Научная статья на тему 'Некоторые подходы к оценке основных характеристик функционирования предпринимательских структур в рекреационном кластере'

Некоторые подходы к оценке основных характеристик функционирования предпринимательских структур в рекреационном кластере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ФАКТОР СЕЗОННОСТИ / RECREATIONAL CLUSTER / ENTERPRISING STRUCTURES / LEVEL OF COMPETITION / INVESTMENT ACTIVITY / THE SEASONAL PREVALENCE FACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева-чернышева Анна Юрьевна

Необходимая информация для управления рекреационным кластером может быть получена на основе оценки характеристик функционирования предпринимательских структур. Основные из них включают коэффициенты концентрации, темпы роста объемов услуг, уровни конкуренции, инвестиционной активности, инновационной активности и зависимости от фактора сезонности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some approaches to the estimation of basic features of enterprising structures functioning in the recreational cluster

The necessary information about the management of recreational cluster can be received on the basis of estimating of features of enterprising structures functioning. The main ones among them include concentration index, rates of growth of joint goods, levels of competition, of investment activity, of innovative activity and the relations on the seasonal prevalence factor.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к оценке основных характеристик функционирования предпринимательских структур в рекреационном кластере»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.48:330.4

А. Ю. Яковлева-Чернышева

Некоторые подходы к оценке основных характеристик функционирования предпринимательских структур в рекреационном кластере

Необходимая информация для управления рекреационным кластером может быть получена на основе оценки характеристик функционирования предпринимательских структур. Основные из них включают коэффициенты концентрации, темпы роста объемов услуг, уровни конкуренции, инвестиционной активности, инновационной активности и зависимости от фактора сезонности.

The necessary information about the management of recreational cluster can be received on the basis of estimating of features of enterprising structures functioning. The main ones among them include concentration index, rates of growth of joint goods, levels of competition, of investment activity, of innovative activity and the relations on the seasonal prevalence factor.

Ключевые слова: рекреационный кластер, предпринимательские структуры, уровень конкуренции, инвестиционная активность, фактор сезонности.

Key words: recreational cluster, enterprising structures, level of competition, investment activity, the seasonal prevalence factor.

Одной из основных особенностей деятельности предпринимательских структур в рекреационной системе является комплексный характер формирования рекреационных услуг, который приводит к необходимости тесного и разнообразного межотраслевого взаимодействия, объединяющего и стимулирующего развитие организаций, функционирующих в целом ряде отраслей экономики.

По нашему мнению, межотраслевые взаимодействия, происходящие в совокупности предпринимательских структур, функционирующих в рекреационной системе, создают предпосылки для возникновения и развития рекреационного кластера (РК).

Изучение и обобщение научной литературы показывает, что кластеры рассматриваются с трех основных точек зрения, а именно:

1) как регионально ограниченные формы экономической активности в определенных секторах экономики, зачастую привязанные к научно-исследовательским учреждениям;

2) вертикально интегрированные производственные цепочки (например: «поставщик - производитель - продавец - потребитель»);

3) высокоагрегированные отрасли или секторы экономики.

Исходя из третьего подхода, существуют агропромышленные,

автомобильные, строительные, туристские и другие виды кластеров, классифицируемые, в первую очередь, по признаку принадлежности к определенному сектору или отрасли экономики. На наш взгляд, с этих позиций также можно говорить о существовании рекреационных кластеров.

С учетом имеющихся в науке подходов, можно сформулировать следующее определение РК.

Рекреационный кластер - это группа географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, объединенных в технологическую цепочку оказания и реализации рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями и т. д.

Формирование РК, основанного на межотраслевом взаимодействии предпринимательских структур в рекреационной системе, позволяет преодолеть их инерционность, замкнутость на внутренних проблемах, повысить адаптивность их поведения; содействует росту конкурентоспособности, инвестиционной и инновационной активности, более интенсивному обмену информацией, взаимодействию и взаимной поддержке между отраслями. В связи с этим, на современном этапе представляется актуальным целенаправленное формирование и управление развитием РК в рекреационной системе.

