2'2014
Пробелы в российском законодательстве
2.3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Насурдинов Эмом Сайфудинович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: декан, доцент.
Место работы: Таджикский Национальный Университет.
Подразделение: Юридический факультет, кафедра теории и истории государства и права. E-mail: la v. tnu@mail. ru
Аннотация: В данной статье подробно рассматриваются понятие, истоки и перспективы феномена глобализации и ее взаимоотношения с правовой культурой. Утверждается, что глобализация наряду с положительными последствиями, такими как модернизация правовой системы страны и приближение ее к международным стандартам, также может нести и отрицательные последствия. Тем самым, автором статьи выдвигаются пути сохранения самобытности национальной правовой культуры. Автор считает, что правовой менталитет таджикского народа может выступить как критерий оценки и сохранения самобытности национальной правовой культуры Таджикистана.
Ключевые слова: Гпобализация, правовая культура, самобытность, универсализация права, гармонизация и унификация.
LEGAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION
Nasurdinov Emom Sayfudinovich, PhD at law, associate professor. Position: Dean, associate professor.
Place of employment: Tajik national University.
Department: Law Faculty, theory and history of state and law chair. E-mail: [email protected]
Annotation: In given article the concept sources and prospects of a phenomenon of globalization and its mutual relation from legal culture is in detail considered. Affirms that globalization along with positive consequences, such as modernization of legal system of the country and its approach with the international standards, also can bear and negative results. Thereby, the author of article puts forward ways of preservation of originality of national legal culture. The author considers that the legal mentality of the Tajik people can act as criterion of an estimation and preservation of originality of national legal culture of Tajikistan.
Keywords: globalization, legal culture, originality, a right universalization, harmonization and unification.
Правовая культура в Республике Таджикистан формируется ныне под воздействием глобализации, которая является неоспоримым фактом нашей действительности и будет играть определяющую роль во всей дальнейшей истории развития человеческого общества. Как правильно утверждал Р. Иеринг: «Хотим мы этого или нет, глобализация - это объективное явление современного мира. ... Глобализация является тем трендом, тем вектором развития человечества, с которым мы имеем и будем иметь дело в самом ближайшем будущем»1.
Глобализация - понятие многоплановое. Споры о глобализации затрагивают многие сферы научного познания - философию, социологию, политологию, экономические науки и др. И как следствие, в литературе существуют различные определения понятия «глоба-
1 Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. Ч. 1. С. 4 - 5.
лизация». В условиях, когда не сложилась общая теория глобализации, когда в отечественной и зарубежной литературе существует большой разброс мнений по вопросам сущности, содержания, социального предназначения глобализации, ее исторических границ, слишком сложно охарактеризовать это явление в одном определении. Несмотря на сложность данного феномена, в научной среде нашлись ученые, предлагающие свои точки зрения по данному вопросу.
Так, по мнению И. И. Лукашука, «глобализация представляет из себя всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему»2.
Глобализация оценивается как «исторически естественный и объективный процесс поступательной интеграции экономики, социально-политической и культурно-духовной сфер общественной жизни на нашей планете, обусловленный прогрессом производительных сил, техники, информационных технологий и закономерностями обобществления производства и труда»3. С.В. Поленина также характеризует глобализацию в качестве объективного явления4.
Д.С. Сафаров выделяет два похода к исследованию понятия глобализации: узкий и широкий. С точки зрения узкого похода глобализация проявляется лишь в сфере экономики и информационных технологий, что ведет к тому, что земной шар становится «всемирной деревней», а его народы «объединяются в одно всемирное или глобальное общество»5. Представители широкого подхода рассматривают глобализацию как явление цивилизационное, охватывающие также социально-культурную и политико-правовую сферы общества. По мнению этого автора, применение понятия глобализации в широком смысле выглядит более убедительно и на этой основе утверждается, что «глобализацию (в широком смысле слова) как новое явление и своеобразный процесс стремления человечества к объединению в единую экономическую, социальнокультурную и политико-правовую семью, необходимо понимать как процесс интеграции человечества в сложную взаимосвязанную, единую планетарную систему, что было подготовлено всем ходом развития истории»6.
