Научная статья на тему 'Некоторые особенности профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций социальной сферы'

Некоторые особенности профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / COMPETENCE / MENTAL HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгенти И.В.

В статье рассмотрены вопросы готовности педагогов к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях социальной сферы. Автором подчеркнута значимость развития и повышения компетенций педагогов; определены общие и профессиональные компетенции педагогов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PARTICULAR QUALITIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS’ PEDAGOGUES IN SOCIAL SPHERE

The article deals with the issues of teachers' readiness for professional activity in educational organizations in social sphere. The author emphasizes the importance of developing and improving pedagogues’ competences. The author identifies pedagogues’ general and professional competencies in institutions for children with disabilities

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций социальной сферы»

Подготовка педагогов

УДК 377

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

И.В. Жгенти1

1 Статья подготовлена при поддержке Фонда президентских грантов (№ заявки 18 - 2 - 006073)

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы готовности педагогов к профессиональной деятельности в образовательных учреждениях социальной сферы. Автором подчеркнута значимость развития и повышения компетенций педагогов; определены общие и профессиональные компетенции педагогов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное обучение, компетенция, психическое здоровье.

SOME PARTICULAR QUALITIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY

OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS' PEDAGOGUES IN SOCIAL SPHERE

I. Zhgenti

Abstract. The article deals with the issues of teachers' readiness for professional activity in educational organizations in social sphere. The author emphasizes the importance of developing and improving pedagogues' competences. The author identifies pedagogues' general and professional competencies in institutions for children with disabilities

Keywords: children with disabilities, inclusive education, competence, mental health.

«...умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье...»

В.А. Сухомлинский

Одной из серьезных проблем современного общества является значительное увеличение числа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Гарантии прав «особых» детей прописаны в законодательных документах в области образования, прежде всего, в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривающие возможность получения образования детьми с ОВЗ.

В связи с этим особенно актуальным является реализация права на образование детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года, в соответствии с которым государства, утвердившие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование -

обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми [12].

В Федеральном Законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [11] впервые закреплены положения об инклюзивном, то есть совместном, обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В законе также закреплено понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети и подростки с различными отклонениями физического или психического плана, не позволяющими вести полноценную жизнь, составляют определенную группу детей, требующую особого внимания и подхода к воспитанию (глава 1, ст. 2, п.16).

В настоящее время с учетом индивидуализации обучения, гуманизации и дифференциации всего образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ применимы две основные формы образования - инклюзивное и интегрированное. Инклюзивное образование (от латинского слова include - заключаю, включаю) -включенное обучения детей с ОВЗ в образовательном учреждении, когда

образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка; интегрированное обучение (от латинского слова integratio - соединение, восстановление) -обучение детей с ОВЗ в условиях приспосабливания под общеобразовательную систему. [2; 10] При этом результаты, которые показывают учащиеся при равных условиях обучения, существенно отличаются при различных психологических возможностях [1].

Инклюзивное образование интенсивно входит в практику современной школы, ставит перед ней много сложных вопросов и новых задач. Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы. Прежде всего, сложность заключается в создании моральной, материальной, педагогической среды, адаптированной к образовательным

потребностям любого ребенка. Это становится возможным лишь при тесном сотрудничестве самих обучающихся, педагогов и родителей обучающихся [7].

Следовательно, в образовательное учреждение приходят дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья, у которых снижена познавательная активность, замедлено формирование познавательных навыков, затруднен самоконтроль. И причиной этому является основной дефект развития. Что же касается эмоциональной сферы обучающихся с ОВЗ, она значительно отличается от эмоционального состояния ровесников своей незрелостью. Своевременное и быстрое формирование полноценной мотивации к обучению в значительной мере препятствуют особенности развития психических функций школьников с ОВЗ [6].

Известный советский ученый, психолог Л.С. Выготский в своих трудах ввел понятие «структура дефекта» [3]. Теория Выготского требовала индивидуализации объекта, то есть четкое представление о личности больного способствует пониманию внутренней сущности патологии. На основе исследований Л.С. Выготский приходит к выводу о двустороннем характере последствий дефекта: с одной стороны, возникают приспособительные компенсаторные

механизмы, а с другой стороны происходит недоразвитие функций, связанных с болезнетворным фактором. В своих трудах Выготский раскрыл сложную структуру дефектов относительно неравномерного развития психических функций и интерпретировал «соотношения первичных и вторичных нарушений в ходе аномального развития при несвоевременном или неправильном

педагогическом воздействии».

