ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Alternative strategies development of food security Dyikanbaeva T.1 (Republic of Kyrgyzstan), Fasihov I. (Republic of Tajikistan) Альтернативные стратегии развития системы продовольственной
безопасности
Дыйканбаева Т. С.1 (Кыргызская Республика),
2
Фасихов И. С. (Республика Таджикистан)
1Дыйканбаева Токтобюбю Саякбаевна /Dyikanbaeva Toktobubu - доктор экономических наук,
директор,
Институт экономики им. академика Дж. Алышбаева, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика;
2Фасихов Исломуддин Саймирзоевич /Fasihov Islomiddin - старший преподаватель, кафедра экономической теории, Финансово-экономический институт Таджикистана, г. Душанбе, Республика Таджикистан
Аннотация: в статье рассматривается состояние агропромышленного комплекса Республики Таджикистан, рассматриваются возможные пути развития аграрной отрасли экономики страны.
Abstract: the article discusses the condition of agriculture of the Republic of Tajikistan, discusses the possible ways of development of agrarian sector of the economy.
Ключевые слова: продовольственная безопасность, агропромышленный комплекс, налогообложение, импортозамещение.
Keywords: food security, agriculture, taxation, import substitution.
Продовольственная безопасность предполагает наличие в стране устойчивой базы для обеспечения населения продуктами питания, что в свою очередь не означает изоляцию от мирового рынка.
Гибкая политика государства, направленная на защиту национальных товаропроизводителей, подразумевает установление разумных пропорций, при которых импорт продовольствия, возможности производства которого ограничены в данном государстве, покрывать экспортом продуктов питания из других стран.
Отсутствие оборотных средств для обновления материально-технической базы АПК, в связи с монополизацией производителей техники и высокими ценами, рост числа посреднических структур, неэффективная налоговая и кредитная политика способствуют резкому снижению эффективности производства продовольствия. Доля его торговой части имеет устойчивую тенденцию к сокращению и способствует натурализации сельскохозяйственного производства, что в свою очередь создает определенную угрозу продовольственной безопасности страны.
В экономической литературе в вопросах продовольственной безопасности рассматриваются различные стратегии, которые сводятся к следующему:
1. Либеральная. Сущность этого направления сводится к тому, что отсутствие достаточного объема земельных ресурсов, низкий уровень плодородия, чем в странах, которые могут заполнить продуктами питания национальный рынок, при равном уровне обеспеченности техническими ресурсами и равном качестве труда, земледелие в Таджикистане при условии свободной конкуренции не может быть конкурентоспособным, в связи с чем, вложение инвестиций в развитие сельского хозяйства является не эффективным.
Данное направление способствует свертыванию аграрного сектора национальной экономики и полной зависимости от экспорта продовольствия, что отрицательно может сказаться на продовольственной безопасности в случае сокращения или отказа поставок. Это негативно отразится на уровне занятости сельских жителей, состоянии перерабатывающей и пищевой промышленности республики.
2. Второе направление (протекционистское), направлено на защиту отечественных производителей продовольствия. Несмотря на малоземелье, относительно худшие условия производства, вложение инвестиций в развитие данного сектора экономики может быть достаточно привлекательным. При условии активного участия государства в этом процессе и создания благоприятного инвестиционного климата. Привлечение иностранных инвесторов может быть обеспечено за счет низкой заработной платы работников сельского хозяйства за счет продажи (аренды) инвесторам земельных участков; за счет защиты национального рынка продовольствия от недобросовестной конкуренции импортеров, коррупции.
3. Неонэповская стратегия заключается в целесообразности высоких темпов роста доходов трудящихся сельских семей. Это будет способствовать росту денежных доходов, сохранять рабочие места, преодоление диспаритета цен в пользу сельского хозяйства и недопущение отчуждения производителей от собственности.
4. Инновационная политика - предусматривающая развитие биотехнологий, создание новых средств, технологий, модернизация производства, необходимых для обеспечения продовольственной безопасности.
Применительно к условиям Республики Таджикистан стратегия обеспечения продовольственной безопасности должна быть направлена на импортозамещение основных продуктов питания, применение инновационного развития пищевой и перерабатывающей промышленности, с целью создания нормальных условий жизнедеятельности населения на базе инновационных преобразований в АПК.
Агропромышленный комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере участвовать в межотраслевой конкуренции. Низкодоходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в него капиталы приносят меньшую отдачу, но уровень сельскохозяйственного производства напрямую влияет на состояние продовольственной безопасности страны. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.
В настоящее время более 80% хозяйств всех видов собственности в сельскохозяйственном секторе экономики убыточны. Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией, а также и разрыв в заработной плате работников двух сфер реального сектора экономики.
