Научная статья на тему 'Некоторые проблемные аспекты устойчивого развития прибрежной зоны Краснодарского края'

Некоторые проблемные аспекты устойчивого развития прибрежной зоны Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
177
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вильчинская О. В., Камбарова Е. А.

В статье рассмотрены основные проблемы устойчивого развития муниципальных образований прибрежной зоны Краснодарского края. К ним авторы отнесли демографические, экономические, экологические проблемы, а также проблемы рекреационного освоения территории и рекреационного природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Вильчинская О. В., Камбарова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные аспекты устойчивого развития прибрежной зоны Краснодарского края»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНОЙ ЗОНЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Вильчинская О.В.*, Камбарова Е.А.4

Новороссийский политехнический институт (филиал) Кубанского государственного технологического университета, г. Новороссийск

В статье рассмотрены основные проблемы устойчивого развития муниципальных образований прибрежной зоны Краснодарского края. К ним авторы отнесли демографические, экономические, экологические проблемы, а также проблемы рекреационного освоения территории и рекреационного природопользования.

Проблемы устойчивого развития активно обсуждаются на международном, национальном и региональном уровне. Однако общепринятое определение понятия устойчивое развитие отсутствует. В России в основном принято опираться на дефиницию отраженную в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (утверждена Указом Президента Российской Федерации № 440 от 01.04.1996). В соответствии с ней: «Устойчивое развитие - это стабильное социально-экономическое развитие, не нарушающее своей природной основы». То есть, устойчивое развитие должно обеспечивать равные потенциальные возможности в использовании ресурсов планеты поколениям, ныне живущим и последующим.

Прибрежные территории давно стали наиболее населенными и эксплуатируемыми районами на Земле благодаря своим природным ресурсам. Это дает возможность реализации разнообразной экономической деятельности и определяет значительный потенциал развития прибрежных территорий. Именно в морской прибрежной зоне наиболее остро встают проблемы социально-экономического развития и деградации окружающей среды, что, в конечном счете, может вызвать потерю способности к устойчивому развитию этих территорий [1].

Выход к морям позволяет стать прибрежной зоне Кубани стратегическим транспортным узлом и рекреационной зоной номер один в России. Вероятно, роль прибрежной зоны возрастет и в геополитическом плане в связи с переводом базы Черноморского флота из Севастополя в Новороссийск. Большие надежды возлагаются и на курорт Сочи - столицу XIV

* Заведующий кафедрой Государственного и муниципального управления, кандидат экономических наук, доцент.

* Доцент кафедры Государственного и муниципального управления, кандидат географических наук.

Олимпийских игр. Площадь прибрежной зоны составляет четверть от площади Краснодарского края и 0,12 % от площади Российской Федерации.

Тема устойчивого развития является сферой интересов различных наук. Свой вклад в развитие проблемы устойчивого развития прибрежных территорий Краснодарского края внесли С.Л. Сычев [2], коллектив авторов под руководством H.A. Айбулатова [3], сотрудники Международного центра комплексного управления прибрежной зоной (г. Краснодар) [4] и многие др. Все перечисленные авторы отмечали наличие большого количества нерешенных проблем и давали обоснованные и разумные рекомендации по изменению ситуации к лучшему. Однако к изменению действительности на побережье это не привело.

Рассмотрим основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию побережья края.

Во-первых, демографические проблемы. На рассматриваемой территории проживает более 1,5 млн. чел., что составляет почти треть населения Краснодарского края и 1,34 % от численности населения России.

Данная территория очень не равномерно заселена, хотя по всему побережью имеются хорошие условия для проживания. В среднем по побережью плотность населения равна 288,5 чел/км2, что в 4,3 раза больше общекраевого показателя. Наибольшие значения плотности характерны для черноморских городов (Туапсе (1905,2 чел/км2), Новороссийск (336,7 чел/км2), Анапа (140,1 чел/км2)) и Ейска (673,6 чел/км2). На побережье Азовского моря плотность значительно меньше общекраевой - в Ейском районе (22,3 чел/км2), в Приморско-Ахтарском районе (23,7 чел/км2), в Щербиновском районе (27,4 чел/км2) [5]. Такая ситуация обусловлена естественным движением населения и миграцией. Положение сильно усугубляется изменением национального состава населения побережья и этническими конфликтами, которые сопровождают этот процесс.

