_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-9-4 УДК 342.9
Attribution
сс by
НЕКОТОРЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Аннотация. В статье оценивается современное состояние и определяются перспективы развития законодательства об административных правонарушениях, обеспечивающего защиту несовершеннолетних от неблагоприятного воздействия вредоносной информации. Высказываются предложения по оптимизации отдельных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнению административно-деликтного законодательства новыми мерами обеспечения производства. Автором проанализирована тенденция развития административно-деликтного законодательства с введением новелл, обеспечивающих защиту активно развивающихся общественных отношений в информационной сфере. Одним из основных инструментов обеспечения информационно-психологической безопасности детей выступает административная ответственность, предусматривающая наказание за ознакомление несовершеннолетних с вредоносной информацией либо за создание возможности такого ознакомления. По мнению автора, представляется правильным устранить терминологическую избыточность, которая характерна для объективной стороны значительного количества административных правонарушений в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: административное правонарушение, вредоносная информация, информационно-психологическая безопасность, несовершеннолетние, административная ответственность, нормативное регулирование, информационные правоотношения, информационная продукция.
SOME PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES ENCROACHING ON THE INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF MINORS
Abstract. The article evaluates the current state and defines the prospects for the development of legislation on administrative offenses that protects minors from the adverse effects of malicious information. Proposals are made to optimize certain provisions of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation and supplement administrative and tort legislation with new measures to ensure production. The author analyzes the trend in the development of administrative and tort legislation with the introduction of novelties that ensure the protection of actively developing public relations in the information sphere. One of the main tools for ensuring the information and psychological safety of children is administrative responsibility, which provides for punishment for familiarizing minors with malicious information or for creating the possibility of such familiarization. According to the author, it seems correct to eliminate terminological redundancy, which is characteristic of the objective side of a significant number of administrative offenses in the field under consideration.
Keywords: administrative offense, malicious information, information and psychological security, minors, administrative responsibility, regulatory regulation, information legal relations, information products.
Введение. общества, не способным самостоятельно отсто-
Динисламова А.З.
Краснодарский университет МВД России
Aiza Z. Dinislamova
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Информационно-психологическая безопасность несовершеннолетних является особым объектом правовой охраны, так как ребенок, в силу своего возраста, считается «неполноценным» членом
ять, а порой и даже определить свои истинные интересы.
Говоря о сущности информационно-психологической безопасности несовершенно-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
летних, мы придерживаемся мнения К.Д. Рыд-ченко, который трактует ее как «основанное на особом правовом статусе и уровне психофизиологического развития, состояние защищенности индивидуальной психики несовершеннолетнего и группового сознания детей от осуществляемого при обороте вредоносной информации негативного психологического воздействия, а также степень реализации государственной политики в области защиты детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» [1].
Иными словами, рассматриваемая правовая категория входит в объем информационной безопасности несовершеннолетних, является ее разновидностью.
Обсуждение. Результаты.
Одним из основных инструментов обеспечения информационно- психологической безопасности детей выступает административная ответственность, предусматривающая наказание за ознакомление несовершеннолетних с вредоносной информацией либо за создание возможности такого ознакомления. Преследуя заявленную в наименовании статьи цель исследования, следует сперва обратить внимание на наиболее существенные тенденции и факторы, свойственные для современного административно-деликтного права.
Во-первых, принятый 23 года назад Кодекс РФ об административных правонарушениях [2], претерпел на сегодняшний день существенные, а порой и кардинальные изменения. Этот процесс обусловлен усложняющимися и развивающимися общественными отношениями, многие из которых связаны с научно-техническим прогрессом в информационной сфере. Вместе с тем, в результате масштабных дополнений, Кодекс набрал «критический» объем, негативно сказывающийся на доступности и понятности закона. Учеными неоднократно указывалось на целесообразность кардинального обновления админи-стративно-деликтного закона посредством третьей кодификации [3; 4; 5], а в Государственную Думу Федерального Собрания РФ трижды вносились проекты нового КоАП РФ, однако, ни один из них не был легализован.
