Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикилева Людмила Сергеевна

В статье рассматриваются новые формы педагогического взаимодействия в процессе преподавания и изучения иностранного языка в условиях цифровой образовательной среды. Автор анализирует подходы к данному явлению, существующие в отечественной и зарубежной педагогике. В период вынужденной изоляции, в связи с переходом на онлайн-обучение, появились новые образовательные платформы и изменились формы взаимодействия между обучаемыми и обучающимися. Автор анализирует преимущества индивидуальных образовательных траекторий и подчеркивает важность контроля результатов работы студентов в цифровом образовательном пространстве. Отмечается эффективность использования платформы Moodle для осуществления оперативной связи с обучаемыми. Делается вывод о том, что правильный выбор инструментов педагогического взаимодействия и управления способствует оптимизации учебного процесса, развитию мышления и формированию нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикилева Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC FEATURES OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

The article discusses new forms of pedagogical interaction in the process of teaching and learning a foreign language in a digital educational environment. The author analyzes the advantages of using individual educational space and individual educational routes. The effectiveness of using the Moodle platform for communication with trainees is noted. The author concludes that the right choice of pedagogical interaction and pedagogical management tools contributes to the optimization of the educational process and to the growth of students’ motivation for learning a foreign language.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ»

оригинальная статья

УДК 378:811 (045)

DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-119-123

Особенности педагогического взаимодействия при обучении иностранному языку в неязыковом вузе

Л. С. Чикилева

Финансовый университет, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-4737-9041

аннотация

В статье рассматриваются новые формы педагогического взаимодействия в процессе преподавания и изучения иностранного языка в условиях цифровой образовательной среды. Автор анализирует подходы к данному явлению, существующие в отечественной и зарубежной педагогике. В период вынужденной изоляции, в связи с переходом на онлайн-обучение, появились новые образовательные платформы и изменились формы взаимодействия между обучаемыми и обучающимися. Автор анализирует преимущества индивидуальных образовательных траекторий и подчеркивает важность контроля результатов работы студентов в цифровом образовательном пространстве. Отмечается эффективность использования платформы MoodLe для осуществления оперативной связи с обучаемыми. Делается вывод о том, что правильный выбор инструментов педагогического взаимодействия и управления способствует оптимизации учебного процесса, развитию мышления и формированию нравственных ценностей. Ключевые слова: педагогическое взаимодействие; педагогическое управление; онлайн-обучение; образовательные платформы; индивидуальные траектории обучения

Для цитирования: Чикилева Л. С. Особенности педагогического взаимодействия при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(с):119-123. DOi: 10.26794/2226-7867-2022-12-с-119-123

oRiGiNAL paper

Characteristic Features of Pedagogical interaction in Teaching a foreign Language at a Non-linguistic University

L. s. Chikileva

Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-4737-9041

abstract

The article discusses new forms of pedagogical interaction in the process of teaching and learning a foreign language in a digital educational environment. The author analyzes the advantages of using individual educational space and individual educational routes. The effectiveness of using the Moodle platform for communication with trainees is noted. The author concludes that the right choice of pedagogical interaction and pedagogical management tools contributes to the optimization of the educational process and to the growth of students' motivation for learning a foreign language. Keywords: pedagogical interaction, pedagogical management, online learning, educational platforms, individual learning routes

For citation: Chikileva L. s. Characteristic features of pedagogical interaction in teaching a foreign language at a non-linguistic university. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(e):119-123. Doi: 10.26794/2226-7867-2022-12-e-119-123

В современных условиях, в связи с постоянными трансформациями информационной образовательной среды и формата обучения, происходят значительные изменения в формах педагогического взаимодействия между преподавателями и студентами. Представляется интересным

© Чикилева Л. С., 2022

рассмотреть особенности такого взаимодействия и характерные черты виртуальной коммуникации, в частности, в процессе преподавания иностранного языка в экономическом вузе.

Вопросы, связанные с различными аспектами учебного взаимодействия, на протяжении

многих десятилетий привлекают внимание исследователей. В частности, рассматриваются способы организации педагогического взаимодействия, их влияние на процесс образования и его участников. Существует мнение, что, несмотря на меры, направленные на сближение участников педагогического взаимодействия, нарастает их отчуждение [1].

Одна из целей обучения иностранному языку — развитие мыслительной деятельности и творческой инициативы обучаемых. Поэтому задачей преподавателя является формирование гармонично развитой, умеющей самостоятельно мыслить личности

Большое внимание уделяется изучению различных аспектов учебного взаимодействия в психологии. К. Роджерс считает, что настоящее обучение в психологическом плане всегда индивидуально, и задача учителя — быть фа-силитатором этого процесса [2]. Данная точка зрения коррелирует с современными подходами к процессу обучения иностранному языку, подразумевающими создание индивидуального образовательного пространства с помощью современных технологий и индивидуальных траекторий обучения [3,4]. Преимуществами такого подхода являются: индивидуализация программы обучения, использование кооперативного обучения в команде, повышение мотивации к обучению, стимулирование позитивного эмоционального состояния обучаемых.

