Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правосознание / общество / правовая культура / религия / глобализация / культура / legal awareness / society / legal culture / religion / globalization / culture

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брагина Арина Артёмовна

Вопрос правосознания в Узбекистане постоянно занимает центральное место в научных работах и остается актуальной с течением времени. Исследование темы «Особенности правового сознания в Узбекистане» в настоящее время представляет значительный интерес не только для самого Узбекистана, но и для ряда других стран, таких как Россия, по нескольким веским причинам. Во-первых, изучение тонкостей правового сознания в Узбекистане может дать бесценное представление об особенностях этой культуры и тем самым способствовать укреплению культурных связей между Узбекистаном и Россией. Во-вторых, с юридической точки зрения изучение правового сознания в Узбекистане может способствовать более глубокому пониманию существующей в стране правовой базы и, следовательно, оказаться полезным при разработке международных договоров и правовых партнерств между Узбекистаном и Россией. Кроме того, что касается межкультурной динамики, понимание нюансов правового сознания узбекского сообщества может в значительной степени способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между узбекским и российским обществами, что имеет первостепенное значение для развития дружественных отношений между народами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF MODERN LEGAL AWARENESS IN UZBEKISTAN

The issue of legal awareness in Uzbekistan constantly occupies a central place in scientific works and remains relevant over time. The study of the topic "Peculiarities of legal consciousness in Uzbekistan" is currently of considerable interest not only for Uzbekistan itself, but also for a number of other countries, such as Russia, for several good reasons. Firstly, studying the intricacies of legal consciousness in Uzbekistan can provide invaluable insight into the peculiarities of this culture and thereby contribute to strengthening cultural ties between Uzbekistan and Russia. Secondly, from a legal point of view, the study of legal consciousness in Uzbekistan can contribute to a deeper understanding of the existing legal framework in the country and, therefore, be useful in the development of international treaties and legal partnerships between Uzbekistan and Russia. In addition, with regard to intercultural dynamics, understanding the nuances of the legal consciousness of the Uzbek community can greatly contribute to mutual understanding and cooperation between Uzbek and Russian societies, which is of paramount importance for the development of friendly relations between peoples.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

УДК 340.114.5; 340.5

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В

УЗБЕКИСТАНЕ

Брагина Арина Артёмовна,

Студентка 4 курса Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

Россия, Владивосток, E-mail: bragina. aar@dvfu. ru,

научный руководитель Иванов Александр Михайлович,

канд. юрид. наук,доцент кафедры теории и истории государства и права Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

Россия, Владивосток, Am i_25.07@bk. ru

SOME FEATURES OF MODERN LEGAL AWARENESS IN UZBEKISTAN

Arina A. Bragina,

4th year student of the Law School of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia, bragina. aar@dvfu. ru

Scientific supervisor: Aleksandr M. Ivanov

Dr. of Law, Associate Professor

of the Chair of Theory & History of State and Law,

Law School of FEFU, Russia, Vladivostok

АННОТАЦИЯ

Вопрос правосознания в Узбекистане постоянно занимает центральное место в научных работах и остается актуальной с течением времени. Исследование темы «Особенности правового сознания в Узбекистане» в настоящее время представляет значительный интерес не только для самого Узбекистана, но и для ряда других стран, таких как Россия, по нескольким веским причинам. Во-первых, изучение тонкостей правового сознания в Узбекистане может дать бесценное представление об особенностях этой культуры и тем самым способствовать укреплению культурных связей между Узбекистаном и Россией. Во-вторых, с юридической точки зрения изучение правового сознания в Узбекистане может способствовать более глубокому пониманию существующей в стране правовой базы и, следовательно, оказаться полезным при разработке международных договоров и правовых партнерств между Узбекистаном и Россией. Кроме того, что касается межкультурной динамики, понимание нюансов правового сознания узбекского сообщества может в значительной степени способствовать взаимопониманию и сотрудничеству между узбекским и российским обществами, что имеет первостепенное значение для развития дружественных отношений между народами.

