Научная статья на тему 'Некоторые подходы к формированию эффективного транспортно-логистического менеджмента'

Некоторые подходы к формированию эффективного транспортно-логистического менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВОЗКИ / ЭКОНОМИКА / РАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / TRANSPORT / MANAGEMENT / LOGISTICS / TRANSPORTATION / ECONOMY / RATIONALITY / TRANSPORT AND LOGISTICS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенов А.С.

Данная статья посвящена формированию и внедрению эффективных механизмов реализации логистического менеджмента на предприятии. Авторами проведен сравнительный анализ, выделены ключевые проблемы, отмечены существующие драйверы развития, предложены пути повышения эффективности транспортно-логистического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME APPROACHES TO THE FORMATION OF EFFECTIVE TRANSPORT AND LOGISTIC MANAGEMENT

This article is devoted to the formation and implementation of effective mechanisms for the implementation of logistics management in the enterprise. The authors carried out a comparative analysis, identified key problems, identified the existing drivers of development, proposed ways to improve the efficiency of transport and logistics management.

Текст научной работы на тему «Некоторые подходы к формированию эффективного транспортно-логистического менеджмента»

Наука молодых - мост в будущее

УДК 658.7

А.С. Семенов

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова

Аннотация: Данная статья посвящена формированию и внедрению эффективных механизмов реализации логистического менеджмента на предприятии. Авторами проведен сравнительный анализ, выделены ключевые проблемы, отмечены существующие драйверы развития, предложены пути повышения эффективности транспортно-логистического менеджмента.

Ключевые слова: транспорт, менеджмент, логистика, перевозки, экономика, рациональность, транспортно-логистический менеджмент.

UDC 658.7

A.S. Semenov

SOME APPROACHES TO THE FORMATION OF EFFECTIVE TRANSPORT AND LOGISTIC MANAGEMENT

State University of the Marine and River Fleet named after Admiral S.O. Makarov

Abstract: This article is devoted to the formation and implementation of effective mechanisms for the implementation of logistics management in the enterprise. The authors carried out a comparative analysis, identified key problems, identified the existing drivers of development, proposed ways to improve the efficiency of transport and logistics management.

Keywords: transport, management, logistics, transportation, economy, rationality, transport and logistics management.

Транспорт предприятий и организаций, с одной стороны, является частью транспортной системы государства [15], а с другой, - неотъемлемой, интегрирующей все процессы (от поставок ресурсов до реализации продукции) составляющей производственно-коммерческой деятельности народного хозяйства [9].

Последние несколько десятилетий прошлого века в развитых странах прошли под знаком логистизации снабженческо-производственно-сбытовой деятельности предприятий.

Роль транспорта в логистике по мнению современных исследователей [5; 13 и др.] является ключевым, ведь движение материальных потоков без транспортировки невозможен.

В процессе производства на промышленных предприятиях регулярно перемещаются огромные массы сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов, инструментов и т.д. Доставка этих грузов на заводы и фабрики, их последующее перемещение внутри предприятий, а также вывоз готовой продукции и отходов производства составляют задачу промышленного транспорта.

Осуществляя на предприятиях производственную связь между складами, цехами, участками и рабочими местами, промышленный транспорт составляет органическую часть материально-технической базы процесса производства [6; 10].

В рыночных условиях современные предприятия, как субъекты хозяйствования не только производят продукцию, но и осуществляют функции материально-технического снабжения ресурсов и сбыта продукции [3].

Поэтому движение материальных ресурсов от первичного источника до конечного потребителя целесообразно рассматривать как единый материальный поток (грузопоток), который обеспечивается транспортными средствами. Указанное является основой, на которой основывается транспортная логистика.

Место транспортной логистики можно представить следующим образом (рис. 1).

Транспортная логистика (транспортные и транспортно-технологические операции)

Рисунок 1 - Схема взаимосвязи заготовительной, внутрипроизводственной, распределительной и транспортной логистики

Указанная схема свидетельствует о интегрирующей роли транспортной логистики, предметом которой являются транспортные и транспортно-технологические операции, обеспечивающие поставки (заготовительную логистику) [8], производство (внутрипроизводственную логистику) [1] и сбыт продукции (распределительную логистику) [11].

С техническим прогрессом, автоматизацией и интенсификацией процессов производства непрерывно повышаются требования к фабрично-заводскому транспорту. Одним из условий бесперебойной работы предприятий является строгая согласованность производственных процессов и транспортных операций.

