Научная статья на тему 'Некоторые особенности современности в творчестве Ф. М. Достоевского'

Некоторые особенности современности в творчестве Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
322
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Достоевский / интертекстуальность / иррациональность / мениппея / монологи / особенности современности / творчество / экзистенциализм / эпоха / Dostoevsky / intertextuality / irrationality / menippea / monologues / features of the present / creativity / existentialism / era

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Цен Цзя

Интертекстуальность художественных текстов проявляется не только в содержательном аспекте, но и в художественном характере и творческом подходе различных жанров. Уникальный, блестящий психологический показ и душевный анализ персонажей произведений Ф. М. Достоевского открывает путь к реалистическому психологическому роману. Внутренний диалог и спонтанность речевых рисунков, упрощение внешнего облика персонажей и преуменьшение сюжета, сопричастность повествования и использование биполярного внезапного метода —вот некоторые из особенностей современности в творчестве Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF MODERNITY IN CREATIVITY F. M. DOSTOEVSKY

The intertextuality of literary texts is manifested not only in the substantive aspect, but also in the artistic character and creative approach of various genres. The unique, brilliant psychological display and sincere analysis of the characters of the works of F. M. Dostoevsky opens the way to a realistic psychological novel. Internal dialogue and spontaneity of speech patterns, simplifying the appearance of characters and understating the plot, involvement of the narrative and the use of the bipolar sudden method — these are some of the features of modernity in the work of Dostoevsky.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности современности в творчестве Ф. М. Достоевского»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10442 ЦЕН Цзя,

аспирант Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, старший преподаватель Юго-западного нефтяного

университета (Китай), e-mail: sissizengjiaxpq@yandex.ru

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация. Интертекстуальность художественных текстов проявляется не только в содержательном аспекте, но и в художественном характере и творческом подходе различных жанров. Уникальный, блестящий психологический показ и душевный анализ персонажей произведений Ф. М. Достоевского открывает путь к реалистическому психологическому роману. Внутренний диалог и спонтанность речевых рисунков, упрощение внешнего облика персонажей и преуменьшение сюжета, сопричастность повествования и использование биполярного внезапного метода —вот некоторые из особенностей современности в творчестве Достоевского.

Ключевые слова: Достоевский, интертекстуальность, иррациональность, менип-пея, монологи, особенности современности, творчество, экзистенциализм, эпоха.

ZENG Jia,

graduate student of Ryazan State University them. S. A. Yesenin, Senior Lecturer, Southwest Petroleum University (China)

SOME FEATURES OF MODERNITY IN CREATIVITY F. M. DOSTOEVSKY

Annotation. The intertextuality of literary texts is manifested not only in the substantive aspect, but also in the artistic character and creative approach of various genres. The unique, brilliant psychological display and sincere analysis of the characters of the works of F. M. Dostoevsky opens the way to a realistic psychological novel. Internal dialogue and spontaneity of speech patterns, simplifying the appearance of characters and understating the plot, involvement of the narrative and the use of the bipolar sudden method — these are some of the features of modernity in the work of Dostoevsky.

Key words: Dostoevsky, intertextuality, irrationality, menippea, monologues, features of the present, creativity, existentialism, era.

Введение. В культурной среде человека роман и философия представляют разные функциональные точки: в романе выражается жизненный опыт, философия исследует сущность мира. Но Достоевский нашел оптимальное сочетание между философскими и религиозными концепциями, используя художественную стилистику, чтобы выявить психологические противоречия в художественной реальности, чтобы противопоставить субъективные эмоции и мысли лирических персонажей, чтобы выразить свое окончательное мышление о жизни.

Достоевский считается величайшим русским писателем разных эпох не только потому, что его произведения богаты глубокими идеями, но и благодаря инновационному характеру его творческого мышления. Достоевский называл себя

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

«писателем-реалистом в высшем смысле», но реальность Достоевского — это не социальная реальность, которую мы обычно воспринимаем (как Белинский), а реальность духа и души человека. Его уникальная, блестящая психологическая демонстрация и психоаналитический анализ персонажей его произведений открыли путь к реалистическому психологическому роману, который после 20-х годов XX века привлек большое внимание в психоаналитическом мировом сообществе.

