УДК 005.59(477)
ПРОБЛЕМЫ ЛОГИСТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В УКРАИНЕ
Омельченко Т.Ю., аспирант (ОНМА)
У статті розглядаються проблеми в роботі логістичних систем, що виявляються на практиці під час впровадженні їх в Україні. Визначається поняття логістики та впливу її процесів на економіку України. Чітко пояснюється кожний елемент, що створює логістичні мережі. Тако ж проводиться детальний аналіз зв'язку логістичних систем та підприємств України.
Ключові слова: логістика, логістичні мережі, підприємство, транспорт, складування, менеджмент, кризис, аутсорсінг, ринкова економіка, процесс дистриб‘юції, якість транспортного обслуговування, логістичний оператор, комп‘ютеризірованність, страхування, програма «FROM-DOOR-TO-DOOR».
Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими заданиями. В
сложных экономических условиях возрастает необходимость внимания к логистике, как одного из средств оптимизации торговых предприятий. Более качественные знания логистической теории и эффективности ее способов контроля закономерно приведут в будущем к приоритетному развитию контрактных перевозок и специализированной транспортно - логистической деятельности. По данному пути уже движутся высокоразвитые страны мира.
Большую роль в снижении себестоимости перевозок играют качественная организация перевозок и комплексная механизация погрузочноразгрузочных работ. Ключевое решение этих вопросов позволяет эффективно использовать грузоподъемность транспорта и минимизировать их простой при погрузочно-разгрузочных работах. Максимальное снижение себестоимости устанавливается применением условий, которые увеличивают производительность транспорта и способствуют повышению коэффициента использования.
Логистика позволяет осуществлять комплексный учет проблем, которые существуют на предприятии. Этот учет основывается на интеграционном подходе. Но для решения перечисленных проблем возникают или обостряются другие, а при нынешнем состоянии многих предприятий больше задумываются о том, чтобы хоть как-то кризис пережить. Но все это может понадобиться в ближайшем будущем, а проводить анализ нужно постоянно. В Украине, при решении множества экономических вопросов, используют различные экономические рычаги, что в свою очередь требует создания мощных транспортных логистических подразделений и цепочек. Как показала практика, имеет смысл создания независимых логистических центров, которые могут успешно стать международными, постепенно вливаясь в всемирную логистическую сеть. Для их создания необходима хорошая
законодательная база, что в условиях перехода Украины к рыночной модели экономики достаточно тяжело организовать. Хотя у предприятий есть возможность самостоятельно планировать основные пути и условия своей работы, выбирать формы управления, вести вид хозяйственной деятельности, распоряжаться трудовыми, материальными, финансовыми и информационными ресурсами, выбирать себе партнеров.
В связи с нестабильностью экономики Украины возникают проблемы в логистике. Их решением необходимо заниматься на всех участках управления логистическими потоками, уделяя особое внимание самому предприятию как к механизму в единой системе, так как именно на уровне предприятия видны проблемы всей логистической цепи. Основной проблемой логистики в Украине является сфера снабжения. В ней происходит постоянное повышение закупочных цен, по разным причинам несвоевременное выполнение заказов в производственных подразделениях, сложности с складским хозяйством, стареющее оборудование, большие запасы материалов и оборудования на складах. Кроме этого, эта сфера связана с транспортом, который занимает в логистике особую роль. На многих предприятиях транспорта отсутствуют новые транспортные средства, которые соответствуют международным стандартам, в чем прослеживается отсталость инфраструктуры транспортной сети, очень низкая технико-технологическая ступень и уровень организации перевозок.
При этом следует отметить, что транспорт является одним из основных объектов затрат в логистической системе предприятия. Однако, предприятие не может функционировать без поставок сырья, готовой продукции или материалов. Последствиями остановок
функционирования транспорта являются прямые и косвенные убытки предприятий, и даже их полное банкротство, из-за остановки подачи сырья,
необходимого для производства, что приводит к задержкам отгрузки готовой продукции, происходит ее простой и порча.
Логистика складирования в Украине характеризуется низким уровнем производственнотехнической базы складского хозяйства, огромным недостатком качественного технологического оборудования по обработке продукции, низким уровнем механизации и автоматизации складских работ.
