Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования туризма как науки'

Некоторые проблемы формирования туризма как науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
696
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / НАУКА О ТУРИЗМЕ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ ТУРИЗМА / TOURISM / SCIENCE OF TOURISM / OBJECT / SUBJECT OF TOURISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гарифуллина Р. С., Сафин Ф. М.

Рассмотрен ряд проблем формирования туризма как науки. Предложена методология формирования целостной науки о туризме, которая имеет свое название, обьект и предмет исследования. Предлагается название будущей науки о туризме туризмология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF FORMATION OF TOURISM AS A SCIENCE

A number of problems of formation of tourism as a science are considered. The methodology of the formation of a holistic science of tourism, which has its own name, object and subject of study, is suggested. Name of the future of the science of tourism theory is proposed.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования туризма как науки»

Теория и история культуры

УДК 338.48

Р.С.Гарифуллина, Ф.М.Сафин

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИЗМА КАК НАУКИ

Рассмотрен ряд проблем формирования туризма как науки. Предложена методология формирования целостной науки о туризме, которая имеет свое название, обьект и предмет исследования. Предлагается название будущей науки о туризме - туризмология.

Ключевые слова: Туризм, наука о туризме, объект, предмет туризма

Rezeda S. Garifullina, Fadbir M. Safin SOME PROBLEMS OF FORMATION OF TOURISM AS A SCIENCE. A

number of problems of formation of tourism as a science are considered. The methodology of the formation of a holistic science of tourism, which has its own name, object and subject of study, is suggested. Name of the future of the science of tourism - theory is proposed.

Keywords: Tourism, science of tourism, object, subject of tourism

Введение. Формирование туризма как науки является одним из дискуссионных вопросов в проблематике научных исследований данного направления. Туризм как сложное экономическое и социально - культурное явление рассматривается с позиций различных наук, имеющих свои объектность и субъектность, то есть представляет собой область интересов многих наук и дисциплин: экономики, культуры, истории, философии, географии, права, социологии, психологии, антропологии, экологии, рекреалогии и других. Профессиональный интерес многих исследователей к сфере туриндустрии объясняется, прежде всего, происходящими в ней динамичными количественными и качественными изменениями, позволяет выявлять в сущностном плане многокритериальность, многоаспекность и многофункциональность понятия туризм. Каждая из перечисленных наук изучает туризм со своей позиции, имеет свою предметную область, использует свои методы. В современном мире туризм выступает как сложная социальная, культурная, образовательная и экономическая деятельность, которая характеризуется динамичностью, интенсивностью, имеет множество сфер, источников, направлений[1]. В этом плане вполне справедливым является позиция, когда утверждается, что ни одна из существующих наук не может полностью и исчерпывающим образом охарактеризовать туризм как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в состоянии самостоятельно решить комплекс его проблем [2].

Цель исследования. Не отрицая достижения других наук в области изучения туризма, следует констатировать, что каждая из них изучает туризм по-своему, но ни одна - в целом, хотя имеется в таком подходе насущная потребность как теории, так и практики, что доказывает необходимость и важность комплексного исследования сущностной природы теории туризма, создания целостной науки о туризме, которая имеет свое название, обьект и предмет исследования. Актуальность данной темы заключается также в том, что теория изучающая туризм как науку, имеющая свою особую область, сферу исследования пока еще не в полной мере разработана и не представлена научному сообществу, практике. Находятся в дискуссионном поле, остаются спорными объект, предмет исследования туризма как общественного явления, название, структура, принципы и закономерности его функционирования и развития как науки [3].

Результаты исследования. Наука о туризме использует множество теоретических методов, понятий, закономерностей, действующих в других науках: экономике, менеджменте, маркетинге, социологии, психологии и т. д. Вследствие этого отдельные науки имеют тенденцию рассматривать туризм исключительно как свою прерогативу. Вместе с тем имеется потребность в исследовании туризма как целого комплексного объекта, который нуждается в отображении с помощью соответствующего аппарата и упорядоченной системы знаний со своими законами и категориями. Сегодня наука о туризме имеет несистемный характер, соединяет в

себе самые разные знания из самых разных наук. Это порождает эклектизм в изложении материала, несогласованность структур отдельных дисциплин [4].