Фрейд в статье «Достоевский и отцеубийство» считает Достоевского «творческим художником, невротиком, моралистом и грешником» [1, с. 285-294]. Вклад Достоевского в художественную литературу и философию был признан современными романистами XX века, французскими философами-экзистенциалистами после 40-х годов XX

века и западными критиками сравнительной литературы.

Роман является самым распространенным и наиболее приемлемым повествовательным стилем во всем мире. Русский ученый Шкловский В. Б. считает, что интертекстуальность художественных текстов у Достоевского присутствует не только на содержательном уровне, но и на творческом. По словам Шкловского, произведения искусства ощущаются в контексте ассоциаций с другими произведениями — это общий закон. Форма художественного произведения выделяется в сравнении с другими формами работы. Бахтин М. М. в своем исследовании творчества Достоевского обнаружил интертекстуальность древнегреческой мениппеи. Элементы фантазии, духовные эксперименты, абсурдизм, используемые в жанре мениппеи для поиска, инициирования и проверки философских идей, творчески поглощаются и развиваются Достоевским. Потому что, по мнению Бахтина, смелый вымысел и фантазия в виде мениппеи сочетаются с чрезвычайно глубокой философией и чрезвычайно острым наблюдением за миром. Именно через древнехристианскую литературу ученый связывает Достоевского с разновидностями миниппеи [2, с. 164]. То, что нужно проверить — это совпало с творческим замыслом Достоевского о «человеке в человеке», позволяющим ему через вид мениппеи успешно исследовать внутренний мир героя, выражать субъективные чувства, размышления автора и персонажа по таким философским вопросам, как существование и жизнь, Бог и вечность. Но мы считаем, что феномен интертекстуальности в литературе универсален не только в творчестве Достоевского XIX века, но и в творчестве любой эпохи неотделим от творческого опыта предшественника, не столько от преднамеренного наследования и поглощения, сколько от воссоздания подсознания, адаптированного к психологической ориентации эпохи.

Формирование модернистского романа — это не вода без источника, а много преемственности и развития предшествующей литературы, что является неизбежным явлением в ней. По мнению академика Лихачева Д. С., современный писатель не должен выбирать между образцами своего времени, он сталкивается со всем опытом, накопленным в литературе за последние тысячи лет. Вместо того, чтобы подбирать слова в гранке, как типографы, он использовал свой прошлый опыт, чтобы лепить их в мастике, как скульптор. Лихачев особо подчеркивал конкретность и точность произведений Достоевского, именно в этом проявляется особенность современности в творчестве Достоевского, в его особом чувстве реального и

достоверного, что всегда отличало его произведения подлинностью фактов [3, с. 5].

Говоря о Достоевском как о мастере нового психологического направления в литературе, нарушившем устоявшиеся ранее каноны художественных повествований, необходимо подчеркнуть его способность подчинить абсолютно не совместимые элементы изложения событий единому замыслу сюжета и быстрой смене событий, создать из разрозненных фактов и материалов захватывающее психологическое произведение [4, с. 165].

В современной теории культуры современность является межотраслевой проблемой как литература, философия и социология. С точки зрения литературоведения, в текстах Достоевского мы видим не только современные темы, такие как городская тематика, психологическая тематика, тема души, но и множество художественных особенностей, которые оказывают глубокое влияние на современный художественный текст с точки зрения типа повествования, расположения сюжетных персонажей и пространственно-временных особенностей.

Основная часть.

1. Внутренний дух диалога и спонтанность речевой графики.

Выбор типа повествования часто отражает различные стилистические стили разных писателей и Достоевский, чаще всего, использует повествование от первого лица, например: «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья», «Униженные и оскорбленные», «Игрок». Даже с рассказчиками от третьего лица, такими как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», которые просто служат организаторами собраний различных персонажей, предоставляя им контекст монолога. Часто формальный диалог просто служит «сюжетным оправданием» для монологов и проявлений самосознания героев. Именно через этот внешний монолог Достоевский подчеркивает полную индивидуальность и самосознание персонажей, он воспринимает героев как «людей реальной жизни», поэтому их голос находится наравне с голосом автора. Мы обнаруживаем, что в романах Достоевского такие герои как Раскольников в «Преступлении и наказании», рассказчик в «Униженных и оскорбленных», Иван в «Братьях Карамазовых» являются мыслителями, моралистами, философами с очень сильным самосознанием, все они обладают сильным духом диалога. В «Братьях Карамазовых» разговоры всей семьи на собраниях старца Зосимы и разговоры Ивана и Алеши о детских слезах и человеческом счастье, о религиозных идеях Великого Инквизитора состоят из больших монологов, которые раскры-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

