УДК 343.985.4
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ (США)
В.О. Давыдов
Рассматриваются организационно-тактические особенности производства осмотра места происшествия по делам о преступлениях террористического характера сотрудниками Федерального Бюро Расследования (США). Особое внимание автором уделяется организационному построению специализированных групп по сбору улик, профессиональной подготовке и функциональным обязанностям их членов, а также тактике действий при производстве осмотровых мероприятий. Предлагается использовать накопленный опыт проведения осмотра места происшествия в деятельности российских правоохранительных органов.
Ключевые слова: терроризм, Федеральное Бюро Расследований, осмотр места происшествия, криминалистически значимая информация, специалист, следы.
Производство осмотра места происшествия по делам о преступлениях террористического характера в разных странах имеет свои специфические организационные и тактические особенности, обусловленные, в числе прочих и различиями действующих уголовно-правовых и процессуальных норм. В то же время, говоря о данном следственном действии, полагаем возможным выделить ряд схожих черт, значимых в аспекте криминалистического обеспечения процесса расследования преступных деяний подобного рода.
Во-первых, осмотр места происшествия является одним из первоначальных действий, проводимых субъектом расследования по всем делам о преступлениях террористического характера, совершенным на территории того или иного государства.
Во-вторых, вектор версионной работы и сам ход процесса следственного познания во многом определяется результатами этого действия.
В-третьих, ошибки и просчеты, допущенные субъектом расследования при производстве осмотра места происшествия, сложнее всего восполнить в ходе дальнейшего процесса расследования.
В подтверждение приведенного тезиса приведем точку зрения профессора Н.П. Яблокова, отмечающего, что ни одно другое следственное действие не позволяет собрать при надлежащем его осуществлении такое количество значимой и объективной информации [1, с. 65].
Подобное обстоятельство определило закономерность научного интереса российских ученых-криминалистов к методическим основам и организационно-тактическим особенностям деятельности зарубежных коллег. В этом отношении, на наш взгляд, интересен опыт работы, накопленный
специалистами Федерального бюро расследований (далее - ФБР) Соединенных Штатов Америки. Остановимся на нем подробнее.
Существуя с 1908 года, Федеральное Бюро Расследований в современных условиях является ведущим следственным органом правительства США, выполняющим значительный объем оперативно-розыскной и следственной деятельности по делам так называемой «федеральной юрисдикции». К числу последних традиционно принято относить:
- преступную деятельность террористического характера;
- организованную преступность;
- наркобизнес;
- «беловоротничковую» преступность;
- нарушения гражданских прав;
- тяжкие преступления против личности.
Заметим, что осуществляя расследование и оперативные мероприятия в связи с нарушениями законов об охране национальной безопасности, ФБР действует как ведомство контрразведки. Расследуя нарушения законов, имеющих отношение к организованной преступности, экономическим преступлениям, наркобизнесу и иным уголовным правонарушениям, ФБР выступает как ведомство уголовного сыска.
Оперативно-следственная деятельность Федерального Бюро Расследования, регламентирована федеральным уголовно-процессуальным законодательством, решениями Верховного суда США, приказами, инструкциями и предписаниями Президента и Генерального прокурора США и проходит под общим руководством федеральных прокуроров [2].
Результаты анализа данных открытых источников позволяют говорить о том, что надлежащее внимание в деятельности ФБР уделяется и экспертно-криминалистическому обеспечению процесса расследования (и, в первую очередь, по уголовным делам о преступной деятельности террористического характера), одним из значительных направлений которого является производство осмотра места происшествия [3, с. 59].
Осмотром места происшествия занимаются специализированные группы по сбору улик «Evidence Response Teams» (далее - ERT), представляющие собой структурное подразделение ФБР численностью от 5 до 8 сотрудников. В управлениях ФБР, как правило, дислоцируются от одной до пяти групп, а по всей территории Соединенных Штатов Америки насчитывается более 140 подобных группы с общим количеством занятых сотрудников более 1100 человек. В течение года ими производится в общей сложности около 2500 осмотров мест происшествий (как на территории США, так и за пределами государства), значительная доля которых связана с терроризмом [4; 5].