Специфика сельскохозяйственного производства не позволяет повышать мотивацию труда за счет традиционно используемых в других сферах народного хозяйства источников. Приток специалистов из высших учебных заведений сократился практически вдвое.
Недостаточность финансирования научно-исследовательских работ на современном этапе подрывает научную основу ведения сельского хозяйства, поскольку не позволяет работать на перспективу в полной мере, особенно по направлениям научно-технического прогресса, обеспечивающим эффективность производства и конкурентоспособность продукции.
Обеспечение приоритетного развития агропромышленного комплекса как важнейшего гаранта продовольственной безопасности и социально-экономической стабильности общества предполагает принятие мер в двух направлениях. Первое
6
связано с необходимостью создания условий для наращивания производства сельскохозяйственной продукции до уровня, достаточного для удовлетворения потребности в ней по научно обоснованным нормам; второе заключается в поддержке платежеспособного спроса населения, достаточного для рационального питания. Реализация первого направления возможна только при условии приоритетного развития агропромышленного комплекса, второго - при стабилизации и повышении эффективности всего народного хозяйства.
В качестве первоочередных задач, направленных на оздоровление экономики аграрного сектора, выдвигаются следующие.
1. Активизировать процессы поэтапного, комплексного преобразования существующих форм хозяйствования и собственности в агропромышленном комплексе с целью мотивации не только труда, но и мотивации всего производства. Принять гибкий механизм функционирования земельного рынка, его государственного регулирования, нормативную базу и механизм проведения залоговых операций земли (по принципу ипотеки).
2. Задействовать новые источники финансирования, соответствующие рыночной экономике, такие как ипотечный кредит, лизинговые вложения, средства различных внебюджетных фондов, частные вложения отечественных и зарубежных инвесторов, средства от эмиссии ценных бумаг и приватизации имущества и другие ресурсы.
3. Создать инфраструктуру рынка, адекватную условиям хозяйствования (организационные структуры, информационно-консультационные центры, службы слежения за состоянием рынка).
4. Принять действенные меры, обеспечивающие коммерциализацию сельскохозяйственного производства и развитие агробизнеса, расширить емкость внутреннего рынка, стабильно закрепиться на внешнем, в первую очередь, в государствах содружества.
Провести массовую переподготовку специалистов всех направлений перехода от технологического управления к освоению навыков агробизнеса, задействовав научные кадры соответствующего профиля.
5. Обеспечить продуцентам авансовую оплату в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных договорными условиями (контрактами). Продукцию, реализуемую для государственных нужд, оплачивать по гарантированным ценам.
6. Кардинально пересмотреть политику ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в следующих направлениях:
- обеспечение доходности предприятий, достигших необходимых продуктивности и урожайности при нормативно обоснованных затратах;
- сближение уровней цен в рамках СНГ, единого таможенного пространства и общего аграрного рынка;
- обязательная корректировка (индексация) цен на сельскохозяйственную продукцию для поддержания эквивалентного товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями с целью недопущения обесценивания выручки необходима привязка базовых закупочных цен к уровню инфляции или курсу валюты.
7. Обеспечить финансирование приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса в соответствии с принятыми целевыми программами государства, подлежащими обязательному исполнению на всех уровнях административной и хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений принять бюджетные программы стимулирования земельной реформы, завершения приватизации сельскохозяйственных предприятий, а также приспособления к рыночным условиям и создания рыночных структур.
8. Пересмотреть систему налогообложения сельскохозяйственных и обслуживающих сельскохозяйственное производство предприятий, сократив перечень и размер вносимых налогов и сборов. Перейти к более гибкой кредитной политике,
7
обеспечивающей государственную поддержку предприятий за счет выделения централизованных кредитных ресурсов на льготных условиях и увеличения объемов долгосрочного кредитования. Для оживления инвестиционной деятельности создать законодательную базу, способствующую повышению заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов в привлечении ресурсов к развитию аграрного сектора.
9. Реорганизовать систему страхования имущества сельскохозяйственных предприятий, обеспечив их защиту в неурожайные годы и при стихийных бедствиях.
10. Гарантировать защиту сельскохозяйственного производства основных видов продукции:
- зерно, масло растительное, молочные и мясные продукты, требующие внешней защиты и поддержки цен постоянно (первая группа);
- птица, яйцо, - продукты, в отношении которых государство должно осуществлять внешнюю защиту через таможенные пошлины, налоги на импорт (вторая группа);
- овощи и фрукты не должны являться объектом особого вмешательства государства или защиты, за исключением мер, применяемых для стимулирования внедрения достижений научно-технического прогресса. Относительно этих продуктов только частично могут осуществляться операции изъятий с рынка в случае резкого падения цен, вызванного перепроизводством.
