УДК 343.132.1 ББК 67.73
DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-180-182
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ДТП
Андрей Игоревич СУЧКОВ, преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова andr2892@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.12 — криминалистика;
судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. Анализ судебно-следственной практики позволяет сделать вывод, что практически по каждому уголовному делу о дорожно-транспортном происшествии проводится следственный эксперимент. Автор определил характерные особенности проведения данного следственного действия.
Ключевые слова: следственный эксперимент, осмотр места происшествия, дорожно-транспортное происшествие, сообщение о преступлении, возбуждение уголовного дела.
Annotation. The analysis of judicial and investigative practice allows us to conclude that an investigative experiment is conducted in almost every criminal case of a road traffic accident. The author identified the characteristic features of this investigative action.
Keywords: investigative experiment, inspection of the scene of the accident, traffic accident, report of a crime, initiation of a criminal case.
Тема дорожно-транспортных происшествий из года в год остается очень акту-щ- альной, поскольку, как показывает статистика, почти каждый день в ДТП погибают и получают различные тяжелейшие травмы участники дорожного движения.
За последние 10 лет (2011 — 2020) в России в дорожно-транспортных происшествиях погибло 223 789 человек, 2 297 169 получили травмы [1].
Несмотря на постепенное сокращение числа погибших и раненых, что является прямым результатом действия реализуемых целевых программ и изменений в законодательстве, ситуация на дорогах России остается довольно сложной.
Так, согласно данным, предоставленным ГИБДД МВД России, за период времени с января по декабрь 2020 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 145 073 ДТП, в которых получили ранения 183 040 человек и 16 152 погибло [1].
В 2020 г. в Российской Федерации зарегистрировано 18 629 преступлений, предусмотренных статьями 264, 268 Уголовного кодекса Российской Федерации, из них остались нераскрытыми 17 123 [2].
Исходя из нашего собственного опыта работы в специализированном следственном отделе по расследованию дорожно-транспортных происшествий СУ УМВД России по Орловской области можно выделить следующее специфическое мнение, которое сложилось у следователей органов предварительного следствия УМВД России по Орловской области, иных сотрудников правоохранительных органов, а также участников уголовного судопроизводства по делам о ДТП: потерпевших, свидетелей, подозреваемых и даже некоторых защитников (адвокатов).
И это мнение заключается в том, что все расследование уголовных дел по делам о дорожно-транспортных происшествиях сводится лишь к назначению автотехнической судебной экспер-
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021
тизы, в рамках которой следователь просто предоставляет эксперту все имеющиеся материалы уголовного дела, а эксперт, в свою очередь, проводит исследование всех предоставленных материалов и делает вывод о том, кто виноват в произошедшем ДТП, в своем заключении. Остальное, что остается следователю, это предъявить обвинение и выполнить требования статей 215— 217 УПК РФ. После этого уголовное дело вместе с обвинительным заключением в порядке ст. 220 УПК РФ направляется прокурору для его утверждения.
Полагаем, что такое сложившееся мнение имеет место не только на территории Орловской области, но и на территории других субъектов Российской Федерации, особенно среди сотрудников органов предварительного следствия МВД России, не входящих в специализированные следственные органы по расследованию отдельных видов преступлений, таких, как дорожно-транспортные происшествия, образующие состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.
Данное мнение является ошибочным, так как расследование уголовного дела по делам о ДТП представляет собой очень сложный и трудоемкий процесс расследования по установлению всех обстоятельств произошедшего ДТП, в том числе механизма ДТП, а также действий отдельных участников ДТП непосредственно до совершения ДТП. Практически ни одно уголовное дело о ДТП не может быть расследовано без проведения следственного эксперимента, а порой нельзя обойтись проведением лишь одного следственного эксперимента, в том числе и по уголовным делам, где обнаружена и изъята видеозапись произошедшего ДТП.
Таким образом, расследование может представлять собой такие «схемы», как: следственный эксперимент — автотехническая экспертиза; автотехническая экспертиза — следственный эксперимент — автотехническая экспертиза.
Производство следственного эксперимента имеет цель проверки и уточнения данных путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события; при этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Также в соответствии с требованиями ст. 181 УПК РФ производство следственного экспери-
мента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц [3].
Наиболее частым видом следственного эксперимента по делам о ДТП является следственный эксперимент по определению возможности восприятия каких-либо фактов совершения определенных действий и возможности наступления какого-либо события (факта).
Как ранее было отмечено, расследования уголовных дел по ст. 264 УК РФ и, соответственно, проведение следственных действий, в том числе следственного эксперимента, представляет собой специфический процесс, так как местом совершения преступления является участок проезжей части, проходящий через улицы городов и иных населенных пунктов, либо через трассы магистралей и дорог федерального значения, а также сеть автомобильных участков регионального значения.
Проведение следственного эксперимента в данных условиях обязывает следователя предпринимать беспрецедентные меры безопасности участников следственного эксперимента, а подготовка к следственному действию должна быть максимально детально распланированной и технически обеспечена.
Одним из ключевых моментов организации производства данного следственного действия является привлечение экипажей ДПС ГИБДД для обеспечения безопасности проведения следственного действия и организация дорожного движения на участке проезжей части, где проводится эксперимент, а также привлечение в качестве помощников лиц из числа следователей соответствующего следственного подразделения.
В результате можно выделить не только тактические приемы производства следственного эксперимента, но и особенности его производства по делам о ДТП, такие, как:
■ тщательная подготовка и планирование производства следственного эксперимента, в том числе разделение его на этапы, которые можно воспроизводить едино через небольшие промежутки времени либо самостоятельным следственным действием;
■ обязательное использование экипажей ДПС ГИБДД МВД на специализированых автомобилях, оборудованных громкоговорителями и специальными предупреждающими огнями, снабжение всех участников следственного эксперимента жилетами со светоотражающими полосами;
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021
■ обязательное использование технических средств связи между участниками следственного действия: рации, громкоговорители и т.д.;
■ использование средств фото- и видеофиксации проводимых опытных действий, составление схем, чертежей, зарисовок в соответствии с требованиями к приложениям к протоколу следственного эксперимента.
Библиографический список
1. Офиц. сайт ГИБДД МВД Росси. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения // http://stat.gibdd.ru/
2. Офиц. сайт МВД России. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2020 г. // https://мвд.рф
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 13.05.2021) // СПС «Консультант Плюс»
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Цветков В.Л. и др. Психология служебной деятельности.
Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 351 с.
ISBN 978-5-238-03162-0
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.
ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021