Научная статья на тему 'Некоторые проблемы энергетики и тарифной политики в отраслях ТЭК (на примере ОАО «Газпром»)'

Некоторые проблемы энергетики и тарифной политики в отраслях ТЭК (на примере ОАО «Газпром») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗ / GAS / "ГАЗПРОМ" / "GAZPROM" / НЕФТЬ / OIL / РЫНОК / MARKET / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF POLICY / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ТЭК) / ENERGY / ЦЕНА / PRICE / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / FUEL-POWER COMPLEX / POWER SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедханова Шекер Алиевна

Топливно-энергетический комплекс России оказывает существенное влияние на экономику, социальную сферу и оборонную безопасность страны. Указываются существующие проблемы в ТЭК. Отмечено, что модернизация и программа перестройки тарифной политики в отраслях ТЭК и ее совершенствование должны обеспечиваться программой экономического стимулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF POWER AND THE TARIFF POLICY IN THERMAL POWER STATION BRANCHES (ON OPEN SOCIETY «GAZPROM» EXAMPLE)

Fuel-power complex to Russia renders the essential influence upon economy, social sphere and defense safety of the country. Existing problems in thermal power station are specified. It is noticed that modernisation and the program of reorganisation of a tariff policy in branches of thermal power station and its perfection should be provided with the program of provision of economic incentives.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы энергетики и тарифной политики в отраслях ТЭК (на примере ОАО «Газпром»)»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

МАГОМЕДХАНОВА Ш.А.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В

ОТРАСЛЯХ ТЭК

(на примере ОАО «Газпром») Топливно-энергетический комплекс России оказывает существенное влияние на экономику, социальную сферу и оборонную безопасность страны. Указываются существующие проблемы в ТЭК. Отмечено, что модернизация и программа перестройки тарифной политики в отраслях ТЭК и ее совершенствование должны обеспечиваться программой экономического стимулирования.

МАООМЕОНАЫОУА ХНА.

SOME PROBLEMS OF POWER AND THE TARIFF POLICY IN THERMAL

POWER STATION BRANCHES

(on Open Society «Gazprom» example) Fuel-power complex to Russia renders the essential influence upon economy, social sphere and defense safety of the country. Existing problems in thermal power station are specified. It is noticed that modernisation and the program of reorganisation of a tariff policy in branches of thermal power station and its perfection should be provided with the program ofprovision of economic incentives.

Ключевые слова: газ, «Газпром», нефть, рынок, тарифная политика, топливно-энергетический комплекс (ТЭК), цена, экономика, энергетика, энергоносители

Keywords: gas, «Gazprom», oil, market, tariff policy, fuel-power complex, price, economy, energy, power systems

В системе народнохозяйственного комплекса особо важное положение занимают ТЭК в целом и такие отрасли, его составляющие, как нефтяная, газовая, угольная и электроэнергетическая. С учетом мировой практики следует подчеркнуть, что от состояния, уровня и темпов их развития зависят успехи не только в области экономики, но и социальной жизни общества. Поэтому за энергетикой в целом прочно закрепилось выражение - «локомотив прогресса».

В современный период энергетику относят к разделу глобальных проблем. В то же время с развитием самой энергетики, по существу, связано большинство глобальных проблем, в том числе изменение климата под воздействием парникового эффекта, тепличных газов, обезлесывание территорий, ядерные катастрофы и другое.

В силу таких обстоятельств, энергетика требует к себе пристального внимания со стороны общества не только на страновом уровне, но и в региональном, а также мировом уровнях. Разрабатываются и рассматриваются различные проекты дальнейшего развития и совершенствования энергетики, ее структурных элементов на ближайшую и отдаленную перспективы.