Авторами сделана попытка на основе анализа понятийного аппарата теории туризма как науки предложить собственное видение объекта, предмета, названия теории туризма как науки, что и явилось целью данного исследования. При разработке теории туризма как науки исследователи сталкиваются с различными сложностями, которые обусловлены отсутствием однозначного определения понятия «туризм». Высокие темпы развития туристского потока, туристской инфраструктуры, мультипликативный эффект туризма, количественное и качественное совершенствование туристской дестинации и ряд других факторов свидетельствуют, что туризм является фундаментальной основой развития многих развитых и развивающихся стран мира. В то же время научное обобщение туризма как комплексного социально - экономического и культурно- познавательного явления пока нельзя считать удовлетворительным. Научные исследования туризма значительно отстают от темпов его развития.

Сложившаяся ситуация имеет как объективные, так и субъективные причины, обусловленные сложностью, многоаспектностью туризма как объекта исследования. Объективной причиной является то обстоятельство, что пока еще не до конца получившая свое разрешение научная задача по определению понятия «туризм» как предмета специальной науки объясняется широтой самого объекта исследования, неограниченным кругом форм, видов, целей и мотивов участников туриндустрии, наличием различного по объему, времени и уровня неопределенностей, трудностей в данной сфере. Туризм как открытая многофункциональная система, как процесс находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, характеризующейся высокой турбулентностью под воздействием экономических, политических, социальных и других факторов. Контент анализ имеющих место определений понятия «туризм» свидетельствует о том, что в официальной и научной литературе пока отсутствует его общепринятое определение. Оно по -разному трактуется не только отдельными специалистами, но и различными туристскими общественными ассоциациями и международными организациями. В понятие «туризм», вкладываются не просто разные толкования, но и далеко не сопоставимые по охвату явления. А. Чудновский, указывая, что «туризм в широком смысле - это социально- экономическая система, в рамках которой люди и их коллективы реализуют свои социальные, экономические, экологические, культурно- познавательные и другие интересы, а также удовлетворяют соответствующие потребности» делает вывод, что « туризм понимается как крупный межотраслевой хозяйственный комплекс национальной экономики, включающий предприятия и организации разной отраслевой принадлежности и ориентированный на решение социально- экономических задач развития страны». [5] Такой подход вполне оправдан, когда речь идет о значимости туризма как отрасли народного хозяйства, о вкладе туризма в развитие страны. Однако для научного определения понятия «туризм», для выделения специального объекта и предмета туризма как науки такой подход, нам кажется, сужает понятие туризма, сводя его к отрасли экономики, то есть, тем самым структура науки о туризме включается в разделы экономической науки. При этом рекреационная, культурно-познавательная, досуговая и другие виды деятельности как ценностные категории, турист как субъект, удовлетворяющий свои различные потребности остаются в тени внимания исследователей.

Субъективный подход проявляется в существующих штампах в определении понятия «туризм» как предмета науки, отставании научных изысканий, научного анализа от происходящих не только количественных, но и качественных изменений, процессов, закономерностей возникновения, развития и трансформации туризма как социально - экономического и историко -культурного явления. В частности, А. Кусков и Ю. Джаладян утверждают, что «выделение специфической науки о туризме не представляется возможным и в этом нет необходимости. Выделение специализированной науки о туризме и тем более многолетние споры о названии такого научного направления отчасти лишены рациональности и смысла туризм по своей сути не научен, не имеет сформировавшегося научного и методологического аппарата. Его невозможно описывать как научное явление, нельзя смоделировать, описать системой определенных постулатов, закономерностей и принципов» [6]. Позиции о невозможности создания единой науки о туризме придерживаются и другие авторы. Например, Путрик Ю.С., Долженко Г.П., Первунин С.Н. пишут, что «творческая группа пришла к убеждению, что «науки о туризме» быть не может, а туризмоведение представляет собой не «науку о туризме», а область научного знания, выполняющего функцию научного обеспечения туризма» [7]. Согласие с подобной

трактовкой означало бы принятие априори утверждения об отсутствии туризма как науки, объекта и предмета науки о туризме, потребности научного сообщества и практиков в выработке и унификации ее понятийного аппарата, теоретико-методологических основ.

