Шарифов Шарифджон Джумаевич,
соискатель ТГУПБП Абдуллоева Адолатжон Толибджоновна,
соискатель кафедры мировой экономики ТГУПБП
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ СЕЛЬСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ
Общественные перемены последнего десятилетия кардинально изменили политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, и миллионы людей стали вынужденными мигрантами. В отличие от развитых стран, переживших миграционный бум и не связанных с постоянной иммиграцией, Республика Таджикистан столкнулась с интенсивными миграционными потоками в условиях, когда ее экономическая база оказалась в кризисном состоянии.
Последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической и других. Более того, эти последствия имеют и позитивный и негативный характер, становясь, таким образом, источником конфликтов. Все это определяет актуальность изучения проблем политико-правового регулирования миграции. В Республике Таджикистан после распада Советского Союза активно развивается трудовая миграция, причиной чего является увеличение безработицы и низкий уровень социальной обеспеченности населения.
Проживающее в сельской местности население, составляющее большую часть населения республики (67% от общей численности),1 рационально не вовлечено в воспроизводственный процесс, в результате чего происходит вынужденная трудовая миграция.
В современных условиях, когда в республике активно проводятся агро-экономические реформы, динамичное развитие инфраструктуры сельского хозяйства становится крайне необходимым. Также отметим, что повышение роли развития сельскохозяйственной инфраструктуры в решении задач аграрной экономики, в преодолении социально-экономических различий обусловливает необходимость совершенствования механизма функциони-
1Таджикистан: 20 лет государственной независимости /Статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2011, с.71.
рования рынка труда и ставит перед экономической теорией задачу решения новых проблем.
Результаты проведенных нами экономических и социологических исследований в различных районах Согдийской области позволили определить некоторые причины возникновения вынужденной трудовой миграции в этом регионе.
Во-первых, в ходе реформы в экономике республики, в том числе и в сельском хозяйстве, произошли существенные изменения. Реформа в сельском хозяйстве основывалась на передаче земли в руки крестьянина. Согласно Земельному кодексу, концепция этой реформы состоит в бесплатной передаче земли бывшим работникам колхозов и совхозов. Однако крестьяне не располагают иными факторами производства, за исключением земли (т.е. выделенных земельных участков). В этих условиях они не смогли организовать самостоятельную хозяйственную деятельность и, отказываясь от членства в дехканских (фермерских) хозяйствах, совершили вынужденную трудовую миграцию.
Во-вторых, низкий уровень доходов населения также послужил причиной увеличения количества трудовых мигрантов в Республике Таджикистан. По данным некоторых исследований, в 2007-2009 гг. более 50% населения республики имели низкий уровень доходов, не позволявший им преодолеть порог бедности.1 Как показывает опыт практической работы различных форм хозяйствования, спад уровня жизни населения является одной из причин того, что социальным аспектам стимулирования сельхозпроизводителей не уделяется должного внимания. Именно отсутствие мотивационного механизма на конечные результаты работы отрасли, отвечающего в полной мере законам рыночной экономики, становится препятствием улучшения социальных условий жизни в сельской местности. Основная часть сельского населения в настоящее время практически не имеет достаточного дохода, чтобы приобрести продовольственные товары для обеспечения собственных потребностей. При этом 98,9% доходов используется на продовольственные товары.2 Потребление пищи в день на душу населения в 2010 году составляло 2196 к/калорий при установленной норме 2249.3
В-третьих, низкий уровень заработной платы и натурализация труда в сельском хозяйстве не устраивали работников данной отрасли. В определенный период времени, при переходе к рынку, в аграрном секторе образовались крупные акционерные общества, в которых каждый труженик имел
1 Стратегия сокращения бедности РТ на 2007-2009. - Душанбе, 2007, с.8.
2Таджикистан: 20 лет государственной независимости / Статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2011, с.221.
3 Указ. раб, с.222.
свою долю, а затем коллективные дехканские (фермерские) хозяйства. В этих условиях произошла натурализация труда в сельском хозяйстве, и в результате эффективность трудовых ресурсов приобрела тенденцию к снижению.
