Научная статья на тему 'Методические подходы к идентификации рекреационного кластера'

Методические подходы к идентификации рекреационного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательские структуры / рекреационная система / рекреационный кластер / идентификация / entrepreneurial structures / recreational system / recreational cluster / identification

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левченко Т. П., Яковлева-чернышева А. Ю.

В статье рассматривается сущность рекреационного кластера и методические подходы к его идентификации, которая описывается на примере предпринимательских структур рекреационной системы Азово-Черноморского побережья Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the essence of the recreational cluster and methodological approaches to its identification. The authors analyze entrepreneurial structures of the recreational system of Azov Black Sea shore of Krasnoyarsk territory.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к идентификации рекреационного кластера»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИДЕНТИФИКАЦИИ РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА

Т.П. Левченко,

профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,

доктор экономических наук

А.Ю. Яковлева-Чернышева,

доцент кафедры экономики Сочинского института Восточной экономико-юридической гуманитарной академии,

кандидат экономических наук [email protected]

В статье рассматривается сущность рекреационного кнастера и методические подходы к его идентификации, которая описывается на примере предпринимательских структур рекреационной системы Азово-Черноморского побережья Краснодарского края.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, рекреационная система, рекреационный кластер, идентификация. УДК 338.48; ББК 65.9

Современный этап развития предпринимательской деятельности в целом ряде стран характеризуется формированием кластеров, представляющих собой ¿сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций ... в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу- [1].

Кластерный характер взаимодействия предпринимательских структур способствует росту их деловой активности, конкурентоспособности, создает условия для более интенсивного развития предпринимательства.

Изучение и обобщение предлагаемых зарубежными и отечественными учеными подходов к характеристике сущности кластеров позволяет сделать вывод, что они рассматриваются с трех основных точек зрения:

— как регионально ограниченные формы экономической активности в определенных секторах экономики;

— как вертикально интегрированные производственные цепочки (например, ¿поставщик — производитель — продавец

— потребитель-);

— как высоко агрегированные отрасли или секторы экономики.

Исходя из третьего подхода, выделяют агропромышленные, туристские, автомобильные, строительные и другие виды кластеров, классифицируемые в первую очередь по признаку принадлежности к определенному сектору или отрасли экономики. На наш взгляд, с этих позиций также можно говорить о существовании рекреационных кластеров (РК).

С учетом имеющихся в науке подходов можно сформулировать следующее определение рекреационного кластера.

Рекреационный кластер — это группа географически локализованных взаимосвязанных конкурентоспособных предпринимательских структур, объединенных в технологическую цепочку оказания и реализации рекреационных услуг на базе эффективного использования рекреационного потенциала, тесно взаимодействующих с органами управления, общественными организациями, образовательными, научными учреждениями и т.д.

Управление предпринимательскими структурами в рекреационном кластере предполагает, что они рассматриваются не как обособленные организации, взаимодействующие с внешним окружением, а в контексте рынков поставщиков ресурсов и потребителей оказываемых ими рекреационных услуг, то есть во взаимосвязи с остальными участниками РК.

Следовательно, объективно существует необходимость обеспечения органов управления аналитической информацией, раскрывающей состояние и тенденции развития всего РК. Такая информация может быть сформирована посредством идентификации рекреационного кластера.

Трудность проведения идентификации РК связана с многогранным характером рекреационной деятельности и от-

сутствием универсальных методических рекомендаций по исследованию кластеров. В то же время все более широкое распространение кластерного подхода и необходимость совершенствования управления предпринимательскими структурами в сфере рекреации обусловливают актуальность разработки соответствующей методики.

Проведение идентификации РК предваряет выбор аналитических методов. В экономической теории и практике разработан целый арсенал методов, которые можно использовать для идентификации РК, в том числе экспертные оценки, расчет коэффициентов локализации, сетевой анализ, методы математического моделирования и др.

Один из самых распространенных методов — использование экспертных оценок. Он может основываться на оценках экспертов в сфере рекреации, руководителей предприятий, представителей органов управления и других лиц, являющихся источником информации об основных особенностях и перспективах развития РК.

Сбор экспертной информации о РК эффективен с точки зрения получения значительного объема информации при относительно незначительном уровне издержек, однако он не позволяет делать достаточно глубокие обобщения ввиду сложности систематизации полученных данных.