Известно, что на рынке труда востребовано эффективное использование потенциала личности. Чтобы образовательный процесс был результативным, необходимо развивать интеллектуальные способности обучаемых. Справедливым представляется мнение о том, что благодаря мышлению «высшего порядка» обучаемые могут применять полученные знания в новых ситуациях, в результате чего происходит процесс роста и самоактуализации личности [5]. Очевидно, что при педагогиче-

ском взаимодействии необходимо использовать определенные стратегии и уделять особое внимание развитию таких навыков.

Педагогическое взаимодействие можно разделить на два вида. В первом случае (при личностном взаимодействии) участники лично физически присутствуют во время этого процесса. Коммуникация может происходить в форме диалога или полилога. Отношения между участниками коммуникации можно охарактеризовать как партнерские, подразумевающие определенную степень активности. Такой тип отношений способствует гармоничному развитию личности, оказывает положительное влияние на процесс социализации, способствует раскрытию и развитию способностей. При этом стиль педагога можно охарактеризовать как демократический, а отношения между обучающими и обучаемыми — как равноправные.

Второй вид (взаимодействие в виртуальной среде) включает два взаимосвязанных процесса: использование разнообразных педагогических технологий и инструментов педагогического управления — со стороны обучающих и владение новыми цифровыми технологиями — со стороны обучаемых. Виртуальная среда является открытой, поликультурной, многоязычной, используется в образовательных целях, способствует осуществлению процесса социализации личности.

Виртуальная образовательная среда представляет собой произвольно создаваемую информационную структуру, состоящую из ряда субъектов, связи между которыми носят вероятностный характер. Она способствует реализации выбранных стратегий и тактик, а также позволяет определить ценностные ориентации в ходе интерактивного социального взаимодействия. «Виртуальность» — это философская категория, такая же, как «пространство» и «время».

Необходимо заметить, что виртуальное межличностное общение может быть односторонним (без обратной связи), двухсторонним (диалог) и многосторонним (полилог). Два последних вида общения являются интерактивными. Как правило, если процесс взаимодействия личностно ориентированный, он может быть осуществлен на основе сотрудничества. Взаимодействие в виртуальной образовательной среде происходит с помощью современных гаджетов.

Виртуальное общение представляет собой разновидность межличностной коммуникации, в процессе которой возникают ролевые, коммуникативные и когнитивные отношения, а коммуниканты имеют определенный социальный статус и социальные роли. В связи с этим необходимо подбирать такие учебно-методические материалы для аудиторной и самостоятельной работы, которые могут быть использованы для достижения поставленных образовательных и воспитательных целей и доступны для обучающих в любое время в виртуальной образовательной среде.

Так как виртуальное общение в образовательной среде — относительно новое явление и не имеет общепринятых регламентирующих положений, очевидна необходимость его изучения и разработка определенных этикетных норм. Достаточно удобным представляется использование виртуальной формы устной коммуникации во время онлайн-уроков. В данном случае экономятся усилия как говорящего (адресанта), так и слушающего (адресата). Интернет позволяет увеличивать время диалога за счет более длительных пауз между репликами адресанта и адресата. Адресат имеет возможность использовать дополнительное время для обдумывания за счет того, что медленно включает микрофон и задает вопросы уточняющего характера. Кроме того, при виртуальной коммуникации между участниками отсутствует визуальный контакт. Как показывает опыт работы, студенты предпочитают не включать камеры, ссылаясь, как правило, на технические трудности, что далеко не всегда соответствует действительности. Очевидно, что преподаватели иностранных языков должны уделять особое внимание формированию у обучаемых виртуальных коммуникативных умений, использовать правильную стратегию и тактику в процессе педагогического взаимодействия как со всей группой, так и с отдельными людьми, учить студентов адекватно реагировать на вербальные стимулы на иностранном языке. Общение в виртуальной среде представляет определенный интерес для дальнейшего исследования, так как изменение привычных форм коммуникации оказывает влияние на культуру межличностного общения.

Необходимо разработать правила, определяющие формат виртуального учебного взаимодействия, и довести их до сведения обучаемых.

В частности, студенты должны присоединяться к вебинару заранее, перед уроком, чтобы преподаватель мог своевременно начать занятие и отметить присутствующих. Нужно убедиться, что у всех студентов работают микрофоны. Если студент по какой-либо причине опоздал, он должен извиниться и сообщить преподавателю в устной или письменной форме о своем опоздании и несвоевременном присоединении к группе. В противном случае, при большом количестве обучаемых в группе, он может остаться незамеченным до конца урока. Как правило, на онлайн-занятии по иностранному языку преобладают интерактивные виды вербального взаимодействия между участниками образовательного процесса, — это может быть двухсторонняя коммуникация в форме диалога или многосторонняя коммуникация в форме полилога.