Подготовка групп ERT осуществляется на двухнедельном курсе обучения, в результате которого сотрудники приобретают необходимые криминалистические навыки; обучаются ведению документации и методам поиска криминалистически значимой информации, работе с обнаруженными уликами (фиксация, изъятие, упаковка, хранение); знакомятся с методами управления работы группы.
На следующем этапе сотрудники проходят более углубленную подготовку, получая знания по основам судебной медицины, судебной баллистике, взрывотехнической и пожарно-технической экспертизам, совершенствуя навыки работы с биологическими и дактилоскопическими следами, проведения видео- и фотосъемки, изъятии данных с компьютерных устройств и электронных носителей информации и т.п.
Курс обучения нацелен на выработку у сотрудников таких профессиональных черт, как аккуратность, тщательность и четкость при выполнении служебных заданий, поскольку каждый из них в будущем должен быть готов выступить в суде по разъяснению тех или иных действий при производстве осмотров мест происшествий.
Ещё одним из значимых элементов подготовки является воспитание в сотрудниках группы БИТ принципа строгого выполнения следующего правила: при работе на месте происшествия на первое место ставится личная безопасность (профессиональная, юридическая, медицинская и пр.) и только затем безопасность всех остальных.
Организационное построение группы БИТ при производстве осмотра места происшествия по преступлениям террористического характера, как правило, выглядит следующим образом:
- старший группы;
- специалист видео- и фотосъемки;
- сотрудник, осуществляющий составление схемы (плана) осмотра места происшествия;
- сотрудники, осуществляющие поиск, обнаружение и выявление криминалистически значимых следов и объектов (от 2 до 4 человек);
- сотрудник ответственный за сохранение и транспортировку изъятых следов и объектов;
- специалисты, вводимые в состав группы при необходимости (например, взрывотехники, судебные медики, антропологи, биологи, специалисты в сфере информационно-коммуникационных технологий и другие).
При производстве осмотра места происшествия сотрудники группы работает в специальных костюмах, бахилах и головных уборах для того, чтобы не привнести на место происшествия дополнительных улик (микрообъектов, биологических объектов и иных следов, не относящихся к расследуемому преступлению). При этом в ходе проведения осмотровых мероприятий категорически запрещено принимать пищу, пить или курить.
В процессе осмотра сотрудниками группы заполняется следующая документация, оформленная в виде набора стандартных бланков:
- бланк производства осмотра места происшествия;
- бланк регистрации фотоснимков;
- бланк, на котором выполняется схема или зарисовка осмотра места происшествия;
- бланк сбора улик;
- бланк изъятых следов рук;
- бланк участников осмотра места происшествия.
94
В аспекте рассматриваемого вопроса, интерес представляют и функциональные обязанности сотрудников группы при работе на месте происшествия по делам о преступлениях террористического характера.
Старший группы ЕЯТ. Отвечает за подготовку группы к выезду, обеспечивает организацию доставки всех необходимых для производства осмотра места происшествия средств (включая питание, экипировку и оборудование).
По прибытии на место происшествия проверяет наличие оцепления, охраны и убеждается в безопасности места проведения работы. Получает информацию о первоначальном состоянии места осмотра.
Определяет предполагаемую площадь осмотра места происшествия, первым осматривает и оценивает ее, устанавливая наличие потенциальных улик с последующим распределением обязанностей, постановкой задачи каждому из членов группы. Определяет (при необходимости) месторасположение командного поста. Разрешает проведение работы. Контролирует доступ на место осмотра, а также работоспособность сотрудников и качество их работы.
Фиксирует всех входящих и уходящих с места производства осмотра. В ходе производства осмотра получает информацию как от сотрудников группы, так и от всех контактирующих с БИТ правоохранительных подразделений. Получая и анализируя все сообщения, выстраивает первичные следственные версии, поддерживает связь с центром управления. По окончании следственного действия официально сдаёт место происшествия собственнику или иному ответственному за это место лицу (в случае наличия таковых лиц).
Специалист видео- и фотосъемки. Осуществляет видео- и фотосъемку на протяжении всего осмотра места происшествия. При необходимости может работать с помощником (ассистентом).