Для выявления РК также можно использовать расчет коэффициентов локализации. Указанные коэффициенты показывают, во сколько раз концентрация той или иной отрасли в регионе локализации РК больше (или меньше, если значение меньше единицы), чем в целом по стране. Расчеты коэффициентов локализации традиционно производятся по объему производства, основным фондам, численности персонала и т.д. Например, если мы рассчитаем отношение удельного веса санаторно-курортной отрасли в совокупной численности занятых в регионе к удельному весу этой же отрасли в общей численности занятых по стране в целом, то мы получим значение коэффициента локализации. Его равенство 1 будет означать, что регион локализации РК имеет тот же удельный вес отрасли по показателю занятости, что и страна в целом. Значение коэффициента локализации, превышающее 1,25, будет означать, что можно говорить о специализации региона, в котором локализован РК, на анализируемой отрасли экономики [2]. Однако в целях данного исследования следует учитывать, что расчет коэффициентов локализации — это в первую очередь отраслевой метод анализа, поэтому его необходимо применять в сочетании с другими методами.

Сравнительно новым методом, который можно использовать для выявления РК, является сетевой анализ связей между предпринимательскими структурами. Сетевой анализ производится при помощи построения сетевых моделей, то есть графического изображения порядка взаимодействия между организациями в виде ориентированного графа, на котором все дуги помечены стрелками, что позволяет определить, какая из любой пары смежных вершин является конечной, а какая — начальной. Для

построения сетевой модели важен подготовительный этап работы, когда определяются перечни исследуемых объектов, последовательность их взаимодействия, потребность в ресурсах, а также осуществляется постановка задачи. Существенной проблемой при проведении сетевого анализа РК является интерпретация выявленных сложных связей.

Перспективным направлением идентификации РК является применение методов математического моделирования. Один из популярных вариантов — построение точечных моделей, представляющее собой анализ пространственных точечных моментов первого и второго порядка [3].

Суть метода в том, что пространственный момент первого порядка (средняя величина) показывает дисперсию (вариацию) в пространстве, отражая влияние на кластеризацию причин, не связанных с наличием цепочек создания стоимости (например, доступность ресурсов, технологий, наличие рынков сбыта и т.п.). Пространственный момент второго порядка (ковариация) показывает степень, в которой остальные объекты будут размещаться вокруг данного вследствие взаимодействия между ними, то есть моменты второго порядка дают возможность оценки пространственного размещения, но не характеризуют преимущества, которые побуждают предпринимательские структуры к формированию кластера. Недостатком данного метода является то, что неясно, можно ли учитывать воздействие моментов первого порядка на процессы концентрации таким образом, чтобы рассматривать процессы кластеризации лишь как следствие моментов второго порядка.

Помимо перечисленных выше методов, для выявления РК могут применяться специальные исследования.

Для идентификации РК также очень важен качественный анализ, направленный на оценку будущего рынка рекреационных услуг и технологических трендов, которые могут повлиять на положение кластера в межрегиональном разделении труда.

На наш взгляд, наиболее эффективным для идентификации РК является подход, объединяющий качественные методы с количественными. При этом методика исследования может варьироваться, концентрируясь на следующих основных аспектах:

— географический (локализация объектов);

— экономический (тип зависимости между предпринимательскими структурами);

— временной (стадия развития анализируемого кластера).

С учетом вышеизложенного авторами разработана методика, состоящая из пяти последовательно реализуемых этапов идентификации:

— аттракторы, обеспечивающие рекреационную привлекательность рекреационной системы, в которой формируется РК;

— предпринимательские структуры, оказывающие конкурентоспособные рекреационные услуги, что является одним из главных признаков РК;

— конкурентные преимущества, являющиеся условиями и факторами формирования РК;

— особенности географической концентрации предпринимательских структур, оказывающих рекреационные услуги и действующих в родственных и поддерживающих отраслях;

— устойчивые экономические связи, свидетельствующие о наличии кластерного взаимодействия между предпринимательскими структурами.

На каждом из перечисленных этапов решаются соответствующие задачи, позволяющие доказать наличие признаков существования и выявить особенности анализируемого РК.

Используем рассматриваемый алгоритм проведения исследования для идентификации Азово-Черноморского рекреационного кластера.

Краснодарский край является фактически единственным в России приморским бальнеологическим и курортно-рекреационным центром, значительная часть рекреационного потенциала которого сосредоточена на Азово-Черноморском побережье. В связи с этим, в рекреационной системе Азово-Черноморского побережья, на наш взгляд, наблюдаются признаки существования РК, что подтверждается посредством последовательной реализации этапов методики.