Л.С. Выготский проанализировал условия предупреждения и преодоления отклонений развития. Ученый подчеркивал, что правильно определенные направления обучения и воспитания способствуют преодолению причин, порождающих вторичные отклонения. При этом особое внимание ученый уделяет повышению культурного развития человека и расширению сферы общения, подчеркивая необходимость включения детей-инвалидов и детей с различным уровнем развития и отличающимися способностями с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность.

Анализ психолого-педагогических работ и наблюдений показывает, что у детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, наблюдаются трудности с восприятием и переработки информации, поступающей через органы чувств. У них наблюдаются значительное отставание и недостаток памяти.

Именно поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема подготовки высокопрофессиональных педагогов и воспитателей, обладающих всеми необходимыми знаниями и навыками при работе в образовательных учреждениях социального типа. Профессиональная деятельность учителей в таких организациях выходит за рамки традиционной преподавательской деятельности и включает в себя реабилитационную и коррекционную функцию. В результате определена общая цель - адаптация и интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья к жизни с помощью методов и средств специального образования [8].

Педагоги, работающие с особыми детьми, нуждаются в комплексной поддержке специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии, обеспечивающей реализацию различных подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Значимым моментом, влияющим на

эффективность деятельности педагога, занимающегося с детьми с особенностями, становится эмоциональное принятие этого ребенка. Но, по мнению психологов, эмоциональное принятие в педагогической деятельности имеет профессиональный «барьер» - педагог психологически не принимает ребенка, в успешности обучения которого он не уверен. Для педагога остается большим вопросом, как оценить индивидуальные достижения и знания «особых» детей.

В большинстве случаев у педагогов возникает еще и коммуникативный барьер. Для детей с нарушениями интеллекта чаще всего необходимо специально построенный индивидуальный образовательный маршрут и использование иной программы обучения. Удовлетворение особых образовательных потребностей этой категории детей во многом связано с возможностью получения ими специально организованного и осуществляемого по особым методикам трудового обучения, с социально-культурной адаптацией в обществе.

Педагоги, имеющие значительный эффективный опыт работы с детьми с ОВЗ, подчеркивают несколько важных этапов деятельности, целью которой ставятся адаптация и социализация детей [4]. Среди них умение принимать ребенка таким, какой он есть, и не сравнивать его с окружающими; поощрять ребенка и не предъявлять ему повышенных требований, что способствует повышению его самооценки. Важно как можно чаще общаться с ребенком, обращаться к нему по имени и, конечно, оставаться спокойным в любой ситуации [5].

Будучи посредником между ребенком с ОВЗ и определенной областью, которую педагог преподает в образовательном учреждении, наставник должен не только в совершенстве владеть современными подходами и методиками преподавания, но и, что немаловажно, знать специфические особенности психического и личностного развития учащихся с особыми образовательными возможностями.

Для педагогов специализированных учреждений собственная нравственность является источником профессиональных решений. Среди основных качеств, необходимых для компетентностного решения поставленных образовательных задач, выделим следующие:

- мотивация профессиональной

деятельности (любовь к педагогической профессии);

- принятие учащегося как личность (проявление уважения к ребенку);

- педагогический такт (чувство меры в педагогической деятельности);

- способность обрести авторитет;

- способность к рефлексии.

Здесь необходимо подчеркнуть, что в практике крайне редко можно встретить выпускника педагогического образовательного учреждения, готового к профессиональной деятельности и владеющего необходимыми для успешной деятельности компетенциями. В основном профессиональная компетенция формируется у специалиста лишь с опытом, с учетом реальной ситуации, в которой педагог работает. Как показывает опыт, лишь в условиях реальной деятельности в определенной среде и при условии личного включения возможно развитие высокопрофессионального

компетентностного специалиста, способного адаптировать учебный материал по преподаваемому учебному предмету к психофизическим особенностям обучающихся со сложными нарушениями.

Исходя из вышесказанного и основываясь на «Паспорт основных и профессиональных компетенций педагогов искусства», получивший Свидетельство о регистрации электронного ресурса, отвечающего требованиям новизны и приоритетности № 23203 от 24 октября 2017 г. [9], можно выделить базовые и профессиональные компетенции педагогов, владение которыми способствует

профессиональной компетентности педагога специализированных образовательных

учреждений, см. таблицу № 1. Анализ профессиональных трудностей педагогов, связанных с обучением детей с ОВЗ, показал, что отсутствие знаний в области возрастной и специализированной психологии, неумение адаптировать учебный материал к особым потребностям обучающихся и, что самое важное, отсутствие мотивации к профессиональной деятельности в данном учреждении не позволяют решить поставленные задачи. Устойчивая профессиональная позиция педагогов специальных учреждений позволяет

преодолевать свои опасения и тревоги, тем самым перейти на совершенно новый уровень профессионального мастерства и понимания своих учеников.

