42
ЗНиСО
МАЙ Н0Е (290)
УДК 614.7: 332. 14 (470. 62)
ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЗА СОСТОЯНИЕМ РЕКРЕАЦИОННЫХ ВОД ЧЕРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ
А.Л. Менакер1, О.В. Киек2, В.В Пархоменко1, О.А. Куличенко1
1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае», Краснодар, Россия
2ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Краснодар, Россия
Представлена характеристика качества морской воды Черного и Азовского морей в динамике за 5 лет. Обозначены приоритеты лабораторного контроля морской воды и пути решения проблемы улучшения ее качества в рекреационных зонах Черного и Азовского морей. Ключевые слова: социально-гигиенический мониторинг, рекреационные воды Черного и Азовского морей.
А.Ь Menaker, O.V. Kiyok, V.V. Parkhomenko, O.A. Kulichenko □ ORGANIZATION OF HYGIENIC MONITORING OF RECREATIONAL WATER QUALITY OF THE BLACK SEA AND THE SEA OF AZOV □ Center of ygiene and Epidemiology in Krasnodar Region, Krasnodar, Russia; Kuban State Medical University of Ministry of Health of the Russian Federation, Krasnodar, Russia.
The article represents the dynamic characteristic features of water quality of the Black Sea and the Sea of Azov for 5 years, the priorities of laboratory monitoring of seawater and the ways of solving the problem of it's quality improvement in recreational areas of the Black Sea and the Sea of Azov. Key words: hygienic monitoring, recreational water of the Black Sea and the Sea of Azov.
Экономический рост страны, связанный с активацией хозяйственной деятельности, развитием промышленности, энергетики и транспорта сопровождается загрязнением окружающей среды. Сброс в водные объекты неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод наносит урон те только экосистеме, но и делает ее потенциально опасной для здоровья населения [1, 3]. В сложившейся ситуации плановый мониторинг состояния объектов окружающей среды в соответствии с действующими нормативами является одним из основных звеньев обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на контролируемой территории [4].
Транспортный комплекс Краснодарского края обеспечивает реализацию внешнеполитических и экономических интересов России в зоне черноморского и средиземноморского экономического сотрудничества, внося существенный вклад в повышение «связности» территории страны. Восемь международных морских портов (Новороссийск, Туапсе, Темрюк, Кавказ, Ейск, Сочи, Анапа, Геленджик), активно развивающих портовую деятельность, обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на международные внешнеторговые пути и перерабатывают более 40 процентов внешнеторговых российских и транзитных грузов, переваливаемых морским транспортом, обслуживают около трети российского нефтяного экспорта. Самый крупный по объему грузоперера-ботки не только в Южном бассейне, но и во всей Российской Федерации - порт Новороссийск. Порт входит в состав международного транспортного коридора № 9, крупную транспортную ветвь с направлением от государственной границы Российской Федерации с Финляндией (Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск). В тоже время Краснодарский край с его климатогеографическими особенностями является санаторно-курортной
зоной активного использования прибрежных морских территорий, где сосредоточены основные морские курорты России: города Сочи. Анапа, Геленджик, Туапсе, Ейск. На территории края действуют более 1,2 тысячи организаций курортно-туристского комплекса, которые в период максимального развертывания могут принимать более 300 тысяч отдыхающих (треть емкости всех курортов России). Туризм в Краснодарском крае обеспечивает 20 % общего объема услуг российской туристической отрасли.
Такое соседство: развитый промышленный комплекс и оздоровительные учреждения на побережье Черного и Азовского морей, требует от органов Роспотребнадзора Краснодарского края проведения профилактических мероприятий по предупреждению загрязнения прибрежной полосы морей и прежде всего создание действенного мониторинга за состоянием качества морской воды.
Цель исследования - изучить организацию социально-гигиенического мониторинга за состоянием рекреационных вод Черного и Азовского морей за период 2011-2015 гг.
Материалы и методы. Проведен анализ результатов исследований лабораторных проб рекреационной воды Черного и Азовского морей на базе лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае».
Результаты исследования. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» осуществляет систематический ежедекадный лабораторный контроль качества морской воды, который проводится с 15 мая и до окончания курортного сезона в 102 мониторинговых точках Черного моря и 13 точках Азовского моря (табл. 1).
Анализ лабораторных исследований рекреационных вод Черного моря за последние пять лет показал, что состояние морской воды улучшилось. Так, в целом по Черноморскому
МАЙ Н0Е (290)
ЗНиСО
43
с=р побережью по санитарно-химическим показателям количество проб, не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.5.5282-10 [2], составило 0 % в 2015 г. против 0,39 % в 2011 г., по ^^ микробиологическим показателям - 0,78 % про-с^ тив 3,48 % соответственно; проб, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормативам по паразитологическим показателям в течение последних пяти лет не обнаружено. Превышение ^^ краевых значений по микробиологическим по--^г казателям в 2015 г. зарегистрировано в г. Сочи ° (1,5 %) и в г. Новороссийске (1,8 %) (табл. 2).
По результатам лабораторных исследований, качество рекреационных вод Азовского моря по санитарно-химическим и микробиологическим показателям за последние пять лет улучшилось. Доля проб, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-хими-ческим показателям, в 2015 году значительно снизилась в сравнении с 2011 годом - 0,63 % против 2,73 %. По микробиологическим показателям в целом качество рекреационных вод Азовского моря за 2011-2015 гг. улучшилось: удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам в 2015 году снизился в сравнении с 2011 годом (8,25 %) и составил 0,8 %.