Вышесказанное свидетельствует о сложности разработки теоретических основ туризма как целостной науки, которая имела бы свой объект и предмет исследования, не подменяя при этом существующие отраслевые науки и не отделяясь от них. Это означает, что, с одной стороны, анализ туризма как объекта исследования не может ограничиваться одной, единственной наукой, не может быть объектом монопольного подхода единственного научного направления. С другой стороны, научный анализ туризма как объекта науки возможен только тогда, когда его аспекты изучаются множеством наук. Изучение множества проявлений туризма различными науками (экономика, история, география, менеджмент, маркетинг, психология, политология и т.д.) с позиций своих научных предпочтений дополняет объект исследования, а перед наукой о туризме открываются возможности пользоваться достижениями этих наук. В то же время наука о туризме, обобщая накопленные знания об объекте исследования, историю становления и развития, изучая системы межпредметных связей становится комплексной междисциплинарной синтезирующей теоретико-методологической площадкой по отношению к отраслевым наукам. Туризм как наука включает в себя возможности философских категорий, знание общественных, экономических, политических, правовых закономерностей, а также социально -психологических закономерностей поведения туристов. Туризм как наука, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, экономикой, историей, социологией, политологией и другими. Несмотря на то, что каждая отраслевая наука в сфере туризма сохраняет свою методологию, методы исследования туризм как цельная, комплексная междисциплинарная наука изучает наиболее общие закономерности функционирования и развития туризма как общественного явления, имеет дело со всей материей каковым является туризм. Предмет же любой отраслевой науки (экономика туризма, менеджмент туризма, маркетинг туризма, история туризма, психология туризма и т.д.) связан с конкретной предметной областью исследования туризма.

В литературе признается, что объект науки - это область действительности, часть объективного мира, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена исследовательская практика, отрасль научных знаний, а под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, связи, особенности или стороны объекта, процессы его функционирования и развития. Провести всесторонний и исчерпывающий анализ объекта исследования в рамках отдельной науки является не только трудноразрешимой, но и практически невыполнимой задачей, поскольку неограниченное множество связей, отношений объекта с внешним миром всегда будут выходить за пределы того или иного исследования, которое всегда ограничено определенными целевыми ориентирами. Когда исследователи в рамках своих задач демонстрируют те или иные свойства, отношения объекта, которые являются, на их взгляд, исключительно важными, то это приводит к углублению знаний об отдельных свойствах объекта. Одновременно уходят в тень другие свойства объекта, возникает искусственно создаваемое ощущение преобладания одних свойств над другими, что создает определенные проблемы для целостного восприятия объекта. Объект науки о туризме включает в себя множество элементов различного порядка и, как открытая многоаспектная социально-культурная и экономическая система, относится к классу сложных динамичных систем, имеющая присущие ей характерные черты. Сложные коммуникационные связи, высокая степень неопределенности, основанные на неограниченном количестве потенциально возможных элементов, факторов различной направленности, турбулентности внешней среды, ограниченные возможности адаптивного поведения системы не могут не вызывать сложности в определении понятийного аппарата теории туризма как науки. Объект науки о туризме характеризуется комплексностью и имеет двоякое толкование - в широком и узком смыслах. В широком смысле объект науки о туризме включает в себя множество сфер материального и нематериального производства и служит исследовательской площадкой различных наук. Такой подход просматривается в паспорте научной специальности 38.06.01, утвержденном ВАК Минобрнауки РФ по специализации «рекреация и туризм». В соответствии с данным документом в объект исследования включены предприятия и организации сферы рекреации и туризма всех организационно-правовых форм и форм собственности (коммерческие частные предприятия, некоммерческие государственные учреждения и негосударствен-

