Научная статья на тему 'Некоторые проблемные вопросы обучения студентов микробиологии в свете нового государственного стандарта'

Некоторые проблемные вопросы обучения студентов микробиологии в свете нового государственного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / МИНИМАЛЬНЫЙ НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ / МИКРОБИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Е.В., Злобин В.И.

Система преподавания микробиологии в медицинских вузах складывалась традиционно и включала в себя лекционный курс, лабораторный практикум и самостоятельную внеаудиторную работу студента. Это позволяло формировать целостное восприятие предмета и отражало методологический подход, заключающийся в познании инфекционного процесса, где ведущая роль отводится микробному агенту. Между тем, с течением времени накапливаются новые теоретические знания, появляются инновационные методы преподавания дисциплин в высшей школе, а вместе с ними изменяются государственные стандарты образования, в частности в системе вузовской подготовки врача. В связи с этим нам представляется важным и своевременным обсудить некоторые вопросы преподавания микробиологии в медицинских вузах в свете нового государственного стандарта и обозначить те проблемы, которые необходимо решать общими усилиями, в том числе, возможно, на уровне принятия ведомственных решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Е.В., Злобин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные вопросы обучения студентов микробиологии в свете нового государственного стандарта»

ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ

Н.В. Рудаковым разработано учебное пособие «Клиническая микробиология полости рта» (Омск, 2010), рекомендованное Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 06010565 - стоматология, в котором представлены материалы по клинической микробиологии в соответствии с «Программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений» (М., 2001).

Таким образом, в процессе обучения на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии будущие стоматологи приобретают знания по всем разделам: бактериологии, вирусологии и иммунологии - с расстановкой приоритетов, предусмотренных программой. Теоретическая подготовка и практические навыки, приобретаемые студентами стоматологического факультета в процессе обучения, ориентированы на конечную цель подготовки врача-стоматолога в соответствии с квалификационными характеристиками, а также интегрированы с программами смежных кафедр.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МИКРОБИОЛОГИИ В СВЕТЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

Е.В. Симонова, В.И. Злобин

ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Иркутск

Система преподавания микробиологии в медицинских вузах складывалась традиционно и включала в себя лекционный курс, лабораторный практикум и самостоятельную внеаудиторную работу студента. Это позволяло формировать целостное восприятие предмета и отражало методологический подход, заключающийся в познании инфекционного процесса, где ведущая роль отводится микробному агенту. Между тем, с течением времени накапливаются новые теоретические знания, появляются инновационные методы преподавания дисциплин в высшей школе, а вместе с ними изменяются государственные стандарты образования, в частности в системе вузовской подготовки врача. В связи с этим нам представляется важным и своевременным обсудить некоторые вопросы преподавания микробиологии в медицинских вузах в свете нового государственного стандарта и обозначить те проблемы, которые необходимо решать общими усилиями, в том числе, возможно, на уровне принятия ведомственных решений.

В связи с новыми технологическими возможностями, которые стремительно внедряются в учебный процесс, следует поставить вопрос о том, какой должна быть сегодня лекция. Если раньше, когда для большинства студентов информационное поле было ограничено учебной литературой, в которой изложенный материал отставал на несколько лет от научных данных, непосредственно лишь из уст преподавателя они могли почерпнуть то новое, что может служить теоретической базой в их будущей практической деятельности врача. Сегодня появилась возможность излагать лекционные материалы преподавателей, читающих ту или иную дисциплину (в данном случае - микробиологию), помещая их на сайте своей кафедры. В этом случае студенты могут до начала практического занятия изучить методически выдержанный материал по

теме занятия, подготовить вопросы по тем фрагментам лекции, которые вызвали у них непонимание или, наоборот, интерес. В дальнейшем они могли бы получить у преподавателя соответствующие разъяснения или более полную информацию по данному вопросу. Что это могло бы дать студенту? В наиболее удобное время изучить излагаемый лектором учебный материал и дополнительно ознакомиться с новыми научными данными по обсуждаемой проблеме, которые преподаватель в рекомендательной форме предлагает для ознакомления. В результате такого педагогического приема можно ожидать повышения познавательного интереса студента и лучшего освоения материалов программы. С другой стороны, преподаватель, читающий курс лекций, получает дополнительный стимул для переработки лекционного материала в соответствии с новыми достижениями в области медицинской микробиологии.