Существуют различные точки зрения о времени зарождения глобализации. По мнению одних, глобализация как явление проявила себя еще в XV в. в связи с начавшейся колонизацией 7 8 По мнению других, возникновение глобализации связано с мондиализмом -неизбежным процессом всепланетарной интеграции в сферах унификации государств, народов, наций, культур . По мнению В. Федотова, термин «глобализация» появился для обозначения транснациональной экономической и информационной интеграции после распа-
2 Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. С.
1.
3 Лопата П. Глобализм - главная угроза безопасности России и мира // Диалог. 2004. № 2. С. 73.
4 См.: Поленина С. В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: Обзор материалов «круглого стола» // Г осударство и право. 2004. № 11. С. 103.
5 Зинковский С.Б. Правовые культуры: учеб. пособие. М., 2007. С.136.
6 Сафаров Д.С. Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры. Д., 2014. С.87.
7 См., напр.: Мифология смутного времени. М., 2002.
8 См.: Воробьев В. Г. Глобальное рабство // Векторы антиглобализма. М., 2002. С. 98 - 110.
46
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Насурдинов Э.С.
да Вестфальской системы государств9. О.С. Звонарева считает, что ныне не существует единой глобальной цивилизации, однако наблюдается тенденция к формированию глобальной интеграции10 11. «Несмотря на очевидные ошибки, непоследовательность, отклонение от истины под давлением материальных либо иных интересов, - пишет А.И. Косарев, - обобщение государственно-правового опыта в трудах мыслителей Древности, Средневековья, Новой и Новейшей истории, становясь достижением всех народов, составляют одно из проявлений глобализации»11.
Глобализация - явление всеобъемлющее. Оно охватывает различные сферы жизни общества. Суть глобализации «проявляется в резко усилившейся зависимости, взаимовлиянии, взаимодействии различных обществ, их экономических, политических, социальных, духовных систем»12. Глобализация проявляется в многоплановой и внутренней интеграции в мировых системах: экономической, социальной и правовой13.
Глобализация - явление настолько противоречивое, что трудно однозначно оценить его в качестве исключительно позитивного либо негативного феномена. С.В. Поленина оценивает глобализацию в качестве макромирового, многоаспектного и противоречивого процесса, который приводит к интеграции в экономической, социальной и правовой системах14. По мнению большинства исследователей, глобализация имеет как положительные, так и негативные проявления и последствия. «Возникающие глобальные проблемы, -пишет В.Д. Перевалов, - как позитивного характера (мировой рынок, информационная революция и др.), так и негативного плана (энергетический кризис, наличие ядерного оружия, терроризм и др.), обуславливают новую тенденцию - все более тесное сотрудничество различных государств в решении этих проблем, а также сближение, взаимодействие культур и народов»15.
С одной стороны, глобализация способствует общему рынку, потоку трудовой миграции, объединению производительных сил, распространению технических достижений, информационных технологий, координации государств в решении глобальных экономических, энергетических, экологических, демографических и других проблем. В то же время указанные тенденции несут с собой негативные последствия. Как отметается в литературе, «некогда считалось, что простое распространение рынка уничтожит бедность, распустит диктатуры и объединит разные культуры, то сегодня одно упоминание о глобализации вызывает озлобление, разногласия, упреки» 16 По мнению Е.А. Юртае-
9 См.: Мегатренды мирового развития. М.: Экономика, 2001. С. 85.
10 О тенденции к глобальной интеграции подробнее см.: Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. С. 5.
11 Косарев А.И. Великая модернизация глобализма. М., 2004. С. 106.
12 Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В., Минюк Н.В. Правотворчество в условиях глобализации: традиции и новаторство // Правотворчество и техникоюридические проблемы формирование системы российского законодательства в условиях глобализации / под общ. ред. С. В. Полениной, В.М. Баранова. М.; Н. Новгород, 2007. С. 12 - 26.
13 См.: Поленина С.В. Право и глобализация // Правовая система России в условиях глобализации. М., 2005. С. 10.
14 См.: Там же.