В половозрастной структуре населения рассматриваемой территории высока доля людей старше трудоспособного возраста и снижена доля трудоспособных граждан.

По данным за 2007 г. среднегодовая численность занятых в экономике прибрежной зоны Краснодарского края составляет 452,2 тыс. чел. Это менее трети от всего населения побережья. Наибольшее количество занятых в экономике в городах Сочи (135 тыс. чел.), Новороссийск (94,2 тыс. чел.), Анапа (35,1 тыс. чел.), Геленджик (25,5 тыс. чел.) [6]. Для этих же городов характерно максимальное количество ищущих работу граждан, стоящих на учете в органах государственной службы. Среди других муниципальных образований побережья по количеству безработных выделяются Тем-рюкский и Славянский районы.

Последние годы на побережье наблюдается тенденция к увеличению численности пенсионеров, стоящих на учете в органах социальной защи-

ты населения. Наибольший рост доли пенсионеров характерен для Сочи (около 3 % в год), Анапы (около 2 % в год) и Новороссийске (2,3 % в год) [5]. Старение населения является проблемой не только Азово-Черномор-ского побережья, но и всей России. Такая тенденция может рассматриваться, как потенциальная угроза для устойчивости развития.

Во-вторых, экологические проблемы. Основными из них являются: проблема выброса вредных веществ в атмосферу; проблема образования, размещения и обезвреживания отходов производства и потребления; проблема загрязнения водных объектов.

Загрязнение атмосферного воздуха происходит передвижными источниками (автотранспортом) и стационарными источниками (предприятия, котельные и т.д.). Основная доля выбросов в атмосферу на побережье Кубани приходится на автотранспорт (табл. 1). Так как побережье края является курортной зоной, то численность легкового автотранспорта здесь в летний сезон за счет притока иногороднего и транзитного транспорта резко возрастает, что усугубляет ситуацию и понижает рекреационную привлекательность кубанских курортов с низким качеством атмосферного воздуха. Особенно остро эта проблема стоит в Анапе, Сочи, Геленджике, Туапсе. По выбросам в атмосферный воздух от стационарных источников Новороссийск - лидер не только на побережье, но и в целом по Краснодарскому краю. Наиболее крупные загрязнители атмосферного воздуха здесь - ОАО «Новоросцемент», ОАО «Новороссийский морской порт», ОАО «Чер-номортранснефть» филиал нефтебаза «Грушовая». На их долю приходится 17,4 % от общего объема в крае и 70,4 % от городского [7].

Таблица 1

Выброс загрязняющих веществ от стационарных источников и автотранспорта в 2007 г. в некоторых городах прибрежной зоны Краснодарского края [составлено по: 7]

Выбросы загрязняющих веществ, % выбросов авто-

Город тыс. тонн Кол-во зарегистр. транспортом от

всего по от автотранс- от стационар- автотранспорта суммарного по

городу порта ных источников городу

Новороссийск 66,699 29,123 37,576 57258 43,66

Сочи 63,096 59,533 3,563 74679 94,35

Туапсе 23,127 14,848 8,279 47890 64,20

Анапа 20,435 19,860 0,575 48013 97,19

Ейск 15,447 14,945 0,502 26587 96,75

Особо остро стоит в прибрежной зоне проблема образования, размещения, обезвреживания отходов производства и потребления. На сегодняшний день на побережье практически отсутствуют полигоны твердых бытовых отходов, соответствующие экологическим требованиям. Кроме того, существует большое количество мелких стихийных (несанкционированных) сва-

лок. Особую обеспокоенность вызывают свалки городов-курортов, которых в соответствии со статьей 16 ФЗ «О природных и лечебных ресурсах» на курортах в принципе не должно быть. В Сочи (Адлерская и Лооская свалки) и Анапе (свалка около х. Красный), например, полигоны ТБО расположены во II зоне санитарной охраны федеральных курортов [7].

