Научная статья на тему 'Некоторые проблемы формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики республики Таджикистан'

Некоторые проблемы формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН / MARKET RELATIONS / AGRARIAN SECTOR / REPUBLIC OF TADZHIKISTAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джураев Фаррух Маруфджонович

В статье рассмотрены проблемы формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан. Автор отмечает, что в настоящее время в стране сложилась экономическая система переходного периода с зачатками рынка. Проанализированы объективные и субъективные причины, препятствующие становлению рыночных отношений в республике, предложены меры для их устранения. Особое внимание уделено роли государства в этом процессе, разработке новой государственной концепции аграрной стратегии на ближнюю и дальнюю перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF MARKET RELATIONS BUILD-UP IN THE AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY IN TADZHIKISTAN

The problems of market relations formation in the agrarian sector of economy in Tadzhikistan Republic are considered in the article. The author points out that today’s situation in the country can be characterized as the economic system of the transitional period with the germs of market relations. The objective and subjective reasons hindering the market relations build-up in the Republic have been analyzed and measures to their removal are suggested. Special stress is laid to the role of the government in this process and to the development of a new state conception of agrarian policy for the nearest and far-off perspectives.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики республики Таджикистан»

Некоторые проблемы формирования рыночных отношений в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан

Ф.М. Джураев, к.э.н., Таджикский ГУПБП

Такие проблемы, как низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях сохраняющегося диспаритета цен, нестабильный характер функционирования агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов, резкие колебания цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и продовольствие, которые ослабляют стимул к росту сельхозпроизводства, требуют принятия серьёзных мер. Так, из-за сравнительно низких доходов почти 3/4 сельскохозяйственных организаций не могут воспользоваться действующими экономическими механизмами и стимулами, предоставленными государством.

Объём валовой продукции сельского хозяйства за 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился на 6,8 %, в том числе растениеводства — 6,4%, животноводства — 7,7 %. Хотя в последние годы в аграрной сфере удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить заметный рост произ-

водства продукции, по-прежнему сохраняются риски для надёжного обеспечения населения страны продовольствием. Это положение подтверждает всевозрастающий объём импорта продовольственной продукции в республике. Несмотря на то что за период с 2005 по 2009 г. объём производства сельскохозяйственной продукции в области увеличился в 1,7 раза, многие сельскохозяйственные товаропроизводители не в состоянии осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство. К тому же более 26% сельскохозяйственных предприятий Согдийской области убыточны [1]. Здесь главная причина — сохраняющийся и умножающийся диспаритет цен. Сельское хозяйство выживало, кормило население, поднимало индустриальные отрасли экономики страны за счёт перераспределения доходов из сельского хозяйства в промышленность на основе диспаритета цен. Но если в советский период диспаритет цен всё-таки более или менее регулировался государством, то сегодня из-за «разгула» либеральной

альтернативы, неограниченного рынка он достиг немыслимых размеров, фактически полностью поставил село на колени, обанкротил его. Мы уверены, что сельское хозяйство при обеспечении паритета цен может развиваться самостоятельно, без поддержки государства. Достигнуть же такого равенства не удаётся в основном по субъективным причинам, прежде всего из-за нарушения государством всеобщего закона стоимости, устанавливающего определённое соотношение между объёмом обращающейся денежной массы и общим количеством производимых товаров и услуг и обеспечивающего посредством формирования масштаба цен товарно-денежное равновесие в экономике. Денежное предложение в экономике осуществляется под приток валюты [2]. В связи с этим возникает вопрос о роли государства в становлении и эффективном регулировании рыночной экономики.

Следует подчеркнуть, что в последнее время на внутреннем рынке продовольственных товаров отмечен резкий рост розничных цен (табл. 1). Это обусловлено рядом внутренних и внешних (эндогенных и экзогенных факторов) причин: повышением мировых цен на продукты питания; прекращением субсидирования экспорта молочной продукции в ряд стран мира; расширением производства биотоплива; более высокими темпами увеличения издержек производства на отечественную продукцию по сравнению с ростом выручки от её реализации; выходом из оборота многих земель сельскохозяйственного назначения и т д. Кроме того, из-за неразвитости рыночной инфраструктуры в процессе движения сельхозпродукции от непосредственного това-

ропроизводителя до потребителя её стоимость почти удваивается. Например, посредник, покупая лук у производителя по 1 сомони, потом продаёт его по 2 сомони, таким образом, он присваивает значительную часть дохода и производителя, и потребителя. Сельскохозяйственные товаропроизводители не могут повышать цены адекватно росту затрат на производство продукции, в то время как потребители наблюдают ежемесячный рост цен на продовольствие, обусловленный во многом неконтролируемым ростом тарифов торговли.

В 2007 г. впервые за многие годы цены на отечественную сельскохозяйственную продукцию возросли на 147,8, т.е. больше, чем на промышленную. С начала года цены на продукцию сельского хозяйства повысились на 25,4%, в том числе растениеводческую — на 26, животноводческую — на 21% (табл. 2).