15 Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд. / отв. ред. В.Д. Перевалов. С. 52.
16 Права человека и процессы глобализации современного ми-
ра / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2007. С. 11.
вой, в результате изменения содержания и сферы мировых экономических процессов не только повышается благосостояние отдельных стран, но и развиваются региональные экономические кризисы 17.
По мнению А.И. Косарева, здравый глобализм «возможен на основе диалога и сотрудничества цивилизаций с признанием, сохранением и защитой национальных интересов»18. В то же время подвергая сомнению саму возможность здравого глобализма, автор подчёркивает, что современный глобализм «угрожает опустить человечество в путину вялотекущего, подчас взрывного, и все нарастающего противостояния народов» 19.
Под влиянием глобализации формируются различные глобальные теории, стремящиеся к защите глобального миропорядка, глобального рынка и т. д. По мнению А.И. Косарева, теория глобализма утверждает «необходимость ограничения государственных суверенитетов» и «создание «открытого общества», «нового мирового порядка» с единым для всех народов комплексом прав и свобод личности по западному образцу» 20.
В последние годы в научной литературе происходит поиск некоего глобального (универсального) права, стоящего над национальным и международным правом и служащего первоосновой глобальной (национальной и международной) правовой системы. По словам Е.Т. Байльдинова, «нормы всеобщего (универсального) права должны являть собой некий всеобщий правовой первоисточник для любых национальных и международных правовых систем, всемирную правовую первооснову, своего рола мировую конституцию, в соответствии с которой строилось бы не только международное право, но и национальное право суверенных государств»21.
В то же время стремление ряда исследователей к популяризации идей универсального, глобального права, к замене международного права «транснациональным» правом, «мировым правом», «глобальным правом» встречает правильную критику многих авторов. К примеру, следует подержать мнение И. И. Лука-
шука о том, что подобные тенденции носят схоласти-
22
ческии характер и не воспринимаются практикой .
Глобализация охватывает также сферу культурной жизни. Она, сближая многие мировые культуры, в то же время усиливает объединение индивидуумов в некие рамки единообразными нормами и правилами, тем самым способствуя потере самобытности этнических групп. Она приводит к унификации, универсализации, стандартизации культурно-духовных укладов, подрыву традиционных ценностей культуры. Глобализация оказывает существенное влияние на развитие национальных правовых культур, их взаимодействие. Привнесение в национальную правовую культуру любых элементов извне, не согласующихся с национальными компонентами духовной культуры (сознание, психоло-
17 См.: Юртаева Е.А. Международное сотрудничество, демократия и закон как правовые институты в условиях глобализации // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. С. 63 - 67.
18 Косарев А.И. Указ. соч. С. 5.
19 Косарев А.И. Там же.
20 Косарев А.И. Указ. соч. С. 106.
21 Байльдинов Е.Т. Всеобщее (универсальное) право как фактор глобального устойчивого развития // Современное право. 2001. №2. С. 20.
22 См.: Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2001. С. 11 - 12.
47
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
гия, менталитет) влечет за собой возникновение внутренних противоречий, снижение степени системности правовой культуры.
В условиях влияния глобализации на национальную правовую культуру необходимо в целях ее защиты от проникновения разрушающих ее национальнодуховные устои чуждых элементов выделить критерии, позволяющие оценить самобытность правовой культуры. Правовая культура, сформированная в рамках различных этнических обществ, сама по себе самобытна, отличается своими культурноцивилизационными особенностями. Самобытность правовой культуры поддерживается устойчивостью главным образом ее духовных компонентов. Именно сознание, психология, менталитет, традиции, обычаи, характеризующиеся прочностью, стабильностью, а иногда консервативностью, сохраняют и поддерживают самобытность и национально-духовную специфику правовой культуры. Разрушение духовной правовой культуры чревато духовным кризисом правовой жизни общества, деградацией личности, переменой целой системы ее ценностно-социальных ориентиров.