В прибрежной зоне остро стоит проблеме нехватки водных ресурсов питьевого качества и загрязнения поверхностных вод. Основными источниками загрязнения поверхностных и грунтовых вод, по данным Департамента биологических ресурсов, экологии и рыбохозяйственной деятельности Краснодарского края [7], являются: сброс загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод объектов жилищно-коммунального хозяйства; ненормативная длина всех глубоководных выпусков; дренажные воды, стекающие с территории полигонов ТБО; отсутствие развитой и эффективной работающей ливневой системы; поступлением загрязняющих веществ с поверхностным сельскохозяйственным стоком; отсутствие централизованной системы канализации в большинстве населенных пунктов, особенно в районе частное застройки, где образующиеся бытовые стоки отводятся в выгребные ямы, не имеющие гидроизоляции и т.д.

По всему побережью активно происходит территориальное притеснение ООПТ. Для пресечения этого необходимо создание кадастра ООПТ прибрежной зоны Краснодарского края. Ведение такого кадастра предусмотрено законодательством, но до сих пор его нет.

В-третьих, проблемы рекреационного освоения территории и рекреационного природопользования. В последние годы количество рекреантов, приезжающих на Кубань, постоянно возрастает. Основная часть отдыхающих, порядка 90 % от общего числа, приезжает в край с целями пляж-но-купального отдыха.

Для обслуживания такого количества рекреантов нужны рекреационные ресурсы и инфраструктура. Прежде всего, пляжи, средства размещения и аттракции.

Общая протяженность береговой линии Краснодарского края составляет 1161 км, из которых в рекреационных целях используется 163 км. Единовременная вместимость пляжей 157,2 тыс. чел [7]. Основная часть используемых для рекреации пляжей приходится на Сочи, Геленджик, Анапу и Туапсинский район. Именно на эти курортные зоны принимают основную часть отдыхающих. В пик сезона здесь чрезвычайно высокая плотность рекреантов. На одного человека в результате скученности подчас приходится 1-2 м2 и менее, при норме 10-15 м2. В Геленджике при существующей нагрузке отмечается нехватка еще 216928 м2 пляжа, что приводит к увеличению нагрузки на существующий рекреационный потенциал. Аналогичная ситуация отмечается и в Сочи. Там нехватка составляет 1041 тыс. м2 пляжей [7].

Высокая нагрузка на пляжи проявляется в их захламлении отдыхающими и неорганизованными туристами, устраивающими стоянки и кемпинги в зоне 1-й санитарной зоне охраны курортов.

Пляжи Краснодарского края подвержены значительной абразии. Однако наряду с природными факторами деградации пляжей способствует хозяйственная деятельность человека. Наибольший урон пляжам Кубани нанесло массовое нерегулируемое изъятие пляжного материала. Значительная часть зданий, строений и дорог на побережье построены с использованием пляжного материала. По данным В.М. Пешкова [8], с пляжей от Туапсе до Адлера было вывезено в общей сложности около 7 млн. м3, то есть почти половина всей гальки и гравия. Это привело к сильному истощению пляжей в бухтах Джубги, Ольгинки, Небуге, Агое и др. С пляжей Азовского моря изымалось большое количество песка и ракушки, которые использовались для получения биогенного карбоната кальция и подкормки птицы. Так, почти полностью была разработана головная часть косы Долгой, которая превратилась в цепочку мелких островов. В настоящее время введен запрет на изъятие обломочного материала с пляжей. Но, несмотря на принятые меры, негативное воздействие изъятий все еще сказываются.