Несмотря на вышесказанное, работники аграрного сектора продолжают вести свою деятельность при достижении их доходов, по крайней мере, уровня прожиточного минимума.
Кроме того, следует отметить, что АПК должен обеспечивать физическую и экономическую доступность населения и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности к продовольствию и сырью. Так, создание условий для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства населения предполагает обеспечение его качественным продовольствием для достижения должного уровня качества жизни. Физическая доступность означает наличие продовольствия в том объёме и в той структуре, которые необходимы для удовлетворения платёжного спроса населения. А экономическая доступность заключается в способности приобретать требуемое количество качественного продовольствия с учётом уровня своего дохода.
Как известно, К. Маркс и В.И. Ленин, анализируя развитие сельского хозяйства капитализма, отмечали, что стоимость (цена) продукции сельского хозяйства определяется на основе общественных затрат труда на худших по плодородию землях.1
В действительности процесс труда в сельском хозяйстве связан с характером использования земель. Кроме того, земля как средство труда имеет ограничение. Она, как объект хозяйствования, принадлежит обособленным трудовым коллективам и имеет разный уровень плодородности и расположена на различных территориях. Те хозяйства, которые находятся на лучших по плодородию землях, смогли сохранить стабильный производственный оборот. Следовательно, возникают различия в уровне затрат и производства, т.е. хозяйства, которые находятся в худших условиях, окупают свои затраты и получают низкую прибыль. Это неизбежно в современном обществе, потому что возвышение общественных потребностей вынуждает субъекты экономики использовать не только лучшие по плодородию земли, но и худшие условия производства.
Совершенствование производительных сил требует повышения роли средств производства и труда, что достижимо за счет повышения их качества и применения новой техники и технологий. Осуществление данных условий невозможно без привлечения значительных инвестиций, источником которых могут стать средства, пересылаемые трудовыми мигрантами.
1 Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма / www.communi.ru.
Таким образом, в условиях переходной экономики государство должно принимать необходимые меры для улучшения социального положения трудовых мигрантов Таджикистана. Оно должно разрабатывать гибкую эмиграционную политику и способствовать сокращению эмиграции, учитывая следующие обстоятельства:
- организацию льготных денежных переводов;
- усиление реорганизации аграрного сектора, чтобы она способствовала возникновению новых рабочих мест;
- развитие мелкого предпринимательства, в частности в сфере переработки продукции сельского хозяйства.
Большинство современных теорий гласит о том, что миграция выгодна как для принимающих стран, так и для стран выезда. Западные исследования показывают, что миграция практически не оказывает негативного влияния на уровень безработицы и на уровень оплаты труда в принимающих странах.1 Американские ученые, используя неоклассическую методологию, основанную на оценке соотношения «выгод и потерь» от миграции, утверждают, что общая выгода от либерализации миграционного режима будет примерно в 25 раз выше, чем эффект от либерализации международной торговли и финансовых потоков.2
Однако в действительности реальные последствия миграции не столь однозначны, и это порождает противоречивое отношение к ней разных политических и экономических факторов и общественности.
Следует отметить, что проблема трудовой миграции обозначилась в нашей республике в конце 90-х годов ХХ века, когда в Таджикистане установились мир, спокойствие и было возвращено около 1 млн. беженцев и вынужденных мигрантов. Только в 2011 году количество трудовых мигрантов из Таджикистана в Российскую Федерацию составляло свыше 900 тыс. человек. К сожалению, значительное их количество по вине работодателей выпадают из правового поля и по причине своего нелегального статуса лишаются социальных гарантий.
Данные проведенного нами опроса прибывших из Российской Федерации мигрантов показывают, что расхожее мнение о мигрантах как «дешевой рабочей силе» в значительной мере является стереотипом, не всегда
1 Haisken-DeNew P. and Zimmerman K.F., "Wage and mobility effects of trade and migration", CEPR Discussion Paper 1318, London 1995; Herbert Brucker, The Employment Impact of
Immigration: a Survey of European Studies, 2002.
