Научная статья на тему 'Методические аспекты преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии на стоматологическом факультете'

Методические аспекты преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии на стоматологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ МИКРОБИОЛОГИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ ОМСКОЙ МЕДАКАДЕМИИ / ВИРУСОЛОГИЯ И ИММУНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чеснокова М. Г., Рудаков Н. В.

В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, предмет микробиология преподается на стоматологическом факультете на 2 и 3 курсах; на изучение дисциплины отводится 34 часа лекций (22 часа в 4 семестре и 12 часов в 5-м) и 99 часов практических занятий. По итогам освоения предмета студенты сдают экзамен. Преподавание микробиологии осуществляется путем чтения курсов лекций по общей, частной микробиологии, а также микробиологии полости рта и проведения практических занятий с контролем приобретенных знаний, практических навыков. В лекциях излагаются основные сведения по темам и разделам предмета, новейшие достижения и тенденции развития микробиологии, вирусологии и иммунологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чеснокова М. Г., Рудаков Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты преподавания микробиологии, вирусологии и иммунологии на стоматологическом факультете»

ная оценка выставлялась при правильном ответе на 70 и более процентов вопросов. В случае неудовлетворительного результата проводилось повторное тестирование спустя 7-14 дней самостоятельной подготовки. После первичного тестирования положительный результат показали 58,6 % студентов. Средний балл составил 75,44 % на лечебном факультете, 73,12 % - на педиатрическом, 67,45 % - на стоматологическом факультете. Обращает на себя внимание то, что студенты, получившие неудовлетворительную оценку, не в полной мере использовали предоставленное для тестирования время, а также другие возможности электронного варианта ответов (например, знакомство с допущенными ошибками). Необходимость повторного тестирования - работы с той же базой заданий - стимулировала самостоятельную работу студентов, а также более частое обращение к преподавателям за консультациями по наиболее сложным вопросам. В результате 96 % студентов после повторного тестирования успешно справились с заданиями.

Таким образом, использование регулярного компьютерного тестирования в образовательном процессе стимулирует студентов использовать все предоставляемые им возможности освоения дисциплины: посеще-

ние лекций и практических занятий, индивидуальные консультации, самостоятельная работа. Кроме того, постоянная работа с контрольными материалами на компьютере позволит устранить стресс, неожиданность, необычность представления контролирующих материалов и подготовить студентов для успешного прохождения компьютерного тестирования на разных этапах контроля знаний в процессе получения выбранной профессии. Однако нужно иметь в виду, что достаточно много студентов, которые в силу некоторых психических особенностей плохо воспринимают тестовую методику и получают заниженные оценки (соответственно есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Проводя тестирование, невозможно также проверить и развить культуру речи, системность, последовательность, логичность рассуждений, что абсолютно необходимо будущему врачу в его повседневной работе. Поэтому на этапе рубежного и итогового контроля знаний приоритет все же должен иметь устный экзамен.

Таким образом, с учетом современных требований технология контроля на разных этапах обучения должна предусматривать гибкое комбинирование различных методов проверки знаний - таких, как устный, письменный и тестовый.

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

М.Г. Чеснокова, Н.В. Рудаков

ГБОУВПО «ОмГМА» Минздравсоцразвития России, г. Омск

В соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством здравоохранения РФ, предмет микробиология преподается на стоматологическом факультете на 2 и 3 курсах; на изучение дисциплины отводится 34 часа лекций (22 часа в 4 семестре и 12 часов - в 5-м) и 99 часов практических занятий. По итогам освоения предмета студенты сдают экзамен. Преподавание микробиологии осуществляется путем чтения курсов лекций по общей, частной микробиологии, а также микробиологии полости рта и проведения практических занятий с контролем приобретенных знаний, практических навыков. В лекциях излагаются основные сведения по темам и разделам предмета, новейшие достижения и тенденции развития микробиологии, вирусологии и иммунологии.

В подготовке врача-стоматолога микробиология и иммунология занимают важное место и ориентированы на подготовку врачей-стоматологов в соответствии с квалификационными характеристиками. Основной целью изучения микробиологии и иммунологии в подготовке врача-стоматолога является приобретение знаний, умений и навыков, позволяющих им выполнять на современном уровне профессиональные обязанности, касающиеся микробиологических и иммунологи-

ческих аспектов их деятельности. Для выполнения этой цели в рамках учебного процесса реализуются следующие задачи: изучить общие закономерности, свойственные каждой группе микроорганизмов (структуру, метаболизм, генетику, экологию), а также основы систематики прокариот, эукариот, особенности их развития, разнообразие морфологии, ультраструктуры и химического состава микроорганизмов. На кафедре микробиологии студенты стоматологического факультета изучают физиологические и биохимические особенности микроорганизмов, основы генетики и экологии микроорганизмов (микроэкологии), микробиологические и молеку-лярно-биологические основы химиотерапии и химио-профилактики инфекционных болезней. Студенты разбирают основы учения об инфекции, особенности биологии возбудителей инфекционных процессов, факторы и механизмы специфической и неспецифической противоинфекционной защиты организма человека. За время обучения они приобретают микробиологические навыки работы (проведение микроскопии, посев на питательные среды, определение и регистрация изменений биохимической активности микроорганизмов, определение антибиотикочувствительности, постановка и чтение иммунологических реакций).

