филологические науки -литературоведение
Ван Чуньхун ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ ...
УДК 82.(092)
ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ ДОСТОЕВСКОГО
© 2018
Ван Чуньхун, доцент, Институт иностранных языков Цзилиньский педагогический университет (Китай, Провинция Цзилина, Сыпин, ул. Хайфэн, № 1301, e-mail: [email protected])
Аннотация. Работа Достоевского всегда остается актуальной: она оказала большое влияние на литературу двадцатого века и продолжает оказывать его на современный литературный процесс. Анализ поэтики в романах Достоевского поможет определить, что было его нововведением как художника, и, соответственно, какие векторы развития он задал своим творчеством для современных романных форм. Актуальность проблемы связана с существованием до сих пор ряда противоречивых взглядов на предмет и поэтику Достоевского. Исследователи и критики Достоевского сходились во мнению, что литературное творчество Достоевского непохоже на его литературное окружение, которое вызывало изначально непонимание и насмешки, а потом восхищение. Осознавая уникальность своего художественного метода, Достоевский охарактеризовал его, как «реализм в высшем смысле», в отличие от реализма в традиционном смысле. Стиль письма Достоевского уникален. И не только тем, что дает возможность пробраться в глубины человеческого мышления о вере в Бога, о бессмертии, поступке и добродетели, о преступлении, покаянии и святости, но и о способах этих размышлений. Художественный метод писателя предполагает творческое взаимодействие с читателем, который не только «поглощает» предложенные ему истины, но и мыслит, стараясь использовать разные, часто диаметральные точки зрения, предложенные в метатексте Достоевского. Этот тип поэтики назывался М.Бахтиным «полифоническим». Разработанная в книге М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», теория «полифонического романа» сохраняет большую ценность. По словам Бахтина, писатель в своих романах строит обширные идеологические дискуссии, участвуя в них на равных правах с героями и не подчиняя разработку сюжета авторскому замыслу. Выражение позиции автора в работах Ф. М. Достоевского - одна из главных проблем в работе Достоевского. Проблема определяет личностный взгляд Достоевского на идеологическую и художественную функцию «авторского голоса» в литературном произведении.
Ключевые слова: проблема поэтики, поэтика, Достоевский, романы, полифонический роман.
PROBLEM OF DOSTOYEVSKY'S POETHY
© 2018
Wang Chunhun, Associate Professor, Institute of Foreign Languages Jilin Normal University (China, Jilin Province, Siping, Haifeng, street, No. 1301, e-mail: [email protected])
Abstract. Dostoevsky's work always remains relevant: it has had a great influence on the literature of the twentieth century and continues to exert it on the contemporary literary process. Analysis of poetics in Dostoevsky's novels will help determine what was his innovation as an artist, and, accordingly, what development vectors he asked his creativity for contemporary novel forms. The urgency of the problem is connected with the existence up to now of a number of contradictory views on the subject and poetics of Dostoevsky. Dostoevsky's critics and critics agreed that Dostoevsky's literary work was unlike his literary environment, which initially caused misunderstanding and ridicule, and then admiration. Aware of the uniqueness of his artistic method, Dostoevsky described him as «realism in a higher sense», unlike realism in the traditional sense. The style of Dostoevsky's letter is unique. And not only that it makes it possible to get into the depths of human thinking about faith in God, about immortality, deed and virtue, about crime, repentance and holiness, but also about the ways of these reflections. The artistic method of the writer assumes creative interaction with the reader, who not only "absorbs" the truths proposed to him, but also thinks, trying to use the different, often diametrical, points of view suggested in Dostoevsky's meta-text. This type of poetics was called M. Bakhtin «polyphonic». Developed in the book MM. Bakhtin «Problems of Dostoevsky's poetics», the theory of «polyphonic novel» retains great value. According to Bakhtin, the writer in his novels builds extensive ideological discussions, participating in them on an equal footing with the characters and not subordinating the development of the plot to the author's design. Expression of the author's position in the works of FM Dostoevsky - one of the main problems in Dostoevsky's work. Problem defines Dostoevsky's personal view of the ideological and artistic function of the «author's voice» in a literary work.
