условий коагуляции дисперсных систем позволит сэкономить поверхностно-активные вещества, которые в виде истинных растворов будут возвращены в систему вместе с водой, что даст определенный экономический эффект.
С практической точки зрения очистка сточных вод фабрик первичной обработки шерсти будет перспективна в плане повторного использования воды и создания цикла оборота воды. Так, при мойке шерсти на 1 тонну шерсти расходуется от 10 до 50 тонн воды. Слив промывных вод без очистки в городской коллектор создает дополнительные трудности и экономические затраты, которые никак не окупаются, а ложатся на плечи налогоплательщиков. Извлечение жиропота позволит создать производство ланолина, которое в Казахстане и странах Средней Азии отсутствует. Организация производства ланолина предопределяет, что более 70 % продукции будет экспортироваться, принося доход в твердой валюте.
В настоящее время промывные воды шерсти требуют дополнительных вложений для их утилизации в городских коллекторах или занимают определенные площади на полях фильтрации /9-10/.
Выводы Конкурентоспособность ожидаемых результатов обеспечивается комплексным решением проблемы промывки шерсти и очистки промывных вод, а именно, количественное извлечение жиропота, осветление воды, отделение всех механических примесей в виде осадка, извлечение остатков моющих средств из эмульсий и переход в раствор и, наконец, возврат очищенной воды в технологический цикл мойки шерсти.
Литература
1. Абубакирова К.Д., Чернявская Н.П. Определение требований к качественному уровню шерстяного сырья// Международная научно-практическая конференция «Стратегия развития пищевой и легкой промышленности». Материалы конференции, Алматы, 2004. с. 135-138
2. Абубакирова К.Д., Кожагулов О.К. Модель анализа основных групп ресурсосбережения в легкой промышленности. Пищевая технология и сервис. 2005. №2, с. 75-76.
3. Абубакирова К.Д., Кожагулов О.К. Принципы создания ресурсосберегающих технологий в легкой промышленности, Пищевая технология и сервис. №2, с. 76-77.
4. Абубакирова К.Д., Бишимбаева Г.К., Джусипбаев У.Ж. и др. Состав для промывки шерсти. Предварительный патент Республики Казахстан №14208 Зарегистрировано в государственном реестре Республики Казахстан 04. 02. 2004.
5. Абубакирова К.Д., Кожагулов О.К. Создание ресурсосберегающих технологий в легкой промышленности //6-ая Международная научно-практическая конференция « Пути повышения конкурентоспособности и безопасности продукции пищевой и легкой промышленности «. Материалы конференции, Алматы,2005. С. 187-198.
6 Абубакирова К.Д., Кожагулов О.К. Изучение состава шерстомойных сточных вод. // Материалы международной научнопрактической конференции « Актуальные вопросы образования и науки в области экономики, технологии и информационных систем в ХХ1 веке, Алматы,2006, с. 94-97.
7. Медеубеков К.У., Бейсембай Г.С., Абубакирова К.Д., Люлина Н.И. //
Вопросы стандартизации шерсти основных пород овец Казахстана // Материалы международной научно-практической конференции по проблемам ветеринарии и животноводства, посвященной 100 Летию проф. Ермекова, Алматы,2006, с.238-242.
8. Абубакирова К.Д.,Кожагулов О.К Разработка экологически чистой технологии промывки шерсти Индустрия дизайна и технология, Алматы,2008,
с.34-37
9. Абубакирова К.Д., Карамуратова А.Ш., Кожагулов О.К. Оценка технико-экономической эффективности ресурсосберегающей технологии промывки шерсти Индустрия дизайна и технология, Алматы, 2007, с.16-19
10. Абубакирова К.Д., Рахметова А.Б.Развитие агропромышленного направления в Казахстане Сб. материалов республиканской научно-практической конференции молодых ученых, Алматы, 17-20 марта 2010г., с.156-161.