На первом этапе реализации методики доказывается наличие на Азово-Черноморском побережье аттракторов, то есть уникальных рекреационных ресурсов, привлекательных для потребителей.

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края обладает чрезвычайно богатыми рекреационными ресурсами и условиями для развития рекреационной деятельности. Этому способствует географическое расположение края, который находится на широте северной Италии и южной Франции.

Классификация аттракторов, расположенных в перечисленных районах Азово-Черноморского побережья, позволяет выделить следующие их основные виды:

— климатические ресурсы, то есть комфортный климат, создающий наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышающий эффективность рекреационной деятельности;

— водные ресурсы (моря, озера, реки и др.), имеющие значение для осуществления различных видов рекреационной деятельности (пляжного отдыха, рыбалки, водного туризма);

— живописные ландшафты, характеризующиеся уникальным сочетанием разнообразного рельефа и богатого почвен-но-растительного покрова;

— гидроминеральные природные лечебные ресурсы, включающие запасы применяемых в курортной практике иловых и сопочных лечебных грязей, а также около 50 источников минеральных вод, используемых для питьевого лечения и бальнеотерапии;

— культурно-исторические достопримечательности.

На втором этапе выявляются предпринимательские структуры, оказывающие конкурентоспособные рекреационные услуги.

Поскольку рекреационные услуги оказываются преимущественно рекреационными организациями, которые в методологии статистического учета принято называть специализированными средствами размещения, нами проанализированы сведения об организациях такого типа, функционирующих на Азово-Черно-морском побережье Краснодарского края.

В таблице 1 обобщены сведения о числе рекреационных организаций на Азово-Черноморском побережье и рассчитан их удельный вес в общем количестве аналогичных организаций в Российской Федерации и Краснодарском крае за период с 2005 по 2009 гг.

Из таблицы видно, что на протяжении почти всего анализируемого периода доля рекреационных организаций не менялась и была равна соответственно 16% от числа организаций такого типа в целом по Российской Федерации и 95% от общего количества рекреационных организаций, функционирующих в Краснодарском крае.

В таблице 2 приведены сведения о числе лиц, обслуженных в рекреационных организациях Азово-Черноморского побережья, в сравнении с данными по Российской Федерации и Краснодарскому краю за 2005-2009 гг.

Таблица 1

Число рекреационных организаций Азово-Черноморского побережья Краснодарского края в 2005-2009 гг.*

Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

Число рекреационных организаций, ед.

Российская Федерация 4457 4490 4519 4484

Краснодарский край 769 744 763 746 701

Азово-Черноморское побережье 734 707 725 705 662

Удельный вес Азово-Черноморского побережья

в Российской Федерации 16% 16% 16% 16%

в Краснодарском крае 95% 95% 95% 95% 94%

‘Рассчитано авторами по материалам Росстата и Краснодарстата за 2005-2009 гг. [4; 5]

32 1

и

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Таблица 2

Число лиц, обслуженных в рекреационных организациях Азово-Черноморского побережья

Краснодарского края в 2005-2009 гг.*

Показатели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год

Число лиц, обслуженных в рекреационных организациях

Российская Федерация 9864,1 10697,3

Краснодарский край 1962,5 1847,7 1968,6 1985,1 1815,0

Азово-Черноморское побережье 1894,8 1777,0 1884,0 1888,4 1727,3

Удельный вес Азово-Черноморского побережья

в Российской Федерации 19% 18%

в Краснодарском крае 97% 96% 96% 95% 95%

‘Рассчитано авторами по материалам Росстата и Краснодарстата за 2005-2009 гг.

Расчеты, приведенные в таблице, показывают, что в течение анализируемого периода число лиц, обслуженных в рекреационных организациях, составляло 18-19% и 95-97% от аналогичного показателя по Российской Федерации и Краснодарскому краю.

Исходя из проанализированных статистических данных, можно сделать следующие основные выводы:

— данные статистического наблюдения подтверждают наличие значительного числа рекреационных организаций на Азово-Черноморском побережье:

— рекреационные услуги, оказываемые рекреационными организациями Азово-Черноморского побережья, конкурентоспособны, так как пользуются стабильным спросом.

Третий этап реализации методики включает выявление конкурентных преимуществ, значимых для развития предпринимательских структур и способствующих формированию РК.

По нашему мнению, к таким конкурентным преимуществам относятся:

— инфраструктура, достаточная для эффективной организации и развития предпринимательской деятельности:

— квалифицированные трудовые ресурсы, а также образовательные учреждения, осуществляющие подготовку и переподготовку специалистов соответствующего профиля:

— поддержка предпринимательства государственными и общественными организациями:

— выгодность географического расположения относительно регионов постоянного проживания рекреантов, транспортных магистралей и т.п.:

— разнообразие видов предоставляемых рекреационных услуг.

