ка. Субстанциональная сущность политики — власть [7, с. 337], реализуемая и в межгосударственном сотрудничестве в образовательно-научной сфере России и Китая, по общему правилу опосредует связь политики и права через государственные институты, в конечном итоге способствует реальным шагам в экспорте образовательных услуг НГУ и подготовке научно-исследовательских кадров для КНР.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Красняков Н. И. Имперская парадигма государственного управления в России XVIII — начале XX в.: сущность, направления исследования // История государства и права. 2023. № 5. С. 27-30.
2. Кодан С. В. Научная деятельность в сфере юриспруденции: методологические проблемы тех-нологизации и технологий / Юридическая деятельность: содержание, технологии, принципы, идеалы: монография / под общей редакцией О. Ю. Рыбакова. М. : Проспект, 2022. С. 33-61.
3. Верещагина А. Д. Механизм взаимодействия права и политики современной России: Теоретико-правовой аспект : автореф. дисс. ... кандидата юридических наук: 12.00.01. М. : Юрид. ин-т МВД РФ, 2000. 24 с.
4. Лукашева Е. А. Право в политической системе развитого социализма // Право и правотворчество: вопросы теории : сб. статей. М. : Изд-во ИГиП АН СССР, 1982. С. 17-28.
5. Равочкин Н. Н. Взаимосвязи между политикой и правом: социально-философский анализ // Философская мысль. 2020. № 4. С. 47-60. Doi: 10.25136/2409-8728.2020.4.32498. URL: https:// e-notabene.ru/fr/article_32498.html (дата обращения: 20.06.2023).
6. Неймарк М. А. Тревожный мир и кризисная геополитика / Международная политика и безопасность: новые контуры современного мира : монография / под науч. ред. О. П. Иванова; Дипломатическая академия МИД России. М. : Квант Медиа, 2021. С. 11-30.
7. Антанович Н. А. Политика и право: проблемы взаимодействия в современном обществе // Новейшая история (1991-2006 гг.): государство, общество, личность : материалы науч.-теорет. конф. (Минск, 29 сент. 2006 г.) / Нац. Акад. Наук Беларуси. Минск : Наука, 2006. С. 332-337.
УДК 340 ББК 67.08
О САМОБЫТНОСТИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН*
В. В. Сорокин
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Историческое развитие и культурно-правовые традиции Республики Узбекистан оказали существенное влияние на становление и совершенствование ее правовой системы. Самобытная по содержанию, она отражает сопряженный с укреплением национальных узбекских и общеислаимских обычаев переход от социалистического к другому типу. Современная политика государства направлена на создание стабильной правовой системы путем законодательного закрепления и упрочения общественных отношений и социальных ценностей. Понимание особенностей правовой системы Республики Узбекистан необходимо для квалифицированного анализа законопроектов, для принятия взвешенного решения о целесообразности рецепции, грамотного преодоления текущих проблем и реальной оценки правосознания узбекского народа.
Ключевые слова: евразийская интеграция, узбекское право, традиции, славяно-тюркское единство, суверенитет.
Исследование подготовлено в рамках госзадания Алтайского государственного университета «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» (проект номер 749715Ф. 99.1 ББ97АА00002).
*
ON THE IDENTITY OF THE LEGAL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
V. V. Sorokin
Altai State University (Barnaul, Russia)
The historical development and cultural and legal traditions of the Republic of Uzbekistan have had a significant impact on the formation and improvement of its legal system. Original in content, it reflects the transition from the socialist to another type associated with the strengthening of national Uzbek and Slavic customs. The modern policy of the state is aimed at creating a stable legal system through the legislative consolidation and consolidation of public relations and social values. Understanding the peculiarities of the legal system of the Republic of Uzbekistan is necessary for a qualified analysis of draft laws, for making a balanced decision on the expediency of reception, competently overcoming current problems and a real assessment of the legal consciousness of the Uzbek people.
Keywords: Eurasian integration, Uzbek law, traditions, Slavic-Turkic unity, sovereignty.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2023)3.8
збекское право в своем развитии прошло несколько этапов, каждый из которых сыграл значи-
В самый древний период, называемый также эпохой туранской цивилизации, территория расселения предков узбеков последовательно входила в состав многообразных государств, в результате чего осуществлялось взаимодействие, и, в некоторой степени, происходило смешение различных правовых традиций и национальных ценностей. Этому же способствовало и выгодное географическое положение Узбекистана. Он был одним из важнейших связующих звеньев Великого Шелкового пути, где соприкасались культуры передовых восточных и западных цивилизаций, пересекались основные, известные на тот момент, мировые религии, языки и нации. Как результат, сложился достаточно высокий для того времени уровень правой культуры узбекского народа, сформировались развитый механизм и гарантии защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений. Главным правовым актом, которым руководствовались в процессе регулирования общественных отношений, стала священная книга зороастризма — «Авеста». Были широко распространены и пользовались авторитетом также политико-правовые идеи Платона, Аристотеля, правовые нормы эллинистических полисов и Тюркского каганата.