Процессу фотографирования уделяется большое внимание, поскольку фотосъемка осуществляется не только для проведения документирования места осмотра, предметов, вещественных доказательств и иной криминалистически значимой информации, но и для подкрепления показаний свидетелей и, что не менее важно, для возможной защиты в судебных заседаниях сотрудников группы БИТ, участвующих в осмотре. Поэтому фотофиксация проводится максимально подробно, систематически, в соответствии с логикой осмотра. Фотосъемка каждого нового места происшествия осуществляется только на «чистую» АавЬ-карту.
Специалист видео- и фотосъемки вступает на место происшествия вместе со старшим группы. Он начинает свою работу с того, что фотографирует обложку журнала регистрации снимков, на которой зафиксированы фамилия и инициалы фотографа, дата, местоположение осмотра, номер дела, наименование группы.
Затем осуществляет фотофиксацию места происшествия до производства осмотра, выполняя все необходимые при этом виды съемок. В ходе работы группы фотографирует обнаруженные следы и объекты в соответствии с правилами судебной фотографии. Осуществляет фотофиксацию обстановки на
момент окончания работы группы вплоть до съемки закрытой и опечатанной двери помещения, в котором производился осмотр.
Специалист видео- и фотосъемки (или его ассистент) заполняет бланк регистрации снимков, в котором (если использована цифровая камера) записываются все номера кадров (или все номера файлов) и то, что на них отражено. Наличие этого бланка позволит впоследствии другому лицу в ходе судебного процесса разобраться в сделанных снимках. Затем распечатываются все фотографии независимо от их качества, после чего flash-карта упаковывается, подписывается и отправляется на хранение.
Видеосъемка осмотра места происшествия используется как дополнение к фотосъемке и осуществляется с выключенным звуком.
Сотрудник, осуществляющий составление схемы (плана) осмотра места происшествия. Составляет схему (план) осматриваемого места (при необходимости и прилегающей территории) в соответствии с расположением сторон света, отмечает на ней положения обнаруженных следов и объектов, проводит необходимые измерения.
Для фиксирования размеров, традиционно, на схеме применяются следующие методы:
- триангуляция - с помощью двух измерений от двух жестко фиксированных точек;
- проектирование на линию отсчета - измерение в прямоугольной системе координат;
- азимутный метод - измерение в угловой системе координат.
Все схематические рисунки должны быть четкими и простыми, чтобы в ходе судебного разбирательства можно было реконструировать место преступления и присяжные могли разобраться в схеме. В случае производства осмотра места происшествия в загородной, горной или лесистой местности для позиционирования точек, от которых осуществляются измерения, используется прибор GPS (система глобального позиционирования).
Сотрудники, осуществляющие поиск, обнаружение и выявление криминалистически значимых следов и объектов. Как правило, работают парами (во избежание фальсификации), при этом обнаруженные или выявленные следы или объекты обязательно осматривают оба сотрудника.
Первоначально осуществляется сбор так называемых «непрочных» улик (в их числе, например, волосы, волокна, следы пылевых наслоений). Затем производится более тщательный поиск следовой информации. После фотофиксации предметы упаковываются и оклеиваются специальной лентой, на которой ставятся подписи двух сотрудников, обнаруживших объект. На упаковочной бирке или на упаковке указывается следующая информация: номер дела, дата осмотра, номер предмета (соответствующий номеру в бланке регистрации изъятых вещественных доказательств), описание предмета, место его обнаружения, фамилия и инициалы двух сотрудников, обнаруживших объект.
При поиске следов первостепенное значение уделяют следам рук, используя при этом кисточки из перьев или стекловолокна, которые особенно
96
удобно применять на больших поверхностях, специализированные дактилоскопические прозрачные пленки и дактилопленки, позволяющие копировать след с поверхности сложной конфигурации, специализированные полимерные пасты «МюгоБЙ». Достаточно часто на месте происшествия используют цианакрилатные камеры: специальные (предназначенные для работы в полевых условиях) либо импровизированные (замкнутая емкость, внутри которой устанавливают обогреватель и цианакрилатный клей). Также активно применяются флуоресцентные дактилоскопические порошки совместно с «альтернативными» источниками освещения.