2
Rodrik, D. Feasible Globalizations, Kennedy School of Government, Working Paper Series RWPO 2029, July. 2002 цнтатапо: World Migration: Costs and Benefits of International Migration. IOM.2005, p. 164.
имеющим под собой реальную основу. Средняя зарплата мигрантов действительно несколько ниже. Однако разрыв не столь велик, чтобы говорить о дешевых трудовых ресурсах. Он во многом связан со структурными моментами: уровень квалификации мигрантов ниже, они сосредоточены в низовых секторах рынка труда, практически не работают в наиболее высокооплачиваемых сферах экономики (финансовой, энергетической, управленческой и т.п.).
Только половина опрошенных мигрантов считает условия, в которых она трудится, нормальными. Хотя надо отметить, что их представление о норме существенно отличается от законодательно установленных стандартов. Так, большинство мигрантов считает нормальной 60-часовую рабочую неделю. Самыми распространенными нарушениями трудовых норм являются, по их мнению, чрезмерная продолжительность рабочего времени, повышенная интенсивность труда, плохие условия (холод, грязь и т.п.).
Только 10% мигрантов имеют возможность получить оплаченный очередной отпуск и 16% — оплачиваемый больничный лист. Медицинскую страховку имеют лишь 18% мигрантов. Более половины не имеют никаких гарантий стабильной занятости даже на время действия договора: работодатель может уволить их в любой момент без предупреждения.
Таким образом, трудовая миграция в современных условиях является неотъемлемой частью социально-экономической стабильности Республики Таджикистан. Хотя правовое обеспечение и условия труда для большинства эмигрантов находятся не на должном уровне, они вынуждены осуществлять трудовую деятельность за рубежом. Это можно объяснить двояким образом: во-первых, социальное развитие республики пока не в силах обеспечить население полной занятостью, и во-вторых, эмигрантов, которые адаптировались в условиях зарубежного рынка труда, не устраивает состояние отечественного рынка труда.
Список литературы:
1. Haisken-DeNew P. and Zimmerman K.F., "Wage and mobility effects of trade and migration", CEPR Discussion Paper 1318, London 1995; Herbert Brucker, The Employment Impact of Immigration: a Survey of European Studies, 2002.
2. Rodrik, D. Feasible Globalizations, Kennedy School of Government, Working Paper Series RWPO 2029, July. 2002 цитатапо: World Migration: Costs and Benefits of International Migration. IOM. 2005.
3. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма / www. communi. ru.
4. Стратегия сокращения бедности в РТ на 2007-2009. -Душанбе, 2007.
5. Социально-экономическое положение Республики Таджикистан. - Душанбе, 2010.
6. Таджикистан: 20 лет государственной независимости /Статистический сборник. —Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. 2011.
Ш.Дж Шарифов, А. Т. Абдуллаева
Некоторые причины трудовой миграции сельского населения
Ключевые слова: трудовая миграция, рынок труда, реформа, рыночная экономика, сельское население
В статье рассматриваются некоторые причины возникновения трудовой миграции в аграрном секторе Республики Таджикистан. Авторами на основе анализа статистических данных выявлен низкий уровень социальной обеспеченности сельского населения и делается вывод о необходимости разработки гибкой государственной эмиграционной политики в данных условиях. Предполагается, что в силу низкой квалификации эмигрантов и низкой обеспеченности их социальной защиты в зарубежных странах происходит нарушение прав трудящихся-мигрантов. Авторы на основе теоретического анализа определяют высокий уровень эффекта либерализации миграционного режима.
Sh. Dj. Sharifov, A. T. Abdulloeva Some Reasons for Rural Population's Labour Migration Key words: labour migration, labour market, reform, market economy, rural population
The article dwells on some reasons accounting for labour migration in the agrarian sector of Tajikistan Republic. Designing on the premise of the analyzed statistical data the authors elicit a low level of rural population's social sustenance, they come to the conclusion of the necessity of elaborating a supple state policy concerned with emigrants under the conditions in question. It is supposed that due to low qualification of emigrants and low sustenance on the part of social defense violation of their rights takes place in foreign countries. Proceeding from theoretical analysis the authors define a high level of migrational regime liberalization effect.