Сегодня почти 80% энергопотребностей мирового сообщества связано с применением ископаемых энергоносителей. Отсюда и вытекает необходимость в большем освобождении энергопотребностей общества от привязанности к углеводородным энергоресурсам и в широком вовлечении в энергетический оборот возобновляемых источников энергии, или, как принято говорить, альтернативных энергоисточников. Что же касается нынешнего состояния дел в области удельного веса возобновляемых энергоресурсов в структуре первичного энергопотребления, то это составляет немногим больше 1 %. И даже в обозримом будущем, по имеющимся прогнозам до 2050 года, эта доля поднимется только до уровня 2,5%.

Только за 30 лет (1970-1999гг.) три энергоносителя (нефть, газ, уголь) дали прирост в энергопотреблении в 1,7 раз, в том числе: уголь - в 1,6 раз, нефть - в 1,7раз, природный газ - 1,8 раз. Прогнозные данные в этой области представляют следующую картину. За 50 лет - с 2000 года по 2050 год - в структуре первичного энергопотребления увеличение удельного веса угля, нефти, газа составит немногим более 1,66 раза, в том числе только угля - 1,4 раза, нефти - 1, 25 раза, а природного газа - свыше 2, 33 раза. Следовательно, как в предыдущие 30 лет, так и на прогнозируемый период предпочтение отдается природному газу.

Многие расчеты в деле изменения энергопотребления строятся с учетом геологических запасов разведанных и предполагаемых ископаемых энергоресурсов. По имеющимся данным, мировые запасы энергоносителей на начало 2000 года составляли (в млрд. т):

Таблица 1

Мировые запасы энергоносителей на начало 2000 г. [1]_

Вид энергоносителя Разведанные данные Предполагаемые данные

Каменный уголь 1550 3384

Бурый уголь 1198 3685

Торф 143 533

Нефть 140 270

Нефтяные сланцы 15 Нет данных

Природный газ 149 Нет данных

Уран (тыс. т) 3457 2420

В связи с приведенными данными возникает справедливый вопрос: насколько разведанные запасы энергоносителей смогут обеспечивать потребности человечества в энергии? По этому поводу различные исследователи называют различное число лет. Если взять такие энергоносители, как уголь, нефть, природный газ, то современные общемировые запасы условного топлива слагаются из запасов угля примерно на 60% и из запасов нефти и природного газа в пределах 27%. В совокупности мы получаем цифру в 87%. Хотя эти цифры являются крупными составляющими условного топлива, то в

то же время они и вызывают тревогу, ибо они ограничены и исчерпаемы. Отвечая на вышепоставленный вопрос, следует все же отметить, что обеспеченность текущей добычи нефти разведанными запасами определяется в среднем по миру в 39 лет, природного газа на 100 лет, угля - на 600 лет. Если же учитывать душевой рост энергопотребления с 2 т.у.т до 5 т.у.т., то разведанных запасов ископаемого топлива, без учета запасов урана, хватило бы только на 70-80 лет.

Будущее развитие энергетики нашло наиболее полное отражение в концепции «Новая энергетическая идея на XXI век», принятой на проходившей в Москве Первой международной конференции «Энергетика и общество» и 4-м съезде Международной общественной топливно-энергетической ассоциации.

Согласно данной концепции, основной упор в развитии будущей энергетики должен делаться:

во-первых, на рост производства и потребления возобновляемых и, в экологическом смысле, более чистых источников энергии, чтобы эти виды энергии, наряду с энергоснабжением, к середине XXI века заняли бы лидирующее место в топливно-энергетическом балансе;

во-вторых, с целью стабильного энергоснабжения необходимо также повысить эффективность геологоразведочных работ нефти и природного газа, особенно в действующих в настоящее время районах добычи;

в-третьих, совершенствование технологии добычи нефти и природного газа с целью увеличения коэффициента извлекаемости из нефтяных и газовых припасов;

в-четвертых, необходимо в ближайшие 30 лет провести кардинальное перевооружение угольной промышленности и повысить её удельный вес в структуре топливно-энергетического баланса.