Для изготовления слепков обуви используют зубной камень (в зимних условиях предварительно обрабатывают след воском). Для копирования плоских следов обуви используют аналогичную дактилопленке специальную белую или черную толстую резинообразную пленку, позволяющую качественно проводить следокопирование. Для изготовления слепков следов, оставленных инструментом, также используют полимерное средство «МюгоБЙ», применяя при этом специальный шприц-приспособление, который позволяет пропорционально и одномоментно смешивать полимерные компоненты в рабочую массу.
При осмотре автотранспорта обязательно осуществляют круговую фотосъемку объекта, фотосъемку салона, приборной панели (с показаниями приборов), УГЫ-номера.
Для сбора микрочастиц используют специальный пылесос. При выявлении биологических следов применяются «альтернативные» источники освещения с различными длинами волн, используются специальные пленки для волокон и иных микрочастиц. В ходе осмотра применяют ДНК-тесты, а также специальные комплекты для сбора ДНК-образцов. Предположительный анализ на наличие крови при осмотре делают с помощью фенолфталеина или гемастикса. При выявлении слабовидимых следов крови используют люминол или флуоресцеин, при этом свечение данных химикатов обязательно фотографируют в темноте.
Сотрудник ответственный за сохранение и транспортировку изъятых следов и объектов. Ведет бланк регистрации изъятых вещественных доказательств, координирует их названия и места расположения (вместе с сотрудником, ответственным за составление схемы), обеспечивает хранение объектов и их контроль. В данном бланке фиксируются описание объекта, присвоенный ему номер, место обнаружения и кем обнаружен.
Рассмотренные аспекты приводят к выводу о том, что опыт следственной практики по расследованию преступлений террористического характера продолжает накапливаться. От криминалистики как науки требуется его постоянно изучать и систематизировать, научно обосновывать проблемы не только уголовно-процессуального доказывания, на и организации и тактики расследования данных преступлений. Очевидно и то, что на современном этапе следственной практикой востребовано должное криминалистическое обеспечение расследования преступлений подобного рода. В этой связи накопленный опыт деятельности специализированных групп по сбору улик
97
ФБР может и должен стать предметом криминалистического исследования с целью выработки и внедрения в практику деятельности российских правоохранительных органов наиболее целесообразных и эффективных приемов, как производства отдельных следственных действий, так и расследования в целом.
Список литературы
1. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 98 с.
2. Cumming A., Masse T. Intelligence Reform Implementation at the Federal Bureau of Investigation : Issues and Options for Congress. CRS Report for Congress. // http://www.fas.org/sgp/crs/intel/RL33033.pdf (дата обращения 10.10.2018).
3. Давыдов В.О. Методика расследования транснациональной преступной деятельности экстремистского характера: монография / под науч. ред. А.Ю. Головина. М.: Юрлитинформ, 2018. 440 с.
4. Mueller R.S., III. Director, Federal Bureau of Investigation, Preparedness Group Conference // http://www.fbi.gov/news/speeches/countering-the-terrorism-threat (дата обращения 18.10.2018).
5. FBI Announces Leadership of National Security Branch. FBI National Press Office // http://www.iwar.org.uk/news-archive/2005/08-15-2.htm (дата обращения 15.10 2018).
Давыдов Владимир Олегович, канд. юрид. наук, доц. кафедры, Почетный сотрудник МВД России, Лауреат премии МВД России, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
ORGANIZATIONAL AND TACTICAL FEATURES PRODUCTION INSPECTION PLACES IN CASE ON CRIMES OF TERRORISTIC CHARACTER EMPLOYEES OF THE FEDERAL BUREAU
OF INVESTIGATIONS (USA)
V. О. Davydov
In article organizational and tactical features of production of inspection of the scene on cases of crimes of terrorist character by the staff of Federal Bureau of Investigation (USA) are considered. Special attention is paid by the author to organizational creation of specialized groups on collecting proofs, vocational training and functional duties of their members and also tactics of actions . It is offered to make use of the accumulated experience of conducting inspection of the scene in activity of the Russian law enforcement agencies.
Key words: terrorism, Federal Bureau of Investigation, survey of the place of incident, criminalistic significant information, expert, traces.
Davydov Vladimir Olegovich, Cand. legal Sciences, Assoc. Department, Honorary Officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Laureate of the Prize of the Ministry of Internal Affairs of Russia, [email protected], Russia, Tula, Tula State University