В наибольшей степени подорожали молоко и молочные продукты — на 23,3%, растительное масло — на 59 и зерно (мука) — на 34,8%. Вместе с тем этого оказалось недостаточно для сокращения импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Наиболее интенсивно продвигаются на агропродоволь-ственный рынок области импортные масло- и молочная продукция, рыба.

В последние годы расширяется производство зерновых, и поэтому за период с 2005 по 2009 г. зерновые в товарной структуре розничного товарооборота увеличились в 2,2 раза. Повышение цен на муку сократило внутреннее потребление зерновых на фураж и поэтому обусловило рост цен на продукцию животноводства. В странах с

1. Индекс цен продовольственных товаров в Согдийской области (в % к предыдущему году) [1]

Продовольственный продукт Год

2005 2006 2007 2008 2009 2010

Мясо и мясопродукты 103,8 119,7 124,1 123,0 106,6 121,6

Масло животное 102,3 112,7 115,2 134,7 103,5 109,6

Растительное масло 101,6 108,0 159,1 140,9 80,7 122,9

Молоко и молочные продукты 115,1 114,9 123,3 131,2 105,6 106,3

Яйца 112,3 105,6 133,9 112,5 100,8 101,0

Мука 100,3 102,5 134,8 142,3 78,3 131,0

Картошка 2 раз. 194,9 96,4 98,6 98,1 100,0

Овощи 111,9 127,8 116,0 122,4 104,4 106,3

Фрукты и бахчевые 108,6 95,8 110,4 116,9 92,4 106,0

2. Индекс основных показателей производства в Согдийской области (в % к предыдущему году) [1]

Показатель Год

2005 2006 2007 2008 2009

Валовой региональный продукт 104,5 106,9 107,6 107,7 106,6

Продукция промышленности 106,0 101,0 108,7 104,3 104,8

Продукция сельского хозяйства 105,3 106,4 147,8 98,0 110,4

развитым зерновым хозяйством, наоборот, наращивают потребление зерновых на кормовые цели и потом, экспортируя животноводческую продукцию, получают высокие доходы. Доля импортного продовольствия на отечественном рынке постоянно возрастает и в текущем году превысит пороговый уровень продовольственной безопасности страны, при том, что аграрный потенциал республики является достаточным.

Необходимо подчеркнуть, что обсуждение проблемы глобальной конкуренции за сельскохозяйственное сырьё непосредственно связано с непрерывным ростом цен на него и по цепочке — на продовольственные товары [3, 4]. Это оказалось неожиданностью для правительств многих государств. В числе основных причин называются две: 1) увеличение потребления продовольствия за счёт повышения уровня жизни в новых индустриальных государствах, прежде всего в Китае и Индии; 2) усиление дисбаланса между производством и потреблением продовольствия из-за резкого увеличения переработки традиционного сельскохозяйственного сырья — кукурузы, подсолнечника и рапса — на биотопливо. Существует закономерность повышения цен на определённые товары при уменьшении уровня их запасов по отношению к объёму годовых продаж. Одна только информация о таком уменьшении способна вызвать скачок цен на 25—30%.

Сильная зависимость республики от импорта по отдельным видам продовольствия существенно снижает экономическую безопасность и значительно ущемляет национальные интересы. Импортируя продовольствие в больших объёмах за счёт продажи своих природных ресурсов, мы финансируем не отечественных, а зарубежных товаропроизводителей, способствуя захвату ими отечественного агропродовольственного рынка. Миллионы сомони, потраченных на закупку импортного продовольствия, — это, по существу, нереализованные инвестиции в развитие АПК страны.

Так, в 2009 г. импорт муки увеличился по сравнению с 2005 г. почти в 2 раза, пшеницы — 4,8, масла — 9 раз. При этом можно сказать, что увеличение импорта продовольственных товаров примерно на 60% объяснялось повышением цен и только на 40% — ростом физического объёма их ввоза (табл. 3).

Для возрождения и устойчивого развития агропромышленного производства, полного возвращения крестьянина на землю, восстановления его веры в государство необходимы огромные финансовые и материальные ресурсы. Необходимо провести большую работу и по созданию социальных стимулов к повышению производительности труда и экономическому росту. Импульсом здесь могут послужить активизация и расширение внутреннего платёжеспособного спроса. Можно сказать, что альтернативы накоплению капитала в форме инвестиций реального сектора и использованию сбережений населения нет. В последние годы наша экономика сталкивается не только с ограниченными возможностями привлечения капитала на внутренний рынок. А ведь существует острая необходимость в развитии институтов и технологий трансформации внутренних сбережений предпринимателей и населения в производственные инвестиции. Государство должно выступить инициатором дальнейших институциональных преобразований. Корректировки макроэкономической политики будут блокироваться, если не внести изменения в действующую систему кредитно-банковских учреждений. В её нынешнем упрощённом виде она не отвечает условиям перехода к экономическому росту в стране с таким разнообразием интересов, форм хозяйствования, со столь сложной производственной и региональной структурой хозяйства. Важнейшее условие институциональных преобразований — стимулирование переориентации банков (какой бы длительной и сложной ни была эта работа) с финансовых спекуляций, активно поддерживаемых самим государством, на решение актуальных задач реального сектора экономики. Государству предстоит поддержать новое направление банковской деятельности, стихийно развивающееся на местах, — формирование общенациональной сети кредитных кооперативов, кооперативных банков, а также создавать государственный земельный банк. Его можно считать возрождением исторической традиции обществ взаимного кредитования, которые обеспечивали надёжную финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, сельского труженика. В этой области предстоит серьёзная законотворческая работа, прежде всего создание новых