Во-вторых, в последние годы прослеживается тенденция к частичной или полноценной декриминализации отдельных составов преступлений с переносом их из Уголовного кодекса РФ [6] в КоАП РФ. Примером тому могут быть составы правонарушений «Оскорбление» [7], «Побои» [8] и «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно - унижение человеческого достоинства» [9]. Более того, все более массовым является установление административно-преюдиционных связей между составами административных правонарушений и преступлений, когда совокупность первых преобразуется в уголовно наказуемое деяние. Этот юридический прием был свойственен для советской правовой системы, однако, умышленно был забыт в первые годы россий-
ской государственности. Лежащая в его основе гипотеза о наличии «преступной личности», которая, независимо социально-корректирующего воздействия, будет стремиться вести антиобщественный и противоправный образ жизни, подтверждается правоприменительной практикой органов внутренних дел. В контексте рассматриваемой сферы, к таким субъектам можно отнести, например, злоупотребляющих свободой массовой информации журналистов, систематически не исполняющих обязанности по воспитанию родителей и иных законных представителей несовершеннолетних, участников экстремистских организаций.
В-третьих, тенденцией развития административ-но-деликтного законодательства является введение новелл, обеспечивающих защиту активно развивающихся общественных отношений в информационной сфере.
С начала второго десятилетия XXI века отечественный законодатель вводит в КоАП РФ все новые составы таких административных правонарушений. Так, Федеральным законом от 05.05.2014 № 101-ФЗ [10] в КоАП РФ введены статьи 6.26 и 6.27, Федеральным законом от 27.12.2018 № 521-ФЗ [11], - статья 20.3.1, Федеральным законом от 18.03.2019 № 28-ФЗ [12], -части 2-5 статьи 20.1, Федеральным законом от
08.12.2020 № 420-ФЗ [13], - статья 20.3.2, Федеральным законом от 30.12.2020 № 511-ФЗ [14], -статьи 13.41, Федеральным законом от
04.02.2021 № 4-ФЗ [15], - статья 6.13.1 Кодекса.
На сегодняшний день в КоАП РФ можно выделить свыше 40 только составов административных правонарушений, которые посягают на общественные отношения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Данные нормы входят в компетенцию многих публично-властных субъектов, среди которых и должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Новым стимулом к развитию административно-деликтного законодательства в информационной сфере выступила необходимость защиты интересов Российской Федерации в условиях ведения Специальной военной операции. В 2022 году КоАП РФ был дополнен статьями 20.3.3 и 20.3.4 [16]. Не отрицая востребованность нормативного регулирования в рассматриваемой сфере, следует отметить и негативную сторону столь активной законотворческой инициативы, - правоприменитель нередко не обладает и дополнительно не обеспечивается необходимыми компетенциями, штатом и техническими средствами реализации новелл административно-деликтного закона.
В-четвертых, создавая новые правовые институты в рамках регулирования информационных правоотношений, законодатель не всегда согласует новеллы с уже существующими правовыми категориями и управленческими системами. Так произошло, в том числе, с институтом защиты
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (далее - вредоносной информации).
По аналогии с позитивным законодательством, представленным преимущественно Федеральным законом от 29.12.2010 № 4Э6-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [17] (далее - ФЗ № 436), которым выстроена по сути автономная система обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, в КоАП РФ создана система составов правонарушений, прямо апеллирующих к ФЗ № 436 и не коррелирующих с более ранними нормами Кодекса. Статья 6.17 и ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ были введены Федеральным законом от 21.07.2011 № 252-ФЗ [18]; ч. 3 ст. 13.21, ч. 3 ст. 13.15 и ст. 6.20 КоАП РФ - Федеральными законами от 05.04.2013 № 34-ФЗ [19], 50-ФЗ [20] и 58-ФЗ [21]; ст. 6.26 и ч. 4 ст. 13.15 КоАП РФ - Федеральными законами от 05.05.2014 № 101-ФЗ [22] и № 128-ФЗ [23]; ч. 5 ст. 13.15 КоАП РФ - Федеральным законом от 24.11.2014 № 370-ФЗ [24]; ч. 6 ст. 13.15 КоАП РФ -Федеральным законом от 02.05.2015 № 116-ФЗ [25]; ст. 6.21, 6.21.1 и 6.21.2 - Федеральным законом от 05.12.2022 № 479-ФЗ [26]. При этом законодателем не определено соотношение новелл с правонарушениями, которые были включены в КоАП РФ ранее (например, статьи 5.35, 6.10 и 6.23 Кодекса).