Одним из необходимых условий эффективного управления РК является обеспечение органов управления аналитической информацией, раскрывающей состояние и тенденции его развития. Такая информация может быть получена, в частности, на основе аналитической оценки основных характеристик функционирования предпринимательских структур в РК. По нашему мнению, к таким характеристикам относятся коэффициенты концентрации, темпы роста объемов услуг, уровни конкуренции, инвестиционной активности, инновационной активности и зависимости от фактора сезонности.

Кроме того, осуществление оценки предполагает выбор в качестве объекта анализа тех участников РК, деятельность которых наиболее существенна с точки зрения оказываемых в кластере рекреационных услуг.

Исходя из вышеизложенного, проведем оценку основных характеристик функционирования предпринимательских структур, являющихся участниками Азово-Черноморского рекреационного кластера.

Азово-Черноморский РК локализован в курортнорекреационных районах, расположенных на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края. Результаты проведенных автором исследований показывают, что к главным участникам АзовоЧерноморского РК относятся санаторно-курортные организации, специализированные учреждения отдыха (в том числе турбазы), гостиницы, организации общественного питания, а также организации отдыха, развлечений, культуры и спорта.

Для расчета коэффициентов концентрации и темпов роста объемов услуг по перечисленным видам предпринимательских структур используем статистические данные за 2006-2009 гг. по отраслям и секторам экономики города Сочи, который является наиболее развитым курортно-рекреационным районом локализации АзовоЧерноморского РК [2; 3; 4; 5].

На основе этих данных проведем позиционирование основных видов предпринимательских структур, участвующих в АзовоЧерноморском РК.

В этих целях, по нашему мнению, могут использоваться адаптированные применительно к данному исследованию приемы портфельного анализа, представленные в работе А.А.Томпсона и А.Дж. Стрикленда [6]. На основании расчета показателей «темп роста» и «коэффициент концентрации», результаты которого представлены в табл. 1, построим матрицу (рис. 1).

Таблица 1

Показатели для построения матрицы «темп роста - коэффициент концентрации»*

Виды предпринимательских структур Коэффициент концентрации, % Темп роста, % Объем услуг, млн руб.

Санаторно-курортные организации 13,0 110,2 7 455,1

Специализированные учреждения отдыха, турбазы 3,1 117,5 1 771,7

Гостиницы 2,1% 105,3% 1 187,7

Организации общественного питания 1,5% 106,9% 852,7

Организации отдыха, развлечений, культуры и спорта 1,7% 122,8% 976,5

* Рассчитано автором.

125

115 <3 110 о 105 Ц 100 8

95 90

16,0 14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

коэффициент концентрации, %

9 1. санаторно-курортные организации О 2. специализированные учреждения отдыха, турбазы О 3. гостиничные организации

о

У 1

Рис. 1. Матрица «темп роста - коэффициент концентрации»

Каждый из рассматриваемых видов предпринимательских структур фигурирует в матрице из четырех ячеек в виде круга, причем размер круга отражает долю его дохода в совокупном объеме услуг.

Проведем разделительные границы:

• между высоким и низким темпами роста объемов услуг - в зависимости от темпов роста в соответствующих отраслях и секторах экономики России в среднем за 2005-2009 гг. [9].

• между высоким и низким уровнем концентрации - на среднем уровне для рассматриваемых видов предпринимательских структур.

Таким образом, в результате построения матрицы выявляются четыре группы предпринимательских структур в Азово-

Черноморском РК.

Наибольший уровень доходов в РК приносят санаторнокурортные организации, которые оказались на границе левого верхнего и нижнего квадратов. В левом верхнем квадрате матрицы находятся виды предпринимательских структур, занимающие

доминирующее положение с учетом не только доли рынка, но и темпов роста. Управление их развитием зачастую требует значи-

тельных финансовых вливаний и поддержки, поэтому основные инвестиции должны быть направлены в эти предпринимательские структуры, так как именно они составляют основу конкурентоспособности РК.

В левом же нижнем квадрате расположены виды предпринимательских структур, которые благодаря высокой относительной доле рынка имеют большой объем продаж. Они являются важными генераторами дохода в РК.

Таким образом, санаторно-курортные организации приносят существенную часть доходов Азово-Черноморского РК, однако испытывают потребность в привлечении инвестиционных ресурсов извне.