Кропянко Л.В.1, Беспалова Л.А.2
'Аспирант; 2доктор наук, профессор, Южный Федеральный Университет АНТРОПОГЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА БЕРЕГОВЫХ ЛАНДШАФТАХ И ПРОБЛЕМЫ СОВМЕСТИМОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЗОВО-ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ
Аннотация
В результате проведенных исследований получены материалы по оценка текущего состояния и проблем уникальных береговых ландшафтов южных морей Российской Федерации, степени их уязвимости к воздействию внешних факторов природного и техногенного характера, оценке факторов, лимитирующих хозяйственное освоение уникальных береговых ландшафтов, накладываемых формирующими их природными процессами и воздействием видов хозяйственной деятельности. На основе анализа всех видов антропогенной нагрузки выполнено геоэкологическое районирование побережья Азовского и Черного морей с применением ГИС-технологий, выделены кластеры с различным уровнем антропогенного воздействия.
Ключевые слова: геоэкологическое районирование, антропогенное воздействие, береговые ландшафты.
Kropyanko L.V.1, Bespalova L. A.2
'Postgraduate student; 2prof., Dr. of Sciencies, South Federal University ANTHROPOGENIC ACTIVITY ON SEASIDE COASTAL LANDSCAPES AND COMPATIBILITY PROBLEMS OF DIFFERENT KINDS OF THE ASOV-BLACK SEA COAST ECONOMIC ACTIVITY
Abstract
As a result of carried out research the materials were received which estimate current condition and problems of unique coastal landscapes of south seas of Russian Federation, degree of their vulnerability to influence of external factors of natural and anthropogenic character; estimate the factors, limiting economic exploitation of unique coastal landscapes, caused by natural processes forming them and by influence of economic activity. On the base of analyses of all kinds of anthropogenic load the geoecological regionalization of the Azov and Black sea coast with the use of GIS technology was fulfilled; clusters with different level of anthropogenic influence were marked out.
Keywords: geoecological regionalization, anthropogenic influence, coastal landscapes.
Эффективное использование природных ресурсов в береговой зоне морей обусловливает перестройку прибрежных экосистем. В результате техногенеза происходит деформация окружающей среды, возникают локальные, региональные и глобальные ее нарушения. В этой связи актуально изучение видов хозяйственной деятельности и антропогенного давления на прибрежные территории южных морей.
Целью исследования являлась оценка антропогенной деятельности на уникальных морских береговых ландшафтах АзовоЧерноморского побережья. В задачи исследования входило изучение природных условий побережий Азовского и Черного морей, анализ экономико-географических условий района исследования, оценка сельскохозяйственной, промышленной, транспортной, демографической и рекреационной нагрузки на Азово-Черноморское побережье, создание базы карт «Антропогенное воздействие на побережье Азовского и Черного морей».
126
В основу работы положены данные статистических сборников Краснодарского края и Ростовской области, картографические материалы, данные комитетов охраны природы, а также материалы экспедиционных исследований.
В процессе выполнения работы использовались различные методы исследования - сравнительно-географический, геоинформационного анализа, и картографирования с использованием программных средств: Excel, ArcGis, метод балльной оценки.
Район исследования включает в себя 13 административных единиц, примыкающих к берегам Азовского и Черного морей: Неклиновский (включая г. Таганрог), Азовский, Щербиновский, Ейский, Каневской, Приморско-Ахтарский, Славянский, Темрюкский и Туапсинский районы, а также городские округа - Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи [6, 9].
Природа районов Азово-Черноморского побережья России - уникальный природный комплекс. Территория Азовского моря характеризуется выровненным рельефом, умеренно-континентальным типом климата и развитием степных, лугостепных, луговых, болотистых ландшафтов. Черноморское побережье Кавказа - типично горный рельеф, субтропический морской тип климата с развитием кустарниковых, колхидских лесных, собственно-средиземноморских лесных, аридно-редколесных и горных ландшафтов.