Заключение.
Исходя из перечисленных тенденций и факторов развития административно-деликтного законодательства в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности детей, можно предположить перспективные направления его развития и предложить пути оптимизации правовых норм.
Во-первых, административно-деликтные нормы в рассматриваемой сфере требуют согласования между собой. Так, статьей ст. 6.17 КоАП РФ предусмотрены общие по отношению к иным специальным составам правонарушений в данной сфере. Однако не всегда подобные горизонтальные связи однозначно установлены в Кодексе.
Указанной статьей предусмотрена ответственность за:
1) нарушение правил распространения среди детей ограниченной в обороте информационной продукции, не образующее состава административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.20, 6.21, 6.21.1, 6.21.2, частью 3 статьи 13.15, частью 2 статьи 13.21 и статьей 13.36 Кодекса (часть 1);
2) распространение среди детей запрещенной в обороте информационной продукции (часть 1);
3) неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информацион-
но-телекоммуникационных сетей информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (часть 2);
4) привлечение детей к участию в создании ограниченной или запрещенной в несовершеннолетних информационной продукции (часть 3).
Конфликты квалификации между общим составом, - статьей 6.17 КоАП РФ, - и иными статьями, обеспечивающими административно-правовое охранение информационно-психологической безопасности несовершенно-лет н и х и не указанными прямо в ч. 1 ст. 6.17 Ко-АП РФ, требуют урегулирования. Таким может выступить корректировка диспозиции указанной норм ы и изложение ее в следующей редакции: «1. Нарушение установленных требований распространения среди детей информации, в том числе в форме информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, за исключением иных предусмотренных настоящим Кодексом случаев, и если это деяние не содержит уголовно наказуемого деяния...».
Во-вторых, необходимо дифференцировать размер административного наказания в зависимости от вида распространенной вредоносной информации. Понятие вредоносной для детей информации легально определено в п . 7 ст. 2 ФЗ № 436, - это информация, распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с законом. Вредоносная информация может быть запрещена для восприятия несовершеннолетними или лишь для отдельных возрастных групп детей (до 6, 12 и 16 лет). Данное обстоятельство обусловлено тем, что в ходе взросления ребенок приобретает опыт и вырабатывает навык критического осмысления полученных сведений, что позволяет минимизировать урон его психофизиологическому развитию при получении информации хотя и негативной, однако объективно существующей. Более того, отдельные категории вредоносной информации запрещены к распространению независимо от возраста, - это, например, сведения экстремистского характера и детская порнография. Эти сведения могут нанести наиболее существенный ущерб развитию ребенка, сформировать у него наиболее опасные модели деструктивного поведения.
Таким образом, применительно к несовершеннолетним существует трехступенчатая система вредоносной для несовершеннолетних информации:
1) не соответствующая возрастному цензу;
2) запрещенная для несовершеннолетних;
3) запрещенная независимо от возраста.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Перечень запрещенной для несовершеннолетних вредоносной информации нормативно закреплен в ч. 2 ст. 5 ФЗ № 436 и включает как уникальные категории сведений, так и те, распространение которых запрещено независимо от возраста потребителя информационной продукции. Например, распространение указанных в пунктах 4.1 и 4.2 категорий информации (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, а также педофилии) влечет ответственность по ст. 6.21 и 6.21.1 КоАП РФ независимо от возраста потребителя информации. Логично было бы предположить, что доведение подобных сведений до несовершеннолетних должно влечь более суровое наказание, однако, указанные статьи не содержат квалифицирующих составов правонарушений. Полагаем, что этот недостаток может быть устранен посредством дополнения указанных, а также иных аналогичных правонарушений частью, предусматривающей ответственность за ознакомление с информацией детей или создание возможности ознакомления несовершеннолетних с таковой.
