УДК 34.343 DOI: 10.24412/2071-6184-2022-2-116-124
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКСПЕРТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ:
ИЗ ОПЫТА США
О.П. Виноградова
Посвящена анализу отдельных особенностей американских экспертных учреждений и специфике профессионального отбора, обучения и деятельности сотрудников бюро CSI (Crime Scene Investigation - исследование места преступления), занимающихся осмотром места происшествия, что связано с усилением практической составляющей образовательного процесса. Для рассмотрения возможности использования положительного опыта при его реализации в образовательном процессе проанализированы рекомендации, разработанные для начинающих экспертов, требования к уровню их образования и профессиональной подготовки, возможности их дополнительной переподготовки и повышения квалификации, поскольку современные требования к сотруднику правоохранительных органов требуют их соответствующей эффективной подготовки. Одним из путей решения данной задачи является использование различных инновационных методов обучения и новой специальной криминалистической техники в образовательном процессе при подготовке специалистов юридического профиля. Их реализация основана на наличии у специалистов криминалистического мышления, навыки которого приобретаются в процессе обучения курсантов и слушателей в образовательных организациях. Безусловно, в пределах своей компетенции сотрудник правоохранительных органов должен использовать современный арсенал технических, тактических и методических рекомендаций для своевременного раскрытия, качественного расследования и дальнейшего предупреждения различных преступлений.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, эксперт-криминалист, отбор, профессиональное обучение в Соединенных Штатах Америки, бюро исследования места происшествия.
В условиях современного информационного общества невозможно представить образовательный процесс, особенно в образовательных организациях МВД России, без использования новейших технико-криминалистических средств, технологий и криминалистических полигонов. Нельзя отрицать важность использования криминалистических знаний для жизнедеятельности всего общества. Тем более что, по мнению Т.С. Волчецкой, «...это диктуется и потребностями практики, поскольку в ходе гражданского или арбитражного судопроизводства появляется необходимость в исследовании доказательств, позволяющих выявить признаки преступлений (обман и злоупотребление доверием при приобретении права собственности, признаки подделки документов и т.д.). В таких ситуациях именно криминалистические приемы и методы оказываются наиболее действенными и эффективными» [1, с. 350].
Правоохранительная практика неоднократно показывала, что успешное противодействие преступности могут оказывать только профессионально подготовленные сотрудники. Для успешного осуществления сотрудниками полиции своих функций большое значение имеет криминалистика, важнейшей задачей которой является вооружение сотрудников полиции необходимым комплексом знаний, навыков и умений по раскрытию, расследованию и предупреждению отдельных видов преступлений в следственных ситуациях, возникающих в процессе расследования отдельных видов преступлений. Так, актуальной представляется «проблема профессиональной, в том числе криминалистической, подготовки сотрудников правоохранительных органов, которая на современном этапе представляет собой сложную, научно обоснованную систему обучения сотрудников правоохранительных органов использованию возможностей криминалистики» [2, с. 15]. Безусловно, такое обучение требует постоянного поддержания своей квалификации и дальнейшего совершенствования знаний, навыков и умений на протяжении всей работы сотрудника полиции.
Поскольку современное состояние инновационной сферы, науки и системы образования в период трансформации общества стали ключевым индикатором конкурентоспособности нашей страны на мировой арене, Президентом России В.В. Путиным одной из приоритетных задач до 2024 года определена необходимость модернизации профессионального образования посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [3, с. 53-59].
Достаточно интересным может представляться подобный опыт зарубежных стран, так как «криминалистика, будучи не отраслью права, а юридической наукой, характеризуется тем, что практические не имеет национальных границ» [4, с. 40-52]. Например, в отличие от нашей страны, в Соединенных Штатах Америки отсутствует единая система экспертных учреждений, но существует многочисленная сеть, включающая криминалистические лаборатории, работающие при полицейских участках.
В последние годы широко стали разрабатываться и применяться различного вида обучающие программы, стали использоваться прогрессивные возможности цифровых технологий, появилась возможность применения криминалистических знаний, позволяющая объединить все формы в единый мультимедийный комплекс. Подобный методический материал, помимо текстового формата, снабженного разветвленной системой гиперссылок, может содержать видеоцифровые фрагменты с устными комментариями ученых и практиков, с примерами раскрытия и расследования преступлений, а также применения различных криминалистических знаний, направленных на повышение эффективности анализа исходной информации, деятельности по планированию и т.п.