Помимо этого регион имеет мощный хозяйственный потенциал. Основной вид деятельности на побережье Азовского моря -сельское хозяйство. Так же большую долю в хозяйственном комплексе региона занимает легкая, пищевая промышленность и, конечно, туризм. Играют большую роль портовые хозяйства (на Юге России находится крупнейший порт страны -Новороссийск). Наиболее развита рекреация на черноморском побережье, менее популярна - на азовском.
Главным преимуществом для развития транспорта на исследуемой территории является, то, что, либо непосредственно по территории этого региона либо близко от нее походят крупные континентальные трансмодальные транспортные коридоры (как уже существующие, так и планируемые): транспортный коридор Балтика - Центр - Чёрное море, транспортный коридор «Север - Юг», транспортный коридор из Европы в Центральную Азию через Кавказ с пересечением Черного и Каспийского морей. Так же через исследуемую территорию проходит сеть нефтепроводов.
Для оценки уровня антропогенной нагрузки на прибрежные территории были взяты следующие показатели: сельскохозяйственная, промышленная, транспортная, демографическая и рекреационная нагрузки.
Сельскохозяйственная нагрузка включала степень распаханности территории, объём валового сбора зерновых и технических культур, объём валового сбора винограда, плодов и ягод, поголовье скота. К районам со значительной сельскохозяйственной нагрузкой относятся Каневской, Щербиновский, Азовский, Неклиновский, Ейский и Славянский. В структуре сельскохозяйственного производства этих районов преобладает растениеводство, основная площадь сельскохозяйственных земель отведена под пашню, этому во многом способствуют благоприятные агроклиматические и почвенные ресурсы. Минимальные показатели нагрузки отмечены на территории Черноморского побережья: городские округа Анапа, Новороссийск, Геленджик, Сочи и Туапсинский район. Эти районы Черноморского побережья специализируются на виноградарстве, овощеводстве, плодоводстве, субтропических культурах (чай), а также молочном скотоводстве и птицеводстве.
При определении степени общей техногенной нагрузки и влияния промышленности на территорию Азово-Черноморского побережья, учитывалась вредность производства и объёмы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, выбросы загрязняющих веществ на одного жителя района, сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, что указывает на объем промышленности в данных районах. Максимальная промышленная нагрузка отмечена на территории города Новороссийск. Это связано с наличием крупных городских промышленных предприятий, которые являются главными источниками поступления выбросов в атмосферу. Территория Каневского, Славянского и Туапсинского районов также имеет высокую степень нагрузки. На территориях этих районов расположены ряды предприятий, специализирующихся на переработке первичного сельскохозяйственного сырья. Средний уровень промышленной нагрузки характерен для территории Неклиновского и Темрюкского районов, а также для таких городов, как Анапа и Сочи, в которых основная часть предприятий относится к перерабатывающей промышленности. Наименьшая промышленная нагрузка отмечена на территории города Геленджик, который имеет невысокие показатели по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу, а также на территориях Щербиновского, Азовского, Ейского, Приморско-Ахтарского районов, характеризующиеся развитым сельскохозяйственным производством.
Помимо промышленной нагрузки на загрязнение окружающей среды значительное влияние оказывает транспорт. В первую очередь это выбросы автотранспорта, в структуре которых отмечены оксиды углерода, азота, серы, углеводорода, сажи. Превышение норм выбросов в отработанных газах, их токсичность напрямую зависят от старения парка автомобилей, несоблюдение нормативов при их техническом обслуживании.
Для оценки транспортной нагрузки использовались такие показатели как густота и протяженность автомобильных дорог, число автомобилей на 1000 жителей. Высоким показателем данного вида нагрузки отличаются такие крупные городские округа, как Сочи, Новороссийск, Геленджик. Через эти и другие города Черноморского побережья проходит федеральная трасса Джубга-Сочи, которая характеризуется, особенно в летнее время года, большой интенсивностью потока автотранспортных средств. Также значительной транспортной нагрузкой выделяются Неклиновский, Темрюкский, Азовский и Туапсинский районы. Наименьшая транспортная нагрузка отмечена на территории Щербиновского, Приморско-Ахтарского и Ейского районов, которые по производственному профилю являются сельскохозяйственными.