ные организации, союзы, ассоциации, международные организации и союзы и др.), федеральные, региональные и муниципальные органы управления, органы управления отраслями и комплексами, обеспечивающие деятельность в сфере рекреации и туризма, включая производственную и социальную инфраструктуру и подготовку кадров. Широкое толкование объекта туризма позволило войти в научный оборот и развить такие смежные области знания, как страноведение, экономика туризма, история туризма, социология туризма, менеджмент в туризме, статистика туризма, правовое регулирование в туризме и другие, то есть сформировалась «специфическая общая территория науки и практики туризма» на которой по-разному сосуществуют представители различных сфер научного знания, каждый из которых претендует на главные, исключительные исследовательские перспективы. В данном случае объект туризма рассматривается с позиции географии, экономики, истории, социологии, менеджмента, права и других наук и является их неотъемлемой частью. В таком понимании отсутствует специальный, отличный от других сфер научной деятельности предмет науки о туризме. Каждая из вышеназванных отраслей науки, исследуя туризм как объект науки имеет свой конкретный предмет, специфику, направленность. Причем границы данных наук достаточно подвижны, дисциплины, изучающие туризм, взаимодействуя, взаимодополняют друг друга. Исследование объекта науки о туризме в широком смысле имеет достаточно хорошие перспективы, способствующие углублению изучаемых граней объекта, появлению новых, пока еще не до конца сформулированных направлений научного поиска. В то же время ни одна из названных наук не рассматривает науку о туризме в узком смысле, как единое целое, имеющее специальный объект исследования. С теоретической точки зрения в узком смысле объект науки о туризме ограничивается совокупностью тех элементов, которые составляют его ядро, специфику. В узком смысле объект специальной науки о туризме включает в себя туристский продукт (процессы его формирования, продвижения, реализации и потребления), субъекта туризма, то есть туриста - потребителя туристских услуг и объект туризма. Сужение объекта специальной науки о туризме до трех важнейших элементов основывается на том, что без них нет туризма как социально-культурного и экономического явления. Формирование, продвижение, реализация и потребление туристского продукта являются конечным смыслом и объединяющим итогом использования ресурсов туриндустрии, рекреационных, управленческих возможностей территорий в целях удовлетворения потребностей туриста. Такой подход позволяет определить специальный, присущий только туризму как науке предмет исследования. В этом смысле предметом науки о туризме является совокупность отношений, изучающих закономерности формирования, продвижения, реализации и потребления туристского продукта с целью удовлетворения социально-культурных, экономических и духовных потребностей туриста. Методологически такой подход коррелируется сущностным определением предмета туризма, предложенного Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма: «Туризм как социально - экономическая система есть совокупность отношений, связей и явлений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и не связанных с их трудовой деятельностью» [8]. Включение в определение предмета науки о туризме процессов формирования, продвижения, реализации и потребления турпродукта, во-первых, снимает неясности и уточняющие вопросы, поскольку турпродукт имеет четкий адрес потребителя, каковым является турист. Во-вторых, потребление туристом турпродукта, удовлетворение туристом своих потребностей происходит в конкретных условиях, в определенной туристской дестинации. Формирование, продвижение и реализация туристского продукта основываются на имеющихся ресурсах, включая ресурсы туристских центров и районов, существующую инфраструктуру и социально-экономический потенциал региона, всех объектов туризма, в целом туриндустрию. Наука о туризме в таком изложении, основанная на едином объекте исследования, является междисциплинарной наукой, формирует целостную концепцию туризма и исследовательское поле для других наук. На сегодняшний день дискуссионным остается название науки о туризме. В литературе имеется множество предложений по названию науки о туризме - туризмология, туризмоведение, туристика, турология и другие. Одним из первых в отечественной литературе В.А. Квартальновым, И.В. Зориным и В.С. Преображенским было предложено назвать будущую науку о туризме - туристикой. Такое название науки о туризме принято также в ряде других стран. И.Зорин и В. Квартальнов предложили следующую гносеологическую модель туристики, которая включает три подсистемы: субъект туристики - турист, удовлетворяющий свои рекреационные потребности и характери-