Работа по успешной реализации «Новой энергетической идеи на XXI век» должна выполняться в два этапа. На первом этапе, до 30г., приоритетным направлением выступает природный газ, с одной стороны, а с другой -интенсификация процесса энергосбережения как источника энергии. К концу первого этапа предполагается рост добычи газа в два раза, и этот рост должен обеспечиваться в основном за счет России. Что же касается второго этапа, до середины XXI века, то на этом этапе должны быть решены проблемы с новыми источниками энергии, которые бы вошли в структуру топливно-энергетического баланса наравне с традиционными видами энергии. На данном этапе так же должна быть закончена подготовка угольной и ядерной энергетики к переходу в новое качество во второй половине XXI века.

Отметим, что подобный сценарий развития энергетики с акцентом обеспечения главенствующей роли природного газа в ТЭБ потребует от России крупных инвестиций на газовую индустрию для значительного наращивания добычи и транспортировки энергоресурса. Нужны будут широкомасштабные работы по совершенствованию существующих систем и строительство новых и мощных газопроводов. Они должны будут пересекать территорию не только отдельных стран, но и континенты. Уже существуют проекты:

сети магистральных газопроводов. В частности, для потребностей азиатско-тихоокеанского сообщества предусмотрены следующие из них:

Россия - Туркмения - Зап. Китай - Южная Корея - Япония;

Якутия - Китай - республика Корея - Япония;

Аляска - Сахалин - Япония.

Что касается удовлетворения потребностей в природном газе стран Западной и Юго-Восточной Европы, то здесь особую роль будут играть мощные магистральные газопроводы в северном направлении (по дну Балтийского моря) и юго-западном направлении (по дну Черного моря). По первой магистрали газ из России придет, минуя многие страны, в Германию, а оттуда пойдет к другим западноевропейским странам. Проект предусматривающего прокладку газопровода по дну Черного моря, отрегулирует подачу газа из России в Балканские страны, Турцию, Грецию и даже в Италию.

Рассматривая подобные проекты регионального и континентального порядка, надо отталкиваться не только от природных возможностей, но и правовых норм. Что касается этих норм, то они должны не только находить отражение на страницах межгосударственных, региональных и международных соглашений и договоров, но и в жестко установленные сроки выполняться подписавшими их сторонами. Практика показывает, что нарушение подобных соглашений какой-либо страной приводит к нежелательным последствиям, конфронтации между странами. Ярким примером в данной области, применительно к настоящему времени, является нежелание Украины погасить свои долги перед Россией за поставленный газ, стремление уйти от ответственности. Это есть проявление не только нарушения двухсторонних соглашений между Россией и Украиной, но и международных правовых норм. Нарушения касаются не только сроков погашения долга, но и последующих поставок газа, а также тарифов - цены за поставляемый газ и его транзит.

Рассматривая приоритетную роль России в реализации газовой программы, следует отметить, что уже сегодня российский «Газпром» стал одним из лидеров мировой энергетики. По данным нашей печати, доля «Газпрома» в мировых запасах газа составляет около 17%. Разведанные запасы компании самые большие в мире и оцениваются в 29,85 трлн. куб метров. В 2007 году «Газпром» добыл 548,6 млрд. куб. метров, то есть пятую часть всего ежегодно добываемого в мире газа. Следует подчеркнуть и следующее важное положение: «Газпром» в последние три года (2005-2008гг.) подряд обеспечивает опережение прироста запасов природного газа по отношению к объёмам его добычи.

Такое положение позволяет «Газпрому» приращивать поставки газа другим странам. Ныне четверть потребляемого в Европе газа - из России. В 2007 году «Газпром» поставил в дальнее зарубежье 168,5 млрд. куб. метров газа. С учетом реализации газа и в страны ближнего зарубежья общие поставки составили свыше 200 млрд. куб. метров газа. Значительному росту поставок будут способствовать вводы новых мощностей, таких, как Южнорус-

ского нефтегазоконденсатного месторождения, разведанные запасы которого составляют более 1 трлн. куб. метров газа и 5, 7 млн. тонн нефти.