В логистике распределения существуют проблемы замедления передвижения товаров от производителей товаров до их потребителей, высокая степень неудовлетворенности спроса, малая надежность и недостаточность уровня качества обслуживания потребителей, нет продуманной стратегии развития систем распределения и организованных товарных рынков.
Информационная логистика в
определенной мере имеет свою важность для оптимизации работы предприятия, но цена на этот вид услуг очень велика, что не всегда целесообразно.
При столкновении мнений слушателей и практиков, пытающихся улучшить транспортную логистику на предприятиях, становятся одни и те же проблемы, и они касаются:
- качества транспортного обслуживания;
- изношенности подвижного состава и трудности, связанные с его обновлением;
- плохой информационной поддержки;
- сниженной конкурентоспособности украинских перевозчиков по сравнению с иностранными;
- сложностей составления транспортных маршрутов движения;
- недогруза транспорта по
грузоподъемности или полезному внутреннему объему кузова;
- страхования грузов и транспортных
средств;
- сложностей организации перевозок с участием нескольких видов транспорта;
- недостатка информации о программных продуктах, позволяющих автоматизировать, упростить и ускорить выполнение операций, сопровождающих перевозочный процесс.
Анализ последних исследований и публикаций. Ученые, занимающиеся вопросами: создания, изучения, контролем работы и получение высоких результатов работы логистических цепочек сходились в одном мнении, что с развитием мирового рынка растет спрос в логистических операциях и процессах с внедрением логистики. Используя первоначальный смысл, вложенный в понятие «логистика» зарубежными исследователями, В. И. Сергеев дает следующее определение: «Физическое
распределение - это комплексная логистическая активность, являющаяся составной частью процесса дистрибьюции и включающая в себя все логистические операции, связанные с физическим перемещением и хранением готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников» [4]. Необходимо отметить появление в рассматриваемый период первых логистических организаций и сообществ. Старейшей организацией в мире является Национальная ассоциация проблем управления закупками (основана в США в 1915 г.). Стало очевидным, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения физического распределения, в первую очередь с позиции снижения затрат. Известный американский писатель и консультант по менеджменту П. Друкер называл активности в дистрибьюции «наиболее печально
пренебрегаемой и наиболее подающей надежды сферой американского бизнеса». Период с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называют периодом становления логистики. Он характеризовался интенсивным развитием теории и практики логистики, прежде всего снова в США, где были написаны различные труды по становлению и развитию логистики такими менеджерами как Stock R. и Lambert M. Douglas [6]. Существует различная трактовка термина «логистика», в значении логики, использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646-1716), а новый смысл за термином был закреплен позже на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. Про проблемы и их решения в логистике так же писал Линдере Майкл Р и Фирон Харольд Е [11].
Цель статьи. Изучить логистику, как новую область экономики с относительно новой и молодой концепцией человеческой деятельности. Обозначить такие виды деятельности, как обмен информацией, транспортная доставка, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. С каждым годом логистика рассматривается как взаимосвязанный сложный процесс, имеющий направление на снижение общих затрат. В условиях увеличения объемов производства, которые привели к сильному увеличению издержек, предприятия останавливаются на поиске возможностей снижения затрат в сферах обращения.
Изложение основного материала исследования. Для предприятия важно правильно выбрать тот вид транспортировки, который даст возможность быстро доставить груз и без повреждений. Однако, выбирая конкретный вид транспорта, необходимо формировать не только то, что снизит расходы на транспортировку и приведет к сокращению времени поставки, но и то, как повлияет выбор вида транспорта на другие
логистические операции. В современных экономических условиях при транспортировке предприятие должно объединять несколько заказов в один для определенных групп грузов [1].
Создание графика транспортировки дает возможность предприятию своевременно переместить материальный поток. Это важно особенно для высокотехнологичных отраслей, где жизненный цикл продукта является короче время его проектирования, комплектации, производства и дистрибьюции.