При определении уровня антропогенной нагрузки на территории района исследования, необходимо было оценить и степень демографической нагрузки, котораявключала плотность и численность населения в исследуемых районах. Побережье характеризуется неравномерностью расселения, что зависит от специализации экономики. Благоприятные природноклиматические условия, выгодное географическое положение Черноморского побережья обусловили его наиболее интенсивное заселение. Максимальная демографическая нагрузка отмечена в Новороссийске, при этом территория города имеет наибольшую плотность населения (до 340 чел/км2). На побережье Азовского моря высокой степенью демографической нагрузки выделяется Неклиновский район, за счет крупного густонаселенного портового и промышленного центра Таганрога. Значительная демографическая нагрузка - Ейский, Каневской, Славянский, Темрюкский и Туапсинский районы, а также территории городов Анапы и Геленджика. Относительно невысокая степень нагрузки характерна для Азовского, Щербиновского и ПриморскоАхтарского районов. Природно-экономические условия территории этих районов обусловили земледельческую направленность хозяйства, определившего широкое распространение небольших населенных пунктов [8].
При оценке степени рекреационной нагрузки использовалась оценка интенсивности рекреационного освоения, которая включала такие элементы, как число кратковременно отдыхающих в процентах от всего населения, количество туристических учреждений, среднюю вместимость учреждений отдыха, интенсивность посещения туристами в человеко-днях/км2.
Наиболее высокая степень рекреационной нагрузки отмечена на побережьи Черного моря (Анапа, Геленджик, Туапсинский район, Сочи), это объясняется тем, что Черноморское побережье имеет наилучшие условия для развития санаторно-курортного хозяйства и многих видов отдыха и туризма. На побережье Азовского моря со средней рекреационной нагрузкой отмечены Неклиновский, Ейский и Темрюкский районы. Наименьшей нагрузкой отмечены Славянский, Приморско-Ахтарский, Каневской, Щербиновский и Азовский районы, расположенные на побережье Азовского моря. Рекреационные ресурсы здесь развиты в
127
недостаточной мере из-за отсутствия необходимой туристской инфраструктуры, проблем связанным с разрушением берегов и ряда других факторов [1].
На основе анализа всех видов антропогенной нагрузки, метода бальной оценки и с применением ГИС-технологийвыполнено геоэкологическое районирование побережья Азовского и Черного морей. Уровень общей антропогенной нагрузки на АзовоЧерноморское побережье России оценивался путём суммирования всех бальных показателей нагрузок по городским округам и административным районам исследования.
Рис. Интегральная оценка антропогенной нагрузки на Азово-Черноморское побережья
По уровню антропогенного воздействия Азово-Черноморское побережье было зонировано на четыре кластера. В кластер с очень сильным антропогенным воздействием (42-46 баллов) входят Неклиновский и Каневской районы, а также город Новороссийск. В Неклиновском районе это связано, прежде всего, с высокой сельскохозяйственной и промышленной нагрузкой (г. Таганрог).
Каневской район - крупнейший сельскохозяйственный район Кубани с развитым перерабатывающим комплексом. Новороссийск отличается высокой промышленной нагрузкой и большой плотностью населения, т.е. с мощным антропогенным давление на прибрежные экосистемы.
Сильным антропогенным воздействием (37-41 баллов) характеризуются, городской округ Сочи и Славянский район. Такая высокая нагрузка Славянского района обусловлена, прежде всего, сельскохозяйственной деятельностью, а г. Сочи рекреационной, транспортной, промышленной и демографической нагрузкой.
В кластер со средним уровнем антропогенного воздействия (32-36 баллов) входят Азовский, Ейский, Темрюкский, Туапсинский районы, а также городской округ Анапа. В Азовском, Ейском, Темрюкском районах антропогенное воздействие обусловлено сельскохозяйственной деятельностью, а в Туапсинском районе и Анапе высокими показателями промышленной, транспортной, а также рекреационной нагрузкой.