вают перед нами не только отдельно стоящее и спорящее друг с другом самосознание, но и поиски конечной проблемы бытия. Иван считает, что мир может прийти к высшей гармонии и человечество в конечном итоге будет спасено, но это не должно стоить бесчисленных страданий. Если страдание детей предназначено для того, чтобы покрыть общее количество страданий, которые пришлось пережить, чтобы выкупить эту истину, то эта истина не стоит такой цены.

Автор своих произведений впускает своего героя в незавершенный или законченный, внутренний или внешний диалоги, позволяет ему открыть дверь к сердцу читателя путем монолога, чтобы вместе обсудить конечную проблему. Достоевский входил в произведения на равных условиях, участвовал в диалогах, давал герою свободу показа самосознания, что также являлось проявлением творческой мысли, пропагандируемой модернистским художественным романом с уважением к индивидуальным ценностям, особенным вниманием к предметному сознанию.

Достоевский «бросает» своих героев в различные неожиданные события или трагические конфликты, устраивая персонажей в пучину психического дисбаланса и раздвоения личности. Весь нарратив периодически связывает несвязанные мелочи, смешивая реальность с иллюзией, как будто это реальная запись различных беспорядков, возникающих в сознании. В «Преступлении и наказании» герой до и после убийства старухи-процентщицы проявляет разные фантазии, видит странные сны, с ним происходят раздвоение личности и безумие, в которых присутствует большой внутренний монолог, представляющий собой диалог между двумя личностями и с невидимыми слушателями (в том числе с автором и с читателем). Говоря о языках персонажей, Достоевский считал, что эти языки являются временными, двусмысленными и иногда он говорил сам с собой, а иногда казался невидимым слушателем, невидимым судьей. С помощью этого спонтанного речевого образа автор раскрывает различные иррациональные и подсознательные психологические особенности персонажей, выделяя их в постоянно исследуемом диалогическом духе. Вместе с рассказчиком читатель разбирает мысли в хаосе и вместе реконструирует реальность, чтобы завершить формирование образа персонажа.

Этот либерально-ассоциативный спонтанный речевой образ Достоевского, его интерес к бессознательным вещам и психическим состояниям в психологии персонажей, а также внимание к иррациональности и раздвоению личности, несомненно, повлияли на внутренние монологи, психоанализ, потоки сознания, возникшие в экзи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

стенциальной литературе и искусстве начала ХХ века.

2. Упрощение внешнего облика персонажей и разбавление сюжета.

Что касается художественной реальности в художественной литературе, то в своих произведениях Достоевский сосредоточен не на реалистичном воспроизведении типичной социальной реальности, не на изображении типичного характера в типичной среде, а на умении использовать «особые вещи», чтобы отразить реальность и показать психологический ход персонажа в различных стрессовых неожиданностях. Достоевский считает, что абсурд и «особые вещи» иногда составляют сущность реальности.

Что касается персонажей произведений, то Достоевский акцентировал внимание не на типичных социальных чертах, чертах характера и внешнем образе, которые проявляются в типичных событиях, а на их психологических образах в особых событиях.

Бахтин, говоря о нововведениях Достоевского в отношении своих героев, отмечает особенный человеческий фактор автора, который подразумевает предоставление герою Достоевского возможности изменить окончательный смысл своего слова [5, с. 259].

Романы Достоевского похожи на средневековый популярный жанр приключенческих романов, характер персонажей не требует типизации, персонажи не имеют подробных личных данных; работа в описании окружающей среды привязана к психике персонажа, доминирует психология персонажа, часто используется «субъективный метод представления» вместо «объективного метода воспроизведения», окружающая среда часто меняется с менталитетом персонажа, даже субъективные чувства персонажа вырезаны, чтобы показать читателю субъективное впечатление о герое, которое является фигурацией внутреннего мира персонажа. Например, как герой «Преступления и наказания» вышел на улицу из темной каморки, видя грязные улицы и испачканные трактиры, пахнущие прогорклым запахом сырых картофельных очисток, жареных стейков на столе распивочных, слыша женские крики и ступающие на землю сумасшедшие каблуки, а уличные фонари мерцали, как призрачный огонь. Роль контекста романа здесь заключается в том, чтобы дать место монологам и диалогам.