В правом верхнем квадрате расположены специализированные учреждения отдыха, а также организации отдыха, развлечений, культуры и спорта. С одной стороны, быстрые темпы роста делают их привлекательными, но низкая доля на рынке вызывает сомнения в их возможности конкурировать с аналогичными предпринимательскими структурами.

Поскольку предпринимательские структуры такого рода могут требовать крупных инвестиций для поддержания и еще большего ускорения высоких темпов роста, возможны два варианта управления их развитием:

• агрессивная стратегия инвестирования и расширения, использование возможностей быстрого роста;

• отказ от развития этого вида предпринимательских структур в случае, когда издержки, связанные с расширением мощностей и завоеванием доли на рынке, перевешивают потенциальную отдачу.

Виды предпринимательских структур с низкой относительной долей на рынке и невысокими темпами роста расположены в правом нижнем квадрате.

В нашем случае к ним относятся гостиницы и организации общественного питания. Как правило, перспективы роста таких предпринимательских структур неопределенны, а позиции на рынке неустойчивы. В подобных случаях рекомендуется применять стратегию отказа или ликвидации.

Однако, на наш взгляд, при проведении анализа следует учитывать, что данные официальной статистики существенно искажены в силу наличия теневого сектора в сферах оказания услуг гостиниц и общественного питания. В связи с этим, заниженными оказываются все три используемых для оценки этих видов предпринимательских структур показателя (объемы услуг, коэффициенты концентрации и темпы роста).

Для более углубленной характеристики особенностей функционирования рассматриваемых видов предпринимательских структур в Азово-Черноморском РК, на наш взгляд, целесообразно проведение оценки уровней конкуренции, инвестиционной активности, инновационной активности и зависимости от фактора сезонности, характеризуемых при помощи соответствующих показателей (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики функционирования предпринимательских структур в рекреационном кластере и показатели их оценки

Характеристики Показатели оценки Формула расчета

Уровень конкуренции Коэффициент конкуренции CQ=1-CRr, где CRr - коэффициент относительной концентрации

Уровень инвестиционной активности Коэффициент инвестиционной активности К=И/ВК, где И - объем инвестиционных расходов предпринимательских структур; ВК - общая сумма капитала, вложенного в деятельность предпринимательских структур

Уровень инновационной активности Коэффициент инновационной активности Киа=КOиа/КOобщ, где КОиа - количество организаций, осуществляющих инновации; КОобщ - общее количество организаций в выборке

Уровень зависимости от фактора сезонности Коэффициент сезонности Ксез=Дн/Дв, где Дн - объемы продаж в период «низкого» сезона; Дв - объемы продаж в период «высокого» сезона

Уровень конкуренции является одной из основных характеристик функционирования предпринимательских структур, поскольку обусловливает необходимость обеспечения их конкурентоспособности. Для определения уровня конкуренции вначале необходимо оценить степень концентрации предпринимательских структур на рынках соответствующих видов рекреационных услуг.

Для оценки степени концентрации используются два основных параметра: количество предпринимательских структур, оказываю-

щих соответствующие виды рекреационных услуг, и распределение их рыночных долей. Степень концентрации тем выше, чем меньше количество предпринимательских структур и чем больше неравномерность в распределении их рыночных долей. И наоборот, уровень конкуренции тем выше, чем больше количество предпринимательских структур одного вида и чем более равномерно распределены их доли на рынке соответствующих услуг.

Существуют различные показатели, используемые для измерения степени концентрации [8]. На наш взгляд, наиболее информативным из них является индекс Герфиндаля-Хиршмана, рассчитываемый как сумма квадратов долей крупнейших предпринимательских структур на рынке данного вида рекреационных услуг:

ННI = 2^2,0 = 1, 2...к). (1)

Индекс, рассчитываемый в долях единицы, принимает значения от 0 до 1. Крайние значения индекса соответствуют теоретическим моделям рыночных структур: 0 - совершенная конкуренция, 1 -100 % монополия. Иначе говоря, чем больше значение индекса, тем выше концентрация.

В соответствии с различными значениями ННI можно выделить три типа рынков рекреационных услуг:

I тип - высококонцентрированные рынки: при 0,2<НН1<1;

II тип - умеренноконцентрированные рынки: при 0,1<НН1<0,2;

III тип - низкоконцентрированные рынки: при НН!<0,1.