Таблица № 1. - Таблица общих и профессиональных компетенций преподавателей специальных учреждений

Код Формируемая компетенция Содержание формирования компетенции

Общие компетенции

ОК-1 Способность к - способность профессионального самопознания и саморазвития;

самообразованию и - владение навыками самоорганизации и самообразования;

саморазвитию - определение средств приобретения новых знаний и умений

ОК-2 Способность использования базовых - знание нормативных правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность;

знаний в различных - применение правовых документов в своей профессиональной

сферах деятельности деятельности; - использование нормативных документов в своей профессиональной деятельности

ОК-3 Способность работать в - владение основными положениями психологии личности;

команде, толерантность - применение механизмов и методики изучения социально-психологических проявлений личности и коллектива; - владение приемами командной работы и навыками взаимодействия в команде

Профессиональные компетенции

ПК-1 Осознание социальной - осознание социальной значимости своей профессиональной

значимости своей деятельности;

профессии - знание основных подходов в профессиональной деятельности; - владение навыками формирования мотивации к профессиональной деятельности

ПК-2 Способность к - знание психологии возрастного развития личности;

осуществлению - владение навыками определения возрастных особенностей развития

педагогической личности;

деятельности с учетом - умение защищать интересы обучающихся в сложных жизненных

возрастных и ситуациях;

личностных - умение применять психолого-педагогические технологии развития

особенностей личности

обучающихся

ПК-3 Использование - знание основных методик преподавания определенной предметной

современных области;

технологий в обучении - знание основных современных подходов и приемов в педагогике; - умение применять методы психологической диагностики с определенными обучающимися; - владение методами диагностики возрастных и психологических характеристик обучающихся

ПК-4 Способность к - знание приемов вовлечения обучающихся в деятельность и

сотрудничеству с обучающимися и поддержание интереса к ней; - умение создавать благоприятные условия для сотрудничества;

коллегами - умение вовлекать обучающихся в учебный процесс и мотивировать их к совместной деятельности; - владение навыками раскрытия способностей обучающихся и поддержания интереса к обучению

ПК-5 Способность к - знать методы подбора оценочных средств, позволяющих оценить

осуществлению педагогического индивидуальные достижения обучающихся с учетом их психологических особенностей;

контроля и оценивания - умение оценивать динамику мотивации и уровень достижений

полученных знаний и обучающихся;

умений обучающимися - владение технологиями педагогического контроля и методами оценивания результатов деятельности обучающихся.

Таким образом, профессиональная деятельность педагогов социальных учреждений будет эффективной и реализуемой, если первоочередной целью будет желание помочь детям с ограниченными возможностями здоровья

адаптироваться в социуме, приобрести определенные навыки общения в окружающей его среде. Особое значение должно быть уделено профориентации, учитывая психологические и физические особенности каждого обучающегося.

И, конечно же, особенно важно расположить к себе ребенка, создавая атмосферу тепла и заботы - только в этом случае можно добиться

включенности самого ребенка, его желания учиться и приобретать новые знания.

Литература:

1. Алехина С.В. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» / С.В. Алехина, В.К. Зарецкий // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - М., 2010.

2. Большой психологический словарь; сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - 4-е изд., расширенное. - М.: АСТ, 2009. - 811 с.

3. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

4. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.

6. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения / Н. Назарова // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.

7. На пути к инклюзивной школе: пособие для учителей. - ШАГО, 2007.

8. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2008.

9. Свидетельство о регистрации электронного ресурса «Паспорт общих и профессиональных компетенций педагогов искусства», отвечающего требованиям новизны и приоритетности № 23203 от 24 октября 2017 г.

10. Современный словарь по педагогике; сост. Е.С. Рацапевич. - Минск: Современное слово, 2001. -928 с.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/documenl/

12. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» N 46- ФЗ от 3 мая 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70170066/

Сведения об авторе:

Жгенти Инга Вахтанговна (г. Москва, Россия), грант-менеджер Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», e-mail: inga13579@gmail.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Data about the author:

I. Zhgenti (Moscow, Russia), Grant Manager Charitable Foundation for Development Assistance of Sociocultural Initiatives and Patronage «Way of life », e-mail: inga13579@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.