Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ / МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оберемко Татьяна Викторовна

В наше время в образовательной среде стали заметны негативные тенденции снижения способности студентов долго концентрироваться на определенном предмете и запоминать информацию. В поисках преодоления возникших тенденций в представленной статье автор обращает свое внимание на необходимость дополнительного мотивирования учащихся на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе при обучении экономическим и финансовым специальностям. Рассматривается возможность мотивировать будущих специалистов на достижение успеха в рамках поставленных вузом целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оберемко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN AN ECONOMIC UNIVERSITY IN MODERN CONDITIONS: ACHIEVEMENT MOTIVATION

In the presented article, the author, in search of overcoming the negative trends that have arisen in the educational environment in our time, reducing the ability of students to concentrate on a particular topic for a long time and memorize, draws attention to the need to additionally motivate students in a foreign language class at a non-linguistic university when teaching economic specialties. The possibility of motivating students through achievement motivation is considered, which can contribute to the achievement of the goals set by the university and to the formation of the personality of the future specialist.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ»

оригинальная статья

УДК 81:378 (08)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-106-109

Некоторые особенности преподавания иностранного языка в экономическом вузе в современных условиях: мотивация достижения

Т. В. Оберемко

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-5723-288X

аннотация

В наше время в образовательной среде стали заметны негативные тенденции снижения способности студентов долго концентрироваться на определенном предмете и запоминать информацию. В поисках преодоления возникших тенденций в представленной статье автор обращает свое внимание на необходимость дополнительного мотивирования учащихся на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе при обучении экономическим и финансовым специальностям. Рассматривается возможность мотивировать будущих специалистов на достижение успеха в рамках поставленных вузом целей. Ключевые слова: преподавание иностранных языков; неязыковой вуз; мотивация; мотивация достижения, формирование личности.

Для цитирования: Оберемко Т. В. Некоторые особенности преподавания иностранного языка в экономическом вузе в современных условиях: мотивация достижения. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):106-109. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-106-109

oRiGiNAL PAPER

some Features of Teaching a Foreign Language in an Economic University in Modern Conditions: Achievement Motivation

T.V. oberemko

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0001-5723-288X

abstract

In the presented article, the author, in search of overcoming the negative trends that have arisen in the educational environment in our time, reducing the ability of students to concentrate on a particular topic for a long time and memorize, draws attention to the need to additionally motivate students in a foreign language class at a non-linguistic university when teaching economic specialties. The possibility of motivating students through achievement motivation is considered, which can contribute to the achievement of the goals set by the university and to the formation of the personality of the future specialist.

Keywords: teaching foreign languages; non-linguistic university; motivation; achievement motivation; personality formation.

For citation: oberemko T. V. some features of teaching a foreign language in an economic university in modern conditions: achievement motivation. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finasovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(с):106-109. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-^106-109

Активное внедрение компьютерных технологий в процесс преподавания (в том числе — иностранных языков) в высшей школе ведет как к положительным, так и отрицательным последствиям. В период работы в режиме онлайн в условиях пандемии короновируса наметилась, с одной сто© Оберемко Т. В., 2022

роны, тревожная, а с другой — естественная тенденция к снижению концентрации внимания студентов. Особенно это касается выпускников 2020 и 2021 гг., которые оканчивали школу в условиях дистанционного обучения. Пандемия отступила, дистант отменен, а тенденция никуда не делась. Кроме того, на

неспособность студентов длительное время концентрироваться на изучаемом предмете влияет и небывалый поток входящей информации, а также привычка постоянно работать с различными электронными устройствами, прежде всего — смартфонами. Все это ведет к еще одному негативному тренду — снижению способности запоминать, так как эта задача в современных условиях развития технологий (когда любую информацию можно быстро найти в Интернете) теряет свою актуальность.

Поскольку данные тенденции напрямую затрагивают сферу преподавания иностранных языков в неязыковых, в том числе, экономических и финансовых вузах, то возникает вопрос: как нивелировать эти негативные явления? Один из возможных вариантов — уделять повышенное внимание мотивации студентов к научению, использовать мотивацию достижения (achievement motivation).

Для достижений, по определению Г. Мюррея, данному в книге «Исследования личности» в конце 1930-х гг., необходимы «интенсивные, длительные и повторяющиеся усилия; работа ради высокой и отдаленной цели; решимость победить» [1].