Разработка подобных мультимедийных комплексов весьма актуальна в аспекте нашего исследования в связи с реализацией цели осуществления
внедрения научных знаний в практику деятельности сотрудников правоохранительных органов.
Полагаем, что для повышения качества образовательного процесса и реализации практико-ориентированного подхода в учебных заведениях нашей страны следует более активно использовать возможности передвижных криминалистических лабораторий, которые используются для проведения практических занятий, связанных с необходимостью выезда на имитируемое место происшествия и проведения отдельных следственных действий и работы со следами. При этом преподаватель может задействовать не только территорию института, но и автомобильную дорогу, лесной массив, пересеченную местность и т.п. Практическое задание, предназначенное для работы по теме, представляет собой описание конкретной ситуации (фабулы), для разрешение которой обучающемуся необходимо определить состав участников следственного действия (следственно-оперативной группы - СОГ), выбрать научно-технические средства и тактические приемы его проведения, самостоятельно провести следственное действие на имитируемом месте происшествия с выездом СОГ на передвижной криминалистической лаборатории. С использованием возможностей передвижных криминалистических лабораторий обучающиеся фиксируют обстановку места происшествия, обнаруживают, фиксируют и изымают следы преступления, составляют необходимые процессуальные документы, получают образцы для сравнительного исследования. Ключевое преимущество передвижной криминалистической лаборатории - это обеспечение возможности проведения предварительного исследования следов, что позволяет обучающимся всесторонне изучить максимально возможное количество следов по смоделированной фабуле преступления.
Специфику профессионального обучения и деятельности сотрудников бюро можно рассмотреть на примере рекомендаций, разработанных для начинающих специалистов бюро Crime Scene Investigation (исследование места преступления) (далее - CSI), а именно: эксперт по осмотру места происшествия обязан обладать образованием, которое в американской научно-образовательной системе требуется от эксперта-криминалиста. Его узкой специальностью считается профессиональный алгоритм действий на месте преступления. Для получения допуска к этому роду деятельности кандидат должен быть образован, пройти специальное обучение и иметь минимальный опыт подобной работы. Претенденты на должность должны хорошо разбираться во всех вопросах, возникающих в ходе обнаружения, фиксации и исследования вещественных доказательств, которые могут быть обнаружены и изъяты на месте происшествия. Общее образование позволяет криминалисту решить, какого рода анализ может быть выполнен в лаборатории, а знание соответствующего порядка обращения с изъятыми доказательствами позволит обеспечить направление изъятых предметов на лабораторное исследование без повреждения или утраты находящихся на них следов преступления.
Специалистам CSI, поступающим в экспертные службы, приходится сталкиваться с отсутствием единообразного правового регулирования их деятельности. Дело в том, что их должностные обязанности и инструкции, относящиеся к порядку осмотра места происшествия, могут значительно отличаться друг от друга в различных службах и департаментах. Кроме того, нормы и правила, регулирующие их работу, неоднородны в разных регионах и населенных пунктах. Например, если в крупных городах, входящих в первую десятку в стране по количеству тяжких преступлений, должность, связанная с осмотром места преступления и оформлением собранных там доказательств, может быть работой с полной занятостью, то в местности, где население меньше и уровень преступности ниже, специалистам CSI приходится совмещать эту деятельность с какой-нибудь смежной, то есть от них требуются и другие профессиональные навыки. Кроме того, во многих департаментах полиции аттестованные сотрудники работают вместе с вольнонаемными.
В большинстве полицейских департаментов для поступления на работу в CSI необходимо иметь дипломом колледжа или приравненный к нему. Поэтому кандидатам рекомендуется, прежде чем устраиваться на работу, связаться с полицейской службой персонала и получить информацию о необходимых требованиях, которые предъявляются к претендентам на должность [5, с. 334].