Вместе с тем экономический механизм регулирования охраны окружающей среды и здоровья населения, действующий на территории края, не решает в полной мере своей задачи и требует принятия срочных мер по его совершенствованию. Значительный ущерб территории края наносят опасные метеорологические явления, вызываемые ими паводки, половодья, нагонные, ливневые, зажорные наводнения размывают берега водоемов и водотоков края, изменяют русла рек, разрушительно воздействуют на объекты жизнеобеспечения. Немаловаж-
Таблица 1. Количество проб морской
ной причиной подтоплений является плохая организация отвода поверхностных вод, в том числе канализационных, с селитебных территорий. Только принятие на федеральном и региональном уровнях законодательных актов об устойчивом, безопасном развитии Краснодарского края обеспечит такую модель общественного прогресса и движения вперед, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности следующих поколений, не за счет деградации биосферы, а за счет кардинального изменения характера хозяйственной деятельности и природопользования.
В настоящее время с целью комплексного улучшения экосистемы побережья края по поручению Минрегионразвития России и администрации Краснодарского края Департаментом ЖКХ края подготовлен проект комплексной целевой подпрограммы «Развитие водоочистной и канализационной инфраструктуры Азо-во-Черноморского побережья Краснодарского края на 2013-2017 гг.». Общий объем финансирования подпрограммы - 14,76 млрд рублей.
Выводы. Только строгая последовательность в соблюдении требований санитарного законодательства при санитарно-эпидемиологической экспертизе проектной и нормативно-технической документации и санитарно-гигиенической оценке технологических процессов может служить условием для устойчивого развития Краснодарского края, в том числе и его курортов. В методологии сохранения и защиты курортов Черноморского побережья постоянно должна присутствовать комплексная реализация мероприятий в данной сфере, проводимая по всему краю в целом, с учетом трансграничных реалий.
воды, отобранных за 2011-2015 гг.
Год Количество отобранных проб по санитарно-химическим показателям Количество отобранных проб по микробиологическим показателям Количество отобранных проб по паразитологичес-ким показателям
2011 2 963 3 069 1 389
2012 2 994 3 165 1 419
2013 2 949 2 982 1 310
2014 2 911 2 944 1 290
2015 3 205 3 211 1 145
Таблица 2. Удельный вес проб рекреационных вод Черного моря, не соответствующих гигиеническим нормативам, за 2011-2015 гг. (%)
Наименование показателей Годы Территории По морю в целом
Анапа Туапсе Геленджик Новороссийск Сочи
Санитарно-химические показатели 2011 0 0 0 1,96 0 0,39
2012 0,7 0 0 0,47 0,7 0,37
2013 0 0 0 0,9 0 0,1
2014 0 0 0 0 0 0
2015 0 0 0 0 0 0
Микробиологические показатели 2011 0 0 5,36 1,57 10,51 3,48
2012 3,05 0 0 0 1 1,3 2,87
2013 0 0 2,4 0,9 4,4 3,41
2014 6,9 0 3,2 0 3,1 2,19
2015 0 0 0,4 1,8 1,5 0,78
44
ЗНиСО
МАЙ Н0Е (290)
Анализ ситуации прибрежных морских территорий Краснодарского края показал, что для снижения загрязнения Черного и Азовского морей необходимы:
1) внедрение в практику методики долгосрочного прогнозирования экзогенных геологических процессов;
2) восстановление сети прибрежных водомерных и метеорологических постов в Краснодарском крае;
3) проведение инвентаризации водопроводных, канализационных сетей и сооружений приморских поселений и городов Краснодарского края;
4) строительство в приморских поселках и городах систем канализации, обеспечивающих подачу всех загрязненных сточных вод на очистные сооружения; в составе очистных сооружений необходимо всегда предусматривать лабораторию производственного контроля;
5) внедрение систем оборотного и повторного водоснабжения на производствах;
6) строительство сооружений по доочистке сточных вод на городских, поселковых очистных сооружениях;
7) строительство и реконструкция морских глубоководных выпусков сточных вод должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.5.5282-10 [4], в зависимости от мощности очистных сооружений;
8) вынос объектов, оказывающих негативное воздействие на водные ресурсы из водоохранных зон;
9) строительство мусороперерабатывающих заводов; внедрение технологий по переработке производственных отвалов, шламов и др.;
10) упорядочение ввоза, хранения и продажи высокотоксичных химических средств защиты растений;
11) постепенное удаление из санитарных зон животноводческих ферм и других объектов хозяйственного назначения, способствующих загрязнению почв, илов, воды тяжелыми металлами, нитратами и другими отходами их производства;
12) разработка мероприятий как на федеральном, так и региональном уровне по воспитанию экологической грамотности и гражданской ответственности населения к сохранению окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голинская Л.В. и др. Тяжелые металлы в водных экосистемах Оренбургской области как потенциальные источники снижения качества здоровья населения региона / Л.В. Голинская, Г.Н. Соловых, М.М. Павлова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 7 (256). С. 40-41.
2. Об утверждении СанПиН 2.1.5.2582-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных вод морей от загрязнения в местах водопользования населения»: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27 февраля 2010 г. № 15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/57/57909/index.php (дата обращения: 07.12.2016.).
3. Попова А.Ю. Стратегические приоритеты Российской Федерации в области Экологии с позиции сохранения здоровья нации / А.Ю. Попова // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (231). С. 4-7.
4. XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия / Под ред. Г.Г. Онищенко, А.Н. Куличенко. Тверь: ООО «Издательство «Триада», 2015. 576 с.
Контактная информация: Киек Ольга Васильевна, тел.: +7 (918) 14-14-321, e-mail: olga.kiek@mai.ru Contact information: Kiek Olga,
phone: +7 (918) 14-14-321, e-mail: olga.kiek@mai.ru
♦ ♦ ♦