Научная статья на тему 'Некоторые особенности регулирования рынка молочных продуктов в Республике Башкортостан'

Некоторые особенности регулирования рынка молочных продуктов в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Ахтариев P. P.

В статье рассмотрены особенности рынка молочных продуктов в России и в Республике Башкортостан, разработаны рекомендации по государственному регулированию рынка молочных продуктов в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности регулирования рынка молочных продуктов в Республике Башкортостан»

Ахтариев Р.Р.

Уфимский филиал Оренбургского государственного университета

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье рассмотрены особенности рынка молочных продуктов в России и в Республике Башкортостан, разработаны рекомендации по государственному регулированию рынка молочных продуктов в Республике Башкортостан.

Рынок молочных продуктов во все времена является одним из важнейших секторов продовольственного рынка в целом. Спрос на молочную продукцию (как составляющую часть продовольственного рынка) остается практически неизменным в пересчете на душу населения. Происходит изменение пропорций потребления тех или иных видов молочной продукции.

Для эффективного функционирования указанного рынка необходима слаженная работа производителей молока, организаций переработки молочной продукции, предприятий системы сбыта и торговли и т.д. В связи с определенными особенностями рынка молока и молочных продуктов важным элементом является переработка молока.

Особенность рынка молочных продуктов можно объяснить следующими основными факторами.

Во-первых, это особенные свойства сырья - молока. Оно хранится всего несколько дней, это ограничивает время на его переработку. Качество молочных продуктов в значительной мере зависит от кормления, породы скота, соблюдения санитарных правил.

Во-вторых, молочные продукты являются социально значимыми, они должны ежедневно присутствовать в рационе питания человека, особенно в детском и пожилом возрасте.

В-третьих, спрос на молочные продукты (сыры, сливочное масло) характеризуется высокой эластичностью, что определяет относительно устойчивую реализацию.

В-четвертых, возможность производства молочных продуктов практически во всех регионах республики, что обуславливает сравнительно высокую конкуренцию среди его производителей.

Производство молока является затратной отраслью экономики, которая имеет ряд особенностей - оборот капитала происходит медленнее, чем в других отраслях, имеет сезонный характер и биологические особенности, неустойчивость и рискованность из-за природно-климатических ограничений и, как следствие, низкую фондоотдачу. Отсюда возникает необходимость регулирования не только по линии ценообразования и субсидирования, но и прямого финансирования, льготного кредитования и налогообложения.

Международная экономическая практика подтверждает, что рынок конкурирующих продавцов является пока лучшим способом эффективной организации производства и распределения товаров и услуг. Однако рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

И государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые, административные, прямые и косвенные экономические регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды.

Правовое регулирование осуществляется на основе хозяйственного и гражданского законодательства через системы определенно установленных норм и правил.

К административным формам государственного регулирования относят разнообразные меры лицензирования, квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом и т.д.

Прямое экономическое регулирование включает многообразные формы безвозмездного финансирования отраслей, территорий и предприятий. Это различного рода дотации, субсидии, пособия, доплаты из бюджет-

ных фондов. Сюда входят льготные кредиты и налоговые льготы.

К косвенным формам экономического регулирования относят рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в том числе таможенной политики.

Оказание финансовой поддержки производителям и переработчикам молока и молочной продукции по сохранению, поддержанию, модернизации и обновлению производственного потенциала в развитых странах осуществляется в разных формах:

- реализация государственных целевых программ;

- льготные целевые кредиты, направленные на поддержание крупного производства (животноводческие комплексы, племенные хозяйства и т.п.), а также создание новых производственных мощностей;

- организация товарного кредита дефицитных оборотных средств под государственные гарантии и залог продукции как временная мера по нормализации рыночных и финансовых отношений;

- осуществление целевого лизинга техники, племенного скота;

- оказание помощи в страховании имущества и скота;

- оказание помощи в развитии инфраструктуры рынка, создании оптовых рынков, проведении аукционов;

- развитие залоговых операций, в том числе на земельные участки, находящиеся в частной собственности;

- повышение ввозных таможенных пошлин на продовольствие, готовое к употреблению;

- применение компенсационных и иных мер в отношении импорта продовольственных товаров, производство и экспорт которых субсидируются за рубежом.