В романе Достоевского события и эпизоды становятся почти подсказкой для самосознания. Он позволяет персонажам появляться непосредственно в особых жизненных ситуациях, принимая мысленный образ человека на психологическом и духовном уровнях в уникальной ситуации, как в центре описания романа. Образ мысли ста-

новится главной отличительной чертой каждого персонажа, внешний образ которого является лишь одним из аспектов его самосознания и служит его образу мысли. Главным объектом описания становятся мысли героя, его представления о существовании и мире. Особенно в его поздних произведениях (например, в «Братьях Карамазовых») каждый герой имеет свое собственное независимое, непоколебимое мировоззрение и идеологию, воплощающие определенные философские и нравственные принципы: благочестивый Алеша отличается от нового типа образа юродства Меркина в «Идиоте»; ухарский старший брат Дмитрий представляет собой постоянное соперничество ангелов и дьяволов; уродливый и грязный отец — конкретное проявление зла человечества; глубоко рассудительный Иван, являющийся самым сложным образом в романе, ради братства человечества хочет отказаться от веры в Бога. Он пытается победить нигилизм отчаяния целенаправленными действиями. Он, как и Раскольников, отражает мучительные размышления русской интеллигенции о существовании человека, о религии, морали и общественных отношениях.

Немецкий ученый Стефан Цвейг довольно рано затронул вопрос экзистенциализма в творчестве Достоевского, подумав: «Кто я?» «Где я живу?» «Какова моя ценность?» Именно в этом и заключается проблема характера всех его главных героев, что порождает уникальную творческую особенность писателя — «повествование о мыслях, а не о событиях, обсуждение философских вопросов, а не описание сюжета». Эти особенности творчества Достоевского также широко приняты и заимствованы в современной художественной литературе. Как утверждал французский экзистенциальный романист Ж. П. Сартр, когда речь заходит о создании романа, вещи внешнего мира занимают второстепенное место, показ внутреннего мира персонажей является центром и целью творчества писателя. В первом романе Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен, как герой в романе Достоевского, не имеет особого портретного и телесного представления, образ и сюжет затуманены, философские размышления о времени и существовании составляют почти все его содержание.

3. Комодальность повествования и биполярный внезапный закон.

Пространственно-временная экспрессия также является важной категорией художественной литературы. Произведения Достоевского используют психологический пространственно-временной подход к искусству, чтобы сосредоточить различные противоречия в одно и то же время, используя настоящее время. Даже прошлое не использует методы воспоминаний и нах-

гешихте , а присутствует ощущение настоящего. Бахтин говорит, что в романе Достоевского «Преступление и наказание» нет причин, нет источников, нет прошлого, отсутствуют причинно-следственные связи, призванные оказывать воздействие на окружающую обстановку и предназначенные для иллюстрации проблемы. Каждый поступок героя раскрывается в этот момент и с этого момента нет никаких предусловий, которые автор воспринимает как свободное действие, чтобы понять и описать.

Художественный мир Достоевского — это, в основном, взаимосвязанные истории или сюжеты, происходящие в одно и то же время. Так, сюжет «Преступления и наказания» развивался всего за 12 дней, в «Братьях Карамазовых» менее чем за 8 дней погибло в общей сложности 4 человека и всего за 8 дней изменились судьбы практически всех персонажей. Все в произведении, наряду с постоянно мелькающими психологическими чувствами и наложенными воспоминаниями, разворачивается и продолжается в настоящем, даже события прошлого, описанные с точки зрения и чувствами настоящего. Этот метод совместного повествования, основанный на опыте читателя, обеспечивает концентрированную микро-времен-ную и широко-пластичную пространственную структуру расширенной психологии персонажа. Кроме того, концентрация в микроскопическом времени Достоевского проявляется во «внезапности», в теории биполярной внезапности. Автор часто использует такие слова, как «внезапно», «вдруг», чтобы акцентировать ситуацию повествования или трансформацию эмоций персонажа, чтобы подчеркнуть напряженность, волнение или неустойчивое самосознание своего персонажа. Это также сильно драматизирует внешний сюжет и внутреннее исследование. Термин «вдруг» очень часто используется в произведениях Достоевского. По статистике В. Н. Топорова, в «Преступлении и наказании» было до 560 раз упомянуто это слово. «Вдруг» в это время прорвало смысл лингвистики, это поворот, воплощенный в разрезе времени от «нулевой границы», где физический поток и продолжительность времени не видны, это театральный подход.