11. Обеспечить конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках посредством снижения затрат на производство до нормативного уровня и повышения качества продукции.
Рыночная экономика и конкуренция требуют высокой производительности, низких затрат и рационального использования основных средств производства, включая землю. Оптимальным является создание такой экономической системы, которая принуждала бы рынок учитывать социальные требования, а производителей продукции изыскивать резервы снижения затрат с тем, чтобы сельскохозяйственная продукция находила сбыт на внутреннем и внешнем рынке.
Для этого необходимо:
- пересмотреть схему продвижения продукции от хозяйства до потребителя;
- задействовать резервы технологического характера. Для сокращения затрат в животноводстве необходимо рационально использовать ресурсы, находящиеся в распоряжении АПК, решить проблему полноценного кормления животных;
- при торговых сделках между хозяйствами и предприятиями сократить число посредников до одного оптового звена;
- пересмотреть систему отчислений и платежей в себестоимости сельскохозяйственной продукции, в оптово-отпускных ценах перерабатывающих предприятий и уровень торговых наценок в розничных ценах;
- на предприятиях, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства, привести в соответствие степень и загрузку технологических линий на их проектную мощность. Амортизационные отчисления и другие затраты включать в цену только в части выпущенной продукции с учетом загрузки производственных мощностей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что, во-первых, современный, довольно низкий уровень производства сельскохозяйственной продукции обеспечивается в основном за счет накоплений и достижений прошлых лет и не создает основу для развития в будущем. Во-вторых, для решения проблем развития сельского хозяйства республики в условиях перехода к рыночной экономике необходим действенный механизм, основанный на сбалансированной ценовой и финансово-кредитной политике, представляющей собой систему государственной поддержки сельскохозяйственного производства как тактического, так и стратегического направления или гарантирующей условия эффективного развития отрасли на основе самофинансирования.
В условиях перехода к рынку налогообложение приобретает новые черты по сравнению с тем, каким оно было при распределительно - административном управлении экономикой. Это обусловлено рядом обстоятельств:
- во-первых, теперь нет различных союзных дотаций и субвенций сельскому хозяйству, поэтому сельское хозяйство должно поддерживаться государством путем снижения различных видов налогов;
- во-вторых, взаимоотношения государства с сельскохозяйственными товаропроизводителями должны осуществляться не административными, а экономическими методами, что принципиально важно в условиях перехода к рыночным отношениям;
- в-третьих, налогообложение должно стимулировать технологическую и организационную перестройку отдельных предприятий, конкретной отрасли АПК;
- в-четвертых, система налогообложения должна способствовать ускорению притока капиталовложений в повышение плодородия земли, её мелиорацию и в перспективе, к притоку капитала в сельское хозяйство, в том числе из других отраслей.
Законодательство Таджикистана также не учитывает особенности сельского хозяйства. Рассмотрим некоторые примеры.
В соответствии с действующей системой налогообложения, с фермерских хозяйств, и других сельскохозяйственных предприятий не взимается налог на прибыль, за исключением случаев, если у этих хозяйств доход от несельскохозяйственной деятельности превышает 25% общей суммы дохода. Для рационального использования трудовых и других ресурсов многие фермерские хозяйства создали у себя подсобные промышленные предприятия, предприятия народных промыслов и другие, которые попадают под эту статью. Поэтому налог на прибыль в данном случае не стимулирует выпуск товаров народного потребления сельскохозяйственными предприятиями, кроме сельскохозяйственной продукции, что предопределяет необходимость их ликвидации. Кроме того, налог на прибыль и другие налоги необходимо платить ежеквартально. В инструкции, разработанной Налоговым комитетом при Правительстве Республики Таджикистан, указано, что в течение квартала все плательщики, за исключением иностранных юридических лиц, производят авансовые взносы налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период по установленной ставке налога. Авансовые взносы налога на прибыль производятся не позднее 10 и 25 числа каждого месяца - равными долями в размере одной шестой квартальной суммы налога на прибыль. Аналогичные сроки уплаты установлены и по НДС.
Когда по тем или иным причинам получить краткосрочные кредиты невозможно, сельскохозяйственные предприятия осуществляют указанные авансовые взносы за счет собственных оборотных средств, что не лучше первого варианта. Это замедляет или делает невозможным рост объемов производства сельхозпродукции.
Многие из приведенных налогов имеют незначительный удельный вес в общей системе налогов и распространены не во всех регионах.