Для увеличения качества услуг, сокращение сроков выполнения заказов, увеличение гибкости в сложных случаях, налаживания с клиентами доверительных отношений предприятия могут выбрать собственную транспортную систему. При условии дополнительных затрат на содержание самостоятельного транспорта и рациональной организации загруженности собственных транспортных единиц предприятие будет иметь более низкий уровень затрат по сравнению с затратами на услуги транспортных компаний [4].
При решении проблем сферы складирования, прежде всего, необходимо осуществлять стратегию сохранения запасов, обратить внимание на физическое хранение запаса и дополнительные операции с ним. Необходимо четко определить эффективное соотношение между расходами на заполнение состава и обработки запасов, место расположения помещений, провести расчеты по определению территориальных размеров зоны хранения и зоны комплектации заказов, определить необходимую площадку, обустройство склада и размещения в нем запасов.
В отличие от сферы складирования, в сфере сбыта необходимо строить как горизонтальные, так и вертикальные каналы сбыта, так же налаживать взаимодействие с оптовыми посредниками и непосредственно с потребителями. Их использование может быть информационная логистическая система. Надо отметить, что эта система должна быть интегрированной во все сферы деятельности предприятия (маркетинг, менеджмент, производство, финансы). Это нужно для построения эффективного управления деятельностью предприятия.
Множество предприятий, деятельность которых связана с транспортировкой, принимают решение о передаче всех или части перевозок на аутсорсинг. Такое решение позволяет им сконцентрироваться на основной сфере деятельности, повышая качество работы и усовершенствуя свою продукцию, что в итоге улучшает качество перевозок, а во многих случаях
- и снижает транспортные затраты.
Правда, не всегда внешние перевозчики предоставляют качественные услуги. Это
относится, прежде всего, к простым экспедиторским или транспортным компаниям, первые из которых не имеют собственного подвижного состава и работают как посредники между заказчиком и перевозчиком, а вторые -занимаясь перевозкой грузов собственными транспортными средствами, практически не пытаются оптимизировать сам процесс транспортировки. Хотя это можно было бы сделать посредством сбора консолидированного груза от нескольких отправителей, составления
оптимальных маршрутов движения, подключения более эффективного вида транспорта на определенном этапе маршрута и т.д. [5]. Можно сказать, что сейчас появилась тенденция к устранению из рынка «простых» операторов транспортного рынка и переход на объединение экспедиторских, транспортных и других функций транспортной логистики в одном предприятии. Для таких интегрированных предприятий часто используют термин «логистический оператор», что передает системный характер их деятельности и четкую направленность на компромисс между транспортными (и сопутствующими) затратами и уровнем качества предоставленных услуг.
В изношенности подвижного состава следует остановиться не только на проблеме определения оптимального срока службы транспортных средств, занятых в перевозке грузов, но и на необходимости адекватного расчета их амортизации. Методы начисления амортизации достаточно разные, при этом на данный момент каждое предприятие само решает, каким из них пользоваться, по крайней мере, для внутренних нужд. Практика предприятий, имеющих на балансе собственные транспортные средства,
свидетельствует о целесообразности различных методов расчета амортизации транспортных средств при использовании подвижного состава производства стран СНГ и Европы, Японии, США [2]. Так, для отечественных марок рекомендуется производить расчет исходя из 5-6 лет службы автомобиля, тогда как для «иностранцев» этот срок можно увеличить вдвое.
Для определения оптимального срока замены транспортного средства, уместна одна из используемых в логистике методика, которая учитывает возрастающие со временем эксплуатационные расходы с одной стороны и постепенно снижающуюся производительность, и остаточную стоимость автомобиля - с другой. Такая методика дает возможность понять, на каком сроке службы автомобиль выгоднее продать по остаточной рыночной стоимости, чем эксплуатировать его с все более возрастающими затратами, включающими амортизацию, стоимость ремонтов и т.д.
Некачественная информационная
поддержка процесса перевозок, к сожалению,
приводит к кажущейся «информатизированности» и «компьютеризированности» современной логистики, поток информации, сопровождающий процесс транспортировки, все еще далек от совершенства [5]. Это касается и связи с управляющим транспортом, особенно при его нахождении в другом государстве или на пограничном переходе, и мониторинга груза на протяжении перевозки, и контроля состояния транспортного средства, его местонахождения.