Keywords: poetics, poetics, Dostoyevsky, novels, polyphonic novel.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Исследователи и критики Достоевского сходились во мнению, что литературное творчество Достоевского непохоже на его литературное окружение, которое вызывало изначально непонимание и насмешки, а потом восхищение.
Русский советский литературовед (Л.П.Гроссман [3]) утверждал, что в этом виновато влияние на Достоевского западно-европейской новеллистики. Большинство образов Достоевского, по его мнению, «своими основными чертами восходят к старому англо-французскому роману приключений» [3, с. 57]. Но, в Европе Достоевского считали исключительно русским явлением, в отличие от того же Тургенева или Толстого.
Осознавая уникальность своего художественного метода, Достоевский охарактеризовал его, как «реализм в высшем смысле», в отличие от реализма в традиционном смысле.
Предоставить полное описание структуры сюжетов у Достоевского означает предоставить его роману весь спектр допустимых истолкований. Поэтому другие сразу же оспорят любое его прочтение, по-другому опишут,
что именно свершается и происходит в его романах.
В подавляющем большинстве исследователей анализ сюжетных построений Достоевского неизменно исходит из интерпретации проблем романа и неизбежно заканчивается им, а попытки подробно проанализировать структуру сюжета переходят в рассмотрение отдельных произвольно выбранных мотивов, обозначенных поначалу как «сюжетные» мотивы, но раскрытые как «существенные», то есть элементы идеологической и философской системы.
Таким образом, Н.К. Савченко при анализе сюже-тосложения «Преступления и наказания» фокусируется на рассмотрении сквозных символических и семантических «микроэлементов» («Воздух», «кружение», «смех» и т. п.), В случае «Подросток» - он подробно анализирует «идею Ротшильда» и интригу с письмом, как ее соответствие сюжета. В случае с «Братьями Карамазовыми» - касается внесюжетных элементов и их проекции на сюжет.
В романах Достоевского «мир воссоздан и показан в полном объеме, — пишет современный исследователь К. Степанян, — реальность духовной жизни человека и «миров иных» составляет единую основу изображае-
Wang Chunhun philological sciences -
PROBLEM ... literary criticism
мого. События происходят здесь и сейчас, но на фоне совершающейся в вечности Евангельской истории и в перспективе грядущего Царствия Божия. Эти два плана изображения — мир земной и мир Небесный, время и вечность — постоянно сосуществуют во взаимопроникновении ...» [9, с. 102].
Стиль письма Достоевского уникален. И не только тем, что дает возможность пробраться в глубины человеческого мышления о вере в Бога, о бессмертии, поступке и добродетели, о преступлении, покаянии и святости, но и о способах этих размышлений. Художественный метод писателя предполагает творческое взаимодействие с читателем, который не только «поглощает» предложенные ему истины, но и мыслит, стараясь использовать разные, часто диаметральные точки зрения, предложенные в метатексте Достоевского. Этот тип поэтики назывался М.Бахтиным «полифоническим» [1, с. 234] и до сих пор является предметом научных дискуссий с попыткой проникнуть в точку зрения автора, которая сознательно скрыта от поверхностного чтения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Разработанная в книге М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», теория «полифонического романа» сохраняет большую ценность. По словам Бахтина, писатель в своих романах строит обширные идеологические дискуссии, участвуя в них на равных правах с героями и не подчиняя разработку сюжета авторскому замыслу. Герой-идеолог не является объектом, а полноправным субъектом повествования.
Достоевский отвергал «объектный образ» человека, поскольку он унижает человеческую личность. Тем самым, самой формой своих романов, Достоевский протестует против того, чтобы человек становится вещью, порожденной капитализмом.
В «полифоническом» (многоголосном) романе Достоевского, голоса героев по Бахтину подобны полифонии и контрапунктическому сочетанию голосов фуги в классической музыке.
Бахтин говорит, что мир вещей Достоевского представляется в восприятии героев. Достоевский не позволяет себе и читателю «объективно» судить о герое. Истина персоналистична, и в романах Достоевского нет объективной правды или объективного мира [1, с. 234].
Формирование целей статьи (постановка задания). Концепция полифонии стала почти общепринятой в советской науке, хотя многие ученые вкладывают в него свой смысл, отступая от оригинала или даже упрощая.