Второй период охватывает изменения, наблюдавшиеся в правовой системе Узбекистана с момента арабского завоевания, относящегося к У11-У111 вв., и до второй половины XIX в. В это время утвердилось господство мусульманского права ханифитского толка, которое оказало существенное влияние на «исторические, культурные, национальные и правовые традиции, нравственные представления людей и их быт» [1, с. 37]. Регулирование вопросов частного права, ведение судопроизводства (в том числе по уголовным делам) осуществлялись на основании предписаний Шариата. Тем не менее, укоренение исламского наследия в Мавераннахре (территории, где проживал узбекский народ) происходило не безусловно и не целиком, т. е. не посредством вытеснения культурных и юридических традиций узбеков, а путем одновременного сосуществования с нормами местного обычного права (адата). При разрешении конкретных юридических дел судьи и духовные лица ссылались на сочинения мусульманских факихов, разъяснявшие требования Шариата и таким образом выступавшие источником действующего права. «Именно их работы оказали значительное влияние на развитие мусульманской культуры и юриспруденции» [1, с. 40].
С момента вхождения территорий Бухарского эмирата, Хивинского и Кокандского ханств в состав Российской империи принято выделять третий — российский период эволюции правовой системы Республики Узбекистан. Для этого этапа характерны распространение законов Российской империи и их функционирование наряду с многочисленными актами регионального действия. Мусульманские установки продолжали играть центральную роль в обыденной жизни и в правовом регулировании.
тельную роль в формировании правовой системы государства.
С 1917 г., когда была образована Туркестанская АССР, а на ее территории установлена советская власть, начали оформляться социалистические атрибуты правовой системы. На территории Узбекистана действовали Кодекс законов о труде, Уголовный кодекс, Земельный кодекс, принятые в 1922 г., а параллельно шариатские нормы сохраняли свою силу в семейной и бытовой сфере. «Допускалась деятельность казийских судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, лояльно относившихся к советской власти» [1, с. 42]. В 1924 г. была образована Узбекская ССР. В последующие годы проводились кодификации отраслей узбекского права, принимались Конституции (1927 г., 1937 г., 1978 г.), законы и подзаконные акты, отвечающие интересам строительства советского государства: плановой экономике, утверждению монополии единственной партии и идеологическому диктату. В результате сложилась современная для той поры, кодифицированная система права, нормы которой не противоречили национальным особенностям узбекского народа. Длительное нахождение республики в составе СССР не могло не повлиять на правовую культуру нации в целом.
31 августа 1991 г., когда Узбекистан вышел из состава Советского Союза, начала формироваться действующая правовая система страны. Это событие открыло путь новому этапу развития правовой системы республики, базирующейся на процессах значительных заимствований западно-европейской и американской юриспруденции. В результате в праве Узбекистана стало меньше собственного национального колорита, чем в советский период развития.
Ратифицированные Узбекистаном и благотворно влияющие на его политику международные договоры имеют приоритет над внутренним нормативно-правовым массивом. На этой юридической основе коллективный Запад предпринимал попытки вовлечь Узбекистан в свой глобалистский проект — для этого западные эмиссары продвигали программы сплошной цифровизации правовых отношений, тотального внедрения английского языка, рекламу потребительского внесемейного образа жизни, вытеснения веры и национальных традиций узбекского народа.
Специфической чертой новейшего периода является существенное обновление всего законодательства, начиная от Конституции, закрепившей основные принципы и институты правового государства, и заканчивая другими законодательными актами. Вместе с тем сохраняют свое значение до настоящего времени правовые нормы бывшего Советского Союза, отвечающие национальным запросам и не противоречащие действующему законодательству (например, законодательство о транспорте). В качестве дополнительного источника права выступают обычаи делового оборота, а при наличии пробелов также местные традиции и постановления Верховного Суда. «Расширяется сочетание частно-правовых и публично-правовых подходов правового регулирования в различных областях узбекского права» [2, с. 80].
В Узбекистане, несмотря на вызовы глобализации мира, правосознание узбекского народа сохранило укоренившиеся в далеком прошлом мусульманские традиции, обычаи и моральные ценности, характерные для их образа жизни общинность и патернализм государства. Религиозные принципы, воспринимаясь неотъемлемой частью культуры народа, выступают своеобразным ориентиром в его повседневной жизни, критерием духовно-нравственного состояния общества.
В период перехода к рыночной экономике наметилась тенденция к формированию системы рыночного законодательства, закрепляющего свободу частной собственности и предпринимательской деятельности (в особенности путем установления привилегий для собственников-предпринимателей) и создающего основу для энергичной конкуренции. В этой сфере в Республике Узбекистан были приняты Гражданский кодекс (1994 г.), законы «О собственности» (1920 г.), «О залоге» (1992 г.), «О дехканском хозяйстве» (1998 г.), «Об ограничении монополистической деятельности» (1994 г.) и т. д. Все эти нормативные акты отвечают целям достижения макроэкономической модели, «углубления структурных и институциональных преобразований, повышения конкурентоспособности производимой продукции» [2, с. 79].