Позднее Д. С. МакКлелланд сформулировал психологические характеристики человека, испытывающего сильную потребность достижений [2]. Такие индивиды ставят перед собой достаточно реалистичные цели и упорно и последовательно идут к их осуществлению. Они отдают предпочтение сложным (но не запредельно)задачам и могут перспективно мыслить. Им свойственна умеренная склонность к риску, они стремятся выполнять инновационные и увлекательные задачи, хотят точной постановки целей, умеют себя контролировать и нести ответственность за свои решения и поведение.

В соответствии с психологическими исследованиями мотивации [3-6], преподаватель иностранного языка на своих занятиях должен всеми доступными средствами развивать внутреннюю мотивацию студентов. Создавая ситуацию успешности на занятии, педагог дает студентам внешнюю мотивацию к освоению изучаемого языка. Личностные качества преподавателя, его методическая грамотность, умение ориентироваться в получаемой студентами специальности, креативность в организации

учебного процесса, эмоциональная насыщенность занятий, даже внешний вид — все это также может способствовать внешней мотивации обучаемых, создавая при этом безопасную среду обучения.

Кроме того, студенты мотивируются результатами своей деятельности, ее оценкой со стороны преподавателя. Здесь важно поддержать студента, независимо от того, на начальном или продвинутом уровне он находится, и не просто поставить хорошую оценку, а проинформировать — чего именно он достиг в своих стараниях изучить язык с момента поступления в вуз или с момента встречи с данным педагогом (стал делать меньше ошибок при чтении, научился произносить трудный звук, создавать блестящие презентации на иностранном языке). При этом важно, чтобы в условиях работы в подобранных по уровню владения языком группах сильные студенты не утратили интерес, а слабые — получили от своей работы удовлетворение. Грамотный преподаватель может и порицание сделать инструментом повышения мотивации. Таким образом, если педагог на своих занятиях создает ситуацию успеха, вознаграждает за хорошо проделанную работу, формирует у студентов уверенность в своих силах, помогает продуктивно осознать и найти корни своих неудач, своевременно и четко доводит до учащихся свои требования и осуществляет контроль за их исполнением, то он повышает их мотивацию достижения. В результате может формироваться и укрепляться внутренняя мотивация, являющаяся необходимым условием успеха для любой учебной деятельности.

Теория мотивации достижения была подробно проработана Д. Аткинсоном [7]. Согласно данной теории, поведение человека зависит от того, как индивидуальные особенности личности взаимодействуют со сложившейся ситуацией. Человек в своей деятельности либо стремится к успеху — тогда им руководит мотивация успеха (Му), либо стремится избежать неудачи — и тогда во главе угла у него стоит мотив избегания неудачи (Мн). Имеют значение также ситуативные переменные — вероятность и привлекательность успеха, причем связаны они между собой обратно пропорциональной связью, то есть, чем выше вероятность успеха, тем меньше его привлекательность. В любой ситуации у человека одновременно

присутствуют оба мотива (успеха и избегания неудач), но способы и особенности поведения при этом разные. У каждого отдельно взятого индивида превалирует тот или иной мотив. Те, кто руководствуется мотиваций достижения, обычно оптимистичны, на вызовы реагируют с энергией и упорством, опираются на свои способности и возможности, реально оценивая их, и контролируют свою жизнь. Те же, кто опирается на мотивацию избегания (боязнь неудач), сосредотачиваются на возможных сложностях, стараются сократить потери. Они пессимистичны из-за неуверенности в своих

Студенты мотивируются результатами своей деятельности, ее оценкой со стороны преподавателя. Здесь важно поддержать студента, независимо от того, на начальном или продвинутом уровне он находится, и не просто поставить хорошую оценку, а проинформировать -чего именно он достиг в своих стараниях изучить язык с момента поступления в вуз или с момента встречи с данным педагогом (стал делать меньше ошибок при чтении, научился произносить трудный звук, делать блестящие презентации на иностранном языке)

силах, им свойственна повышенная тревожность. Поскольку препятствия видятся как подтверждение сомнений, включается страх оценивания другими, что приводит к большей работе с более низкой эффективностью. Следует отметить, что в реальности «чистые» типы практически не встречаются, поэтому мы говорим о преобладании того или иного типа мотивации достижения.