Промышленно-заводской транспорт оказывает большое влияние на экономику промышленного предприятия [18]. На многих предприятиях удельный вес складских и транспортных рабочих достигает 15-20% от общего числа рабочих [16].

При этом специфика подходов транспортной логистики предполагает наличие ключевых элементов:

- транспортного обеспечения снабжения, производства и сбыта, как интегрирующего звена в структуре транспортно-логистической системы;

- грузопотока как разновидности материального потока, функционирующего в рамках транспортно-логистической системы;

- транспортно-логистического менеджмента как инструмента управления транспортно-логистической системой.

На наш взгляд, транспортные ресурсы - это часть человеческих, материальных, финансовых и информационных ресурсов, которая используется транспортными предприятиями и транспортными подразделениями в транспортном процессе и процессах, его обеспечивающих.

Поскольку производственно-коммерческая деятельность предприятия состоит из отдельных процессов, которые с точки зрения логистики представлены разными потоками (материальными, энергетическими, информационными, финансовыми, кадровыми), то каждый операционный процесс должен управляться и соответственно может быть представлен определенным видом управления (табл. 1).

Транспортно-логистический менеджмент как разновидность логистического и операционного менеджмента - это совокупность функций и методов управления, направленных на рациональное использование транспортных ресурсов в процессе транспортно-логистического обеспечения производственно-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования и получения прибыли.

Транспортно-логистическая система предприятия, как синтез снабженческих, производственных, распределительных и транспортных процессов, включая поставки материально-технических ресурсов (с транспортным обеспечением), производство продукции (с транспортно-технологическим обеспечением), хранение и сбыт продукции (с транспортным обеспечением).

Таблица 1

Процессы, потоки и виды управления на предприятиях_

Операционный процесс Вид потока Вид управления (менеджмента)

Поставка(ресурсное обеспечение) Материальный поток Управление поставками (управление ресурсообеспечениием)

Производство продукции Материальный поток Управление производством (производственный менеджмент)

Сбыт продукции Материальный поток Управление сбытом (маркетинговый менеджмент)

Перемещение (транспортировка) Материальный поток Транспортно-логистический менеджмент

Обеспечение энергоресурсами Энергетический поток Управление энергообеспечением (энергетический менеджмент)

Информационное обеспечение Информационный поток Управление информационным обеспечением (информационный менеджмент)

Финансовое обеспечение Финансовый поток Управление финансами (финансовый менеджмент)

Кадровое обеспечение Кадровый поток Управление персоналом (кадровый менеджмент)

Одним из средств выявления резервов в работе транспортного хозяйства служит анализ использования транспортных средств [4]. Он дает возможность определить, насколько правильно используются транспортные средства, каково их влияние на работу основных и вспомогательных участков производства, каковы характер и причины отклонений от разработанных графиков и установленных нормативов и т.д. Анализ необходим для проверки действующих нормативов и подготовки материалов для планирования транспорта.

Анализ фактического грузооборотаза отчетный период и его отклонений от планового как по объему, так и по структуре может выявить значительные резервы в использовании транспортных средств [19].

Подвижной состав внутризаводского транспорта обычно состоит из рабочего парка и транспортных средств, находящихся в резерве. В числе факторов, влияющих на степень использования подвижного состава, основное значение имеют техническое состояние транспортных средств и внутризаводских дорог, организация их эксплуатации, качество и сроки ремонта, правильное определение потребности и устранение обезлички в работе транспорта. На них, в первую очередь, и должно быть обращено внимание при анализе.

Объем погрузочно-разгрузочных работ является третьим количественным показателем работы внутрипроизводственного транспорта. При анализе выполнения плана по этому показателю рассматривается соотношение между механизированными и ручными работами, использование средств механизации на погрузочно-разгрузочных работах, внедрение мероприятий по механизации этих работ.

Вторую группу вопросов анализа составляют качественные показатели работы транспорта. Основными из них являются скорость движения, использование грузоподъемности, пробега и рабочего времени машин, а также трудоемкость и себестоимость транспортных услуг. Под технической скоростью понимается отношение длины пути к затраченному времени непосредственно на движение от одного пункта до другого.

Транспортная машина за рейс обычно совершает две неодинаковые по значению работы: доставку на место назначения груза и возвращение обратно порожняком. Если обратный путь полностью проделывается порожняком, то пробег машины рационально используется только на 50%. При полной или частичной загрузке машины на обратном пути использование пробега может быть повышено.

Повышение коэффициента использования пробега дает возможность сократить потребность в подвижном составе, повысить производительность транспортных рабочих, снизить себестоимость перевозки тонны или тонна-километра груза.