На основе индекса Герфиндаля-Хиршмана может быть также рассчитан коэффициент относительной концентрации, равный отношению фактического значения указанного индекса к «идеальному» значению. При этом под «идеальным» значением мы понимаем 0,1 (верхний порог значения показателя для низкоконцентрированного рынка, характеризующегося высоким уровнем конкуренции):

CRr=HHI/0,1, (2)

где CRr - коэффициент относительной концентрации;

НН! - индекс Герфиндаля-Хиршмана.

Тогда высококонцентрированным рынкам будет соответствовать значение коэффициента относительной концентрации в интервале от 2 до 10; среднеконцентрированным рынкам - значение в интервале от 1 до 2; низко концентрированным рынкам - значение ниже 1.

Поскольку низкая концентрация рынка свидетельствует о высоком уровне конкуренции, на наш взгляд, значение коэффициента относительной концентрации ниже 1 может быть интерпретировано

как критерий наличия конкурентной среды, необходимой для развития РК.

Исходя из этого, мы считаем, что для оценки уровня конкуренции целесообразно использовать коэффициент конкуренции, равный разности между 1 и значением коэффициента относительной концентрации:

CQ = 1-CRr. (3)

Тогда значение CQ<0 означает, что рынок, на котором функционирует рассматриваемый вид предпринимательских структур, не является конкурентным, значение CQ в диапазоне от 0 до 1 - признак конкурентного рынка.

Не менее важная характеристика функционирования предпринимательских структур в РК - уровень инвестиционной активности, являющийся индикатором позитивных ожиданий инвесторов относительно текущей и перспективной эффективности деятельности объектов инвестиционных вложений.

Для оценки уровня инвестиционной активности предпринимательских структур возможно использование следующего показателя:

К = И/ВК, (4) где К - коэффициент инвестиционной активности;

И - объем инвестиционных расходов предпринимательских структур за рассматриваемый период;

вК - общая сумма капитала, вложенного в деятельность предпринимательских структур.

Важной характеристикой функционирования предпринимательских структур в РК является также уровень инновационной активности.

В литературе предлагаются различные подходы к оценке уровня инновационной активности. В частности, к ним относится расчет коэффициента инновационности, который равен отношению затрат на НИОКР к годовому объему продаж. Недостатком этого показателя, на наш взгляд, является то, что он в наибольшей мере применим к наукоемким отраслям и секторам экономики. Вместе с тем отнюдь не все инновации в организациях связаны с затратами на НИОКР, поэтому коэффициент инновационности далеко не всегда может быть использован для оценки уровня инновационной активности в предпринимательских структурах.

Часто в дополнение к коэффициенту инновационности предлагается рассчитывать коэффициент Тобина, определяемый как отношение рыночной стоимости акций (рыночной стоимости) компании к балансовой стоимости ее акций (стоимости замещения собственного капитала) [7].

Использование этого показателя исходит из того, что инновационная активность является важным фактором повышения капитализации компаний. По нашему мнению, основной недостаток этого показателя состоит в том, что на рыночную стоимость компании влияет не только указанный фактор.

С учетом изложенного выше, мы предлагаем оценивать уровень инновационной активности предпринимательских структур в РК согласно методологии Росстата, т. е. как отношение числа организаций, осуществляющих инновации хотя бы одного типа (технологические, организационные или маркетинговые), к общему числу обследуемых за определенный период времени организаций по каждому из анализируемых видов предпринимательских структур:

Киа = КОиа/КОобщ,(5)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Киа - коэффициент инновационной активности;

КОиа - количество организаций, осуществляющих инновации;

КОобщ - общее количество организаций в статистической выборке.

Помимо рассмотренных выше характеристик, на наш взгляд, при оценке функционирования предпринимательских структур в РК, необходимо учитывать зависимость от фактора сезонности, негативно влияющего на показатели эффективности их деятельности.

Оценка уровня зависимости от фактора сезонности может быть произведена путем сравнения основных показателей деятельности предпринимательских структур в периоды наивысшей и наименьшей загрузки. Данные статистических наблюдений за ряд лет показывают, что такими периодами являются февраль (наименьшая загрузка) и август (наибольшая загрузка). Однако с учетом имеющейся возможности получения статистической информации по всем аспектам анализа, мы предлагаем осуществлять расчет индексов, характеризующих влияние фактора сезонности, на основе сопоставления данных за I и III кварталы анализируемых лет.