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края располагает развитой транспортной инфраструктурой, включающей крупные аэропорты в Анапе, Адлере, пути железнодорожного сообщения с Ейском, Анапой, Новороссийском, Адлером, Туапсе, развитую сеть автодорог, связывающих курор-тно-рекреационные районы и пассажирские морские порты в Сочи, Анапе и Геленджике.

Для развития РК существенным также является наличие на Азово-Черноморском побережье разветвленных систем стационарной и мобильной связи, развитых инфраструктур банковской деятельности, фондового рынка, страховых услуг и др.

Источником квалифицированных трудовых ресурсов для предпринимательских структур Азово-Черноморского побережья в первую очередь является население Краснодарского края, который обладает значительным демографическим и трудовым потенциалом. Общая численность населения превышает 5 млн. чел. Край — один из самых густонаселенных регионов в стране. Плотность населения приблизительно в 8 раз превышает средний по стране показатель.

Специалистов для предпринимательских структур, обслуживающих рекреантов, готовят учреждения среднего и высшего профессионального образования. В частности, 12 учреждений СПО обучают в настоящее время 1,3 тыс. чел. специальности ¿Гостиничный сервис-. Кроме того, около 8 тыс. студентов обучается в сфере здравоохранения, свыше 2 тыс. чел, — в области культуры и искусства. Подготовку специализированных кадров обеспечивают 12 государственных учреждений ВПО. Среди них

— Сочинский государственный университет туризма и курортного дела, а также филиалы ведущих вузов страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главную роль в поддержке предпринимательских структур, действующих на Азово-Черноморском побережье, играют ре-

гиональные органы управления. В частности, функционирует департамент комплексного развития курортов и туризма.

Поддержка предпринимательства осуществляется также муниципальными органами управления и общественными организациями.

Особое внимание уделяется содействию развития малого и среднего предпринимательства. Так, при Торгово-промыш-ленных палатах ряда городов (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа и др.) созданы центры содействия развитию малого предпринимательства или центры поддержки предпринимательства. При администрациях городских округов и муниципальных районов созданы отделы по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Во всех городах и районах действуют телефонные ¿горячие линии- для оперативного реагирования на запросы предпринимателей.

Выгодность географического расположения Азово-Черно-морского побережья определяется тем, что оно имеет хорошее транспортное сообщение с городами Краснодарского края и всей России, а также кратчайшее и экономически выгодное сухопутное, водное и воздушное сообщение со странами Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и Персидского залива.

Разнообразие видов предоставляемых рекреационных услуг подтверждают статистические данные по основным целям поездок лиц, размещенных в рекреационных организациях Азово-Черноморского побережья в 2009 году.

По данным Краснодарстата, 47% рекреантов прибыли с целью лечения. Практически все они обслуживались в рекреационных организациях санаторно-курортного типа (97% от их общего числа).

47% лиц, размещенных в рекреационных организациях, прибыли на Азово-Черноморское побережье в оздоровительных, познавательных целях или для занятий спортом. Это направление включает множество разнообразных видов предпринимательской деятельности рекреационных и вспомогательных организаций. Перечень этих видов варьируется в зависимости от времени года: экскурсии к многочисленным природным и историко-культурным достопримечательностям, велотуризм, спелеотуризм, альпинизм, рыбалка, охота, рафтинг, джиппинг, конные прогулки, пляжный отдых, виндсерфинг, парапланеризм, водные лыжи, аквабайк, всевозможные водные аттракционы, горные лыжи, сноубординг, этнотуризм и т.д.

На четвертом этапе проводится анализ географической концентрации предпринимательских структур, связанных с процессом оказания рекреационных услуг.

Как отмечалось выше, ведущую роль в предоставлении рекреационных услуг, играют рекреационные организации. В связи с этим представляется целесообразным начать проведение анализа с рассмотрения статистических сведений о распределении рекреационных организаций по курортно-рекреационным районам Азово-Черноморского побережья (табл. 3).

Из таблицы видно, что наиболее разветвленной сетью рекреационных организаций располагают районы Черноморского побережья, в том числе г. Сочи, г. Анапа и Туапсинский район. В них сосредоточено 69,0% рекреационных организаций Азо-во-Черноморского побережья, в том числе 82,1% санаторных организаций, 63,0% организаций отдыха, 57,2% турбаз.