зующийся особой системой свойств и состояний (физиологических, психологических, экологических, экономических, социальных и т.д.), знание которых обязательно для специалиста по туризму; объект туристики - индустрия туризма. Туристские центры и районы, включающие комплекс природных и культурноисторических условий, а также предприятия сферы услуг, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки; предмет туристики - туристский продукт. Специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт [9]. Название туристика для будущей науки о туризме может послужить одним из вариантов. В то же время, нам думается, что наиболее удачным могло быть название будущей науки о туризме - туризмология. Туризмология именно та наука, которая наиболее общая, способная синтезировать данные отраслевых наук, изучающих различные предметные области туризма, включая формирование понятийного аппарата и развитие концептуальных положений туризма. Такой методологический подход является, на наш взгляд, наиболее удачным, поскольку позволяет концептуально сформировать в единую целостную картину систему современных фундаментальных и отраслевых наук о туризме. Общее признание научным сообществом, практикой объекта, предмета науки о туризме, определение его научного названия явится новым этапом развития научных знаний в этой многоплановой, динамичной сфере.

Литература

1. Манильская декларация по мировому туризму. Принята Всемирной конференцией по туризму, Манила (Филиппины), 27 сентября - 10 октября 1980 года. http://docs.cntd.ru/document/901813698 (Дата обращения -20.11.2018г.)

2. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 288 с.: ил.

3. Сафин Ф.М., Гарифуллина Р.С. Туризм как наука: концептуальный подход. - Вестник Национальной Академии Туризма. №1 (45), 2018.- с.14-16.

4. Игнатьева И.Ф. Многомерность туризма: философский, экономический, политический аспекты. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2017. Т. 33. Вып. 3, с.308- 309

5. Чудновский А.Д. Теория и методология социально-экономических исследований в туристской индустрии. М.: КНОРУС, 2016.-478с. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. /А.Д. Чудновский, М.А. Жукова.- М.: КН0РУС.-2017. - 416с.

6. Кусков А.С., Джалдян Ю.А. Основы туризма. URL: https://www.litres.ru/aleksey-kuskov/osnovy-turizma (дата обращения: 22.11.2018).

7. Путрик Ю.С., Долженко Г.П., Первунин С.Н. Туризмоведение - научная составляющая часть туристской деятельности. Теория и история культуры //Вестник МГУКИ. 2015. № 3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/turizmovedenie- nauchnayasostavlyayuschaya-chast-turist (дата обращения: 17.10.2018)

8. Цитируется по кн. Организация туризма. Учеб. Пособие. /под общей ред.Н.И.Кабушкина.-Мн.: Новое знание.2003.-с.15

9. Зорин И.В., Квартальное В.Л. Туристика: Монография. — М.: Советский спорт, 2001. - 288с.

References

1. Manil'skaya deklaraciya po mirovomu turizmu. Prinyata Vsemirnoj konferenciej po turizmu, Manila (Fi-lippiny), 27 sentyabrya - 10 oktyabrya 1980 goda. http://docs.cntd.ru/document/901813698 (Date of access -20.11.2018g.)

2. Zorin I.V., Kaverina T.P., Kvartal'nov V.A. Menedzhment turizma. Turizm kak vid deyatel'nosti: Uchebnik. -M.: Finansy i statistika, 2005. - 288 s.: il.

3. Safin F.M., Garifullina R.S. Turizm kak nauka: konceptual'nyj podhod. - Vestnik Nacional'noj Akademii Tu-rizma. №1 (45), 2018.- s.14-16.