Немного иначе эта проблема ощущается при внутренних, украинских перевозках. Однако и здесь бывают случаи утраты связи с транспортом, что негативно сказывается на координации процесса транспортировки, особенно в случаях потребности в срочной передаче или корректировке информации для водителя. Все эти факторы приводят к снижению
конкурентоспособности украинских перевозчиков по сравнению с зарубежными [8].
Возможно изменение ситуации при улучшении транспортного законодательства, а также «открытия» границ со странами ЕС, что сделало бы сферу перевозок в Украине достаточно привлекательной, как для внутренних перевозчиков, так и для иностранных. Это привело бы к увеличению транспортных операторов, что в свою очередь уничтожило бы монополию и стало бы началом падения тарифов [7]. Таким образом, в настоящее время при низкой заработной плате водителя и более дорогом топливе, устаревшей техникой и высокими тарифами по сравнению с зарубежными компаниями, национальные перевозчики несут убытки на внутреннем рынке.
В данной ситуации можно порекомендовать вернуться к методике расчета себестоимости перевозок и отталкиваться не от рыночной цены за 1 км, а от индивидуальной рентабельности. Тогда работа транспортного предприятия не только станет более прозрачной для клиента, но и даст возможность отслеживать насколько выгодна та или иная транспортировка
[7].
Но возникает еще ряд вопросов в сложности построения маршрутов перевозки. Еще во времена Советского Союза транспортники пользовались достаточно эффективными методами составления оптимальных маршрутов движения, причем как маятниковых, так и сборных и развозочных. Это так называемая транспортная задача - необходимость нахождения кратчайшей связывающей сети, кратчайшего пути между двумя точками территории, а также составления сборно-развозочных маршрутов. К сожалению, с переходом на рыночные отношения появилась некоторая хаотичность в проектировании процесса перевозок, а упомянутые методы оптимизации транспортного процесса были просто забыты. При этом все большее количество компаний,
сталкивающихся с проблемами построения оптимальных маршрутов движения, готовы вкладывать немалые деньги в программное обеспечение, способное автоматизировать процесс поиска наиболее рационального маршрута следования. Использование «полуручного» метода определения маршрута позволяет не только получить оптимальный результат, но и легко проанализировать, к чему приведет его некоторое изменение, если он по каким-либо причинам не устраивает менеджера или заказчика [12].
Решив и эту задачу перевозчики сталкиваются с новой - недогруз подвижного состава. Проблема недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства напрямую связана с частым нежеланием или неумением комплектовать отправку от разных грузоотправителей. А ведь перевозка сборного груза приносит большую прибыль перевозчику, поскольку для каждого из владельцев части такого груза стоимость перевозки уменьшается незначительно по сравнению с тем, как если бы его груз находился в автомобиле один. Это происходит потому, что, хоть это и экономически не обосновано, основой транспортных тарифов в любом случае является километраж, пройденный транспортным средством. Так что стоимости перевозки на 1000 км для однотипных грузов массой 2 и 5 т практически не будут отличаться. Определенно, доставка сборного груза связана с большим количеством проблем, чем отправка от одного отправителя одному получателю, однако она более выгодна, причем как отправителю, так и перевозчику. Для перевозчика стоимость перевозки сборного груза существенно превышает стоимость перевозки от одного отправителя [3].
В наше время все больше грузоотправителей и грузополучателей стараются застраховать свою перевозку. Причем, по словам практиков, страхование именно груза, а не транспортного средства с грузом, преобладает. Так, в большинстве случаев страховка оформляется как процент от стоимости груза, и при наступлении страхового случая производится страховая выплата в том объеме, в котором нанесен ущерб грузу. Обычно стоимость ущерба возмещается не в полной мере. В любом случае, страховщик и страхователь ищут наиболее приемлемое сочетание стоимости страховки и величины страховых выплат, что оговаривается в договоре страхования [5]. Страхование груза уменьшает беспокойство за процесс транспортировки, что обычно благотворно сказывается на всех ее участниках. Что же касается страхования транспортных средств, то оно применяется реже. При этом давнишнее недоверие к страховым компаниям как таковым тормозит процесс распространения страхования, как транспортных средств, так и грузов.