Высокий уровень концентрации предпринимательских структур, оказывающих рекреационные услуги в наиболее развитых курортно-рекреационных районах Азово-Черномор-

Таблица 3

Распределение рекреационных организаций по курортно-рекреационным районам Азово-Черноморского побережья в 2009 году, %*

Городские округа и муниципальные районы Санаторные организации Организации отдыха Турбазы ИТОГО:

г. Анапа 24,6% 15,2% 18,0%

г. Геленджик 15,0% 11,4% 28,6% 12,7%

г. Новороссийск 1,4% 6,5% 4,8%

г. Сочи 43,0% 11,4% 28,6% 21,5%

Ейский р-н 1,4% 4,5% 14,3% 3,6%

Приморско-Ахтарский р-н 0,4% 0,3%

Славянский р-н 1,1% 0,8%

Темрюкский р-н 13,2% 8,9%

Туапсинский р-н 14,5% 36,4% 28,6% 29,5%

ВСЕГО по Азово-Черноморскому побережью 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

‘Рассчитано авторами по материалам Краснодарстата за 2009 год.

ского побережья, подтверждает расчет коэффициентов локализации.

Для этих целей нами использованы статистические сведения по отраслям и секторам экономики г. Сочи в сравнении с данными по экономике России за период с 2005 по 2009 год [6; 7; 8; 9]. Результаты проведенных расчетов отражают высокий уровень рекреационной специализации (табл. 4).

Таблица 4

Коэффициенты локализации по отраслям и секторам экономики г. Сочи*

Виды предпринимательских структур Коэффи- циенты

Санаторно-курортные организации 99,75

Специализированные учреждения отдыха 84,73

Гостиницы 12,21

Организации общественного питания 2,59

Организации отдыха, развлечений, культуры и спорта 2,10

Организации розничной торговли 0,54

Организации оптовой торговли 0,11

Организации транспорта и связи 1,60

Коммунальная инфраструктура 1,10

Социальная инфраструктура 0,38

Промышленное производство 0,34

Сельское и лесное хозяйство 0,08

Строительные организации 4,50

Прочие организации 0,31

* Рассчитано авторами по данным Сочинского отдела государственной статистики и Росстата.

Полученные значения коэффициентов показывают, что локализация санаторно-курортных организаций превышает средний уровень по России почти в 100 раз. В 85 раз выше среднего по стране показателя уровень локализации специализированных учреждений отдыха. Также высоки коэффициенты локализации гостиниц, организаций общественного питания, отдыха, развлечений, культуры и спорта, то есть предпринимательских структур, связанных с осуществлением рекреационной деятельности.

Кроме того, следует отметить высокий уровень коэффициента локализации строительных, транспортных организаций, организаций связи, коммунальной инфраструктуры. Это во многом вызвано осуществлением масштабных инвестиций, которое проводится в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта [10].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в наиболее развитых курортно-рекреационных районах Азово-Черноморс-

кого побережья высок уровень концентрации предпринимательских структур, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, связанные с обслуживанием рекреантов.

На заключительном, пятом этапе реализации методики определяется наличие устойчивых экономических связей между предпринимательскими структурами.

Взаимодействие между предпринимательскими структурами в кластере может осуществляться на основе следующих типов взаимозависимости:

— использование похожих технологических процессов, взаимный обмен информацией, знаниями и нововведениями;

— участие в общих цепочках добавленной стоимости (связи между рекреационными организациями и их поставщиками);

— схожие требования к уровню квалификации трудовых ресурсов (зависимости от одной и той же категории персонала) и др.

По нашему мнению, для предпринимательских структур Азово-Черноморского побережья характерно формирование кластерного взаимодействия преимущественно на основе участия в общих цепочках добавленной стоимости.

Так, в тесном взаимодействии с рекреационными организациями функционирует свыше 300 туристских фирм, занимающихся формированием, продвижением и реализацией туристско-рекреационных услуг. Наличие устойчивых экономических связей иллюстрируют данные Краснодарстата, согласно которым суммарное количество реализованных путевок с размещением в рекреационных организациях Азово-Черноморс-кого побережья через указанные туристские фирмы постоянно возрастало, увеличившись к 2008 году по сравнению с уровнем 2005 года на 60% (с 47 тыс. до 75 тыс.). Лишь в связи с общим спадом в экономике в 2009 году эти показатели сократились.