Микробиология дает огромное количество конкретных примеров для иллюстрации закономерностей биологии мира микроорганизмов. Поэтому важнейшим элементом учебного процесса при изучении курса микробиологии является лабораторный практикум, на котором вырабатываются практические навыки, приобретаются умения и закрепляются теоретические знания. Одновременно это создает возможность использовать полученный багаж знаний при дальнейшем изучении базовых и специальных дисциплин медицинского профиля. В ходе лабораторного практикума при выполнении практического задания студент должен самостоятельно научиться анализировать результаты исследования, что необходимо в его будущей практической деятельности врача. Выполнение этих задач подразумевает наличие на кафедре хорошего материального оснащения, включающего оборудованные места для выполнения самостоятельных работ. Необхо-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

дима также адекватная коллекция микроорганизмов, которую могла бы использовать кафедра для организации лабораторного практикума. Решение этой проблемы связано с необходимостью учитывать санитарно-эпидемиологические нормативы, регламентирующие работу с микроорганизмами различных групп пато-генности. Учитывая тот факт, что большинство кафедр микробиологии находится в старых зданиях учебных заведений, выполнение требований, которые предъявляются к помещениям, в которых организуется работа с микроорганизмами, во многих случаях невыполнимы. Поэтому получить разрешение на работу с микроорганизмами ГГГ-ГУ группы патогенности не представляется возможным. Дополнительно проблема усложняется еще и тем, что новый государственный стандарт предлагает проводить лабораторный практикум в разной форме. Так, на стоматологическом факультете это должно быть в виде лабораторной работы, тогда как на факультетах лечебного и медико-профилактического профиля - в форме практического занятия. А поскольку они по определению носят различный характер, требования, предъявляемые к их проведению, неодинаковы.

Решение поставленной проблемы нам видится в следующем. Прежде всего, директивно должен быть обозначен тот минимальный набор оборудования, который должна иметь кафедра микробиологии любого медицинского вуза. Наличие этого минимума давало бы основания для официального подтверждения способности кафедры проводить лабораторный практикум на требуемом уровне. Большое значение имел бы

обмен опытом кафедр микробиологии различных вузов по методологии организации занятий по тем или иным темам. На кафедрах имеется богатая практика использования непатогенных аналогов различных микроорганизмов для демонстрации и проведения самостоятельных работ студентами. Было бы оптимально, если бы учебно-методическая комиссия смогла отобрать лучшее, что есть в разных вузах, и тиражировать положительный опыт. Другое направление совместной работы кафедр видится в составлении мультимедийных программ по изучаемым на практических занятиях темам. В итоге повышение качества проводимого лабораторного практикума позволило бы оптимизировать познавательную деятельность студентов как во время самостоятельной аудиторной работы, так и внеаудиторной работы с учебными пособиями.

Микробиология в системе образования медицинского вуза является фундаментальной дисциплиной, закладывающей теоретическую базу для освоения смежных дисциплин, дающей практическую основу для специальности врача разного профиля. Поэтому в соответствии с моделью специалиста и новым стандартом образования ее преподавание дифференцировано. Очевидно, что без полноценного лабораторного практикума достичь качественной подготовки специалиста невозможно. Только целостное восприятие предмета обучающим позволит выполнить стоящую перед кафедрами микробиологии медицинских вузов задачу в деле подготовки высококвалифицированного специалиста.

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИИ В РАМКАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

B.В. Далматов, В.Л. Стасенко, Т.М. Обухова, Д.В. Турчанинов,

C.З. Туморина, Е.А. Вильмс

ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия», г. Омск

В примерном учебном плане, подготовленном в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «медико-профилактическое дело», на эпидемиологию отведено 540 часов, в том числе аудиторных занятий - 360 часов (лекции - 120 часов, практические занятия - 240 час.), самостоятельная работа - 180 часов, а преподавание дисциплины осуществляется непрерывно с 7-го по 12-й семестр. Кроме того, в 12-м семестре подготовка курсовой работы (46 часов), и в течение 1,5 месяца студенты выполняют научно-исследовательскую работу.

Содержательная часть программы преподавания определяется структурой эпидемиологии как учебной дисциплины, включающей все атрибуты фундаментальной научной дисциплины: предмет, метод и цель, дана их содержательная характеристика на основе понятий общей патологии (общая эпидемиология) и их частное

отражение в конкретной патологии в соответствии с МКБ-Х.

Эпидемиология рассматривается как общемедицинская наука, тем не менее акцент делается на эпидемиологию инфекционных болезней как наиболее теоретически разработанную часть дисциплины. Обращается внимание студентов, что многие теоретические положения, концепции и опыт эпидемиологии инфекционных болезней могут быть экстраполированы на всю патологию. В историческом аспекте при преподавании общей эпидемиологии в Омской медицинской академии рассматриваются понятия «предмет эпидемиологии»: эпидемия - эпидемический процесс - заболеваемость (патология на популяционном уровне). В современное понятие «предмет эпидемиологии» включаются также неблагоприятные исходы заболеваемости, такие явления, как смертность и инвалидизирован-ность. Таким образом, в понятие «предмет эпидемио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.