В США существуют и учебные заведения, где будущим криминалистам дают узкопрофильное специальное образование для получения сертификата техника-криминалиста по осмотру места происшествия. Одной из таких криминалистических школ является Университет Каплана (Нью-Йорк), имеющий широкую сеть филиалов по всем Соединенным Штатам, где желающим получить знания, навыки и умения, необходимые для работы со следами и вещественными доказательствами на месте происшествия, предлагается особая программа обучения. Курс обучения состоит из блоков, за успешное прохождение каждого из которых начисляется определенное количество баллов, а именно:
Блок CJ 101 (Criminal Justice - уголовное судопроизводство) (обязательный) «Введение в систему уголовного правосудия (5 баллов)». Этот курс дает общее представление о системе уголовного правосудия в Соединенных Штатах. Студенты получают представление о философских основах уголовной юстиции, ее эволюции и современном состоянии институтов и учреждений системы уголовного правосудия, а также проблем, стоящих перед ними.
Блок CJ102: «Криминология» (5 баллов). Этот курс представляет собой ознакомление с сущностью и причинами преступности и противоправного поведения. Он нацелен на разъяснение общей теории преступности и криминологических теорий с учетом различных междисциплинарных точек зрения. Темы варьируются от причин преступности в целом и теории виктимологии, до изучения специфики отдельных видов преступлений,
включая насильственные преступления, посягательства на собственность и нарушение общественного порядка.
Блок ММ 212: «Алгебра» (5 баллов): этот курс охватывает темы из курса алгебры, в том числе линейные функции, уравнения и неравенства, систему уравнений с двумя переменными, многочленные функции, логарифмические функции, соотношения, пропорции и графики.
Блок С1210: «Уголовное расследование» (5 баллов). Этот курс направлен на объяснение правового и процессуального значения доказательств и раскрывает все стадии процесса расследования уголовных дел, начиная с обеспечения сохранности следов на месте происшествия и заканчивая подготовкой доказательств для судебного рассмотрения уголовного дела и их демонстрации в ходе судебного заседания. Здесь также рассматриваются различные средства и методы, используемые в ходе уголовного расследования, такие как фотосъемка, допрос, особенности работы с вещественными доказательствами, реконструкция места происшествия, алгоритма, определяющего, как каждый из указанных методов применяется при расследовании преступлений.
Блок С1305: «Правовые основы доказывания по уголовным делам» (6 баллов). Этот курс раскрывает сущность судебного разбирательства, дает определения и классификацию идеальных и материальных следов и доказательств. Студенты изучают роль обвинителя и защитника при рассмотрении уголовных дел в суде. Им дается глубокое понимание сущности различных видов доказательств, в том числе материальных и идеальных следов, свидетельских показаний, документальных свидетельств. Также они изучают отдельные конституционные положения, определяющие особенности уголовного судопроизводства, такие как правила об исключении доказательств из рассмотрения, гарантии прав личности при проведении обыска, выемки и экспертных исследований.
Блок С1327: «Фотосъемка на месте происшествия» (6 баллов): этот курс, охватывающий основы общей и судебной фотографии, направлен на получение студентами базовых знаний по фотосъемке места происшествия. В нем рассматриваются: устройство и принципы действия фотокамеры, различные методики фотографирования на месте происшествия, возможности и преимущества цифровой фотографии, технологии улучшения качества изображений, правила видеосъемки, а из-за того, что источником права в США является судебный прецедент, и последние судебные решения в отношении приемлемости фотографических доказательств в суде.
Блок С1328: «Судебная дактилоскопия» (6 баллов). Этот курс дает обучающимся обзор истории возникновения и развития дактилоскопии, определяющий многолетнюю борьбу за создание универсальной системы идентификации человека. Здесь рассматриваются основы формирования папиллярных узоров и функции различных слоев кожи человека. При прохождении курса дается системный подход по обработке места преступления
с целью обнаружения невидимых вооруженным глазом отпечатков пальцев, со студентами проводятся практические занятия по освоению и применению различных методов обнаружения и фиксации следов пальцев рук. Кроме того, демонстрируются возможности различных видов программного обеспечения и фотографического оборудования по обнаружению и фиксации невидимых или плохо видимых следов пальцев рук. В качестве итога изучения курса студентами проводится реальная идентификация обнаруженных ими на месте происшествия следов пальцев рук, включая дачу ими показаний в судебном заседании в качестве эксперта.
Блок СТ370: «Уголовное расследование (уровень II)» (6 баллов): изучение этого курса дает студентам возможность получения полного представления о методах осмотра места происшествия на основе уже сформированного базового понимания тактики следственного осмотра. Студенты также изучают основы оценки и обработки вещественных доказательств с целью содействия экспертам, проводящим их лабораторные исследования.