С целью достижения эффективности в своей деятельности, «Газпром» решает проблему не только увеличения поставок газа западным странам, но и достижения возможности для себя в секторе газораспределения в Европе. Поэтому «Газпром» осваивает Южнорусское месторождение совместно с немецким концерном «БАСФ». Стороны обмениваются активами и создают цепочку от добычи до потребителя газа. Это крайне важно для укрепления позиций «Газпрома». Исследования говорят, что на рынке конечного потребителя газ стоит в два раза дороже, чем на границе, где его в настоящее время продаёт «Газпром».

Необходимость получения новых высоких доходов ставит перед «Газпромом» задачу не только вводить новые месторождения, а также формировать на их базе производства, обеспечивающие создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Примером может служить сжиженный природный газ. Поэтому «Газпром» стал в апреле 2007 года ведущим акционером проекта «Сахалин - 2» - мощнейшего производственного комплекса по добыче и переработке газа. Разведанные запасы этого месторождения составляют около 634 млрд. куб. метров газа и 170 млн. тонн нефти и конденсата. Сжиженный газ отсюда пойдет не только в Северную Америку, но и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Рассматривая проект «Сахалин - 2», в то же время следует подчеркнуть большую весомость Штокмоновского месторождения, расположенного в центральной части шельфа Баренцева моря. Его запасы оцениваются в 3,8 трлн. куб. метров газа и около 37 млн. тонн газового конденсата. Добыча газа на арктическом шельфе потребует применения сложнейших передовых технологий. И «Газпром» своими технологическими партнерами выбрал в 2007 году такие компании, как «Тоталь» и «Статойль Гидро».

По мере реализации вышеназванных проектов, по мнению специалистов, «Газпром» в ближайшее время станет одним из ведущих игроков на рынке сжиженного газа.

Если перенести акцент от поставок Россией природного газа из стран дальнего зарубежья в страны ближнего зарубежья и на удовлетворение внутренних потребностей страны, то обнаруживается, что цены на поставляемый газ в них гораздо ниже. Возможно ли действие на рынке разновеликих цен на один и тот же товар? На этот вопрос ответом может быть и «нет», и «да». «Нет» - если отдать предпочтение свободному рынку, где ценообразование, говоря по-другому, тариф, будет формироваться, исходя из соотношений двух главных составляющих рыночных отношений: спроса и предложения. «Да» - если государство вмешивается в дела свободной рыночной экономики, берется за регулирование тарифов, цен на энергию и энергоисточники. Исходя из необходимости поддержки стран СНГ и, тем более, интересов местных потребителей, государство может определить различные уровни тарифов для трёх разных групп потребителей - покупателей. Это и делается сегодня. Речь идет о странах дальнего зарубежья. Самая высокая цена на поставляемый

Россией газ установлена для них. Странам ближнего зарубежья газ поставляется по относительно уменьшенным ценам и, наконец, по низким ценам собственным потребителям.

Однако рынок неуловимо диктует свои законы. Тем более, что поставки миллиардов кубометров природного газа странам СНГ по относительно низким ценам приводит к ежегодным потерям страной миллиардных доходов. Это не позволяет вкладывать необходимые средства на дальнейшее, более интенсивное развитие газовой индустрии страны. Поэтому необходимо в стратегию развития газовой промышленности заложить положение о постепенном выравнивании уровня цен за поставляемый в страны СНГ газ с уровнем цен за поставляемый газ в страны дальнего зарубежья. Притом цены для первой группы должны быть подняты до уровня цен за поставляемый газ второй группе стран. А в будущем допустить для всех стран приобретение газа по тем ценам, которые сформирует рынок, исходя из изменяющихся соотношений спроса и предложений.