Рассмотрев роль процесса регулирования в области производства и переработки молока и молочных продуктов, можно сделать заключение о том, что в мире не существует стран, где бы действовали исключительно свободные рыночные отношения. Только целенаправленная политика государства способна изменить сложную ситуацию

в этой области, способствовать стабилизации и развитию рынка молочной продукции.

В Республике Башкортостан молоко производится непрерывно в течение года во всех природно-климатических зонах и административных районах. Сырьевую базу рынка молока и молочной продукции собственного производства республики обеспечивают 990 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности и хозяйствования, из которых 243 - коллективные хозяйства, 329 - сельскохозяйственные производственные кооперативы, 108 - муниципальные унитарные предприятия, 4104 - крестьянско-фермерские хозяйства, 257 тыс. личных подсобных хозяйств населения.

В 2006 г. поголовье коров во всех категориях хозяйств по сравнению с 2001 г. сократилось на 7,1%, в том числе в сельхозпредприятиях - на 31,5%, увеличилось в личных подсобных хозяйствах на 11,7%, в крестьянских фермерских хозяйствах увеличение составило 379,6%, т.е. почти в 4 раза (табл. 1).

За 2001-2006 гг. выявилась тенденция увеличения объема производства молока в целом по республике на 21%, причем производство в сельскохозяйственных предприятиях уменьшилось на 2,5%, в личных подсобных хозяйствах увеличилось на 24,3%, в крестьянских фермерских хозяйствах почти в 5 раз.

Увеличились объемы производства молока за указанный период, несмотря на уменьшение общего поголовья коров по республике на 11,26%. Больше всего уменьшилось в сельскохозяйственных предприятиях

- на 33,4%, а вот в личных подсобных хозяйствах увеличилось поголовье коров на 1,7%, также увеличение наблюдается в крестьянских фермерских хозяйствах почти в 3,5 раза. Увеличились объемы производства молока за счет повышения продуктивности в крестьянских фермерских и личных хозяйствах.

По нашему мнению, одной из проблем рынка молочных продуктов является сезонность поступления молока. Сезонные колебания в производстве молока нарушают ритмичность работы молочной промышленности: в летние месяцы перерабатывающие мощности перегружены, возникают проблемы с сохранностью сырья и обеспечением

Таблица 1. Основные показатели развития молочного скотоводства РБ на конец года

Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.

Поголовье коров - всего, тыс.голов 734,5 729,1 692,4 689,1 648,8 651,8

сельхозпредприятия 323,3 283,1 248,3 236,1 221,2 215,3

личные подсобные хозяйства 403,4 432,6 422,8 429,5 402,2 410,2

крестьянские (ферм.) хозяйства 7,8 13,4 21,3 23,5 25,4 26,3

Производство молока - всего, тыс. тонн 1765,6 1881,4 2050,7 2061,9 2082,7 2137,9

сельхозпредприятия 616,2 592,7 635,7 618,4 600,7 600,8

личные подсобные хозяйства 1128,3 1255,6 1350,2 1358,4 1388,0 1436,1

крестьянские (ферм.) хозяйства 21,1 33,1 64,8 85,1 94,0 101,0

Доля в общем производстве молока, % 100 100 100 100 100 100

сельхозпредприятия 34,9 31,5 31,0 30,0 28,9 28,1

личные подсобные хозяйства 63,9 66,7 65,8 65,9 66,6 67,2

крестьянские (ферм.) хозяйства 1,2 1,8 3,2 4,1 4,5 4,7

дополнительным оборудованием, затруднен сбыт готовой продукции, так как рынок перенасыщен. Летом молока-сырья в избытке, а в зимние месяцы молокоперерабатывающие предприятия вынуждены закупать импортное сухое молоко для производства.

В большинстве развитых стран молоко производится равномерно практически круглый год.

Добиться равномерного производства молока по месяцам года в республике можно при регулируемых случках и отелах коров в хозяйствах. Необходимо вести постоянный зоотехнический учет и перейти к искусственному осеменению коров. Кроме сглаживания сезонности при правильном подборе семени быков-улучшателей это позволит повысить генетический потенциал стада, классность, породность коров и повысить конкурентоспособность. Очень важную роль на рынке молока и молочной продукции играют следующие факторы:

- племенная работа и воспроизводство крупного рогатого скота;

- сезонность поступления молока;

- закупочные цены на молоко для непосредственных производителей молока-сырья.

