НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 "2 "I
Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Метельницкая Т.А. ,
Пыхтина М.Г.4
1 Володченко Виктория Сергеевна - студент;
2Ланцова Дарья Сергеевна - студент;
Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент; 4Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии,
предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в данной статье исследуется путь становления существующего государственного устройства Российской Федерации на различных этапах истории. А также рассматриваются проблемы федераций, образованных по национально-территориальному признаку. Ключевые слова: федерация, Российская Федерация, путь становления, национально-территориальный признак, субъекты, форма государственного устройства.
Российская Федерация, как и другие государства, имеет свое административно-территориальное устройство, а именно относится к числу федеративных государств. В первую очередь это закреплено в ее конституции: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [1]. Также Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы федеративного устройства:
- государственная целостность;
- единство системы государственной власти;
- разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации;
- равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.
Можно сказать, что Российская Федерация является ярким примером федеративного государства, которому присущи все основные признаки федерации, а также свои собственные уникальные черты.
На сегодняшний день Российская Федерация состоит из 85 субъектов, которые наделены определенной компетенцией и на которые распространяется суверенитет государства. В нашей стране в соответствии со ст. 5 КРФ существуют 3 типа субъектов. Первый тип - национально-государственные образования, к нему относятся республики. Второй тип -административно-территориальные образования,
включающие края, области, города федерального значения. Третий тип - смешанный, под определение которого попадают автономные округа и автономная область. Следовательно, Российская Федерация относится к числу стран, в которых присутствую все три принципа выделения субъектов: национально-государственный, административно -территориальный и смешанный принципы.
История показала, что федерации, образованные по национально-территориальному признаку рано или поздно сталкиваются с рядом проблем. Российская Федерация в этом плане не исключение. Доказательством тому служит, например, то, что в 80-е и 90-е годы возникали различные конфликты, порожденные непродуманной территориальной политикой СССР. К числу таковых можно отнести ситуацию с Нагорным Карабахом между Арменией и Азербайджаном, ситуацию вокруг непризнанной Приднепровской республики, ситуацию попытки отделения от Грузии республик Абхазия и Южная Осетия. В качестве примера произошедшего непосредственно на территории уже Российской Федерации можно выделить вспыхнувшие в 1991 году конфликты между жителями Северной Осетии и Ингушетии.
Однако в противовес вышеуказанным фактам стоит отметить, что в многонациональных государствах, каковой является Российская Федерация (около 150 национальностей), федеративная форма является решением национальной проблемы сохранения единства и территориальной целостности страны.
Нельзя сказать, что форма государственного устройства определяется с момента образования государства и остается неизменной на протяжении его существования. Форма государственного устройства определенной страны может меняться в ходе его развития, как по сущности, так и по содержанию. Российская Федерация имеет свою историю, в которой прослеживается, что ее форма территориального устройства также не является неизменной, она развивается, находится в динамике.
Начнем с сущностного аспекта. До 1917 года Российская Империя была унитарным государством, некоторые образования в которой обладали расширенными правами, но, тем не менее, в государстве присутствовала жесткая централизация. После октябрьской революции 1917 года в стране произошел всплеск национального самосознания, и новая власть провозгласило лозунг: «Право нации на самоопределение вплоть до отделения». В итоге Россия после этого по форме государственного устройства стало федерацией, но на тот момент только формально, так как многие институты власти сохраняли свой унитарный характер. Конституция РСФСР 1978 года ст. 6 устанавливало руководящую роль КПСС, что делало фактически невозможным разграничение предметов ведения между центральными и местными органами власти. В 1990 году с принятием «Декларации о государственном суверенитете РСФСР» стал вопрос о реформировании федеративных отношений, чтобы придать им не только формальный, но и реальный характер. Полное закрепление федеративной формы государственного устройства нашей страны произошло с принятием действующей Конституции Российской Федерации [2].
Содержательный аспект показывает не то, как одна форма государственного устройства сменялась другой, а каким образом происходили изменения в федеративном государстве. В 1993 году в составе России находилось 89 субъектов. В период с 2005 по 2007 года было упразднено 6 автономных округов. Часть из них объединили с другими субъектами, другие автономные округа влились в состав субъектов, на территории которых они существовали. По итогу таких преобразований Российская Федерация стала включать в себя 83 субъекта. В 2014 году в составе Российской Федерации появилось два новых субъекта: Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Из этого следует, что и внешнеполитические, и внутригосударственные причины приводят к тому, что форма государственного устройства может постоянно изменяться по своему содержанию.
В заключении к данному вопросу, хочется отметить, что Российская Федерация прошла свой путь становления существующего государственного устройства. И хотя сейчас она имеет некоторые особенности, но основы Российского федерализма принципиально схожи с основами федерализма других стран.
Список литературы
1. Конституция РСФСР, принята 12 апреля 1978 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://constitution. garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/ (дата обращения: 23.08.2019).
2. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //constitution. garant.ru/act/base/10200087/ (дата обращения: 23.08.2019).