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2011. № 2 (5). СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

На занятиях по общей микробиологии студенты знакомятся с правилами работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории; методами микроскопии, используемыми в микробиологии; принципами классификации микробов, бинарной номенклатурой; структурой и химическим составом микробов, функциями отдельных структур, рассматривают основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, ферментативную активность; влияние окружающей среды на микробы; питательные среды; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий, а также методы культивирования вирусов. Вызывают несомненный интерес у студентов практические занятия по изучению состава микрофлоры организма человека и ее значения для поддержания гомеостаза макроорганизма человека, роль микробов в развитии инфекционного процесса, методы стерилизации, механизм действия дезинфицирующих веществ и антибактериальных препаратов, антибиотикорезистентность микроорганизмов, осложнения антибиотикотерапии. Студенты получают необходимую информацию по неспецифическим и специфическим факторам защиты организма, механизмам реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний, разбирают спектр существующих иммунобиологических препаратов: вакцин, лечебно-профилактических сывороток, иммуномодуляторов, пробиотиков, лечебных бактериофагов.

В процессе обучения на кафедре студенты приобретают навыки приготовления и окраски микропрепаратов, иммерсионной микроскопии, посева на питательные среды, проведения идентификации чистой культуры микроорганизмов. Преподаватели кафедры объясняют будущим стоматологам особенности посева биоматериала с целью определения количественного содержания микроорганизмов, а также проведения микробиологического контроля стерильности стоматологического инструментария. Студенты определяют чувствительность бактерий к антибиотикам методом диффузии в агаре и методом серийных разведений и оценивают полученные результаты реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний.

На практических занятиях студенты приобретают навыки работы с условно-патогенными микроорганизмами, изучают их микробиологические свойства, использующиеся при проведении видовой идентификации микроорганизмов в соответствии с бактериологическим методом исследования.

Преподавание частной микробиологии осуществляется в V семестре путем изучения биологических свойств микроорганизмов, вызывающих инфекционные заболевания человека (таксономии, морфологии, культуральных свойств, антигенной структуры, факторов патогенности), лабораторной диагностики, принципов специфической профилактики и лечения заболеваний. Схема изложения материала по частной микробиологии: возбудитель и его основные свойства, характер вызываемого заболевания с элементами эпидемиологии и патогенеза, иммунитет, принципы лабораторной диагностики, препараты для этиотропной терапии и специфической профилактики.

Возбудители инфекционных заболеваний человека:

1. Бактерии - возбудители кишечных инфекций. Возбудители эшерихиозов, брюшного тифа, сальмо-

неллезов, дизентерии, кишечного иерсиниоза, холеры. Возбудители бруцеллеза, ботулизма, лептоспироза.

2. Бактерии - возбудители респираторных инфекций. Возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, менингококковой инфекции, скарлатины.

3. Бактерии - возбудители кровяных инфекций. Возбудители сыпного тифа, чумы.

4. Бактерии - возбудители контактных инфекций. Возбудитель сибирской язвы. Возбудители инфекций, передающихся половым путем: сифилиса, гонореи, уро-генитального хламидиоза. Возбудители раневых инфекций: столбняка, газовой гангрены, неспорообразу-ющие анаэробы (бактероиды и др.). Условно-патогенные бактерии - возбудители гнойно-воспалительных инфекций: стафилококки, стрептококки, синегнойная палочка, протей, клебсиелла, эшерихии.

5. Вирусы - возбудители кишечных инфекций. Возбудители гепатитов А и Е, полиомиелита.

6. Вирусы - возбудители респираторных инфекций. Возбудители гриппа и других ОРВИ, кори, краснухи, ветряной оспы, эпидемического паротита.

7. Вирусы - возбудители кровяных инфекций. Возбудители гепатитов В, С, D и др., ВИЧ-инфекции, клещевого энцефалита и других арбовирусных инфекций

8. Вирусы - возбудители контактных инфекций. Вирус бешенства, вирусы герпеса.

9. Возбудители грибковых инфекций. Возбудители глубоких и поверхностных микозов. Микотоксикозы.

10. Клиническая микробиология. Микробиология сепсиса, уроинфекции, дисбактериоза, возбудители, биологическая характеристика.

С целью совершенствования учебного процесса на кафедре авторами М.Г. Чесноковой, Н.В. Рудаковым разработаны «Методические рекомендации для студентов 2 и 3 курсов стоматологического факультета по предмету «микробиология» (Омск, 2006). Методические рекомендации составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом по специальности «Стоматология», учебным планом и Программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений (М., 2001). В пособии даны рекомендации по изучению дисциплины, содержатся основные требования при изучении предмета микробиологии, тематический план лекций и лабо-раторно-практических занятий по микробиологии и вопросы для подготовки к экзамену.