Кроме того, существуют различные внебюджетные фонды, имеющие налоговый характер (отчисления на социальные нужды, дорожный фонд и т.д.). Существующая структура налоговых платежей начала формироваться в 1992-1993 гг. До этого сельскохозяйственные предприятия вносили в государственный бюджет только плату за производственные фонды, плату за трудовые ресурсы, подоходный налог, производили прямые отчисления в государственный бюджет в централизованные фонды и резервы. В 1990 г. удельный вес различных налогов, выплат и отчислений в валовой продукции сельского хозяйства составлял всего лишь 4,9%, т.е. не слишком заметную величину, так как в условиях плановой экономики затраты государственных сельхозпредприятий, а иногда и колхозов, покрывались за счет средств союзного бюджета.
Анализ сложившейся ситуации в аграрном секторе экономики показал, что в последнее годы в сельском хозяйстве по-прежнему проявляются кризисные тенденции, характеризующиеся обвальным спадом производства, сокращением государственного финансирования, усилением финансового кризиса вследствие убыточности производства, растущей неплатежеспособности хозяйств, отсутствием средства для ведения и расширения производства.
Основными причинами кризисного состояния сельского хозяйства являются: экономически необоснованная ценовая, финансово-кредитная и налоговая политика; неэквивалентный обмен продукцией между сельским хозяйством и промышленными отраслями, поставляющими аграрному производству материально-технические средства; непоследовательное применение правовых и нормативных актов; монополизм перерабатывающих, заготовительных и сервисных предприятий. Все эти причины в значительной степени обусловлены недостаточным государственным регулированием экономикой АПК, утратой управляемости процессами, происходящими в аграрном секторе, недостаточной поддержкой отечественных сельских товаропроизводителей.
В этой связи следует отметить, что многолетний опыт экономически развитых стран Северной Америки и Западной Европы показывает, что проблему надежного обеспечения населения продовольствием можно успешно решить только при активном участии государства путем:
- поддержки доходов сельских товаропроизводителей через прямые и косвенные платежи из бюджета;
- ценового вмешательства за счет поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот на производство отдельных ее видов, регулирования тарифов и принятия ряда мер по ограничению, либо поощрению экспорта и импорта продукции АПК;
- компенсации значительной части производственных издержек на производство сельскохозяйственной продукции;
- осуществления разного рода целевых программ по развитию сельскохозяйственного производства и отдельных его отраслей и видов деятельности;
- развития рыночной и непроизводственной инфраструктуры за счет участия государства в электрификации и газификации сельской местности, строительства дорожной сети, развития средств связи и др.;
- обеспечения мер безопасности производства и потребления продовольствия.
Состояние и развитие продовольственного рынка определяется, прежде всего,
наличием развитого сельского хозяйства и пищевой промышленности с объемами товарной продукции и услуг, обеспечивающими участие территории в формировании как внутритерриториальных, так и межтерриториальных связей по продовольственной продукции. При этом сельскохозяйственное производство продолжает оставаться в относительно кризисном состоянии, а предприятия пищевой промышленности имеют высокую степень износа основных фондов, что влияет на их технические возможности по высокоэффективной переработке продукции сельского хозяйства и доходность предприятий.
Важное значение в обеспечении позитивного и сбалансированного развития продовольственного рынка имеет наличие адекватной условиям его инфраструктуры, то есть совокупности отраслей, обслуживающих процессы обмена и объединяющей в единую цепочку сферы производственного процесса.
Вместе с тем, несмотря на проводимые в стране рыночные реформы как в сфере материального производства, так и обращения, предполагающих создание сети посреднических организаций, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, информационное, транспортное обеспечение, соответствующую финансово-кредитную нормативную политику, развития товарных рынков, ситуация в области развития рыночной инфраструктуры остается проблематичной.
10
На основании проведенного анализа имеющихся мощностей рыночной инфраструктуры и производством продуктов питания свидетельствует о том, что в регионах отсутствуют достаточные мощности складских хозяйств, овоще -фруктохранилищ, специализированного транспорта и т. д.
С экономической точки зрения субъекты инфраструктуры не вносят прямого вклада в ВРП, но способствуют ускорению товарооборачиваемости капитала, прибыли торговых предприятий, что, в свою очередь, косвенно влияет на рост ВРП. В этой связи для нормального функционирования национального продовольственного рынка и отдельных территорий, государственные и региональные органы власти должны авансировать рыночную инфраструктуру.
В настоящее высокий процент продовольственных товаров реализуется на рынках (базарах), из которых значительная часть не отвечает требованиям цивилизованной торговли. Так, за 2014 год оборот розничной торговли через рынки составил 48,9% всего розничного товарооборота республики, что в стоимостном выражении составляет 6413,9 млн сомони. Увеличение числа торговых предприятий прослеживается в основном по непродовольственным товарам, что не решает задач развития инфраструктуры продовольственного рынка.