Со времени публикации книги «Проблема поэтики Достоевского» М.М. Бахтина, есть много веских и аргументированных возражений, опровергающих многие ключевые положения этой работы: статьи Аверинцева, Лихачева и ряда других, позже включенные в двухтомник «Бахтин: про и контра»; статьи Валентины Ветловской, Владимира Захарова, Керил Эмерсона и других. Но влияние, популярность идей Бахтина по-прежнему намного больше, чем этих возражений.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Исключение «метафизики» из круга анализа и упорная настойчивость в том, что множество неодинаковых справедливых сознаний является основным художественным принципом Достоевского в его великих романах, и любой диалог в принципе не может быть завершен, приводит Бахтина к такому утверждению: «Почти все романы Достоевского имеют условный монологический конец (особенно характерен конец« Преступление и наказание: «... Если пристрастность Достоевского-публициста к отдельным идеям и образам и иногда появляется в его романах, то она проявляется только в поверхностных моментах (например, условный монологический эпилог «Преступление и наказание») и не 198
способна нарушить могучую художественную логику полифонического романа».
Проблеме изучения поэтики Ф. Достоевского посвящена немалое количество зарубежных и отечественных исследований. Честь в открытии мира Достоевского принадлежит «Серебряному веку», когда впервые оказалась новизна художественного взгляда писателя на человека. Д. С. Мережковский в 1893 году в книге «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» обратил внимание на то, что осознание Раскольниковым самого себя происходит через осознание Сони, Свидригайлова, Дуни. Герой находит аналогию собственной души в душах других персонажей. Умение Достоевского чрезвычайно глубоко изобразить окружающую жизнь заинтересовало М.А. Бердяева, В. Иванова. Русской философии рубежа столетий близка была мысль о том, что только путем глубинного, внутреннего, духовного возможно познание внешнего мира. На открытие «Серебряного века» ориентировался М. М. Бахтин, создавая теорию полифонического романа. В романах Достоевского отношениям автора и его героя, героя и действующих лиц посвящена книга Я. Аллена «Ф. М. Достоевский. Поэтика. Мироощущение. Богоискания», который вступает в полемику с Бахтиным по теории полифонии романистики Достоевского как главной ее качества. Исследователь считает, что «центральный герой, главное действующее лицо, отражает свой свет на других действующих лиц, которые тяготеют к нему, не отказываясь при этом от своей внутренней автономии». Подобные противоречия стали причиной того, что проблема художественности произведений великого писателя до сих пор остается недостаточно разработанной [1, с. 109].
Отношение к Достоевскому в Х1Х и в начале ХХ века в основном «сводятся к тому, что Достоевский велик только как гуманист (или мистик, пророк), но не как художник». Однако, как правильно заметил исследователь творчества писателя Г. Г. Назиров, значение Достоевского в том, что он разрушил установленные эстетические каноны и даже перешагнул за пределы искусства. На сегодня вызывают интерес разносторонним подходом к рассмотрению поэтики художника труда таких исследователей творчества писателя, как в. Б. Александров, Н. Ф. Бельчиков,
В. В. Виноградов, Л. П. Гроссман, А. С. Долинин, И. Евнин, Б. С. Емельянов, В. В. Ермилов, В. Я. Кирпотин, В. Л. Комарович, Г. М. Фридлендер, А. Г. Цейтлин и др.
Исследователями творчества Федора Достоевского были С. Ю. Дитькова, В. А. Мухин, В. Н. Назарец, И. М. Рада, М. А. Тищенко, Л. А. Чечетина, Н. Л. Шалай, Л. Бы. Швец и др. Привлекает внимание книга латвийской эмигрантки Зои Муриной, которая дает новаторское определение художественности творчества Достоевского в разделе «Бесформенность как форма». С искусством барокко сближает манеру Достоевского испанский философ Ортега-и-Гассет в известной книге «Дегуманизация искусства». К такому же мнению приходит российский исследователь А. В. Чичерин.
Георгий Фридлендер, который плодотворно исследовал творчество Достоевского, отметил: «Характерной чертой Достоевского-художника является попытка при постановке огромной общественной и моральной проблемы показать противоположность возможных человеческих взглядов и психологических позиций по отношению к ней».