Сложной представляется проблема тарифов на поставляемый газ для нужд внутренних потребителей - на технологические и бытовые цели. Сложность этой проблемы, на наш взгляд, определяется рядом обстоятельств. Основными из них выступают:

во-первых, структура экономики страны. Она еще архаична, еще далеко не завершена структурная перестройка. В данной области еще многое предстоит сделать;

во-вторых; наряду с вводимыми мощностями в ряде отраслей продолжают пользоваться устаревшими которые потребляют много топлива и энергии. Такие мощности требуют полной своей модернизации;

в-третьих; ресурсо- и энергосберегающие технологии слабо внедряются из-за нехватки инвестиционных средств. Не ведется также активная политика в области топливо- и энергосбережения;

в-четвертых; не разработаны еще все необходимые элементы механизма четкого стимулирования экономии, сбережения энергетических ресурсов;

в-пятых; в стране продолжают иметь место разные доходы различных слоёв населения. Поляризация в этом плане продолжает увеличиваться. Как говорят: богатые богатеют, а бедные все беднеют.

Даже с учётом этих названных обстоятельств не может быть и речи о едином тарифе для потребителей энергии в целом, природного газа в частности. К сказанному следует, с нашей точки зрения, добавить и еще такое объективное положение, как разные уровни в развитии отдельных регионов страны и различных субъектов Российской Федерации. Поляризация на уровнях экономического и социального развития наблюдается и внутри регионов и субъектов РФ.

Обойти эти объективные явления и, более того, стремиться игнорировать их при формировании тарифной политики никак нельзя. Здравый смысл говорит о недопустимости формализма в этом деле. Подобное чревато тяжелыми последствиями. В нашей действительности имеют место такие факты. Даже для некоторых относительно бедных регионов страны установлены бо-

лее высокие тарифы на топливно-энергетические ресурсы, в том числе на газ, нефтепродукты, электрическую энергию, чем это имеет место в относительно богатых регионах. Это какой-то экономический парадокс.

Поэтому возникает объективная необходимость еще и еще раз тщательно взвешивать политику тарифов на услуги естественных монополий по части поставок газа, тепла, электроэнергии для удовлетворения нужд внутренних потребителей. Тем более, что приоритетным рынком для «Газпрома» продолжает оставаться внутренний рынок. Отечественным потребителям поступает две трети добываемого газа в стране. Эти поставки выражаются в более 300 млрд. куб. метров газа в год.

Проблема тарифов рассматривается на уровне естественных монополий, на уровне правительства страны, на уровне Российской трёхсторонней комиссии (РТК). Идет острая полемика, и каждая сторона приводит свои аргументы при рассмотрении этой сложной многовекторной проблемы. На заседании РТК в июле 2008 года (как сообщала «Народная газета», №7, с.5) рассматривался вопрос о предельных тарифах на продукцию естественных монополий на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы. В качестве представителя правительства здесь присутствовал и выступил заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач. Говоря о намечаемых повышениях цен, он отметил, что цены-тарифы на природный газ, электрическую и тепловую энергии, железнодорожный транспорт и связь значительно вырастут (таб. 1 и 2).

Таблица 2

Прогноз роста оптовых цен на электроэнергию [1]

годы

2008 2009 2010 2011

Доля свободного рынка, % В среднем за год 22 44 73 77,5

Конечные цены в среднем для всех категорий потребителей, % В среднем за год к уровню предыдущего года 116,7 126 122 118

В декабре к уровню декабря предыдущего года 119,6 125,4 120,6 119,3

Таблица 3

Прогноз роста цен на природный газ [3]_

Годы

2008 2009 2010 2011

Средние оптовые цены для всех категорий потребителей, % 128,6 119,9 128,0 140,0

Цена на газ, реализуемый населению, % 125,0 134,7 128,7 140,0

Причиной такого резкого роста тарифов, особенно на газ, была названа убыточность для «Газпрома» поставки газа на внутренний рынок. Отмечалось, что в России газ стоит во много раз дешевле, чем в европейских странах. Его цена, установленная государством, как будто бы даже не покрывает расходов компании на добычу и транспортировку газа для российских потребителей.