4. Ignat'eva I.F. Mnogomernost' turizma: filosofskij, ehkonomicheskij, politicheskij aspekty. Vestnik SPbGU. Filosofiya i konfliktologiya. 2017. T. 33. Vyp. 3, s.308- 309

5. Chudnovskij A.D. Teoriya i metodologiya social'no-ehkonomicheskih issledovanij v turistskoj industrii. M.: KNORUS, 2016.-478s. CHudnovskij A.D. Upravlenie industriej turizma Rossii v sovremennyh usloviyah. /A.D. Chudnovskij, M.A. ZHukova.- M.: KNORUS.-2017. - 416s.

6. Kuskov A.S., Dzhaldyan YU.A. Osnovy turizma. URL: https://www.litres.ru/aleksey-kuskov/osnovy-turizma (data obrashcheniya: 22.11.2018).

7. Putrik YuS., Dolzhenko G.P., Pervunin S.N. Turizmovedenie - nauchnaya sostavlyayushchaya chast' tu-ristskoj deyatel'nosti. Teoriya i istoriya kul'tury //Vestnik MGUKI. 2015. № 3 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/turizmovedenie- nauchnayasostavlyayuschaya-chast-turist (data obrashche-niya: 17.10.2018)

8. Op. cit.: Organizaciya turizma. Ucheb. Posobie. /pod obshchej red.N.I.Kabushkina.-Mn.: Novoe zna-nie.2003.-s.15

9. Zorin I.V., Kvartal'noe V.L. Turistika: Monografiya. — M.: Sovetskij sport, 2001. - 288s. УДК 7.091

Д.П.Даянова

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ В РЕЖИССУРЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В статье рассматриваются актуальные и злободневные вопросы современности в практической реализации проектов театра масс.

Ключевые слова: театр масс как явление художественной культуры, фестиваль-конкурс, юбилейный тематический концерт, детское новогоднее спортивно-художественное представление, знаменательные события, эстрадные концертные программы, проектные возможности, новейшие технологии. Dinara P.Dayanova CURRENT ISSUES OF MODERNITY IN THE DIRECTION OF THEATRICAL PERFORMANCES. The article deals with current and topical issues of modernity in the practical implementation of projects of the theater of the masses.

Keywords: theater of the masses as a phenomenon of artistic culture, festival-competition, anniversary theme concert, children's New Year's sports and art performance, significant events, variety concert programs, design possibilities, the latest technologies.

Время неумолимо летит вперед, оставляя завтрашний день в истории, которая бережно хранит свидетельства прошлого как пример и поучение, а возможно является предостережением для будущего. Уходящий год 2018 оставляет в истории большое количество ярких, зрелищных событий и праздников, которые отмечены в практической постановочной работе режиссера театрализованных представлений и праздников. Знаменательным событием для всех режиссеров, как теоретиков, так и практиков является столетний юбилей театра масс, как явления художественной культуры рассчитанное на большие зрительские аудитории, безусловно, со временем изменились технологии, однако смысл остается прежним. И сегодня режиссер театрализованных представлений и праздников, реагирует на актуальные и злободневные проблемы современности.

В практике отделения Режиссуры театрализованных представлений ежегодно осуществляется более шестидесяти постановочных работ, среди которых: постановочные работы по плану ВУЗа; социальные заказы: экзаменационные и курсовые показы; мастер-классы; дипломные постановки студентов очной и заочной формы обучения под руководством художественных и научных руководителей отделения.(см.рис.1).

Показатели режиссерско-постановочных работ отделения Режиссуры театрализованных представлений

рис.1.

17%

□ в КазГИК

□ в городе Казани

□ в Республике Татарстан

□ в городах России

По данным рисунка 1, видно, что отделение РТП на 60% обеспечивает КазГИК массовыми формами праздничных представлений, 20% постановочных работ отводится на площадки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.