Правовая культура на территории исторического Таджикистана формировалась как составная часть общей культуры таджиков в рамках традиционного общества. Основными системообразующими компонентами традиционного таджикского общества являются: эффективная система земледелия; гибкая и строго упорядоченная налоговая система; исторически сложившаяся торгово-коммерческая структура; этика труда; социальный идеал «благомыслия, благословия, благоделия»; универсальная система моральных и этических норм поведения («адаб»); своеобразный культ знаний, стремление к образованности, благоговейное отношение к ученым, поэтам, мудрецам, их особое почитание; принципы и нормы своеобразного «кодекса чести» («джавонмарди»), способствовавшие воспитанию патриотических и свободолюбивых качеств у таджиков; героический эпос (например, «Шах-наме» Фирдоуси); гостеприимство, культ родителей, почитание старших, приверженность к наследию предков; увлеченность идеальными моделями переустройства общества; традиции совместного проживания с народами различных этнических групп и рас; ассимиляторский потенциал культуры; уважительное отношение к чужестранцам23. Неотъемлемыми компонентами традиционной правовой культуры таджиков являются также авторитет закона, вера в силу и способность закона преобразовать общество и обеспечить общее благо; законопослушность, строгое следование всем предписаниям закона независимо от их сущностных характеристик; вера в принципы справедливости, добра, великодушия, гуманизма как необходимых предпосылок благополучия общественной жизни; нераздельность правовых и нравственных ценностей, моральная оценка правовых предписаний, нравственная оценка деятельности властных институтов; неприятие любого отступления от морально-правовых ценностей.
Именно духовные компоненты правовой культуры в наибольшей степени подвержены воздействию глобализации. Духовный мир человека, хотя и отличается своей устойчивостью, все же является хрупким, способным изменить человека, а в крайних случаях - деградировать его. Разумеется, материальные компо-
23 См.: Рахматуллаев А.Э. Социокультурные доминанты и концептуально-правовые начала формирующегося правового государства в постсоветском Таджикистане: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2004. С. 15.
ненты правовой культуры также подвержены влиянию глобализиционных процессов, особенно в условиях сближения национальных правовых систем, правовых семей, унификации и гармонизации законодательства. Однако глубокое проникновение чуждых элементов иных правовых культур, прежде всего западной правовой культуры, оказывает сильное воздействие на духовные компоненты национальной, в большей мере самобытной правовой культуры. Отражение инородных элементов иной правовой культуры на уровне подсознания оказывает решающее эмоциональное, психологическое воздействие на духовный мир человека.
Поэтому определение критериев оценки самобытности национальной правовой культуры имеет принципиальное, жизненное значение для противодействия влиянию глобализации. В связи с постановкой данной проблемы следует поддержать мнение О.Н. Братусе-вой о том, что правовой менталитет «следует признать основным критерием типологии современных правых культур. Вследствие того, что развитие правовых культур на современном этапе опосредуется процессами глобализации, иные критерии не позволяют выделить классификационные группы, характеризующиеся принципиальным своеобразием. Выявление специфики правового менталитета конкретного общества является единственным путем познания причин специфичности его духовной и материальной культуры, а также объяснения особенностей ее развития в условиях глобализации»24.
Категория «менталитет» трактуется как выражение образа мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе 25 Менталитет определяется в качестве социально-психологического явления, которое включает прочно укоренившиеся поведенческие установки общественного и индивидуального сознания людей, реализуемые в существовании и жизнедеятельности больших социальных групп (классов, наций и т.п.) и отдельных индивидов26 27. В литературе различаются западный (рационалистический) и восточный (миросозерцательный, традиционный) типы
27
менталитета .
Собственными особенностями обладает также правовой менталитет таджиков. Менталитет как духовнопсихологическое явление имеет давние исторические корни в Таджикистане, прошел историческую эволюцию на различных исторических этапах, претерпел воздействие как внутренних, так и внешних факторов в различные исторические периоды трансформации общества. На развитие менталитета таджиков оказали влияние, с одной стороны, трансформационные факторы при смене религий и религиозных систем, в частности, при переходе от зароастризма к исламу, затем -к светскому образу жизни. Религия, как важнейший духовный и мировоззренческий компонент образа мыслей и жизнедеятельности таджиков, на протяжении многих столетий играет ключевую роль и оказывает решающее влияние на иные психологические и духовные компоненты ментальности. Ислам является не-
24 Братусева О.Н. Правовые культуры в условиях глобализации: дис.канд. юрид. наук. М., 2009. С. 10.
25 См.: Иванников И.А. Общая теория государственной власти. Волгоград, 1997. С. 20.
26 См.: Проблемы теории государства и права / Под ред. В.М. Сырых. М.2008. С. 488.
27 См.: Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. М., 2000. С. 175 - 176.
48
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Насурдинов Э.С.
отъемлемым компонентом культуры таджиков, его нормы и ценности продолжают выполнять регламентирующую роль в жизни общества.
Ментальность таджиков обладает также такими особенностями, как сохранившиеся в течение нескольких столетий традиции социального иждивенчества, этатизм, патернализм, связанность личности от власти, скованность, низкий уровень политической активности, вера в идеалы о наилучшем общественном строе и в большие возможности законов в деле переустройства общества, традиционность, укоренение традиционных форм жизнедеятельности (особенно в сельской местности), различия в образе жизни и мыслей жителей горных районов и равнин 28.
В целом особенности менталитета, которые складываются в зависимости от исторических условий различных обществ, оказывают решающее влияние на характер и темпы правового воспитания, на уровень правосознания и правовой культуры. Ментальность как духовно-психологическое явление, так или иначе, накладывает отпечаток на правосознание и в конечном итоге составляет духовную основу юридической деятельности.
Как было замечено, глобализация также имеет и положительные моменты. Правовые культуры взаимодействуют в условиях глобализации. Процесс взаимодействия разных типов правовых культур обусловлен способностью культуры к взаимообмену, культурному контакту, взаимовлиянию. Правовая культура, как и культура в целом не может развиваться изолированно. Взаимодействие имманентно присуще культуре человечества изначально. Культурные достижения одного народа вливаются в копилку общечеловеческих ценностей.
На взаимодействие правовых культур влияют многие обстоятельства. Одним из факторов, способствующих взаимодействию правовых культур, является их культурно-правовая близость. Следует согласиться с Е.А. Матвиенко, которая утверждает, что на взаимодействие правовых культур оказывает влияние «культурноправовая близость контактирующих обществ». Это проявляется, например, в том, что китайское право оказало значительное влияние на Японию, Корею, страны Юго-Восточной Азии, попытка же заимствования европейского права этими странами успеха не имела из-за глубочайших культурных различий, вплоть до невозможности адекватного перевода правовых текстов29.
Правовая культура Таджикистана имеет близкие контакты с российской правовой культурой, а также правовыми культурами других постсоветских стран, прежде всего стран Центральной Азии. Это вызвано главным образом тем, что правовые культуры постсоветских государств на протяжении долгих лет формировались в рамках уникального евразийского геополитического культурного объединения. О евразийском образовании пишут многие авторы, которые в чадно-сти, отмечают, что Россия не укладывается в известные схемы типологии государств и «представляет со-
28 Об особенностях менталитета таджиков в контексте их традиционного уклада жизни см.: Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока. Душанбе, 1999.
29 См.: Матвиенко Е.А. Правовая культура России на рубеже столетий. (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 107.
бой своеобразную евразийскую цивилизацию»30. В.С. Нерсесянц указывает на «культурно-цивилизаторскую функцию евразийского геополитического образования»31. По словам А. И. Косарева, «в условиях глобализации предназначение России, соединяющей народы Европы и Азии, ... стать катализатором процесса сближения рационализма Запада с духовным началом, более представленным на Востоке (при обязательном сохранении особенности того или другого»)»32. Правовая система России и ныне служит образцом для некоторых стран СНГ, в частности стран Центральной Азии.
Правовая система Республики Таджикистан развивается ныне в тесном взаимодействии с правовой системой постсоветских государств, прежде всего России. Этому в немалой степени способствуют общие правовые традиции и ценности, которые были сформированы в прежние годы. Нельзя согласиться с мнением ряда авторов о близости правовых систем стран Центральной Азии с мусульманским правом. Причем некоторые выводы не отражают реального положения вещей. Например, имеет место точка зрения о том, что «традиционное правосознание и стереотипы поведения таджиков часто не согласуются с официально действующим правом. В то же время на Памире и в Южном Таджикистане, как и в досоветские времена, силен авторитет обычного (адата) и шариатского права» 33.
На формирование и развитие правовых систем постсоветских государств сильное влияние оказывает их вхождение в различные межгосударственные объединения, их тяготение к различным правовым системам. Тут особенно следует отметить, роль основных компонентов и способов правовой глобализации (правовую интеграцию, правовую интернационализацию, правовую имплементацию, рецепцию права, его гармонизацию и унификацию). Постсоветские правовые системы государств, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ) отличаются усилением интеграционных процессов в рамках их правовых культур в сфере науки, культуры, образования, совместного решения экологических, экономических, энергетических и иных проблем, охраны южных рубежей Содружества, борьбы с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконным оборотом наркотиков. Унификация и гармонизация законодательства в рамках СНГ плодотворно влияет на сближение правовых систем государств, входящих в данное объединение. Благотворное влияние на формирование правовой культуры в Таджикистане оказывает формирование общего с Российской Федерацией научного и образовательного пространства (вхождение республики в состав ВАК Российской Федерации, совместная координация научной деятельности, открытие филиалов Московского государственного университета и других ведущих российских вузов в Таджикистане, подготовка научных и профессиональных юридических кадров в российских вузах, сближение в сфере разработки учебных планов и программ и т. д.).
30 Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулин А.Г. Государство как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. СПб., 2001. С. 39.
31 Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1988. С. 349, 354 -355.
32 Косарев А.И. Великая модернизация глобализма. С. 282.
33 Правовые системы стран мира: Энциклопедический словарь / отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2000. С. 625.
49
2'2014
Пробелы в российском законодательстве
В рамках постсоветского правового пространства сближение постсоветских правовых систем имеет как технико-юридическое, так и культурологическое значение. В условиях динамичных общественных преобразований и усиления интеграционных процессов происходит культурологическое обогащение населения постсоветских стран. Общие исторические, политические, экономические, культурные, научные и др. интересы, а также общие правовые идеи и концепции, общие мировоззренческие истоки постсоветского права вполне отвечают целям интеграции в рамках СНГ, способствуют сближению постсоветских правовых систем Содружества.
Между правовыми системами России и Таджикистана много общих моментов. Это в большей мере касается совпадения системы источников права, их иерархического построения, общности конституционных положений, единодушного признания идей неотъемлемых прав человека, правового государства, разделения властей и др., близости правовых понятий и терминов, правил юридической техники, унифицированного юридического языка юридических документов, применения единых концептуально-методологических подходов к систематизации и кодификации законодательства.
В то же время правовые системы России и Таджикистана обладают своими собственными особенностями. Каждая страна естественно формирует собственную правовую систему. Уровень правовой культуры в разных государствах также разный. Однако в процессе сближения национальных законодательств, усиления правовой, политической, экономической, информационной и др. интеграции эти различия постепенно сглаживаются.
В целом тенденции развития постсоветских правовых систем предопределяются как внутренними, так и внешними факторами. С оной стороны, общественные преобразования, экономическая, социальная, политическая, правовая реформы, развитие юридической доктрины, система национального права, формирование новых политико-юридических институтов, качественно новый уровень правового регулирования, особенности правосознания и правовой культуры и многие другие внутренние (внутригосударственные, национальные) факторы и условия оказывают влияние на развитие национальной правовой системы. С другой стороны, процесс интеграции и сближения правовых систем, унификация и гармонизация законодательства, признание верховенства принципов и норм международного права, формирование новых типов правового пространства в рамках различных межгосударственных (международных и региональных) объединений (СНГ, ШОС, Европейский Союз и др.) также влияет на развитие национальных правовых систем34.
Список литературы:
Байльдинов Е.Т. Всеобщее (универсальное) право как фактор глобального устойчивого развития // Современное право. 2001. № 2. С. 20.
Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: Краткий словарь. М., 2000.
Большой энциклопедический словарь. Изд. 2-е. СПб., 1998.
34 См.: Сативалдыев Р.Ш. Перспективы развития правовых систем постсоветских государств в условиях универсализации права, глобализационных, интеграционных процессов и расширения пределов правового пространства // Труды Академии МВД Республики Таджикистан (Научный журнал). 2012. №1 (17). С.5-10.
Братусева О.Н. Правовые культуры в условиях глобализации: дис...канд. юрид. наук. М., 2009.
Воробьев В.Г. Глобальное рабство // Векторы антиглобализма. М., 2002. С. 98 - 110.
Звонарева О.С. Глобализация и взаимодействие цивилизаций: политико-правовые аспекты // Право и политика. 2005. № 5.
Зинковский С. Б. Правовые культуры: учеб. пособие. М., 2007.
Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. СПб., 1875. Ч. 1.
Косарев А.И. Великая модернизация глобализма. М.: РИПО ИГУМО, 2004.
Лопата П. Глобализм - главная угроза безопасности России и мира // Диалог. 2004. № 2. С. 73.
Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. М., 2001.
Матвиенко Е.А. Правовая культура России на рубеже столетий (Обзор Всероссийской научно-теоретической конференции) // Государство и право. 2001. № 10. С. 107.
Мегатренды мирового развития. М.: Экономика, 2001.
Мифология смутного времени. М., 2002.
Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1988.
Поленина С.В. Право и глобализация // Правовая система России в условиях глобализации. М., 2005. С. 10.
Поленина С.В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции: Обзор материалов «круглого стола» // Государство и право. 2004. № 11. С. 103.
Поленина С.В., Гаврилов О.А., Колдаева Н.П., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В., Минюк Н.В. Правотворчество в условиях глобализации: традиции и новаторство // Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации / Под общ. ред. С.В. Полени-ной, В.М. Баранова. М.; Н. Новгород, 2007. С. 12 - 26.
Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2007. С. 11.
Правовые системы стран мира: Энциклопедический словарь / отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2000.
Проблемы теории государства и права / под ред. В.М. Сырых. М., 2008.
Рахматуллаев А.Э. Социокультурные доминанты и концептуально-правовые начала формирующегося правового государства в постсоветском Таджикистане: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Душанбе, 2004.
Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулин А.Г. Государство как феномен и объект типологии: теоретикометодологический анализ. СПб., 2001.
Сативалдыев Р.Ш. Перспективы развития правовых систем постсоветских государств в условиях универсализации права, глобализационных, интеграционных процессов и расширения пределов правового пространства // Труды Академии МВД Республики Таджикистан (Научный журнал). 2012. №1 (17). С.5-10.
Сативалдыев Р.Ш. Политическая и правовая мысль раннесредневекового мусульманского Востока. Душанбе, 1999.
Сафаров Д.С. Права человека и глобализация в контексте исламской правовой культуры. Душанбе, 2014.
Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2006.
50
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Насурдинов Э.С.
Юртаева Е.А. Международное сотрудничество, демократия и закон как правовые институты в условиях глобализации // Правотворчество и технико-
юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. Нижний Новгород. 2007.
Насурдинов Э.С. Пути повышения уровня совершенствования правовой культуры судьи // Пробелы в российском законодательстве. - 2014. - №1.
Literature list:
Bayldinov E.T. General (universal) law as the factor of a global sustainable development//the Modern right. 2001. №2. P. 20.
Bachinin V. A, V.P. Legal philosophy: The short dictionary. M, 2000.
The big encyclopedic dictionary. Izd. 2. SPb., 1998.
Bratuseva O. N. Legal cultures in the conditions of globalization. Dis: PhD at law. Sciences. M, 2009.
Vorobyov V.G. Global slavery//Vectors untiglobalism. M, 2002. P. 98 - 110.
Zvonareva O. S. Globalization and interaction of civilizations: politico-legal aspects//The law and a policy. 2005. № 5.
Zinkovsky S.B.legal of culture: The manual. M, 2007.
Iering. R. The spirit of the Roman law at various steps of its development. SPb., 1875. P.1.