3. Импорт основных продовольственных товаров из РФ и Казахстана в Согдийскую область (тыс. долл) [1]

Наименование товара Год

2005 2007 2009

Мука 13637,5 19893,5 27183,7

Пшеница 12802 22770,3 53689,3

Масло 468,2 1985,1 4215,6

законов и внесение соответствующих поправок в действующее законодательство о банковской деятельности. Начинать такую работу надо без промедления. Одновременно государство должно наладить систему управления собственностью, чтобы не только владеть ею, но и эффективно распоряжаться. Необходимо вложить средства, а окупаемость вложений будет больше затрат в десятки раз.

Крестьянство всегда было донором жизни общества, но если государство его поддержит на этом весьма непростом кризисном этапе, то крестьянство получит серьёзный импульс к возрождению. Решать столь важную задачу, естественно, надо постепенно, продвигаясь по всем направлениям стратегии развития агропромышленного комплекса страны. Согласно государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Таджикистан на 2008—2012 гг., доля отечественных продтоваров в розничной торговле продовольственными товарами должна была составить не менее 70%. Рост объёмов производства мяса и молока мог позволить увеличить удельный вес отечественного производства в формировании ресурсов мяса до 70%, молока — до 80%. Однако эта программа не решила всех проблем в области обеспечения продовольственной безопасности страны. Для перехода АПК, и в особенности сельского хозяйства, на инновационную модель развития требуется научное сопровождение. Хотя программа предусматривала и новые формы господдержки отрасли, но в основном сохраняла действующие экономические условия для сельского хозяйства. Практика показала, что выделенных ресурсов явно не хватило.

Качественный прорыв в осмыслении роли и места аграрного сектора в экономике, в обществе связан с разработкой новой концепции аграрной стратегии государства на ближнюю и дальнюю перспективы с учётом развития рыночных отношений. События последних лет обернулись для многих крестьян огромным разочарованием, разрушением привычного уклада жизни, часто наблюдаемой потерей уверенности в завтрашнем дне. Сознание дехканина было, есть и, вероятнее всего, всегда будет общинным и коллективистским. Именно поэтому, хотя история аграрных преобразований в республике на протяжении

нескольких десятилетий имела драматичный характер. Кроме того, сельское хозяйство, как никакая другая отрасль экономики, было подвержено воздействию политики. Известно, что зачастую политика превращалась в политические игрища власть имущих. Что же касается политических партий, то они выступают оппозиционно по отношению к государству, как правило, только перед выборами и теряют свою оппозиционность с приходом к власти. Мы не сторонники критики всего и вся, что наблюдается сегодня в стане правых, левых, центристов и т. п. партий, движений, научных школ. Пора находить консенсус. Цивилизованный мир это давно уже понял и идёт по такому пути. Многим сегодня ясно, что ни капитализм, ни социализм, ни коммунизм в чисто теоретическом виде не решают главной проблемы — улучшения качества жизни людей, которые в глобализированном мире должны жить в согласии с природой и мировым сообществом.

В республике стало привычным называть ушедшее двадцатилетие временем глубоких политических и экономических реформ, что справедливо. И вместе с тем следует отметить, что всё происходящее при всей национальной самобытности, специфичности и неповторимости — это лишь звено в развитии человеческой цивилизации. Сегодня человечество подошло к очередному рубежу проблем, требующих незамедлительного решения.

В настоящее время в стране сложилась экономическая система переходного периода, с зачатками рынка. Рыночный механизм нельзя запустить приказом или постановлением. Это сложный и трудно управляемый процесс, требующий длительной и кропотливой работы, поскольку возникает много объективных и субъективных препятствий. Для их устранения надо использовать дополнительные рыночные механизмы, усилить активность государства. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод.

Литература

1. Статистический ежегодник Согдийской области. Худжанд, 2010. С. 211.

2. Ершов М. Экономический рост: новые проблемы и новые риски // Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 23.

3. Тарасов В. Инфляция ценообразования в АПК // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 152.

4. Инфяции и ценообразование в АПК РФ: влияние государства, бизнеса кооперации (по матер. выступлений участников «круглого стола» СИЭ РАН) // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.