Отметим также, что существует тесное взаимодействие между рекреационными организациями и предпринимательскими структурами в сфере общественного питания, розничной торговли, транспорта, бытовых услуг и т.д. Например, поданным Краснодарстата, около 11% ресторанов, кафе, баров и столовых, расположенных на территории рекреационных организаций, арендуются ими у сторонних организаций общественного питания. Одновременно свыше 12% собственных подразделений общественного питания рекреационных организаций сдано в аренду сторонним организациям.

Перспективным направлением усиления взаимодействия в настоящее время является заключение соглашений между рекреационными и транспортными организациями. Также возможно участие государственных органов путем выделения субсидий перевозчикам, что позволило бы повысить качество обслуживания без опережающего роста цен.

Таким образом, проведенная идентификация позволяет сделать вывод о том, что в рекреационной системе Азово-Чер-номорского побережья существуют признаки наличия Азово-Черноморского РК.

Литература

1. Портер М.Э. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: Изд. дом ¿Вильямс-, 2003, — С. 206.

2. Васильев А.Н. О показателях специализации регионов // Проблемы современной экономики. — №2 (30).

3. Friedmen Т. The Lexus and the Olive Tree (Farrar, Straus and Giroux, New York), 2000.

4. http://www.gks.ru/

5. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края 2005-2009: Статистический сборник. — Краснодар, 2010.

6. Основные показатели социально-экономического развития города-курорта Сочи за январь-декабрь 2006 года. — Сочи: Сочинский отдел государственной статистики, 2007.

7. Основные показатели социально-экономического развития города-курорта Сочи за январь-декабрь 2007 года. — Сочи: Сочинский отдел государственной статистики, 2008.

8. Основные показатели социально-экономического развития города-курорта Сочи за январь-декабрь 2008 года. — Сочи: Сочинский отдел государственной статистики, 2009.

9. Основные показатели социально-экономического развития города-курорта Сочи за январь-декабрь 2009 года. — Сочи: Сочинский отдел государственной статистики, 2010.

10. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 г. №991 Ю программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горно-климатического курорта- .

КУРОРТНЫЙ СБОР КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

А.Ю. Баранова,

старший преподаватель Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, кандидат экономических наук [email protected]

Наибольший объем задач по осуществлению инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности приходится на государственный сектор, который обеспечивает правовые, экономические и организационные условия развития индустрии гостеприимства. Одной из актуальных проблем дальнейшего развития инфраструктуры индустрии гостеприимства является проблема сохранения и воспроизводства туристско-рекреационных ресурсов. В статье предлагаются способы решения проблемы с помощью уплаты курортного сбора.

Ключевые слова: курортный сбор, туристско-рекреационные ресурсы, общественные блага

УДК 336.225.2:352; ББК 65.261.784

Главными объектами государственной поддержки в индустрии гостеприимства являются туристско-рекреационные ресурсы: природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, атакже иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил: а также земельные, лесные, водные и ресурсы животного мира. Несмотря на то что использование и охрана туристских и природных ресурсов регламентируются разными федеральными законами Российской Федерации, в рамках ТЕОС ТРС их не следует обособлять друг от друга. Если в любом другом промышленном центре природные ресурсы используются преимущественно местными жителями, то на курортах они наиболее востребованы туристами, численность которых в разы превышает местное население.

В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:

— земля (налог, средняя плата):

— лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата):

— водные ресурсы (водный налог):

— животный мир (плата за пользование объектами животного мира):

— недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна):

— плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбор):

— курортный сбор, плательщиками которого являются туристы.

Следует различать пользование перечисленными природными объектами кактуристко-рекреационными ресурсами и традиционное их использование в хозяйственной деятельности.

Например, если речь идет об участке земли, то в соответствии с законом Российской Федерации <0 плате за землю-плательщиком налога на землю является юридическое или физическое лицо, обладающее определенными имущественными правами на него. Размер платежа устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли (землевладельца, землепользователя). Однако от существования природных объектов на территории курортов, среди которых наиболее востребованы городские пляжи, парки, водопады, пещеры и т.д., выгоду извлекает не только собственник (арендатор), но также туристы и субъекты индустрии гостеприимства (гостиницы, санатории, рестораны, лагеря и т.п.)

Следовательно, плата за пользование туристско-рекреационными и природными ресурсами (ТРПР) представляет собой по экономической сути туристскую ренту, материальной основой которой является добавочная прибыль (сверхприбыль).

Расчет размера ставки туристской ренты не является однозначным. Ряд авторов считает, что для образования добавочной прибыли необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта [2, 5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.