В кластер со слабым антропогенным воздействием (26-31 баллов) вошли Щербиновский и Приморско-Ахтарский районы, а также городской округ Геленджик. В пределах территории Щербиновского и Приморско-Ахтарского районов антропогенная нагрузка связана с сельскохозяйственным производством. Промышленность представлена в основном отраслями по переработке сельскохозяйственного сырья. В Геленджике основную нагрузку дает курортно-туристский комплекс.
Немаловажную роль в оценке антропогенной нагрузки на территорию и планировании стратегического развития районов играет совместимость деятельности, ведущейся в районах. Интересы многих из них перекрываются или конфликтуют между собой, например, рекреации и аквакультуры с одной стороны и добычи и транспортировки нефти с другой.
Таблица 1 Матрица взаимовлияния (совместимости) основных видов деятельности [7]
Коммунальное водоотведение Развитие портов, судоходство 5 о о Й о 6 Туризм, рекреация Сельское х-во Аквакультура Рыболовство Сохранение природных экосистем Защита берегов Добыча нефти
Коммунальное 0/0 0/0 -/- 0/0 -/0 0/- 0/- 0/0 0/0
водоотведение
Развитие портов, 0/0 +/+ +/+ 0/0 0/0 0/- 0/- +/- +/+
судоходство
Промышленность 0/0 +/+ 0/- 0/0 -/0 0/- 0/- 0/0 0/+
Туризм, рекреация -/- +/+ -/0 0/0 0/0 -/0 -/+ +/0 -/-
Сельское х-во 0/0 0/0 0/0 0/0 -/0 0/0 0/- 0/0 0/0
Аквакультура 0/- 0/0 0/- 0/0 0/- 0/0 0/- +/- -/-
128
Рыболовство -/0 -/0 -/0 0/- 0/0 0/0 +/- I 0/0 -/-
Сохранение природных -/0 -/0 -/0 0/0 -/0 -/0 -/+ ■ +/+ -/-
экосистем
Защита берегов 0/0 0/+ 0/0 0/+ 0/0 -/+ 0/0 +/+ 0/0
Добыча нефти 0/0 +/+ +/0 -/- 0/0 -/- -/- -/- | 0/0
Благодаря подобному анализу можно выделить критические субрегионы, где наиболее неустойчивая ситуация, т.е. сочетание взаимоисключающих, а иногда и даже антогонирующих видов деятельности. По матрице взаимовлияния основных видов хозяйственной деятельности был проведен анализ совместимости деятельности исследуемых территорий. Выявлены следующие виды взаимодействия: +/+ взаимное стимулирование; +/0 комменсализм, одностороннее стимулирование; 0/0 нейтрализм; -/0 аменсализм, односторонний ущерб; -/- конкуренция, взаимные помехи; +/- антагонизм, вытеснение.
По данным таблицы 1 можно судить о влиянии друг на друга той или иной хозяйственной деятельности. Взаимно стимулируют друг друга развитие портов и промышленность, однако комменсализм характерен для портов и рекреации, что можно наблюдать в таких районах как Неклиновский, Темрюкский, Туапсинский и в наибольшей степени в Новороссийске. Многие виды деятельности по отношению друг к другу нейтральны, и их сочетания не опасны для окружающей среды (например, развитие сельского хозяйства с одной стороны и портов с другой, а также туризм и сохранение природных экосистем). На побережье южных морей России присутствуют ООПТ, которые имеют международный (Рамсарские водноболотные угодья международного значения «Приморско-ахтарская система озер», «Ахтанизовская система лиманов», «Группа лиманов между рекой Кубань и рекой Протокой», «Ахтаро-Гривенская система лиманов»), федеральный (Сочинский национальный парк, заказники: Сочинский, Приазовский, Тамано-Запорожский и Красная горка, курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной охраны городов-курортов Анапы, Геленджика, Сочи) и региональный статус (Водно-болотные угодья: «Таманский и Динской заливы Черного моря», «Анапские плавни», «Новороссийская бухта», природный парк «Донской» 12 заказников, 407 памятников природы, 3 территории курортов краевого значения (Ейск, Горячий Ключ, Туапсинский район) [2].