В связи с вышеизложенным одним из направлений развития инфраструктуры продовольственного рынка является создание оптимальной структуры предприятий торговли, заключающейся в сокращении числа торговых предприятий с небольшим объемом товарооборота узкого ассортимента и увеличении числа и доли крупных магазинов по продаже продовольственных товаров, имеющих возможности использования достижения научно-технического прогресса в совершенствовании торгово-технологического процесса, модернизации оборудования, повышения культуры обслуживания потребителей.
Нововведения оказывают влияние на развитие инфраструктуры продовольственного рынка, одним из которых должно быть совершенствование его информационной обеспеченности. К данному направлению относится: создание маркетинговых центров по исследованию определенных секторов потребителей, развитие сети рекламных агентств с использованием различных видов рекламы, постоянно функционирующие универсальные и специализированные ярмарки и выставки продовольствия.
Важное значение в совершенствовании институциональной структуры продовольственных рынков на современном этапе имеют маркетинговые системы распределения продукции, обеспечивающих продвижение, использование и потребление продовольственных товаров.
Важную роль в совершенствовании существующей системы информации о состоянии рынка продовольственных товаров должны сыграть новейшие научно -обоснованные методы прогнозирования покупательского спроса на продукты питания, а также его пространственно-временные характеристики.
Для дальнейшего развития системы продовольственного обеспечения целесообразно развивать сеть предприятий фирменной торговли как специализированных, так и универсальных, способных представить широкий спектр продовольственных товаров и предоставляемых услуг. Наличие большого числа оптовых посредников является положительным фактором в ускорении товародвижения, обеспечения межрегиональных поставок продуктов питания.
Таким образом, экономический механизм реализуемых мер по развитию рынка продовольствия включает ряд взаимосвязанных рычагов:
1. Система ценовой и кредитной политики, которая предусматривает поддержку доходов товаропроизводителей, стимулирование отечественного производства и снижение воздействия монополии промышленности, поставляющей материально-технические ресурсы селу.
2. Развитие маркетинга и формирование эффективных форм оптовой и розничной торговли на потребительском рынке.
3. Расширение и развитие рыночных структур и эффективных рыночных отношений.
4. Снижение роли бартера и других нерыночных отношений между контрагентами.
5. Государственное регулирование рыночных отношений и создание эффективной законодательной базы.
Проведенные нами исследования свидетельствуют о целесообразности выделения двух видов регулирования продовольственного комплекса как экономической системы. Первый состоит в поддержании соответствия между спросом и предложением, определяющего в конечном итоге равновесные цены на основные продовольственные товарные группы: хлеб и хлебные продукты, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, рыбу и рыбные продукты, яйца, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, растительное масло, сахар. В этом заключается содержание задачи стабилизации продовольственного обеспечения или оперативного регулирования. При ее выполнении действие регулирующих механизмов должно быть направлено на стимулирование спроса и увеличение предложения, т. е. рост объемов товарных ресурсов соответствующего вида, изменение структуры и ассортимента продуктов питания.
Второй вид предполагает комплексное воздействие на протекающие процессы в соответствии с целевыми или продуктовыми программами на базе средне- и долгосрочного прогнозирования, величины и характера изменения спроса на продовольственную продукцию. Действие регулирующих механизмов должно происходить таким образом, чтобы выполнить эту программу, т. е. бесперебойно обеспечивать население всеми основными видами продовольственных продуктов на уровне научно обоснованных норм потребления в условиях действия тех или иных дестабилизирующих факторов. В этом заключается содержание задачи программного или индикативного регулирования продовольственного обеспечения.
Таким образом, применение в формировании продовольственной безопасности страны элементов различный стратегий с учетом национальных особенностей значительно повысит уровень социально-экономического развития, улучшит снабжение населения продуктами питания.
Литература
1. Клюкач В. А. Организация оптовых продовольственных рынков: теория, методология, практика. Т. I. / В. А. Клюкач, Д. И. Мельников. М., 1999. 243 с.
2. Исайнов X Р. Эколого-экономические основы повышения эффективности мелиорации в сельском хозяйстве (теория, методология и практика) / Х. Р. Исайнов. М.: ФГОУ ВПО РГАУ - МСХА им. К. А. Тимирязева, 2007. 223 с.
3. Модели производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах / Под ред. В. В. Кузнецова. Ростов н/Д: ЦОП «Коралл-Микро», 1999. 42 с.