Добавим, что Достоевский пытается создать экзистенциальную концепцию личности, ведь, как заметили многие исследователи, герои Достоевского отличаются эксцентричностью, они находятся в состоянии чрезвычайного нервного возбуждения, их характеры изменчивы, а социальные роли и статусы - не определены.
Персонажи романиста философствуют на грани жизни и смерти - это специфический психологизм, который в сочетании с полифонией и «фантастическим реализ-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
филологические науки -литературоведение
Ван Чуньхун ПРОБЛЕМА ПОЭТИКИ ...
мом» создает провокационную атмосферу, в которой конфликт мнений и мировоззрений все больше обостряется [1, с. 63].
Еще Бахтин дал характеристику художественного мышления Ф. Достоевского, назвав его полифоническим. «Многообразие самостоятельных и несовместимых голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основной особенностью романов Достоевского».
На страницах «Преступления и наказания» изображен более 90 действующих лиц, из них около десяти - главных, которые играют важную роль в развитии сюжета. Это Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня, Лужин, Свидригайлов, Лебезятников. Каждый персонаж Достоевского поражает своей парадоксальностью и сложностью, имеет резко очерченный характер, воплощает определенное мировоззрение и комплекс моральных и духовных ценностей [1, с. 394].
Есть, наконец, десятки эпизодических действующих лиц: городовые и шарманщики, писари и мусорщики, мещане и чиновники, лакеи и священники, фурманы и студенты, хозяева публичных домов и различных забегаловок. Даже если не все, то большинство этих действующих лиц хотя бы на мгновение привлекают внимание главного героя. Их действия, разговоры, движения Время от времени констатируются Раскольниковым, часто мгновенно действуют на его размышления, заставляя перечить самому себе, или, наоборот, еще больше уверять себя в своих намерениях. «Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, - с жаром прибавил студент. Офицер снова засмеялся, а Раскольников дрогнул». В романе большое количество диалогов, внутренних монологов, в которых происходит обсуждение различных вопросов, часто философских, персонажи вступают в конфликт между собой или дополняют друг друга. В итоге роман превращается в большой полилог, в котором голоса пересекаются неожиданным образом: «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: - Седьмой час давно ! - Давно! Боже мой!» [1].
Исключительное богатство голосов, звучащих в романе, созданы Достоевским многочисленные характеры закономерно помещены в историю одного идеологического убийства. Раскольников как будто вбирает в себя голоса других персонажей и, пытаясь помочь всем, приходит к выводу в необходимости уничтожения зла, которое в его сознании олицетворяет Елена Ивановна. Так, напряженную духовную атмосферу второй половины XIX века. Достоевский разбивает на множество голосов, из которых состоит «теория» главного героя. Недаром много мыслителей и философов, произведения которых определили духовную атмосферу уже ХХ века, обращались к творчеству Федора Достоевского. Как на одного из своих учителей, указывал на него Ф. Ницше. Нельзя не упомянуть о идейный параллелизм Достоевского и упомянутого философа, который в книге «Что сказал Заратустра» выдвинул теорию сверхчеловека [1, с. 301].
Двояко можно толковать фамилии Раскольникова: «Одно - исходит из толкования семантической части, как раскол - раздвоение, другое - показывает связь корня с расколом раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством». Фамилия главного героя олицетворяет главный принцип построения художественного образа Достоевского - его сложность, неоднозначность и историческую обусловленность. Определяющим является то, что писатель, создавая образы персонажей, пользовался календарем с «Алфавитным списком святых» с указанием дат чествования их памяти и значение имен в переводе на русский язык. Так, Пульхерия Александровна в вышеупомянутом календаре означает «прекрасная» (лат.), а Александр (имя отчество Пульхерии) - «защитник людей» [1, с. 325]. Невозможно не согласиться с точным выбором имени
матери главного героя романа. Тяжелый груз страданий упал на ее плечи, но «прекрасная защитница людей» выдерживает все невзгоды.
Бахтин признает, что полифония - это одна и та же тема в разных голосах, но какова эта тема - не определяет.
Что вызвало отказ Бахтина от «метафизики», от рассмотрения «существенной глубины» произведений Достоевского? Кажется, не только стремление оставаться в сфере «чистой поэтики», а не только цензурой.