Состояние берегов Российского сектора Черного и Азовского морей в целом можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В настоящее время значительная часть берегов поражена различного рода экзогенными процессами: абразионными, оползневыми, обвально-оползневыми и др. На многих участках достигнуто такое состояния, при котором берега не могут быть восстановлены за счет естественных процессов. Анализ показал, что не все реализованные методы берегозащиты являются достаточно эффективными. Учитывая благоприятные климатические условия, любой вариант берегозащитных мероприятий должен разрабатываться с учетом перспективного расширения курортно-санаторного использования берега в будущем [3, 5]. Нейтрализм можно наблюдать во всех исследуемых районах.
Также на исследуемой территории присутствует аменсализм: при развитии деятельности по сохранению экосистем наносится ущерб портовому хозяйству, промышленности, сельскому хозяйству, аквакультуре. Чтобы сохранить тот или иной природный комплекс нужно ограничить на него вредные воздействия, что и происходит, к примеру, в Ейском и Туапсинском районе, а также в г. Новороссийске. Конкурируют между собой туризм и коммунальное водоотведение, что можно наблюдать в крупных промышленных городах. Однако в Краснодарском крае износ объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения и канализации составляет более 70%, а также имеет место сложная структура групповых водоводов, что само по себе несет опасность для всех видов морехозяйственной деятельности. И высшая степень несовместимости - это антагонизм (предприятия по защите природных экосистем вытесняют рыболовство, а защита берегов - аквакультуру), что в большей степени можно наблюдать в городском округе Сочи [7].
Таким образом, разработанный алгоритм позволил выполнить оценку и районирование Азово-Черноморского побережья по уровню антропогенного воздействия. Данные исследований необходимо учитывать при разработке схем территориального и стратегического планирования, социально-экономического развития приморских регионов и разработке превентивных мероприятий по снижению уровня антропогенного воздействия и ликвидации конфликтов интересов видов хозяйственной деятельности.
Литература
1. Архипова О.Е., Беспалова Л.А., Ивлиева О.В. Влияние геоморфологических характеристик на рекреационную значимость берегов. Оценка рекреационного потенциала. Экология. Экономика. Информатика. Материалы XXXIX конференции «Математическое моделирование в проблемах рационального природопользования (6-11 сентября 2011 г.). Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2011.С. 395-399).
2. Водно-болотные угодья России / Под общ. ред. В. Г. Кривенко. - М.: Изд. Wetlands International Global Series No3, 2000. - Т. 3. Водно-болотные угодья, внесенные в Перспективный список Рамсарской Конвенции. - 490 с.
3. Ивлиева О.В., Беспалова Л.А., Ивлиев П.П. Современные береговые процессы Таганрогского залива // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. №5, 2010. С. 107-110.
4. Коробов В.Б. О методологии построения шкал для классификации природных объектов на основе балльных оценок.// Проблемы региональной экологии. - 2002.- №4. - С. 99-108
5. Косолапов А.Е., Дандара Н.Т., Беспалова Л.А., Ивлиева О.В и др. Таганрогский залив Азовского моря: современное состояние и проблемы природопользования: монография. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2012. - 556 с.
6. Краснодарский край 2010: Статистический сборник// Краснодарстат-Краснодар, 2010.
7. Кропянко Л.В., Беспалова Л.А. Оценка Воздействия городов на приморские экосистемы юга России с использованием ГИС-технологий. /Естественные и технические науки. №6, 2010. С. 59-68.
8. Кропянко Л.В., Сапрыгин В. Применение современных информационных технологий для изучения видов хозяйственной деятельности и антропогенного давления на акватории южных морей // актуальные проблемы географии новой России. - СПб: Факультет географии и геоэкологии СПбГУ, 2008. - с. 260-266.
9. Социально-экономическое положение городских округов и муниципальных районов Ростовской области: Стат. сб./ Ростовстат-Ростов-н/Д, 2010.
129