Так же возникают сложности в организации взаимодействия нескольких видов транспорта. При существовании любых возможных путей сообщения в нашей стране автомобильный транспорт остается наиболее используемым [12]. Это тем более странно, если учесть большую территорию нашей страны, ведь на расстояниях 700-1500 км железнодорожный транспорт становится намного экономичнее автомобильного. Возможно, превалирование автомобильных грузовых перевозок над всеми другими связано, прежде всего, с мобильностью данного вида транспорта. Так, во-первых, автомобильным транспортным компаниям было проще перестроиться на существование в условиях суверенного государства, а во-вторых, этот вид транспорта успешно осуществляет перевозки «од двери до двери», что в большинстве случаев недоступно для других. Что касается тарифов на перевозки, тут для автомобильного конкурентами являются железнодорожный и водный виды транспорта. Однако сложность отношений с железной дорогой и разные правила при осуществлении перевозок на разных видах транспорта приводят к отказу работать с «неавтомобильными» видами транспорта, а тем более их сочетать. Также немаловажным является тот факт, что при взаимодействии разного транспорта практически всегда повышаются сроки перевозки. Это связано с перегрузками с одного вида транспорта на другой, которые обычно сопровождаются краткосрочным хранением груза. Так что небольшое снижение суммарной стоимости перевозки обычно комбинируется с увеличением сроков доставки и повышением сложности организации и контроля такой перевозки. При этом можно добавить, что комбинированные перевозки обычно намного сложнее спрогнозировать по срокам и по возможным рискам. Здесь проблемы информационного сопровождения стоят намного острее, чем при перевозках автомобильным транспортом.
Существует недостаток информации о программных продуктах в сфере транспортной логистики. Рынок программного обеспечения растет в геометрической прогрессии [12]. Все новые и новые программы, улучшающие сами себя, позволяют упрощать нам жизнь. Однако при этом возникает и другая сторона медали - очень сложно ориентироваться в той программной массе, которая заполоняет рынок. Все уже привыкли к тому, что, не успев поставить новейшую программу, мы уже видим релиз или демо-версию новой. Так что стремление к постоянному обновлению программной базы бессмысленно и нецелесообразно. Что касается программного обеспечения для транспортной логистики, то тут дела обстоят несколько иначе. В отличие от «складских» разработок, их на рынке намного меньше, отзывы о них очень разные, а нормальной,
объективной аналитики нет. При немалой стоимости таких программ не удивительно, что потенциальные их покупатели теряются и постепенно оставляют идею приобретения. Так что необходимо разрабатывать улучшенные программные пакеты и инструкции для их потенциальных покупателей. Тогда и потребители будут видеть разницу и смогут сделать верный выбор, и производителям будет проще найти и обозначить свою нишу на рынке программ по транспортной логистике.
Вывод. Логистика - уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год. Лишь немногие сферы деловых операций могут похвастаться той же сложностью внутренних взаимосвязей и такой же широтой географического охвата, какие характерны для логистики [10]. Современная логистика -явление парадоксальное. То, что сегодня называется логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т. е. это никакое не новшество. Однако самых совершенных достижений логистика достигла, как уже отмечалось, в гораздо поздний период - в экономической среде, т. е. в среде современного бизнеса. Решив множество проблем и задач с логистикой в Украине, можно будет утверждать, что Украина достаточно успешно решает проблемы создания международных транспортных коридоров на основе программы «FROM - DOOR - TO -DOOR»[9].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бажин И. И. Логистика [Текст]: Компакт-учебник. Харьков: Кон-сум, 2003.
2. Бауэрсокс Д. Дж., Класс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок [Текст]: М.: Олимп-бизнес, 2001.
3. Гаджинский А. М. Основы логистики [Текст]: Учеб. пособие. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003.
4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов [Текст] / Под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004.
5. Макаренко М. В., Канке А. А. Закупочная и распределительная логистика [Текст]: Учеб. пособие. М.: ГУУ, 2003.