Достоевский часто использует короткое мгновение, чтобы показать всю сознательную и умственную деятельность героя произведения. Как и в «Преступлении и наказании» Раскольников долгое время мучительно колеблется между настойчивостью и теорией собственного отрицания; Иван, герой «Братьев Карамазовых», мучается в вере и неверии, в конце концов, под тяжестью совести и социальной этики, внезапно обретает интерпретацию жизни в возвращении веры в Бога. Сердце Ивана, как оказалось, внезапно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

почувствовало какую-то радость. Его сердце оказалось невероятно сильным: потрясение, которое так мучило его с недавних пор, наконец-то закончилось! Все мысли и путаницы героев, волнение и беспокойство души, скачки подсознания и т. д., постоянно переключаются между полюсами, чтобы подчеркнуть напряженное психологическое состояние персонажей, их глубокие противоречия и конфликты внутреннего мира, их непосредственно-подсознательную и скрытую мыслительную деятельность. Этот эластичный метод пси-хо-пространственного повествования Достоевского унаследовали многие современные течения и получили дальнейшее развитие у многих авторов. Сартр писал, что все исполнено, все в действии, без короткого времени, все, даже то, что большинство не может чувствовать, формируется вместе с существом. Все это суетливое присутствие вокруг дерева никуда не денется и никуда не девается. Вдруг они существуют, а затем, внезапно, они больше не существуют; существование не имеет памяти. Такие слова, как «внезапно» и «вдруг», появились почти сто раз в этой «Тошноте», в которой менее 200 тысяч слов.

Заключение. Вечное искусство.

Достоевский — российский литературный гигант XIX века, творчество которого оказало глубокое влияние на современных писателей, живущих в разные эпохи и в разных странах, разделенных на разные жанры. Многие общие черты мотивов творчества обусловили многие интертекстуальные факторы в их творческом подходе к художественной литературе. Достоевский и современные писатели, стремясь исследовать конечные проблемы бытия и жизни, размышляли о происхождении программы и правил мироздания, которые стали душой и содержанием современного литературного творчества. Творчество Достоевского расширило кругозор модернистского

романа, предоставив ему большой опыт, который позволил ему достичь вечных художественных высот не только благодаря глубокому философскому мышлению, но и благодаря уникальному творческому мышлению и технике.

Список литературы:

[1] Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Художник и фантазирование (сборник работ), -М.: Республика, 1995. - C. 285 - 294.

[2] Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. - М.: Советская Россия, 1979. - С.155 - 167.

[3] Лихачев Д. С. Достоевский в поисках выражения реального // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1974. Вып. 1.

[4] Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. М.: ГАХН, 1925. 188 с.

[5] Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. / ред. С. Г. Бочаров, Л. А. Гоготишвили. М.: Рус. словари; Яз. славян. культуры, 2002. Т. 6.

Spisok literatury:

[1] Frejd 3. Dostoevskij i otceubijstvo // Hudozh-nik i fantazirovanie (sbornik rabot), - M.: Respublika, 1995. - C. 285 - 294.

[2] Bahtin, M. M. Problemy poetiki Dostoev-skogo [Tekst] / M. M. Bahtin. - M.: Sovetskaya Rossiya, 1979. - S.155 - 167.

[3] Lihachev D. S. Dostoevskij v poiskah vyrazheniya real'nogo // Dostoevskij. Materialy i issle-dovaniya. L., 1974. Vyp. 1.

[4] Grossman L. P. Poetika Dostoevskogo. M.: GAHN, 1925. 188 s.

[5] Bahtin M. M. Problemy tvorchestva Dostoevskogo // Bahtin M. M. Sobr. soch.: v 7 t. / red. S. G. Bocharov, L. A. Gogotishvili. M.: Rus. slovari; YAz. slavyan. kul'tury, 2002. T. 6.

4

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12.00.01,12.00.02), выходит 1 раз в месяц.

• Научно-правовой журнал «Право и жизнь», рецензируемый (РИНЦ, Е-ЫЬгагу), выходит 1 раз в 3 месяца.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.