Среди российских исследователей феномена мотивации достижений выделяется работа Т. О. Гордеевой [7], которая описывает данное явление как сложный конструкт, со-

стоящий из множества факторов. При этом она представляет целостную модель процесса данного вида мотивации как состоящую из пяти блоков. Блок первый — мотивационно-смысловой. Данный раздел инкорпорирует иерархию внешних и внутренних мотивов деятельности человека. Второй блок — моти-вационно-целевой. Он представляет собой систему мотивов, целей и ценностей, которые и запускают когнитивные, эмоциональные и поведенческие процессы мотивации достижения. Второй блок особенно важен для определения того, есть ли у индивидуума мотивация. Третий блок — интенционально-регу-ляторный или когнитивный. В него включены самоконтроль и планирование деятельности, то есть представление о том, насколько процесс контролируется, и каковы результаты деятельности, описать которые можно через конструкты представления о личной ответственности за неудачи и успехи, веры в свои способности. Четвертый блок — эмоциональный, характеризующийся чувством удовольствия от приложенных усилий — с одной стороны, и реакцией на неудачу — с другой. Последний, пятый блок — мотивационно-поведенческий. Здесь интегративным образом демонстрируются настойчивость индивида и его упорство во время выполнения задачи.

Интересно отметить, что индивиды (студенты), ориентированные — умеренно или сильно — на успех, предпочитают задачи, а, следовательно, риск среднего уровня. В таком случае они уверены в успехе, могут идти на риск, оправданный обстоятельствами, берут на себя ответственность за совершаемые действия. Ни сверхлегкие, ни избыточно сложные задачи их не удовлетворяют, не дают чувства успеха, которое их мотивирует. В то время как задачи с адекватным уровнем сложности гарантируют им равную вероятность успеха и неудачи, и результат в такой ситуации становится максимально зависимым от усилий самого человека. Боящиеся неудач отдают предпочтение либо малому, либо слишком большому уровню риска, чтобы достаточно легко и успешно выполнить задачу либо оправдать неуспех непреодолимыми трудностями.

Таким образом, нужно признать, что мотивация достижения имеет крайне важное значение в ситуации становления личности. Она определяет целенаправленный характер

деятельности индивидуума, способствует тому, чтобы человек продолжал расти как личность и профессионал, делал успехи в освоении иностранного языка на занятиях, в том числе — при обучении в неязыковом вузе экономическим и финансовым специальностям. Способность

преподавателя учитывать такие личностные особенности студента и самому создавать ситуацию успешности на своих занятиях может помочь решить проблемы, связанные с негативными тенденциями, возникшими в наши дни в образовательной среде.

список источников / references

1. Murray H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press; 1938.

2. McClelland D. C. Methods of Measuring Human Motivation. In: J. W. Atkinson, (ed.). Motives in Fantasy, Action and Society. Princeton, N.J.: Van Nostrand; 1958.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика; 1991; 480с. Vygotsky L. S. Pedagogical psychology. M.: Pedagogika; 1991; 480p. (In Russ.).

4. Maslow A. H. Motivation and Personality (2nd ed.). New York: Harper & Row; 1970.

5. Шумакова И. С. Роль эмоций в профессиональной деятельности педагога при обучении иностранному языку в вузе. Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам XV международной научно-практической конференции. М.: ИП Туголуков А. В.; 2017. Shumakova I. S. The role of emotions in the professional activity of a teacher when teaching a foreign language at a university. Prospects for the development of science and education: a collection of scientific papers based on the materials of the XV International Scientific and practical conference. Moscow: IP Tugolukov; 2017. (In Russ.).

6. Мельничук М. В., Белогаш М. А. Эмоциональный интеллект как предмет изучения процессов мета-познания при обучении в высшей школе. Сибирский педагогический журнал. 2021; 6:89-100. Melnichuk M. V., Belogash М. А. Emotional Intelligence as the Subject of Studying Metacognitive Processes in Universities. Sibirskiy Pedagochesky Zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2021;(6):89-100. (In Russ.)

7. Atkinson J. W. Motives in Fantasy, Action, and Society: A method of assessment and study. Princeton, New Jersey: D. Van Nostrand Company, Inc.; 1958.

8. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; 2006. 336 с. Gordeeva T. O. Psychology of achievement motivation. M.: Smysl; 2006. 336 p. (In Russ.).

информация об авторе

Татьяна Викторовна Оберемко — старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия. TVOberemko@fa.ru

about the author

Tatyana V. Oberemko — Senior Lecture of the Department of English for Professional Communication,

Financial University, Moscow, Russia.

TVOberemko@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.