На предприятиях повышение коэффициента пробега в наибольшей мере достигается при кольцевой системе перевозок[17].

Резервы рабочего времени транспортных машин выявляются путем анализа нескольких показателей. Первым таким показателем является отношение фактических машино-часов к плановому количеству машино-часов за тот же период.

Однако время, зафиксированное документарно, нельзя рассматривать как полностью используемое для работы. В действительности оно слагается из времени движения, времени на погрузку-выгрузку и времени простоев по разным причинам.

При стабильных маршрутах важным показателем использования рабочего времени является отношение фактического числа поездок к нормированному [7].

Объем перевозок и качественные показатели работы транспорта влияют на относительное сокращение или увеличение расходов и себестоимость транспортных работ. Анализ себестоимости должен показать причины отклонений себестоимости от плановых показателей, установить величину потерь по той или другой причине, наметить мероприятия для устранения этих потерь и определить резервы дальнейшего снижения себестоимости транспортных работ.

При наличии стабильных грузопотоков движение грузов принимает характер маршрутов [20]. Для маршрутов применительно к особенностям грузов подбираются наиболее приемлемые виды транспорта и тары, определяются способы транспортирования и т.д.

Вместе с тем, рассматривая транспортно-логистическую систему, как объект оценки ее эффективности, целесообразно выделять следующие виды эффективности:

экономическую, социальную, функциональную (транспортную), энергетическую. Каждый из этих видов эффективности характеризуется определенным критериям (табл. 2).

Таблица 2

Критерии эффективности транспортно-логистических систем_

Вид эффективности Критерии эффективности

Экономическая эффективность Стоимостный критерий (себестоимость), трудовой критерий (трудоемкость)

Социальная эффективность Социальные критерии (удовлетворение потребностей общества, минимизация ущерба окружающей среде)

Функциональная (транспортная) эффективность Функциональный критерий (транспортоемкость продукции)

Энергетическая эффективность Энергетический критерий (энергоемкость транспортного процесса)

II 1 1 £ | 8 1 д Отсюда следует, что качество транспортного обеспечения может быть охарактеризовано по следующим критериям: - своевременность перевозки (транспортировка грузов должна быть начата без опоздания и выполнена в установленный срок); - полнота перевозок (к перевозке должен быть принят весь объем груза); - сохранность груза (в процессе транспортировки не должно быть допущено потерь и ухудшения качества груза); - экономичность перевозки (обеспечение минимизации расходов заказчика на транспортировку грузов). Основными путями улучшения логистической работы транспорта являются: 1. Комплексная система автоматизации транспортно-логистических операций. Существующий уровень механизации и автоматизации транспортных и особенно погрузочно-разгрузочных работ значительно отстает от уровня механизации основного производства. На промышленном транспорте применяется в основном малопроизводительная техника, подвижной состав (железнодорожные вагоны, грузовые автомобили и др.) слабо приспособлен для механизированной погрузки-выгрузки, широко используется ручной труд. Для ликвидации отставания в этой области планируется проведение большого числа мероприятий по механизации и автоматизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ. 2. Централизация и децентрализация системы логистики. Для эффективного использования транспортных средств промышленных предприятий большое значение имеет централизация транспортных работ [12]. Она осуществляется по линии: а) ликвидации мелких автокомпаний и перевода предприятий на централизованные автомобильные перевозки, б) объединения железнодорожных цехов, обслуживающих несколько предприятий, и в) передачи железнодорожным станциям погрузочно-разгрузочных работ и соответствующей техники. 3. Формирование собственной системы сервиса и ремонта, обеспечивающей исправность транспортных средств. Проведение своевременного и качественного ремонта парка локомотивов, вагонов, автомобилей, электрокар и других средств транспорта улучшает использование транспортных средств, увеличивает удельный вес рабочего парка, повышает качество транспортных работ и снижает их себестоимость [2]. В условиях новой формы управления промышленностью имеется возможность сосредоточить ремонт транспортных средств на специальных ремонтных предприятиях, что повысит качество и удешевит ремонтные работы. 89

4. Оптимизация использования техники. Регулярное перемещение грузов из одних пунктов в другие дает возможность наладить равномерную работу транспорта, рационально организовать погрузочно-разгрузочные операции, достигнуть оптимальной скорости перевозок и наиболее эффективного использования транспортных средств и т.д. При повторяющихся транспортных операциях в практике промышленных предприятии применяются две системы перевозок: маятниковая и кольцевая.

