3. Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2018 г. № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год». // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2018.
4. Адова И.Б. Социально-экономическая сущность вознаграждения персонала как предмета управления в организации // Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2010. № 2. С. 30-41.
5. Анисимов А.Л. Основание возникновения трудовых отношений и их юридическое толкование // Ленинградский юридический журнал, 2010. № 4. С. 80-90.
6. Давыдова Е.Ю., Безяева О.И. Проблема безработицы в современной России // Территория науки, 2014. № 1. С. 6974.
7. Данные судебной статистики // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://,^№^сёер.ги/тёех.рЬр?1ё=79/ (дата обращения: 09.03.2019).
ОСОБЕННОСТИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА
1 "2 "I
Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Метельницкая Т.А. ,
Пыхтина М.Г.4
1 Володченко Виктория Сергеевна - студент;
2Ланцова Дарья Сергеевна - студент; Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент; 4Пыхтина Марина Геннадьевна - студент, кафедра сервиса, факультет технологии,
предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в данной статье раскрывается федерация с точки зрения территориального устройства. А также рассматриваются признаки, которые отличают федерацию
от иных форм государственно-территориального устройства.
Ключевые слова федерация, субъекты федерации, государственно-территориальное устройство,
суверенность.
Федерация всегда предполагает сложное территориальное устройство, государство в таком случае имеет в своем составе иные государственные образования, именуемые субъектами. Субъекты федерации, как и сама федерация, имеют определенный спектр полномочий исключительно в своем ведении, также существует группа полномочий, которая относится к их совместному ведению. Любые изменения, связанные с изменением полномочий в обязательном порядке, происходят с согласия соответствующего субъекта. При этом любая деятельность территориальных образований не должна противоречить целям государства, посягать на его целостность и суверенность. В связи с этим они не могут выступать в качестве самостоятельных и независимых субъектов международного права.
А если мы рассмотрим внутреннюю политику, то они могут принимать свои нормативные и правовые акты только на основе и в соответствии с центральным (федеральным) законодательством. Наряду с этим, субъекты федерации всегда обладают некоторыми элементами суверенитета: свое законодательство, свои органы государственной власти, своя судебная система и т.д. Это позволяет говорить о подобных субъектах как о государственных образованиях [1]. Стоит также уточнить, что суверенитет субъектов федерации не является полным, а значит, такие образования не являются государствами в собственном смысле слова.
Рассмотрим признаки, которые отличают федерацию от иных форм государственно-территориального устройства.
Во-первых, федеративное государство не представляет собой единого целого в политико-административной области. Субъекты федерации совместно с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью имеют и
119
выраженную в определенной степени политическую самостоятельность.
Во-вторых, государственный аппарат федерации имеет два уровня: федеральный уровень и уровень субъекта. Также наряду с двумя указанными может существовать и местный уровень государственного аппарата.
Третий признак - возможность двойного гражданства. В данном случае под двойным гражданством мы понимаем возможность получения гражданства определенного субъекта при наличии гражданства федерации, в которую он входит. Такое право должно быть закреплено в Конституции.
В-четвертых, несмотря на то, что в федеративном государстве функционирует единая правовая система, субъекты федерации могут создавать собственную правовую систему, в том числе принимать собственную конституцию. Однако всегда при этом соблюдается принцип субординации, иерархии законов, в соответствии с которым конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать федеральной конституции и не противоречить ей, а законы субъектов не должны противоречить федеральным законам. Данный принцип не исключается и в том случае, если государственное образование желает сохранить конституцию, принятую и действующую на его территории до вступления в федерацию в качестве ее субъекта. Это же касается всех нормативных актов.
В-пятых, субъекты федерации имеют право создавать собственную судебную систему. При этом на федеральном уровне определяется ее порядок организации, процедуры и предмет деятельности, то есть своеобразная модель, образец построения судебной системы субъекта. Как правило, суды федерального уровня либо не рассматривают жалобы на решения судов субъектов, либо рассматривает только в специально установленных случаях.
В-шестых, система налогов в федеративном государстве является двухканальной. Она предусматривает как федеральные налоги, так и налоги субъекта федерации. Все налоги в первую очередь поступают в общефедеральную
казну, после чего их часть может быть передана субъекту федерации. Налоговая система государственных образований не может обладать полной независимостью и самостоятельностью, так как это угрожает целостности государства. Финансовая зависимость является одним из важных элементов, с помощью которого государство подчиняет и контролирует свои субъекты.
В качестве последнего признака федеративного государства хочется отметить разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами. Исходя из практики федеративных государств, можно сказать, что вопрос о разграничении полномочий решается на основе следующих принципов:
- принцип исключительной компетенции федерации;
- принцип совместной компетенции;
- принцип трех сфер полномочий [2].
Таким образом, федерация предполагает единое, но условно делимое государство. При этом субъекты федерации объединены в неделимое государство, как правило, на добровольной основе. Разграничения полномочий между центральной и местной властью четко прописаны в законодательных актах. А также можно отметить отличительные признаки федерации в следующих областях: гражданство, система права, судебная система, налоговая система.
Список литературы
1. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник.
Саратов, 2011. С. 115-116.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для
юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.
С. 92.