ABSTRACT

The issue of legal awareness in Uzbekistan constantly occupies a central place in scientific works and remains relevant over time. The study of the topic "Peculiarities of legal consciousness in Uzbekistan" is currently of considerable interest not only for Uzbekistan itself, but also for a number of other countries, such as Russia, for several good reasons. Firstly, studying the intricacies of legal 70

consciousness in Uzbekistan can provide invaluable insight into the peculiarities of this culture and thereby contribute to strengthening cultural ties between Uzbekistan and Russia. Secondly, from a legal point of view, the study of legal consciousness in Uzbekistan can contribute to a deeper understanding of the existing legal framework in the country and, therefore, be useful in the development of international treaties and legal partnerships between Uzbekistan and Russia. In addition, with regard to intercultural dynamics, understanding the nuances of the legal consciousness of the Uzbek community can greatly contribute to mutual understanding and cooperation between Uzbek and Russian societies, which is of paramount importance for the development of friendly relations between peoples.

Ключевые слова: правосознание, общество, правовая культура, религия, глобализация, культура.

Keywords: legal awareness, society, legal culture, religion, globalization, culture.

Важным признаком правового государства является правовая культура общества, которая в основном определяется уровнем его правового сознания. Правосознание - это неотъемлемая часть человеческой разумной активности, которая организует и контролирует сферу эмоций и действий. Человек взаимодействует с внешним миром и пытается его понять. В свою очередь сознание представляет собой функцию деятельности мозга и все явления сознания, являющиеся продуктом высшей нервной деятельности, осуществляются в процессе материального движения в нервной системе. Другими словами, сознание есть отражение материального мира в идеальной форме. У людей существует постоянная потребность во взаимодействии с правом, в понимании того, что творится с сознанием человека, когда он вступает во взаимодействие с законом, исполняет или нарушает его. Правосознание изменяется и развивается вместе с обществом, с переменами во всех сферах жизни. Оно представляет собой комплекс настроений, убеждений, 71

менталитета и идей, связанных с правовой системой, и является важным элементом общественного сознания.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества и является необходимым фактором при создании норм права. Ведь прежде чем получить выражение в юридических нормах, результатах деятельности правотворческих органов, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Правосознание есть система чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву [1].

Республика Узбекистан на уровне государственной политики уделяет особое внимание законотворчеству, обеспечению исполнения принятых законов, правовому обучению и воспитанию. Действительно, в преамбуле Конституции Узбекистана подчеркивается, что государство осознает «...высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями за построение гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.»[2]. Культурные и религиозные особенности играют решающую роль во влиянии на правосознание народа Узбекистана. В этом многообразном обществе, объединяющем множество этнических групп и религий, где преобладает ислам, ценности и обычаи, проистекающие из религиозных убеждений, оказывают глубокое влияние на менталитет людей и их восприятие правовых принципов и справедливости. Значение ислама выходит за рамки простой религиозной принадлежности, поскольку он служит фундаментальным элементом узбекской культурной самобытности, пронизывающим различные аспекты общественной жизни, такие как семейная динамика, образовательная практика и даже развитие законодательной базы. 72

С веками, в исторически сложившихся обстоятельствах, на территории Узбекистана возникли различные религиозные направления - буддизм, христианство, ислам и иудаизм. В книге президента И. Каримова «Высокая духовность - непобедимая сила» есть фраза: «Именно на этой земле происходило глобальное взаимообогащение мировых культур на протяжении многих столетий. Здесь веками кочевые народы уживались с соседями, иранские племена с тюркскими, мусульмане с христианами и иудеями...» [3]. В Узбекистане за годы независимости укрепилось сотрудничество между конфессиями, независимо от их религиозной, расовой принадлежности. Как пишет Жураева Х.И. в своей статье: «И несмотря на то, что все мы разные в вопросах религиозных убеждений, мы верим, что в нашем общем Доме будет мир и согласие, потому, что все наши помыслы и дела направлены на укрепление доверия и взаимопонимания между разными народами и религиозными общинами» [4].

Ислам в Узбекистане проявляется в трех различных формах. Первоначально существует традиционный и умеренный ислам, которого придерживается подавляющее большинство узбекского населения. Эта форма ислама подчеркивает мир, терпимость и сосуществование с другими религиозными верованиями. Во-вторых, в Узбекистане существует санкционированная правительством версия ислама, в которой священнослужители верны правящему режиму и возносят молитвы за сохранение государственной власти. Этот тип ислама тщательно контролируется властями для обеспечения соответствия государственной политике и целям. Наконец, существуют радикальные группировки, которые действуют на периферии общества и не пользуются широкой поддержкой населения. Эти экстремистские группы выступают за более воинственный и конфронтационный подход к реализации своих идеологических планов.