При кольцевой системе перевозок коэффициент использования пробега машин и производительность труда транспортных работников значительно выше, чем при маятниковой. Однако организация кольцевой системы сопряжена с рядом трудностей. Она требует строго согласованной работы не только транспортных средств, но и своевременной подготовки грузов на обслуживаемых точках кольцевых маршрутов, централизованного оперативного руководства работой транспорта и т.д.

5. Закрепление обслуживающего персонала. Для повышения производительности труда и улучшения качественных показателей работы транспорта большое значение имеет четкое закрепление транспортных рабочих за обслуживаемыми цехами и даже участками или за отдельными транспортными агрегатами.

Таким образом, при решении вопросов организации и планирования логистической работы транспорта на предприятии исходным является объем и стабильность грузовых потоков.

Список литературы

1. Апатцев В.И., Басыров И.М. Обоснование новых форм транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев // Наука и техника транспорта. 2017. № 2. С. 44-51.

2. Балабин В.Н. Перспективы развития тепловозных дизелей нового поколения // Двигатель. 2007. № 4. С. 44-47.

3. Блинков Р.И., Карпунина Е.К., Колесниченко Е.А., Юхачев С.П. Современное состояние российской экономики как отражение реализуемых моделей экономической политики: от прошлого к настоящему // В книге: Методология формирования "державной" экономической политики в современной России. Тамбов, 2016. С. 16-27.

4. Будалин С.В., Ляхов С.В. Анализ качественных показателей эксплуатации лесовозных автопоездов // Естественные и технические науки. 2011. № 2 (52). С. 481-485.

5. Будалин С.В., Ляхов С.В. Оценка состояния грузового автотранспорта Свердловской области // Транспорт Урала. 2010. № 1. С. 32-34.

6. Быстров А.И., Гильмутдинов Р.З. О методах определения критического пути в транспортных задачах // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2016. № 1-2 (30)). С. 126-131.

7. Веретенников Н.П. Логистические сети в экономическом развитии арктических коммуникаций // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чтения - 2016 2016. С. 26-29.

8. Гершвальд А.С., Биленко Г.М., Еловиков А.В., Басыров И.М. Введение в теорию управления процессами на железнодорожном транспорте. - Москва-Берлин, 2018.

9. Ефимова О.В., Морозов А.Б. Разработка методологии и технологии конструирования модели бизнеса транспортной компании // Современные гуманитарные исследования. 2011. № 1. С. 33-36.

10. Ефимова О.В., Морозов А.Б. Формализация компонент бизнеса транспортной компании // Проблемы экономики. 2011. № 1. С. 34-35.

11. Казарин С.Н. Коммерческие инновации в оптовой и розничной торговле // ...И помнит мир спасенный. Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Ответственный редактор Н.С. Яшин. 2015. С. 128129.

12. Капелюк З.А. Формы хозяйствования в сфере обращения потребительских товаров: автореф. дис. ... докт.экон. наук. - Новосибирск, 1996.

13. Мизякина О.Б. Логистические модели формирования и управления сетевыми торговыми компаниями на региональном потребительском рынке // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2010. № 11. С. 89-91.

14. Отто И.П. Экономика СССР в 1920-1950-е гг. и в период подготовки к войне // Великая Отечественная война в российской истории Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Красной армии. Российский государственный гидрометеорологический университет. 2018. С. 138-142.

15. Селюнина Н.В. Водный транспорт юга России в период великой отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах ростовской области и краснодарского края) // Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - Майкоп, 2002. -191 с.

16. Селюнина Н.В. Профсоюзы водного транспорта России в период великой отечественной войны. - Ростов-на-Дону, 2007.

17. Рюмкин В.И. Процедура функционального шкалирования пространственно распределенных объектов // Обозрение прикладной и промышленной математики. 2004. Т. 11. № 4. С. 916-917.

18. Тюрин И.Ю., Комаров Ю.В., Соколов В.Н., Старцев А.С., Лявин Ю.Ф., Неверов Д.А., Старцев С.В. Техническое обеспечение диагностирования машин. - Саратов, 2012.

19. Черткова Г.Д. Организационный механизм управления интрапренерскими подразделениями на промышленном предприятии // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Воронеж, 2004. - 187 с.

20. Эртель А.Г. Проблемы и совершенствование источников правового регулирования международных перевозок // Современная научная мысль. 2015. № 2. С. 177-184.

Информация о авторе:

Information about author:

Семенов Артем Сергеевич,

Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова, Санкт-Петербург, Россия

Semenov Artem Sergeevich,

State University of Marine and River Fleet them Admiral S.O. Makarov, St. Petersburg, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.