По нашему мнению, необходимо связать три эти фактора таким образом, чтобы экономическими методами заинтересовать производителей молока изменить сложившуюся ситуацию на рынке молока и молочных продуктов с сезонностью поступления молока и племенной работой.

Во-первых, необходимо повысить закупочные цены на молоко-сырье в зимние ме-

сяцы на 25-40%, при этом несколько повысятся в этот период и розничные цены в магазинах, и снизить в летние.

Это в свою очередь заинтересует производителей молока-сырья увеличить количество продаваемого молока именно в зимние месяцы. Все это возможно лишь при серьезной племенной работе с крупным рогатым скотом. Это в свою очередь приведет к уменьшению сезонности поступления молока и стабилизирует работу перерабатывающих предприятий.

Не менее важным фактором является товарность молока, которая в первую очередь связана с качеством его реализации. Так, в 2005 г. из всего реализованного молока только 2% соответствовало требованиям высшего сорта, 92,9% - первого сорта, 4% - второго сорта, и удельный вес несортового молока составил 1,1%. В результате от продажи молока второго сорта и несортового потери денежных средств составили 11,8 млн. руб.

Проанализируем работу предприятий по переработке молока в Республике Башкортостан за 2003-2006 гг. В таблице 2 приведены данные по поступлению молока на перерабатывающие предприятия и производство различных видов молочных продуктов.

Из таблицы видно, что поступление молока на перерабатывающие предприятия за указанный период увеличилось на 21%. Производство большинства видов молочной продукции увеличилось, цельномолочной продукции - на 17%, масла животного - на 5%, молочных консервов на 25%, нежирной молочной продукции на 28% и жирных сы-

Таблица 2. Основные показатели по переработке молока в Республике Башкортостан

№ п/п Показатель 2003 2004 2005 2006 2006 в % к 2003

1 Поступление молока на перерабатывающие предприятия, всего (т) 526 692 570 829 592 146 639 141 121

2 Производство цельномолочной продукции, всего (т) 164 410 187 164 183 236 193 415 117

3 Производство масла животного, всего (т) 9025 9481 9575 9483 105

4 Производство молочных консервов, всего (т) 11 970 11 510 12 831 15 004 125

5 Производство нежирной молочной продукции, всего (т) 20 627 22 633 25 267 26 399 128

6 Производство мороженого, всего (т) 2536 1733 838 430 17

7 Производство сыров жирных, всего (т) 8893 9095 11 186 12 422 140

Таблица 3. Ресурсы и использование молока и молокопродуктов в Республике Башкортостан1

2001 2003 2004 2005

Ресурсы:

Запасы на начало года, тыс. т 44,7 63,6 71,0 75,0

Производство, тыс. т 1539,3 2050,7 2061,9 2083,4

Ввоз, включая импорт из стран дальнего зарубежья и государств СНГ, тыс. т 6,8 36,2 27,7 61,6

Итого ресурсов, тыс. т 1590,8 2150,5 2160,6 2220,0

Использовани:

Производственное потребление, тыс. т 307,9 396,6 415,9 410,1

Потери, тыс. т 0,3 0,5 0,3 0,1

Вывоз, включая экспорт в страны дальнего зарубежья и государства СНГ, тыс. т 103,2 210,1 208,6 262,1

Личное потребление, тыс. т 1142,2 1472,3 1460,8 1474,2

Запасы на конец года, тыс. т 37,2 71,0 75,0 73,5

1 Таблица составлена авторам с использованием статинформации, содержащейся в статсборниках комитета Госстатистики РБ

ров на 40%. А вот производство мороженого сократилось на 83%.

Рассмотрим изменения, которые произошли на рынке молочных продуктов за 2001-2005 гг. В таблице 3 приведены данные ресурсов и использования молока и молочных продуктов в Республике Башкортостан.