Географический регион Узбекистана исторически был центром деятельности различных исламских организаций. Известно, что в Центральной Азии открыто действует и полувоенная группировка, используя горную 73

местность и пористые границы соседних стран для совершения нападений и уклонения от захвата [5]. В конце 1990-х и начале 2000-х годов данная группировка провело серию вооруженных нападений со своих баз в Афганистане и Таджикистане с целью создания опорного пункта в стратегически важной Ферганской долине. Это вторжение создало серьезную угрозу безопасности Узбекистана и соседних стран, что вызвало скоординированные ответные меры со стороны региональных и международных сил безопасности. Кроме того, можно отметить, что разнообразные формы ислама, существующие в Узбекистане, подчеркивают сложный религиозный ландшафт страны, где традиционные верования, спонсируемая государством практика и радикальные идеологии пересекаются и формируют социально-политическую динамику региона.

В контексте Узбекистана можно утверждать, что доминирующее правосознание находится под влиянием исламских принципов и традиций, поскольку большинство населения исповедует ислам, формируя как официальную правовую систему, так и неформальные нормы и практику в обществе. Исламская правовая база, основанная на законах шариата, играет важную роль в формировании правового сознания мусульманского населения Узбекистана, влияя на их отношение к закону, правосудию и управлению. Несмотря на светский характер государства, исламские правовые принципы продолжают господствовать в различных аспектах общественной и частной жизни, отражая глубоко укоренившееся культурное и религиозное влияние на правовое сознание общества. Взаимодействие между мусульманскими правовыми традициями и официальной правовой системой в Узбекистане подчеркивает сложности правового плюрализма и подчеркивает продолжающиеся переговоры между религиозными нормами и государственными законами по формированию правового сознания в стране.

В Узбекистане, несмотря на вызовы глобализации мира, правосознание узбекского народа сохранило укоренившиеся в далеком прошлом мусульманские традиции, обычаи и моральные ценности, характерные для их 74

образа жизни общинность и патернализм государства. Религиозные принципы, воспринимаясь неотъемлемой частью культуры народа, выступают своеобразным ориентиром в его повседневной жизни, критерием духовно-нравственного состояния общества [6].

В одном из последних исследований обрядовой культуры Узбекистана отмечается, что при неуклонно идущем процессе трансформации и модификации старых норм наблюдается сохранение патриархальных пережитков, коренящихся в обыденном сознании людей [7, 15]. Главную причину замедленного изменения традиционного быта автор исследования справедливо усматривает в своеобразии исторического развития этого региона -переходе к строительству социализма от многовекового господства патриархально-феодальных отношений. Именно это обусловливает сохранение комплекса социально-психологических установок, которые, как правило, в области бытовой культуры перестраиваются значительно медленнее общественных отношений в целом [7, 16].

Таким образом, правосознание в Узбекистане в значительной степени определяется различными культурными особенностями, такими как исторические традиции, религиозные убеждения, социальные нормы и ценности, которые играют решающую роль в определении того, как люди воспринимают правовую систему страны и взаимодействуют с ней. Эти культурные влияния могут повлиять, и влияют на уровень доверия к правовым институтам, отношение к правоохранительным органам и соблюдение законов, в конечном итоге формируя общее правосознание населения Узбекистана.

Стремление народов Узбекистана к свободе, социальной справедливости и росту национальной идентичности стало краеугольным камнем духовной основы независимости. Это глубоко укоренившееся стремление к автономии и самоопределению стало движущей силой исторического пути Узбекистана. В сложных условиях современного мира важно, чтобы независимость основывалась на новых идеологических и духовных основах, отвечающих меняющимся чаяниям и ценностям узбекского народа. 75

В сентябре 2000 года в Ташкенте состоялась международная конференция ЮНЕСКО на тему: «Религии мира на пути культуры мира». Эта конференция стала важным глобальным событием, которое привлекло внимание всего мира [4]. В конференции приняли участие делегаты из примерно 30 стран и международных религиозных групп, что продемонстрировало широкий охват и влияние. Собрание столь разнообразных участников на конференции способствовало укреплению мира, единства и гармонии между различными народами. Кроме того, мероприятие подчеркнуло мирный характер, терпимость и гуманность культурного разнообразия узбекского населения. Благодаря этой конференции были консолидированы усилия по развитию сотрудничества между представителями различных мировых религий для достижения общей цели формирования культуры мира в глобальном масштабе.