Развивая и подтверждая конституционное положение о статусе Узбекистана как полноправного субъекта международных отношений, властные структуры проводят политику укрепления суверенитета и безопасности государства, обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности, создания приграничного пояса дружественных стран. С этой целью Узбекистан принимает активное участие в работе международных организаций (в том числе через присоединение к СНГ, ШОС, ООН, ОДКБ, ОБСЕ), заключает международные договоры, расширяет экономическое сотрудничество и выдвигает инициативы глобального значения. Так, по предложению Узбекистана в 2021 г. Ге-
неральной Ассамблеей ООН была принята специальная Резолюция об объявлении региона Приара-лья зоной экологических инноваций и технологий.
Несмотря на углубление взаимодействия Республики Узбекистан не только со среднеазиатскими странами, но и с государствами Европы, распространенные там взгляды, принципы и идеалы не поколебали исконно национальное мировоззрение узбекского народа. В силу этого очевидная тенденция развития правовой системы Узбекистана связана со стремлением сохранить самобытность узбекского народа, его образование, язык и культурное наследие, укрепить патриотизм, повысить правосознание и правовую образованность граждан. В соответствии с указом Президента Республики Узбекистан основной задачей в этом направлении является упрочение жизненной идеи: «Утверждение в обществе духа уважения к законам — залог построения демократического правового государства» [3, с. 22]. В то же время разрабатываются способы совершенствования профессионального обучения юристов, осваиваются специальные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации юридических кадров, создаются оптимальные условия для проведения научных исследований в области права.
Другая тенденция связана с модернизацией правовых основ государственного строительства. Были приняты нормативно-правовые акты, направленные на формирование новых институтов и принципов государственной власти, на усовершенствование правового государства и гражданского общества (был образован особый орган самоуправления — махалля). Появились конституционные законы «Об Олий Мажлисе Республики Узбекистан» и «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», законы «О судах», «О государственной власти на местах», «О референдуме».
Можно наблюдать расширение сфер реализации социальных функций государства и обеспечение конституционных и юридических прав человека. Это заметно определяется теми вносимыми в законодательный массив преобразующими нормами, которые гарантируют защиту прав человека и гражданина, свободу слова, совести, печати и вероисповедания. В данном случае существенное значение оказало проведение 30 апреля 2023 г. всенародного референдума по проекту Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан», вступившего в силу на следующий день после его одобрения 90,21% избирателей, принявших участие в голосовании (при явке 84,54%). В результате были значительно расширены пункты, признающие равноправие в положении мужчины и женщины (ст. 19, ст. 42, ст. 58) и закрепляющие доступность бесплатного образования (ст. 50, ст. 51); установлена ответственность за вмешательство в деятельность средств массовой информации (ст. 82) и утвержден запрет на принудительный детский труд (ст. 44). В статью 1 Конституции было добавлено, что Республика Узбекистан является светским и социальным государством. Объявлен запрет смертной казни (ст. 25), значительно увеличен объем прав и гарантий защиты обвиняемых (ст. 29), предусмотрена исключительная прерогатива суда ограничивать право собственности и тайну переписки (ст. 31), что в целом отвечает сущности правового государства. Изменились и некоторые положения в отношении органов государственной власти. В частности, был гарантирован равный доступ граждан к государственной службе (ст. 37), сократилась численность сенаторов до 65 человек (ст. 92) и увеличился до 7 лет срок полномочий президента (ст. 106). Кроме того, Президент Узбекистана подписал конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты», позволяющий главе государства объявлять досрочно президентские выборы.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что преобразования и изменения, происходящие в правовой системе Республики Узбекистан, направлены прежде всего на совершенствование действующих и утверждение новых демократических норм и социально-правовых гарантий.
Таким образом, в результате длительного развития в Республике Узбекистан сложилась уникальная правовая система, вобравшая в себя черты национального и зарубежного права. Несмотря на глобальные перемены, постоянно происходившие в политической и экономической сферах, духовно-правовая культура узбекского народа не претерпела существенных изменений [4, с. 122]. Как и много веков назад, религиозные нормы играют важную роль в регулировании общественных отношений, в усвоении позитивных нравственных ценностей, побуждающих граждан к достойному поведению и к соблюдению правовых предписаний. Единый народ, храня и передавая историческую память, развивает правовую систему посредством поиска наиболее действенных форм правового регулирования, расширения сфер международного сотрудничества и законодательного закрепления правовых ценностей и идеалов человеческой цивилизации. Деятельность властных органов и должност-
ных лиц направлена на повышение уровня правосознания граждан, на обеспечение общественной безопасности и правопорядка, на создание условий, способствующих наиболее полной реализации законных прав и свобод человека и гражданина.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аймуратов С. Б. Становление правовой системы Республики Узбекистан // Мировая наука. 2022. № 5. С. 37-41.
2. Бегимова Д. К. Особенности развития экономики Республики Узбекистан // Символ науки. 2019. № 5. С. 78-80.
3. О коренном совершенствовании системы повышения правосознания и правовой культуры в обществе : Указ Президента Республики Узбекистан от 09 янв. 2019 г. № УП-5618-сон // Национальная база данных законодательства. 2019. № 06/19/5618/2452. П. 1.
4. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности): учебник / под ред. В. А. Туманова. М.: Юристъ, 2003. 448 с.