Блок СТ385: «Судебная химия и аналитическая трасология» (6 баллов). Этот курс нацелен на понимание обучающимися криминалистического и судебно-медицинского аспектов расследования уголовных дел. Здесь рассматривается история создания и развития системы криминалистических лабораторий и криминалистических служб, взаимодействующих с правоохранительными органами, а также изучаются функции экспертов-криминалистов и судебных медиков. Кроме того, дается обзор различных типов и видов вещественных доказательств, которые обычно направляются в криминалистические лаборатории для анализа. Студенты изучают, как судмедэксперт использует микроскопы и другие приборы для обнаружения и исследования химических и физических свойств представленных на исследование образцов и вызывающих сомнения следов (например, наркотических либо токсичных веществ, стекла, почвы, металла, волос, волокон, краски, легковоспламеняющихся жидкостей и взрывчатых веществ).
Блок СТ386: «Судебная биология и работа с вещественными доказательствами биологического происхождения» (6 баллов). Здесь студенты изучают историю и современные методы исследования вещественных доказательств биологического происхождения, ДНК, технические средства и приборы, используемые для проверки, идентификации и исследования биологических следов. Этот блок также содержит обзор других учебных тем, в том числе экспертизу документов, идентификацию человека по голосу, последние инновации в области компьютерной экспертизы.
Блок О 483 «Проведение самостоятельного научного исследования в области уголовного правосудия» (3 балла). На этом этапе обучающиеся привлекаются к выполнению независимого научного проекта, направленного на исследование предложенной им темы. Студенту предоставляется возможность выбрать тему для исследования в соответствии с его научными интересами и профессиональными устремлениями. Предварительное условие: студенты
допускаются к исследованию только после завершения полного курса по специальности «Уголовное правосудие» и получения, как минимум, 30 баллов по предыдущим учебным блокам [6].
Выпускники, получившие сертификат техника-криминалиста, получают возможность претендовать на должность в одном из криминалистических подразделений при полицейских департаментах. Однако на этом их подготовка еще не завершается. После предварительного отбора в большинстве департаментов полиции кандидаты находятся на испытательном сроке, в процессе которого им преподается курс вводного тренинга OJT (on the job training) - т.н. производственное обучение) и назначается инструктор-наставник [7]. Основная часть опыта, необходимого для последующей работы, приобретается ими в этот период.
Помимо теоретической базы кандидатам на работу в CSI необходимо приобрести и некоторые практические умения. Для этого, например, советуют провести свободные выходные в автомастерской по кузовному ремонту, нарабатывая опыт в съеме дверных панелей, сидений, коврового покрытия или обшивки потолка салона [8]. Им также напоминают, что специалистам по осмотру часто приходится снимать двери или части стен домов, копать и просеивать почву на местах захоронений и т.п., поэтому еще одно место возможного приобретения необходимого опыта - это морг или местный травматологический пункт. Авторы рекомендаций прямо заявляют: «Эта работа подходит не каждому. То, что один человек может сотворить с другим, часто неприятно на вид. Если ваш желудок не выдерживает вида того, с чем вам придется столкнуться в травматологическом пункте или в морге, тогда вам точно не удастся спокойно выполнять свои обязанности при расследовании половых преступлений против малолетних или видеть другие жуткие картины, к которым трудно привыкнуть, но которые являются обычными в такой работе»
[9].
Многие департаменты предоставляет своим сотрудникам возможность повышать свою квалификацию и впоследствии, после назначения на постоянную должность, объясняя это заботой об их развитии и карьерном росте. Такие курсы предлагает в США множество независимых коммерческих и иных организаций образовательных организаций. Однако для обеспечения соблюдения ими требований образовательных стандартов по специальностям данного рода на федеральном уровне созданы специальные организации, на которые возлагается функция лицензирования программ обучения. Например, в Американской академии криминалистических наук создана комиссия по аккредитации образовательных программ по криминалистике (FSEPAC), основной функцией которой является разработка и контроль за соблюдением стандартов качества образовательных и научных программ. В своих образовательных стандартах академия определяет, что криминалисты должны уметь обнаруживать, фиксировать, изучать вещественные доказательства [10, с. 15]. Две основных функции сотрудников криминалистических лабораторий -
это, во-первых, изучение природы и свойств вещественных доказательств, и, во-вторых, поиск их связи с конкретным подозреваемым, потерпевшим или местом происшествия, посредством применения методов точных и естественных наук.