Из данных таблицы видно, что производство молочных продуктов в 2005 г. по сравнению с 2001 г. увеличилось на 35,3%, соответственно ввоз, включая импорт, возрос в 9 раз. При этом личное потребление повысилось на 29%, вывоз, включая экспорт, в 2,5 раза. Потребление молока и молочных продуктов (в пересчете на молоко) в 2005 г. составило 362 кг на душу населения, что на 8,4% ниже рекомендуемых научно обоснованных норм питания. Следовательно, внимания заслуживает рост ввоза молочных продуктов, включая импорт из стран дальнего зарубежья и государств СНГ в Республику Башкортостан.

Развитие рынка молочных продуктов требует усиления роли регулирования, которое должно осуществляться как на уровне государственных органов управления, так и на уровне самих участников рынка.

До сентября 2006 г. импортные таможенные пошлины на сыр были установлены на уровне в 2,7 раза ниже, чем в странах СНГ. В сентябре пошлины были повышены на предстоящие девять месяцев. Однако это коснулось примерно 40% импортируемых сыров. В основном тех, на которые цены на 1 кг ниже двух евро. Около 50% импорта сыра приходится на продукцию Украины и Республики Беларусь, которая ввозится беспошлинно в рамках СНГ. Оставшиеся 10% сыров составляют дорогие импортные сыры, пошлины на них не повышаются. Себестоимость твердого сыра в Республике Башкортостан составляет более 80 руб. за кг, а импортного производства, которое субсидируется, - около 70

руб. (с учетом уплаты налогов и пошлин). В 2005 г. количество ввезенного сыра в Россию составило в пересчете на сырое молоко более 6 млн. т. Для производства такого объема понадобились бы мощности трех республик как Башкортостан.

Целесообразно установить импортные таможенные пошлины на уровне стран СНГ в связи с недостаточностью финансовых средств у государства на выделение дотаций при производстве сыра. Для стран СНГ необходимо установить квоты на ввоз сыра (в настоящее время квоты установлены на мясо птицы, говядины, свинины, что позволило увеличить их производство). Это приведет к росту цен на импортную продукцию, даст возможность отечественным производителям реализовать свою продукцию с прибылью. Повысится уровень обеспечения страны сыром отечественного производства, а также эффективность производства, появится возможность обновления производственных мощностей для выпуска сыра. Соответственно улучшится качество, что позволит в конечном счете увеличить производство молока и обеспечить потребности за счет собственного производства и повысить кокурен-тоспособность.

Имеются и другие возможности для ограничения ввоза продуктов из-за рубежа. В законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» предусмотрено примене-

ние специальных защитных мер. В этой связи целесообразно провести расследования о возможности причинения ущерба не молочной промышленности в целом, а по отдельным видам выпускаемой продукции, по ввозу сухого молока, сыра. Срок действия специальных защитных мер законом предусматривается до 4-х лет. За указанное время возможно повысить эффективность производства молочных продуктов.

Следовательно, направлениями регулирования рынка молочных продуктов могут быть:

- обеспечение экономической доступности молочных продуктов за счет повышения доходов населения через рост заработной платы, стипендий, социальных пособий, позволяющих покупать продукты в объемах, рекомендуемых научно обоснованными нормами питания;

- защита отечественных товаропроизводителей, что особенно необходимо в связи с экономической слабостью аграрной сферы, за счет тарифного и нетарифного регулирования импорта молочных продуктов (сыра, сухого молока);

- оснащение современным оборудованием молокоперерабатывающих предприятий путем государственного финансирования, т.к. основная часть оборудования на молокоперерабатывающих предприятиях уже не обновлялась в течение 20 лет, что позволит производить молочные продукты более высокого качества.

Список использованной литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Бакиева A.M., Коваленко НА. Организационно-экономический механизм регулирования рынка молока и молочной продукции. - М.: «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2003. - 200 с.

2. Бакиева A.M., Фролова О.Н. Развитие маркетинговой деятельности молокоперерабатывающих прдприятий. - М.: «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий», 2003. - 167 с.

3. Сабирьянова Р.Г., Aсадуллин Т.З. Экономическая эффективность регионального молочнопродуктового подкомплекса Республики Башкортостан. - Уфа: Слово, 1999 - 140 с.

4. Черкасов Г.И. Рынок: регулирование рынка: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТA-ДAНA, 2004. - 222 с.

Статья рекомендована к публикации 30.11.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.