Негативное влияние на пляжи Азовского моря оказывает зарегулирование речного стока Дона и Кубани. Это ведет к сокращению твердого стока и размыву дельт и устьевых участков. После строительства Краснодарского водохранилища, например, значительно усилилась абразия дельты Кубани и берега Темрюкского залива.

Сильно страдает рекреационный потенциал пляжей в связи с загрязнением нефтепродуктами. Особенно большой урон нанесен в результате массового кораблекрушения в акваториях Азовского моря и Керченского пролива 11 ноября 2007 г. В итоге произошло загрязнение береговой полосы края протяженностью 183 км. Наиболее загрязненной нефтепродуктами оказалась береговая линия общей протяженностью 49 км, в районе косы Чушка, косы Тузла, п. Ильич. При ликвидации последствий данной катастрофы очищено было всего 62,05 км [7].

Некоторые опасения вызывает создание в прибрежной зоне Краснодарского Края 5 особых экономических зон туристско-рекреационного типа: Агрия, Благовещенская, Высокий берег, Криница - Архипо-Осипов-ка, Малый Ахун. Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа создаются на 20 лет. Большая часть их территории расположены в границах ООПТ. При этом, планируемые в данных зонах проекты предполагают сверхинтенсивное использование территории, которое едва ли возможно сочетать с природоохранной деятельностью. Например, в зоне «Благовещенская», которая представляет собой участок Бугазской косы предполагается разместить курортный комплекс, включающий в себя следующие компоненты: 60 гостиничных комплексов вместимостью от 400

до 1000 человек; 80 резиденций свободного назначения общей вместимостью 8000 человек; СПА-отель; конгресс-центр на 2000 мест с гостиницей; летний театр на 3000 мест; торговые пассажи, рестораны, клубы, объекты обслуживания; искусственные острова с пляжами, резиденциями и объектами развлечения; искусственный остров с мариной, океанариумом и гостиничным комплексом на 6000 мест.

В-четвертых, экономические проблемы. Значителен вклад прибрежной зоны в экономику Краснодарского края. Отраслями специализации побережья являются санаторно-курортная отрасль, агропромышленный комплекс и промышленность строительных материалов. Особое значение здесь имеют курорты федерального значения: Анапа, Сочи, Геленджик.

В настоящее время на побережье преобладает отраслевой подход к природопользованию, что приводит к многочисленным конфликтам. Такой ситуации можно избежать, внедряя комплексное управление прибрежными территориями. При этом, необходимо в комплекс неотложных мер включать формирование системы экомониторинга и ведения кадастров прибрежных территорий.

Список литературы:

1. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июня 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.un.org/russian/conferen/wssd/agenda21/ (дата обращения: 15.08.10).

2. Сычев С.Л. Комплексное освоение как фактор устойчивого развития прибрежной зоны // В сб. «Проблемы устойчивого развития регионов рекреационной специализации». - Сочи, 2006. - С. 186-193.

3. Айбулатов H.A., Андреева E.H., Вылегжании А.Н., Михайличенко Ю.Г. Природопользование в прибрежной зоне морей России // Известия РАН. Серия географическая. - 2005. - № 4. - С. 13-26.

4. Ярмак Л.П. Территориальная организация - первый шаг в процессе внедрения КУПЗ в черноморском регионе // Сб. тр. Ме^дунар. конф. «Комплексное управление прибрежными зонами и его интеграция с морскими науками». - СПб.: РГГМУ, 2003. - С. 211-215.

5. Районы и города Краснодарского края: Стат. сб. - Краснодар: Крас-нодарстат, 2007. - 301 с.

6. Краснодарский край 1937-2007: Стат. сб. - Краснодар: Краснодар-стат, 2007. - 414 с.

7. Доклад «О состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2007 г.» - Краснодар: ГУ ЭСАЗ АКК, 2008. - 364 с.

8. Пешков В.М. Морские берега. - Краснодар: Кубанский учебник, 2000. - 143 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.