Другая причина повышения оптовых цен, по мнению правительства, -это необходимость перехода к 2011 году к равно-доходности поставок газа на внутренний и мировой рынки при сохранении для населения регулируемых цен на газ. На первый взгляд это резонное толкование. Но только на первый взгляд. Потому что в тени остается чрезвычайно важная и в то же время острая проблема уровня зарплаты и доходов, а также уровня и качества жизни абсолютного большинства россиян и населения западных стран.

Как можно при сложившихся условиях в России в 2011 году переходить к равно-доходным поставкам газа на внутренний и мировой рынки? Если допустить такое, то тогда надо значительно увеличить заработную плату работающих, а также размеры пенсий. Притом доходы должны расти гораздо выше, чем предполагаемый рост тарифов. Насколько же ожидается рост заработной платы в планируемый период, т.е. за 2009-2011 годы? На такой вопрос координатора профсоюзной стороны РТК Михаила Шмакова председатель правительства на июльском заседании РТК в 2008 году ответил - на 1011 %. Такое сильное отставание заработной платы от повышения тарифов, безусловно, тяжелее ударит по жизненному уровню массы населения.

Особенно сильно ударит по населению повышение тарифов на услуги ЖКХ: в 2009 году - на 19,6-20 %, в 2010 году - на 19,4-19,6 %, в 2011 году -на 19,2-19,6 %. К 2011 году в целом за коммунальные услуги население будет платить больше на 60-70%, и эта сумма составит 8% доходов бюджета и входить на европейский уровень. У низко доходной части населения эта цифра существенно выше - 15-17%, т.е. в два раза. Что касается среднеобеспеченной семьи из трех человек, проживающей в квартире общей площадью 56 кв. м, то она сегодня отдает за услуги ЖКХ 10-11% собственного бюджета.

Ныне продолжаются трёхсторонние консультации по проблеме увеличения тарифов. Возможны изменения в ту или иную сторону. Необходимо более четко разработать механизм регулирования и контроля тарифов.

Что касается Республики Дагестан, то цена на газ только за последние годы увеличилась более чем в 4 раза. Среднестатистический дагестанец годами платит за газ в два раза больше, чем жители других республик, областей и краёв ЮФО. В то же время следует указать, что Дагестан входит в шестой пояс, где всем субъектам установлена одинаковая оптовая цена одного кубометра газа.

При анализе данной проблемы применительно к РД нельзя не обратить внимание на следующее. Цена на газ по существующим правовым нормам устанавливается, исходя их двух факторов:

а) уровня жизни населения региона (субъекта РФ);

б) климатических условий региона.

Что касается первого из приведенных факторов, то следует подчеркнуть, что Дагестан продолжает относиться к регионам РФ с низким уровнем заработной платы. При установлении тарифов нельзя не учитывать это положение. При рассмотрении второго фактора обнаруживается, что в Дагестане среднемесячная температура в январе по многолетнему среднему значению не опускается ниже +1 градуса Цельсия. Несмотря на это, дагестанцам для

согрева воды и приготовления пищи установлен высокий норматив - 15 куб.м газа, против 8 куб.м районам севера, где в январе морозы превышают 30, а порой и 50 градусов.

И данный парадокс продолжает проявлять себя. Просьба РД о нормализации положения дел в данной области не получает понимания и поддержки в федеральных органах власти. При этом ссылаются на наличие высоких долгов за потребленный газ. В этом плане Дагестан занимает первое место среди субъектов ЮФО. По последним данным долги за потребленный газ в ЮФО составляет 15,4 млрд. рублей. Из этой суммы только на Дагестан приходится 4,3 млрд. рублей, т.е. 30,6 %.