В-третьих, нам представляется правильным устранить терминологическую избыточность, которая характерна для объективной стороны значительного количества административных правонарушений в рассматриваемой сфере. В частности, обращает на себя внимание различность формулировок, описывающих, по сути, один информационный процесс, - доведение до сведения несовершеннолетнего информации, способной нанести вред его здоровью и развитию. В административно-деликтном законодательстве используются формулировки: призыв, пропаганда, вовлечение, передача, распространение, публичная демонстрация, рекламирование, дискредитация. Наиболее часто при этом в КоАП РФ и УК РФ встречаются категории «пропаганда» и «вовлечение». Единого взгляда на содержание каждой из этих формулировок все еще не выработано ни в научной среде, ни в среде правоприменителей. Сложившаяся ситуация требует, как нам представляется, разрешения, так как неопределенность в лексической форме закона порождает казуальные ошибки при привлечении лиц к административной ответственности.
Стремясь облегчить лексическую конструкцию рассматриваемых правонарушений посредством
использования устоявшихся в информационном законодательстве терминов и определений, предлагаем в административно-деликтном законе устанавливать запрет на «передачу» и (или) «распространение», понимая под первой доведение сведений до конкретного лица или определенной группы лиц, а под второй, - до формально неопределенной группы лиц.
В-четвертых, по сравнению с уголовным законом, КоАП РФ значительно реже определяет распространение вредоносной информации через Интернет в качестве особого или квалифицирующего признака правонарушения. Полагаем, этот пробел следует восполнить, включив в ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ «Обстоятельства, отягчающие административную ответственность» пункт 7 в следующей редакции: «Совершение административного правонарушения, сопряженного с распространением информации, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе сети Интернет».
В-пятых, следует обеспечить административные правонарушения рассматриваемой категории надлежащим процессуальным инструментарием, в том числе:
1) распространить на все составы данных деликтов возможность проведения административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ), обеспечив пролонгацию срока стадии возбуждения дела об административном правонарушении;
2) включить в систему мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях осмотр страницы в сети Интернет и осмотр предметов и документов, обеспечив возможность осмотра компьютерной техники и мобильных устройств;
3) перераспределить полномочия между субъектами административной юрисдикции, обеспечив возможность пресечения административных правонарушений, прямо или косвенно посягающих на информационно-психологическую безопасность несовершеннолетних, должностными лицами органов внутренних дел в порядке общего контроля и должностными лицами Роском-надзора в рамках специализированного государственного надзора.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Литература:
1. Рыдченко К.Д. Понятие информационно-психологической безопасности несовершеннолетних в отечественной правовой системе / К.Д. Рыдченко // Вестник Воронежского института МВД России. 2017. № 1. С.176-182.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
3. Шергин А.П. Выбор модели третьей кодификации административно-деликтного законодательства / А.П. Шергин // Научный портал МВД России. 2012. № 4. С. 65-70.
4. Занина Т.М. Реформа законодательства об административной ответственности в свете новой концепции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / Т.М. Занина, О.А. Федотова // Вестник Воронежского института МВД России. 2019. № 4. С. 191-197.