Для этих целей, по нашему мнению, наиболее предпочтительно использовать сведения об объемах продаж по видам рекреационных услуг. В этом случае уровень зависимости от фактора сезонности оценивается при помощи коэффициента сезонности, который может быть рассчитан по следующей формуле:

Ксез—Дн/Дв, (6)

где Дн - объемы продаж в период «низкого» сезона;

Дв - объемы продаж в период «высокого» сезона.

После расчета показателей, характеризующих уровни конкуренции, инвестиционной активности, инновационной активности и зависимости от фактора сезонности по каждому анализируемому виду предпринимательских структур, систематизированные резуль-

таты удобно представить в виде таблицы, в строках которой перечислены виды предпринимательских структур, а в столбцах - оцениваемые характеристики.

Оценим рассмотренные выше характеристики функционирования предпринимательских структур на примере АзовоЧерноморского РК.

Ввиду отсутствия статистических данных, необходимых для оценки уровня инновационной активности, ограничимся расчетом показателей, характеризующих уровни конкуренции, инвестиционной активности и зависимости от фактора сезонности. В качестве информационной базы используем статистические сведения Крас-нодарстата [1]. Полученные результаты сведем в табл. 3.

Таблица 3

Характеристики функционирования основных видов предпринимательских структур Азово-Черноморского РК*

Характеристики Виды предпринимательских структур Уровень конкуренции Уровень инвестиционной активности Уровень зависимости от фактора сезонности

Санаторно-курортные организации 0,95 0,31 0,72

Специализированные учреждения отдыха, турбазы 0,18 0,15 0,19

Гостиницы 0,67 0,08 0,28

Организации общественного питания 0,92 0,34 0,39

Организации отдыха, развлечений, культуры и спорта 0,17 0,49 0,46

Результаты проведенных расчетов показывают, что наиболее высокие значения показателей, характеризующих уровни конкуренции, наблюдаются по санаторно-курортным организациям и организациям общественного питания.

Также по этим видам предпринимательских структур отмечаются довольно высокие уровни инвестиционной активности, а по санаторно-курортным организациям - низкая зависимость от фактора сезонности.

* Рассчитано автором по данным Краснодарстата.

67

Наибольший уровень инвестиционной активности и сравнительно невысокая зависимость от фактора сезонности отмечаются по организациям отдыха, развлечений, культуры и спорта. В то же время для них характерен низкий уровень конкуренции, что объясняется относительно небольшим числом предпринимательских структур этого типа, участвующих в Азово-Черноморском РК.

Что касается специализированных учреждений отдыха и гостиниц, то их функционирование характеризуется низкой инвестиционной активностью и высокой зависимостью от фактора сезонности. Различия между этими видами предпринимательских структур наблюдаются только по уровню конкуренции. Значение этой характеристики является высоким для гостиниц, но очень низким по специализированным учреждениям отдыха.

Таким образом, оценка основных характеристик функционирования предпринимательских структур дает возможность получения аналитической информации, необходимой органам управления для выявления проблем и осуществления соответствующих мероприятий, направленных на обеспечение развития РК.

Список литературы

1. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2005-2009: стат. сб. - Краснодар, 2010. - 104 с.

2. Основные показатели социально-экономического развития города-

курорта Сочи за январь-декабрь 2006 года. - Сочи: Сочинский отдел гос. статистики, 2007.

3. Основные показатели социально-экономического развития города-

курорта Сочи за январь-декабрь 2007 года. - Сочи: Сочинский отдел гос. статистики, 2008.

4. Основные показатели социально-экономического развития города-

курорта Сочи за январь-декабрь 2008 года. - Сочи: Сочинский отдел гос. статистики, 2009.

5. Основные показатели социально-экономического развития города-

курорта Сочи за январь-декабрь 2009 года. - Сочи: Сочинский отдел гос. статистики, 2010.

6. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / пер. с англ.; под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с.

7. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - 6-е изд., испр. и доп. -СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

8. Цены и ценообразование. - 4-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. В.Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

9. URL: http://www.gks.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.