Такое положение становится нетерпимым. Федеральное правительство приняло постановление «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Данный документ четко прописывает границы ответственности между поставщиками газа, организациями, занимающимися обслуживанием газопроводов, домового газового оборудования и потребителями бытового газа. С первого января 2009 года расход бытового газа, особенно в индивидуальных домах и коттеджах, будет учитываться более жестко, в привязке к реальному потреблению. Что же касается должников, то они будут отключены от поставки газа в одностороннем порядке, если не платят или не полностью оплатили газ в течение трёх месяцев подряд.

Правительство РФ, «Газпром» ищут и другие пути, возможности для эффективного использования энергии, совершенствования структуры энергетического баланса страны, тарифов и ценообразования на энергоносители. В стране за последние годы появились целые отрасли производства, способные оплачивать поставляемый газ не по регулируемым, а по объективно складывающимся рыночным ценам. В этих условиях переход на свободное ценообразование вполне отвечает тенденциям развития рыночных отношений и будет все более стимулировать потребителей к рациональному использованию газа, к самоконтролю в данной области.

С другой стороны, Правительство РФ приняло решение о поэтапном развитии трёхсторонней модели рынка газа в России. Эта модель включает в себя:

❖ поставки газа населению по регулируемым ценам;

❖ биржевую торговлю природным газом;

❖ заключение долгосрочных контрактов по поставкам природного газа.

Элементы данной модели уже запущены в действие. Первые шаги в

этой области сделаны еще в 2007 году - было заключено более 66 тысяч долгосрочных договоров. В 2008 году объемы поставок по ним превысят 185 млрд. куб. м газа. А на экспериментальной биржевой электронной площадке продано более 7 млрд. куб. метров газа.

Среди потребителей природного газа по объёму потребления выделяются электростанции. На их долю приходится более 37 % потребляемого страной в целом газа. Однако не все электростанции обеспечивают повышение КПД потребляемого газа. Во многих из них КПД не превышает и 25%. Остальные 75% - это потеря энергии. А ведь газ - ценнейший энергоноситель

и сырье. С целью повышения КПД потребляемого в электроэнергетике природного газа, «Газпром» предложил и взялся в 2007 году за модернизацию Мосэнерго - крупнейшей электрогенерирующей компании России, которая потребляет ежегодно около 20 млрд. куб. метров газа. С другой стороны, «Газпром» решил принять активное участие в угольной электрогенерации. Это позволит высвободить дополнительные объемы газа, столь необходимые высокотехнологическим отраслям России.

Возможности «Газпрома» в деле повышения степени газификации страны из года в год расширяется. Если за три года (2005-2008гг.) «Газпром» инвестировал в строительство межпоселковых газопроводов по всей стране 43 млрд. рублей и увеличил число пользователей газом еще на 13 млн. человек, то только в один 2008 год инвестиции «Газпрома» в газификацию 64 регионов составляют более 23 млрд. рублей. Высокая степень капитализации доходов позволяет компании увеличить инвестиции на эти цели. Капитализация компании к середине 2008 года достигла внушительной цифры - 360 млрд. долларов. По этому показателю, «Газпром» занимает третье место среди компаний мира. Компания ставит перед собой цель - добиться первого места в мире по капитализации среди публичных компаний.

Рассматривая положительные моменты в деятельности «Газпрома», нельзя сбрасывать со счета и то положение, что в стране еще низок уровень газификации. По некоторым данным, этот показатель составляет немногим более 52 %. В стране имеются много регионов и районов, которые еще не газифицированы. Да и в газифицированных районах по многим населенным пунктам не подведены трассы газопроводов. Такое положение имеет место на территории всех федеральных округов без исключения, в том числе и в ЮФО.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

_Литература_

1. Народная газета, №7, июль 2008г., - С.5.

2. Российский экономический журнал, — 2008г. — № 5-6.

3. Рыженкова Ю. РТК обсудила тарифы и зарплаты. См. «Народная газета», №7, июль 2008г., - С.5.

4. Федеральное законодательство Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы Федеральной службы по тарифам и иных государственных структур, законодательные и нормативные акты органов власти и управления по РД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.