Таким образом, при сравнении сегодняшней сети американских криминалистических служб с системой экспертных учреждений Российской Федерации, неизбежно напрашивается вывод о значительных преимуществах отечественной модели организация обучения и деятельности экспертов-криминалистов. При всей широте и многообразии экспертных учреждений США, достаточно высоком уровне подготовки экспертов и хорошем техническом оснащении этой сферы деятельности, очевидным является их децентрализация, отсутствие единых универсальных стандартов и разобщенность, что неизбежно ведет к дублированию функций, разрастанию бюрократического аппарата и отсутствию межведомственной интеграции при выполнении одной из самых важных задач любого государства - борьбы с преступностью и поддержанию правопорядка.
Список литературы
1. Волчецкая Т.С. Современные направления развития криминалистики как науки и как учебной дисциплины // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 1. С. 349-353.
2. Попова К.В. Криминалистическое содержание профессиональной подготовки следователей органов внутренних дел. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2002. 20 с.
3. Павленков Р.В., Дерюгин Р.А. Реализация практико-ориентированной модели обучения с использованием учебной передвижной криминалистической лаборатории (упкл-2019) как учебно-полигонного центра // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 53-59
4. Волчецкая Т.С., Головин А.Ю., Осипова Е.В. Особенности развития российской и американской криминалистики: криминалистическая техника, тактика и методика //Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 29. С. 40-52.
5. Ch. E. O'Hara, J. W. Osterburg. An Introduction to Criminalistics. New York, 1972. 705 p.
6. Duty Description for the Crime Scene Investigator by Mike Byrd Miami-Dade Police Department Crime Scene Investigations [Электронный ресурс] // URL: http://www.crime-scene-investigator.net/dutydescription.html (дата обращения: 01.12. 2021).
7. Сrime-scene-technician-certificate [Электронный ресурс] // URL: http://www.kaplanuniversity.edu/criminal-justice/crime-scene-technician-certificate.aspx (дата обращения: 18.12. 2021).
8. Barry A. J. Fisher. Techniques of Crime Scene Investigation, Eighth Edition (Forensic and Police Science) [Электронный ресурс] // URL: http://www.amazon.com/gp/product (дата обращения: 02.12.2021).
9. Crime Scene & Evidence Photographer's Guide, 2nd Edition by Steven Staggs (2005) [Электронный ресурс] // URL: http://www.crime-scene-investigator.net/becomeone.html (дата обращения: 03.12.2021).
10. Ларичев В.В.. Предварительное расследование преступлений в США и Германии: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 24 с.
Виноградова Ольга Павловна, канд. юрид. наук, доцент кафедры, [email protected], Россия, Екатеринбург, Уральский юридический институт МВД России
SOME FEA TURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FORENSIC EXPERTS: FROM THE EXPERIENCE OF THE USA
O.P. Vinogradova
The article is devoted to the analysis of individual features of American expert institutions and the specifics of professional selection, training and activities of employees of the CSI bureau (Crime Scene Investigation - crime Scene Investigation) involved in the inspection of the scene of the incident, which is associated with the strengthening of the practical component of the educational process. To consider the possibility of using positive experience in its implementation in the educational process, the recommendations developed for novice experts, the requirements for their level of education and professional training, the possibility of their additional retraining and advanced training, since modern requirements for a law enforcement officer require their appropriate effective training, are analyzed. One of the ways to solve this problem is the use of various innovative teaching methods and new special forensic techniques in the educational process when training legal specialists. Their implementation is based on the availability of forensic thinking among specialists, whose skills are acquired during the training of cadets and trainees in educational organizations. Of course, within the limits of his competence, a law enforcement officer should use a modern arsenal of technical, tactical and methodological recommendations for timely disclosure, high-quality investigation and further prevention of various crimes.
Key words: professional training, forensic expert, selection, vocational training in the United States of America, bureau of investigation of the scene of the accident.
Vinogradova Olga Pavlovna, Cand. of Legal Sае., Ass. Prof. of the Department, olga10vin@mail. ru, Russia, Ekaterinburg, Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs.