высокоамплитудных тета, дельта-волн, особенно при нагрузке гипервентиляцией. У 3 (4%) пациентов регистрировались веретенообразные вспышки бета-волн в лобных отделах. В 2 (3%) случаях наблюдались патологические очаговые корковые нарушения в теменных отделах коры.

У 3 детей (4%) с лёгкой умственной отсталостью (6-8 лет) отсутствовала альфа-активность, выявлены диффузные медленные волны с преобладанием в центрально-теменной области, преобладание гиперсинхронного тета-рит-ма в сочетании с генерализованными дельта-волнами.

Из 7 детей (9%) с патохарактерологическим развитием у одного 9-летнего ребенка ЭЭГ исследование не выявило патологической картины. У 6 детей (8%) 10-15 лет выявлены нарушения, которые проявлялись в снижении амплитуды и индекса альфа-активности со смещением фокуса активности из затылочных в теменные отделы, отмечалось увеличение индекса тета-активности с преобладанием в центральных отделах, имела место высокоамплитудная билатерально-синхронная тета-активность частотой 5-7 Гц с преимущественным преобладанием в лобных областях коры.

Из 3 детей (4%) с симптоматической эпилепсией патологические изменения выявлены в двух случаях. На фоне нерегулярной альфа-активности увеличен индекс замедленных колебаний тета-диапазона и острые волны (у 1 ребёнка справа над задневисочным отделом, а у другого ребёнка с обеих сторон над затылочными отделами). В 4 (5%) случаях у детей 6-8 лет со стёртой формой дизартрии в основной активности снижен индекс альфа-волн и повышен индекс медленных колебаний с распространением на центральные и лобные отделы. У 1 ребёнка 14 лет нарушений не выявлено.

Из 46 пациентов с церебрастеническим синдромом только в 12 (26%) случаях ЭЭГ исследование не выявило отклонений. ЭЭГ у остальных 34(74%) детей выявила следующие нарушения: слабо выраженный альфа-ритм, группы тета-волн над задневисочными отделами, нечастые встроенные замедленные и заостренные волны без чёткой локализации, иногда билатерально. Более выраженными изменения у этих детей становились на фоне нагрузки гипервентиляцией. При этом отмечалось выраженное замедление основной активности с появлением генерализованных вспышек высокоамплитудных тета и дельта-волн с акцентом над лобными отделами.

При ЭЭГ исследовании у 4 детей (5%) с тиками выявлены повышение синхронизации или слабая выраженность альфа-ритма, быстрое угасание или ослабление реакции активации, большое количество полиморфных медленных волн, пароксизмальные вспышки медленноволновой активности.

У 6 детей (8%) с заиканием отмечалось снижение индекса альфа-волн, увеличение доли медленных колебаний. У всех детей выявлен мю-ритм.

В контрольной группе ЭЭГ исследование не выявляло отклонений со стороны основной активности. Колебания параметров находились в пределах допустимой возрастной нормы.

Журнал Алматинского государственного института усовершенствования врачей

57

Заключение

1. Данные исследования свидетельствуют о функциональных нарушениях в сравнении с данными ЭЭГ детей в контрольной группе.

2. У обследованных детей с трудностями в обучении ЭЭГ исследование не выявляет специфических закономерностей в зависимости от нозологии.

3. ЭЭГ является одним из вспомогательных методов исследования при обследовании с трудностями в обучении.

Литература

1. Спектральные характеристики ЭЭГ детей младшего школьного возраста с трудностями обучения / В. Н. Кирой, П. Н. Ермаков, Е. И. Белова, Т. Г. Самойлина // Физиология человека : журнал РАН. - 2002. - Том 28,N 2 . - С. 20-30. - ISSN 0131-1646.

2. Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями обучения //Дефектология. - 1996.- N 5.

3. Переслени Л.И., Рожкова Л.А., Мастюкова Е.М., Фотекова Т.М. Клинико-физиологический и психолого-педагогический анализ структуры дефекта при разных формах речевой патологии в аспекте дифференциальной диагностики //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1996. - N 2.

Частота и структура неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении

Айтжанова Р.К., Куанова Л.Б. Национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, Алматы, Казахстан

В условиях интенсификации школьного обучения в последние годы особого внимания со стороны педагогов, родителей и врачей требуют дети, не справляющиеся с программой общеобразовательной школы

Цель исследования - определить частоту и структуру неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении.

Материалы и методы За период с 2002-2007гг всего было обследовано 72 ребёнка, обратившихся с жалобами на трудности в обучении, обучающихся в 1-9 классах общеобразовательной школы. Из общего количества осмотренных детей мальчики составили 58%, девочки 42%.

Изучение неврологического статуса проводилось по традиционно применяющимся схемам неврологического обследования и охватывало все отделы нервной системы [1,2]. Выявленная неврологическая семиотика регистрировалась по Международной Классификации Болезней 10 пересмотра (МКБ-10) [3].

Основными методами обследования явились: беседа с родителями и другими людьми, участвующими в воспитании и обучении ребёнка, изучение документации (выписка из родильного дома, форма 112 и т.д), наблюдение за ребёнком в ходе обследования, а также клинический осмотр [1,2].

В ходе неврологического обследования у 26 детей выявлены нарушения со стороны черепно-мозговых нервов, что составило 36%. Наиболее распространенными оказались симптомы поражения глазодвигательных, лицевого, языког-лоточного и подъязычного нервов (преходящий страбизм, установочный горизонтальный нистагм, слабость конвергенции, лёгкая асимметрия лица, смазанность речи, лёгкая гиперсаливация). Измененная двигательная активность отмечена у 61 ребенка, что составило 85%. При этом у 49 детей отмечалась повышенная двигательная активность, что составило 68%. У остальных 12 детей отмечалось снижение двигательной активности, что составило 17%. Нередко наблюдалось сочетание этих форм двигательных проявлений, когда при ограничении общей подвижности отмечалась избыточность движений в конечностях. У 19 детей (27%) при исследовании мышечного тонуса выявлена легкая и умеренная общая гипотония. При исследовании рефлекторной сферы у 22 детей (30%) выявлена гиперрефлексия. У 42 детей выявлены координаторные нарушения в виде неловкости общей и мелкой моторики, что составило 58%.

У всех детей с повышенной двигательной активностью были трудности при выполнении автоматизированных движений, в мелкой моторике. Дети испытывали трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу-пронация и супинация и др.). У 25 детей (50%) наблюдались нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).

В результате комплексного обследования 72 детей с трудностями в обучении выявлены синдромы и заболевания, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Частота встречаемости неврологических нарушений у детей с трудностями в обучении

Нозология Шифр по МКБ-10 Частота %

Синдром моторной алалии F80.1 5 7

Стертая форма дизартрии R47.1 5 7

Дислалия F 80.0 20 28

Гипертензионный синдром G 93.2 12 17

Гипертензионно-гидроцефальный синдром G 93 10 14

Симптоматическая эпилепсия G 40 3 4

Парез отводящего нерва Н49.2 2 3

Тики G 25.6 4 5

Церебрастенич. синдром F 06 46 64

Синдром гиперакт. с дефицитом внимания F90 12 17

Задержка психического развития церебрально -органического генеза F83 10 14

Энурез F98.0 11 15

Заикание F98.5 6 8

Дисграфия R47.0 4 5

Нейросенсорная тугоухость 1-2 ст. Н 90.3 2 3

Пяти детям с трудностями в обучении был выставлен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.