В последние годы Узбекистан добился значительных успехов в развитии современной уголовно-правовой системы, соответствующей международным стандартам. Этот прогресс особенно очевиден в сфере смертной казни. Общепризнано, что отмена смертной казни является краеугольным камнем современного уголовного права и отправления правосудия. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является основным глобальным документом, выступающим за отмену смертной казни. Приверженность Узбекистана соблюдению таких международных норм отражает более широкую тенденцию к поощрению прав человека и верховенства закона в стране. Эти усилия подчеркивают приверженность страны формированию правовой базы, обеспечивающей соблюдение основополагающих принципов правосудия и общепризнанных прав человека.

Со вступлением в XXI век в Узбекистане применение смертной казни стало последовательно сокращаться. Тем не менее, её правовая отмена во многом носила символический характер. Переломным в этом отношении стал 2005 год. 1 августа этого года Президент независимого Узбекистана подписал Указ «Об отмене смертной казни в Республике Узбекистан». Согласно ему с 1 января 2008 г. в уголовном законодательстве республики вводится отмена 76

высшей меры наказания. 19 августа того же года Распоряжением Президента Ислама Каримова «О мерах по совершенствованию законодательства в области либерализации уголовного наказания и судебно-правовой системы» был утвержден перечень нормативно-правовых актов, подлежащих принятию, изменению и дополнению в связи с отменой смертной казни и её заменой на пожизненное заключение. Теперь Узбекистан непосредственно включился в круг государств, которые законодательно внедрили в жизнь данный принцип гуманизма [8].

Стоит сказать, что распространение международных норм неразрывно связано с процессом глобализации. Глобализация стимулирует возникновение новых проблем международного права, а последнее решает их с помощью правового механизма. Как отмечал И.И. Лукашук, «глобализация стимулирует такие важные тенденции развития международного права, как расширение сферы действия и интенсификации регулирования». «Право охватывает все новые области взаимодействия государств, - замечал И.И. Лукашук, - а правовое регулирование становится более интенсивным, проникает вглубь этого взаимодействия. Постоянно нарастают темпы развития международного права, которое становится исключительно сложной многоотраслевой системой» [9].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что роль международных норм и стандартов в формировании правосознания в Узбекистане заключается в следующем: влияние международных норм и стандартов на развитие правового сознания в Узбекистане является значительным и многогранным и затрагивает различные аспекты правовой системы, включая законодательство, судебные решения и юридическое образование. Международные нормы служат ориентирами для оценки адекватности и эффективности внутреннего законодательства, а также служат руководством по передовой практике и принципам, которые следует включить в правовую базу Узбекистана для приведения в соответствие с мировыми стандартами и нормами, что в конечном итоге способствует гармонизации правовой системы страны с международными правовыми принципами и ожиданиями. 77

Список литературы

1. Абдулкосимова М.Х. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи // Теория и практика современной науки. 2020. №5 (59). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mesto-pravovogo-vospitaniya-v-formirovanii-pravos oznaniya-molodezhi (дата обращения: 30.05.2024).

2. Конституция Республики Узбекистан (принята 8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики Узбекистан двенадцатого созыва, с изменениями и дополнениями от 01.05.2023 г.) [Электронный ресурс] //URL: https://lex.uz/docs/6449035 (датаобращения: 28.05.2024)

3. Каримов И.А. Высокая духовность непобедимая сила. - Ташкент, 2008. - 215 с.

4. Жураева Х.И. Религия и духовность в Узбекистане сквозь века / Х.И. Жураева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 13 (117). С. 900-902. - URL: https://moluch.ru/archive/117/31681/ (дата обращения: 08.05.2024).

5. Байдаров Е. Исламизация государств центральной Азии: тенденции и перспективы (философско-политологический анализ) // 21-й век. 2013. №4 (29). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/islamizatsiya-gosudarstv-tsentralnoy-azii-tendentsii-i-perspektivy-filosofsko-politologicheskiy-analiz (дата обращения: 27.06.2024).

6. Сорокин В.В. О самобытности правовой системы республики Узбекистан // Российско-азиатский правовой журнал. 2023. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-samobytnosti-pravovoy-sistemy-respubliki-uzbekis tan (дата обращения: 30.05.2024).

7. Тульцева Л.А. О некоторых социально-этнических аспектах развития обрядово-праздничной культуры в Узбекистане // СЭ. 1984. № 5. С. 15-16.

8. Кобзева О.П., Сиддиков Р.Б. История государственности Узбекистана. Учебное пособие - Т.: 'TAMADDUN", 2021. - 251 с.

9. Лукашук И. И. Глобализация, государство, право, ХХ1 век. М., 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.