Выражение позиции автора в работах Ф. М. Достоевского -одна из главных проблем в работе Достоевского. Проблемаопределяет личностный взгляд Достоевского на идеологическую и художественную функцию «авторского голоса» в литературном произведении.
М. М. Бахтин отмечает: «При ознакомлении с обширной литературой о Достоевском создаётся впечатление, что дело идёт не об одном авторе-художнике, писавшем романы и повести, а о целом ряде философских выступлений нескольких авторов-мыслителей — Раскольникова, Мышкина, Ставрогина, Ивана Карамазова, Великого инквизитора и других» [1].
Достоевский воссоздал реальную структуру мира в своих великих романах (это именно «реализм в высшем смысле»), но если в жизни нам трудно понять эту реальную структуру ввиду ее непостижимой сложности, то в художественном произведении работать немного проще.
Сам Бахтин писал, что литература служит познанию реальности, а Достоевский создал «новую художественную модель мира». Итак, аналог сочетания авторского голоса, воли автора (по-разному выраженной) со свободными голосами персонажей - в нашем большом мире, где все делается по воле Бога и в то же время человеку дана полная свобода, выбор от неба до ада. Решение этого конфликта состоит в том, что истинная свобода только в Боге, и только те, чья деятельность каким-то образом совпадает, входит в многообразный и сложный план Бога, обретают свободу, в то время как остальные по-прежнему порабощены, как бы свободными себя не мыслили.
То же и в романах Достоевского (и опять-таки подобное сравнение позволяет нам сам Бахтин, уподобляющий «новую активность автора в мире Достоевского» «активности Бога в отношении человека»). Те персонажи, чьи голоса так или иначе совпадают с главной целью автора - понять истину и сообщить ее читателю, стремиться к ней неуклонно - конечно остаются свободными и, следовательно, находятся в зоне нашего сочувствия и принятия (варьироваться градусы), и голоса, скажем, Миусова и Ракитина - нет.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Творчество Федора Михайловича Достоевского относится к вершинным явлениям мировой литературы. Его романы стали своеобразной художественной лабораторией, в которой глубоко исследовался духовный мир человека, испытыва-лись главные социальные, нравственные и философские идеи, которые отразились на духовной жизни человечества протяжении последних полтора века. Но до сих пор является недостаточно разработанной проблема художественности произведений Ф. Достоевского в связи с теоретическими вопросами поэтики, которые остаются предметом бесконечных споров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель. 1963. 234 с.
2. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927. 129 с.
3. Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского // Л.П. Гроссман. Собр. соч. в 5 тт. Т. 2. Вып. 2. Творчество Достоевского. М.: «Современные проблемы», 1928.
4. Достоевский Ф.М. - писатель, предсказавший поэтику литературы ХХ века? /А. В. Злочевская // Филологические науки (Научные доклады высшей школы). 2015. № 4 (июль). С. 32-41.
5. Захаров В. Н. Полемика как диалог: Достоевский в споре с Л. Толстым //Проблемы исторической поэтики. — Петрозаводск: Изд-
Wang Chunhun PROBLEM ...
philological sciences -literary criticism
во ПетрГУ, 2013. — Вып. 11: Евангельский текст в русской литературе ХУШ—ХХ веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 8. С. 242-255.
6. Захаров В. Н. Поэтика парадокса в «Дневнике Писателя» Достоевского // Аспекты поэтики Достоевского в контексте лите-ратурнокультурных диалогов / под ред. Каталин Кроо, Тюнде Сабо и Гезы Ш. Хорвата. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. С. 269-280.
7. Кичигина В.В. Пророчество как черта поэтики позднего Достоевского. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Научный рецензируемый журнал. Гуманитарные науки. Филология. Журналистика. Педагогика. Психология 2015. № 24 (221), вып.28. Декабрь. 25-30 С.
8. Назиров Р. Г. Творческие принципы Достоевского. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982. 101 с.
9. Степанян К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М. Достоевского. М., 2005. 102 с.
10. Щенников Г. К. Диалог частей как жанровый принцип // Г. К. Щенников. Целостность Достоевского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. 2001. С. 65.
Статья поступила в редакцию 02.11.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
200
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)