6. Stock R., Lambert M. Douglas. Strategic Logistics Management McGraw-Hill, Irwin, 2001.
7. Окландер М. А. Маркетинг и логистика в предпринимательстве. Одесса: АП НТ и ЭЙ, 1996.
8. Омелъченко В. Я. и др. Управление материальными потоками в микроэкономике переходного периода [Текст]: Монография / В. Я. Омельченко, А. П. Омельченко, В. Г. Кузнецов; Под общей научной редакцией доц. Омельченко В. Я. Севастополь: «Вебер», 2003.
9. APICS Dictionary, 8th Edition. American Production and Inventory Control Society, Inc. 1995.
10. Terminology in Logistics. ANNEX 12. attachment:/120/452.htm [Электронный
Dictionary. European Logistics Association, 1994. документ] - назв. с экрана.
11. Линдере Майкл Р., Фирон Харольд Е.
Управление снабжением и запасами. Логистика [Текст] / Пер. с англ. СПб.: Виктория плюс, 2002.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы в работе логистических систем, которые возникают на практике при внедрении их в Украине. Определяется понятие логистики и влияния ее процессов на экономику Украины. Четко объясняется каждый элемент, который создает логистические сети. Так же проводится детальный анализ святи логистических систем и предприятий Украины.
Ключевые слова: логистика, логистические сети, предприятие, транспорт, складирование, менеджмент, кризис, аутсорсинг, рыночная экономика, процесс дистрибьюции, качество транспортного обслуживания, логистический оператор, компьютеризированность, страхование, программа «FROM-DOOR-TO-DOOR».
Summary. The article deals with the problems concerning logistic systems operation which take place in the process of their implementation in Ukraine. The concept of logistics and its impact on the economics of Ukraine is defined. The exact explanation to each element, which creates logistic nets, is given. There is also a detailed analysis of cooperation between logistic systems and enterprises in Ukraine.
Keywords: logistic, logistic networks, enterprise, transport, warehousing, management, krizis, autsorsing, market economy, process distrib‘yucii, quality of a transport service, logistic operator, komp‘yuterizirovannist', insurance, program «FROM-DOOR-TO-DOOR».
Рецензент.д.э.н., профессор ОНМА Николаева Л.Л. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.
УДК 658:334.012.82
ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ РОЗВИТКУ ТРАНСПОРТНОЇ ЛОГІСТИКИ В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ ЕКОНОМІЧНОГО ПРОСТОРУ
Токмакова І.В., к.е.н., доцент (УкрДАЗТ)
Стаття присвячена дослідженню сутності транспортної логістики, визначено її роль, виявлені проблеми транспортної логістики та запропоновано напрямки забезпечення її подальшого розвитку. Ключові слова: логістика, транспорт, глобалізація економічного простору.
Постановка проблеми та її зв’язки з науковими чи практичними завданнями. Однією з основних ознак сучасного розвитку світового господарства стає розгортання процесів глобалізації, які можна охарактеризувати як посилення взаємозалежності і взаємовпливу різних сфер і процесів світової економіки, що виражається в поступовому перетворенні світового господарства на єдиний ринок товарів, послуг, капіталу, робочої сили і знань.
Глобалізація світу і активний розвиток інтернаціональної співпраці приводить до значного зростання об'ємів руху товару і, відповідно, вантажних потоків, як внутрішніх, так і міжнародних, у тому числі транзитних, тому
підвищення ефективності доставки вантажів входить в пріоритетні напрями скорочення витрат промислових організацій, торгівлі сфери послуг. У зв'язку з цим останнім часом актуалізуються питання оптимізація процесу планування і організації доставки товарів і ресурсів до кінцевого споживача, іншими словами, зростає потреба в ефективній транспортній логістиці.
Аналіз останніх досліджень і публікацій. Проблеми транспортної логістики знайшли своє відображення у дослідженнях таких вчених як: Анікін Б.А., Бакаєв О.О., Бауерсокс Д.Дж., Дикань В.Л., А.А. Смехов, Ларіна Р.Р., Миротін Л.Б., Некрасов А.Г., Неруш Ю.М., Прокоф’єва Т.А., Смехов А.А. та ін. [1-9]. У свої роботах вони
© Токмакова І.В.