Научная статья на тему 'Некоторые проблемные аспекты федеративной формы государственного устройства на примере Российской федерации'

Некоторые проблемные аспекты федеративной формы государственного устройства на примере Российской федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
405
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЦИЯ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИЗНАК / СУБЪЕКТЫ / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Володченко Виктория Сергеевна, Ланцова Дарья Сергеевна, Метельницкая Татьяна Алексеевна, Пыхтина Марина Геннадьевна

В данной статье исследуется путь становления существующего государственного устройства Российской Федерации на различных этапах истории. А также рассматриваются проблемы федераций, образованных по национально-территориальному признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемные аспекты федеративной формы государственного устройства на примере Российской федерации»

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ

ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 "2 "I

Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Метельницкая Т.А. ,

Пыхтина М.Г.4

1 Володченко Виктория Сергеевна - студент;

2Ланцова Дарья Сергеевна - студент;

Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент; 4Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии,

предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в данной статье исследуется путь становления существующего государственного устройства Российской Федерации на различных этапах истории. А также рассматриваются проблемы федераций, образованных по национально-территориальному признаку. Ключевые слова: федерация, Российская Федерация, путь становления, национально-территориальный признак, субъекты, форма государственного устройства.

Российская Федерация, как и другие государства, имеет свое административно-территориальное устройство, а именно относится к числу федеративных государств. В первую очередь это закреплено в ее конституции: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1]. Также Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы федеративного устройства:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации;

- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Можно сказать, что Российская Федерация является ярким примером федеративного государства, которому присущи все основные признаки федерации, а также свои собственные уникальные черты.

На сегодняшний день Российская Федерация состоит из 85 субъектов, которые наделены определенной компетенцией и на которые распространяется суверенитет государства. В нашей стране в соответствии со ст. 5 КРФ существуют 3 типа субъектов. Первый тип - национально-государственные образования, к нему относятся республики. Второй тип -административно-территориальные образования,

включающие края, области, города федерального значения. Третий тип - смешанный, под определение которого попадают автономные округа и автономная область. Следовательно, Российская Федерация относится к числу стран, в которых присутствую все три принципа выделения субъектов: национально-государственный, административно -территориальный и смешанный принципы.

История показала, что федерации, образованные по национально-территориальному признаку рано или поздно сталкиваются с рядом проблем. Российская Федерация в этом плане не исключение. Доказательством тому служит, например, то, что в 80-е и 90-е годы возникали различные конфликты, порожденные непродуманной территориальной политикой СССР. К числу таковых можно отнести ситуацию с Нагорным Карабахом между Арменией и Азербайджаном, ситуацию вокруг непризнанной Приднепровской республики, ситуацию попытки отделения от Грузии республик Абхазия и Южная Осетия. В качестве примера произошедшего непосредственно на территории уже Российской Федерации можно выделить вспыхнувшие в 1991 году конфликты между жителями Северной Осетии и Ингушетии.

Однако в противовес вышеуказанным фактам стоит отметить, что в многонациональных государствах, каковой является Российская Федерация (около 150 национальностей), федеративная форма является решением национальной проблемы сохранения единства и территориальной целостности страны.

Нельзя сказать, что форма государственного устройства определяется с момента образования государства и остается неизменной на протяжении его существования. Форма государственного устройства определенной страны может меняться в ходе его развития, как по сущности, так и по содержанию. Российская Федерация имеет свою историю, в которой прослеживается, что ее форма территориального устройства также не является неизменной, она развивается, находится в динамике.

Начнем с сущностного аспекта. До 1917 года Российская Империя была унитарным государством, некоторые образования в которой обладали расширенными правами, но, тем не менее, в государстве присутствовала жесткая централизация. После октябрьской революции 1917 года в стране произошел всплеск национального самосознания, и новая власть провозгласило лозунг: «Право нации на самоопределение вплоть до отделения». В итоге Россия после этого по форме государственного устройства стало федерацией, но на тот момент только формально, так как многие институты власти сохраняли свой унитарный характер. Конституция РСФСР 1978 года ст. 6 устанавливало руководящую роль КПСС, что делало фактически невозможным разграничение предметов ведения между центральными и местными органами власти. В 1990 году с принятием «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» стал вопрос о реформировании федеративных отношений, чтобы придать им не только формальный, но и реальный характер. Полное закрепление федеративной формы государственного устройства нашей страны произошло с принятием действующей Конституции Российской Федерации [2].

Содержательный аспект показывает не то, как одна форма государственного устройства сменялась другой, а каким образом происходили изменения в федеративном государстве. В 1993 году в составе России находилось 89 субъектов. В период с 2005 по 2007 года было упразднено 6 автономных округов. Часть из них объединили с другими субъектами, другие автономные округа влились в состав субъектов, на территории которых они существовали. По итогу таких преобразований Российская Федерация стала включать в себя 83 субъекта. В 2014 году в составе Российской Федерации появилось два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Из этого следует, что и внешнеполитические, и внутригосударственные причины приводят к тому, что форма государственного устройства может постоянно изменяться по своему содержанию.

В заключении к данному вопросу, хочется отметить, что Российская Федерация прошла свой путь становления существующего государственного устройства. И хотя сейчас она имеет некоторые особенности, но основы Российского федерализма принципиально схожи с основами федерализма других стран.

Список литературы

1. Конституция РСФСР, принята 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution. garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/ (дата обращения: 23.08.2019).

2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //constitution. garant.ru/act/base/10200087/ (дата обращения: 23.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.