На практических занятиях по микробиологии полости рта (13 занятий - 26 часов) в V семестре студенты знакомятся с микрофлорой полости рта, ее составом и характеристикой (микрофлора зубной бляшки, слюны, десневых карманов), методами микробиологического изучения микрофлоры полости рта, гнойно-воспалительными процессами полости рта, обусловленными условно-патогенными грамположительными и грамотрицательными микроорганизмами. В спектр тем для изучения также входят анаэробные микроорганизмы полости рта, их роль в патологии, принципы выделения и идентификации; стоматиты грибковой, вирусной и бактериальной природы; микробиология кариеса и исследование микрофлоры при кариесе; микробиология заболеваний пародонта; принципы обработки инструментария в стоматологии.

Для подготовки к занятиям по микробиологии полости рта на кафедре авторами М.Г. Чесноковой,

Н.В. Рудаковым разработано учебное пособие «Клиническая микробиология полости рта» (Омск, 2010), рекомендованное Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 06010565 - стоматология, в котором представлены материалы по клинической микробиологии в соответствии с «Программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений» (М., 2001).

Таким образом, в процессе обучения на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии будущие стоматологи приобретают знания по всем разделам: бактериологии, вирусологии и иммунологии - с расстановкой приоритетов, предусмотренных программой. Теоретическая подготовка и практические навыки, приобретаемые студентами стоматологического факультета в процессе обучения, ориентированы на конечную цель подготовки врача-стоматолога в соответствии с квалификационными характеристиками, а также интегрированы с программами смежных кафедр.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МИКРОБИОЛОГИИ В СВЕТЕ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

Е.В. Симонова, В.И. Злобин

ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития РФ, г. Иркутск

Система преподавания микробиологии в медицинских вузах складывалась традиционно и включала в себя лекционный курс, лабораторный практикум и самостоятельную внеаудиторную работу студента. Это позволяло формировать целостное восприятие предмета и отражало методологический подход, заключающийся в познании инфекционного процесса, где ведущая роль отводится микробному агенту. Между тем, с течением времени накапливаются новые теоретические знания, появляются инновационные методы преподавания дисциплин в высшей школе, а вместе с ними изменяются государственные стандарты образования, в частности в системе вузовской подготовки врача. В связи с этим нам представляется важным и своевременным обсудить некоторые вопросы преподавания микробиологии в медицинских вузах в свете нового государственного стандарта и обозначить те проблемы, которые необходимо решать общими усилиями, в том числе, возможно, на уровне принятия ведомственных решений.

В связи с новыми технологическими возможностями, которые стремительно внедряются в учебный процесс, следует поставить вопрос о том, какой должна быть сегодня лекция. Если раньше, когда для большинства студентов информационное поле было ограничено учебной литературой, в которой изложенный материал отставал на несколько лет от научных данных, непосредственно лишь из уст преподавателя они могли почерпнуть то новое, что может служить теоретической базой в их будущей практической деятельности врача. Сегодня появилась возможность излагать лекционные материалы преподавателей, читающих ту или иную дисциплину (в данном случае - микробиологию), помещая их на сайте своей кафедры. В этом случае студенты могут до начала практического занятия изучить методически выдержанный материал по

теме занятия, подготовить вопросы по тем фрагментам лекции, которые вызвали у них непонимание или, наоборот, интерес. В дальнейшем они могли бы получить у преподавателя соответствующие разъяснения или более полную информацию по данному вопросу. Что это могло бы дать студенту? В наиболее удобное время изучить излагаемый лектором учебный материал и дополнительно ознакомиться с новыми научными данными по обсуждаемой проблеме, которые преподаватель в рекомендательной форме предлагает для ознакомления. В результате такого педагогического приема можно ожидать повышения познавательного интереса студента и лучшего освоения материалов программы. С другой стороны, преподаватель, читающий курс лекций, получает дополнительный стимул для переработки лекционного материала в соответствии с новыми достижениями в области медицинской микробиологии.

Микробиология дает огромное количество конкретных примеров для иллюстрации закономерностей биологии мира микроорганизмов. Поэтому важнейшим элементом учебного процесса при изучении курса микробиологии является лабораторный практикум, на котором вырабатываются практические навыки, приобретаются умения и закрепляются теоретические знания. Одновременно это создает возможность использовать полученный багаж знаний при дальнейшем изучении базовых и специальных дисциплин медицинского профиля. В ходе лабораторного практикума при выполнении практического задания студент должен самостоятельно научиться анализировать результаты исследования, что необходимо в его будущей практической деятельности врача. Выполнение этих задач подразумевает наличие на кафедре хорошего материального оснащения, включающего оборудованные места для выполнения самостоятельных работ. Необхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.