Kosarev A.I. Great modernization of globalism. M: RIPO ЮУМО, 2004.
Lopata P. Globalism - the main threat of safety of Russia and the world//Dialogue. 2004. № 2. With. 73.
Lukashuk I.I. Globalization, the state, the right, the XXIst century. M, 2000.
Lukashuk I.I. International law. The general part. M., 2001.
Matvienko E.A. Legal culture of Russia on a boundary of centuries (the review of the All-Russia scientific-theoretical conference)//The State and the right. 2001. № 10. P. 107.
Megatrends of world development. M.: Economy, 2001.
Mythology of the time of troubles. M., 2002.
Nersesjants V. S. Legal philosophy. M., 1988.
Polenina S.V. Law and globalization//Legal system of Russia in the conditions of globalization. M., 2005.P. 10.
Polenina S.V. Legal system of Russia in the conditions of globalization and regional integration: the Review of materials of "a round table»//the State and the right. 2004. «11. pg. 103.
Polenina S.V., Gavrilov O. A, Koldaeva N.P., Lukjanova E.G., Skurko E.V., Minjuk N.V. lawmaking in the conditions of globalization: traditions and innovation//lawmaking and technical-legal problems formation of system of the Russian legislation in the conditions of globalization / Under the editorship S.V. Poleninoj, V.M. Baranova. M. N. Novgorod, 2007. P. 12 - 26.
Human rights and processes of globalization of the modern world//The editor. E.A.Lukasheva. M, 2007. P. 11.
Legal systems of the countries of the world: The encyclopedic dictionary / The editor. A.J.Suharev. M., 2000.
Problems of the theory of the state and the law / Under the editorship of V.M.Syryh. M., 2008.
Rahmatullaev A.E. social cultural of a dominant and the conceptually-legal beginnings of a formed lawful state in after-Soviet Tajikistan: The Author's abstract dis. PhD at law. Sciences. Dushanbe, 2004.
Salnikov V.P., Stepashin S.V., Habibulin A.G. The state as a phenomenon and object of typology: the theoretic-methodological analysis. SPb., 2001.
Sativaldyev R. Sh. Prospects of development of legal systems of the after-Soviet states in the conditions of a universalisation of the right, globalization, integration processes and expansion of limits of legal space//Works of Academy of the Ministry of Internal Affairs of Republic Tajikistan (Scientific magazine). 2012. №1 (17) P.5-10.
Sativaldyev R. Sh. Political and legal thought early medieval the Muslim East. Dushanbe, 1999.
Safarov D.S. Human right and globalization in a context of Islamic legal culture. Dushanbe, 2014.
The theory of state and law: The textbook for high schools. 3-rd Izd. / The editor. V.D. Perevalov. M, 2006.
Jurtaeva E.A. International cooperation, democracy and the law as legal institutes in the conditions of globaliza-tion//Pravotvorchestvo and technical-legal problems of formation of system of the Russian legislation in the conditions of globalization. Nizhny Novgorod, 2004.
Рецензия
на научную статью кандидата юридических наук, доцента кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Таджикского национального университета Э.С. Насурдинова «Правовая культура в условиях глобализации».
В предлагаемой статье Э.С. Насурдинов затрагивает чрезвычайно актуальную тему, связанную с процессами глобализации. Необходимо отметить, что в работе использованы самые современные доктринальные взгляды на дефиницию глобализации, влияние глобализации на национальные правовые культуры и пути сохранения самобытности этих культур от негативных последствий процессов глобализации. По мнению автора, именно духовные компоненты правовой культуры в наибольшей степени подвержены воздействию глобализации, являются хрупкими, способными изменить человека, а в крайних случаях - деградировать его. Соответственно, в свете усиления глобализационных процессов, современным государствам не следует относиться к таким ценностям с пренебрежением.
В целом представленная статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным трудам, посвящена актуальной теме, содержит авторское выводы и предложения и может быть рекомендована к публикации.
Рецензент: д.ю.н., профессор, Заслуженный деятель науки и техники Республики Таджикистан Зоиров Дж.М.
51