5. Рыдченко К.Д. Административная ответственность за правонарушения в сфере оборота информации на рубеже третьей кодификации административно-деликтного закона / К.Д. Рыдченко // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. № 4. С. 98-104.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
7. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: федеральный закон от 03.07.2016 № 326-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
9. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 27.12.2018 № 521-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка: федеральный закон от 05.05.2014 № 101-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
11. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 27.12.2018 № 521-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
12. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 18.03.2019 № 28-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
13. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 08.12.2020 № 420-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
14. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2020 № 511-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
15. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 04.02.2021 № 4-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
16. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 04.03.2022 № 31-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
17. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
18. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»: федеральный закон от 21.07.2011 № 252-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
19. О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» и статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 05.04.2013 № 34-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предупреждения торговли детьми, их эксплуатации, детской проституции, а также деятельности, связанной с изготовлением и оборотом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних: федеральный закон от 05.04.2013 № 58-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
21. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия): федеральный закон от 05.04.2013 № 50-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
22. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка: федеральный закон от 05.05.2014 № 101-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
23. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 05.05.2014 № 128-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
24. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.2014 № Э70-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
25. О внесении изменений в статьи 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 02.05.2015 № 116-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
26. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 05.12.2022 № 479-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 2024.
References:
1. Rydchenko K.D. The concept of information and psychological safety of minors in the domestic legal system / K.D. Rydchenko // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 1. P. 176-182.
2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated 12/30/2001 № 195-FZ // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
3. Shergin A.P. The choice of the model of the third codification of administrative and tort legislation // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. № 4. P. 65-70.
4. Zanina T.M. Reform of legislation on administrative responsibility in the light of the new concept of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation / T.M. Zanina, O.A. Fedotova // Bulletin of the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 4. P. 191-197.
5. Rydchenko K.D. Administrative responsibility for offenses in the field of information turnover at the turn of the third codification of the administrative-tort law / K.D. Rydchenko // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 4. P. 98-104.
6. The Criminal Code of the Russian Federation № 63-FZ dated 06/13/1996 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
7. On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law № 420-FZ dated 07.12.2011 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
8. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of the Federal Law «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation on Improving the Grounds and Procedure for Exemption from Criminal Liability: Federal Law № 326-FZ dated 07/03/2016 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
9. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 521-FZ dated 12/27/2018 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
10. On Amendments to the Federal Law «On the State Language of the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the Improvement of Legal Regulation in the field of the use of the Russian language: Federal Law № 101-FZ dated 05.05.2014 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
11. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 521-FZ dated 12/27/2018 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
12. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 28-FZ of 03/18/2019 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
13. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 420-FZ dated 08.12.2020 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
14. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 511-FZ dated 12/30/2020 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
15. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 4-FZ dated 02/04/2021 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
16. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 31-FZ dated 03/04/2022 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
17. On the protection of children from information harmful to their health and development: Federal Law № 436-FZ of 12/29/2010 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
18. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the Adoption of the Federal Law «On the Protection of Children from Information Harmful to their Health and Development»: Federal Law № 252-FZ dated 07/21/2011 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
19. On Amendments to Article 4 of the Law of the Russian Federation «On Mass Media» and Article 13.21 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 34-FZ dated 04/05/2013 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
20. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to Prevent the sale of children, their Exploitation, child Prostitution, as well as Activities Related to the Manufacture and Trafficking of Materials or Objects with Pornographic Images of Minors: Federal Law № 58-FZ dated 04/05/2013 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
21. On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in terms of restricting the dissemination of information about minors who have suffered as a result of Illegal Actions (inaction): Federal Law № 50-FZ dated 04/05/2013 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
22. On Amendments to the Federal Law «On the State Language of the Russian Federation» and Certain Legislative Acts of the Russian Federation in connection with the Improvement of Legal Regulation in the Field of the use of the Russian language: Federal Law № 101-FZ dated 05.05.2014 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
23. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law № 128-FZ dated 05.05.2014 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
24. On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law № 370-FZ of 11/24/2014 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
25. On Amendments to Articles 13.15 and 20.29 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 116-FZ dated 05/02/2015 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
26. On Amendments to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation: Federal Law № 479-FZ dated 05.12.2022 // Access from the help.-the legal system «Garant». 2024.
Информация об авторе
Динисламова Айза Зубаировна
адъюнкт кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Краснодарский университет МВД России [email protected]
Aiza Z. Dinislamova
Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]