Одна из целей обучения иностранному языку — развитие мыслительной деятельности и творческой инициативы обучаемых, поэтому задачей преподавателя является формирование гармонично развитой, умеющей самостоятельно мыслить личности.

В Финансовом университете для проведения учебных вебинаров и организации внеклассных мероприятий по иностранному языку успешно используется платформа Teams. В последние годы для педагогического взаимодействия со студентами (как дистанционной, так и очной формы обучения) применяется платформа LMS Moodle. Она предоставляет возможности методического сопровождения процесса обучения и дистанционного доступа ко всем учебным ресурсам, необходимым для прохождения курса. Как показывает опыт работы на данной платформе, учебные курсы удобно представлять в виде модулей, где обозначены темы, которые будут изучаться в течение курса, и методические рекомендации по изучению предмета. Несомненным достоинством платформы является возможность размещения учебников и методических пособий, контрольных работ, аудио- и видеофайлов с учебными материалами. Ответственный за создание курса и размещение учебно-методических материалов на данной платформе — преподаватель, который ведет данную дисциплину. Платформа предоставляет хорошие возможности для осуществления педагогического взаимодействия и использования инструментов педагогического управления. В частности, преподаватель

может использовать форум для обсуждения с обучаемыми различных тем на иностранном языке, делать коллективные рассылки одновременно для всей группы, что представляется весьма удобным, особенно в тех случаях, когда нужно срочно сделать объявление или сообщить важную информацию. Студенты имеют возможность отправить сообщение преподавателю, используя данную платформу, и получить ответы на интересующие их вопросы.

Данная платформа позволяет обмениваться файлами любых форматов. Преподаватель может оценить отправленные на проверку работы и сделать комментарии по поводу проставленной оценки. Работы должны быть присланы студентами в установленные сроки, при нарушении которых оценка снижается.

Данная платформа ориентирована на поддержание контакта между педагогом и обучающимися на протяжении всего курса. Система очень мобильна, она позволяет преподавателю не только создать курс, но и наполнить его необходимым контентом. Элементами онлайн-курса могут быть учебно-методические пособия, различные виды интерактивных заданий, аудио- и видеофайлы, ссылки и т.д.

Все учебно-методические материалы, размещенные на платформе преподавателем; работы, присланные студентами для проверки в обозначенные сроки, а также замечания, сделанные преподавателем, сохраняются в системе и могут быть использованы позднее, по мере необходимости. Одно из достоинств данной платформы — наличие журнала оценок и журнала посещаемости. Оценивание максимально объективно, так как при выполнении тестовых заданий осуществляется автоматически. Студенты знают о критериях оценки по всем видам заданий, поэтому могут следить в системе за своим прогрессом по дисциплине и улучшить результат.

Возможности платформы Moodle позволяют достичь хороших результатов в обучении при

условии высокого уровня мотивации обучаемых. Нельзя заставить студентов выполнить задание, если они сами не захотят это сделать и не приложат необходимые усилия. Важно отметить, что удаленное педагогическое взаимодействие не заменяет полностью личный эмоциональный контакт с преподавателем в условиях офлайн- обучения во время традиционных занятий. В связи с этим наиболее перспективным представляется смешанное обучение, успешно сочетающее онлайн- и оф-лайн-форматы. В данном случае преподаватель иностранных языков может успешно использовать цифровые инструменты педагогического управления и педагогического взаимодействия.

Смешанное обучение (blended learning) представляет собой современную модель проведения занятий по иностранному языку. При использовании такого подхода необходимо уделять особое внимание развитию мышления, формированию умений самостоятельно решать поставленные задачи. Особую роль в этом процессе играет уместное использование необходимых инструментов педагогического управления [6,7] и регулярное применение в образовательном процессе смарт-технологий [8].

Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что работа в виртуальной образовательной среде изменила формы педагогического взаимодействия между обучающими и обучаемыми, сделала их более разнообразными и эффективными. Необходимо отметить, что при этом возрастает роль преподавателя в мотивации обучаемых, применении инструментов педагогического управления. Регулярное педагогическое взаимодействие в виртуальной образовательной среде необходимо для интенсификации образовательного процесса, эффективного использованию индивидуальных траекторий обучения, развития мышления высшего порядка и формирования нравственных ценностей обучаемых.

список источников

1. Ершова О. В. Способы организации педагогического взаимодействия. Педагогика. 2021;(6):80-89.

2. Rogers C.R., Lyon H. C., Tausch R. On Becoming an Effective Teacher. L.: Routledge; 2012. 288 p.

3. Авдеева Е. Л., Чикилева Л. С. Из опыта использования электронной образовательной платформы для обучения иностранному языку студентов-заочников. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы. М.: Финансовый университет; 2016.

4. Авдеева Е. Л., Чикилева Л. С. Способы формирования электронной образовательной среды для обучения иностранному языку студентов заочной формы образования. Теория и практика обучения иностранным языкам в неязыковом вузе: традиции, инновации, перспективы. М.: Финансовый университет; 2017.

5. Мельничук М. В. Традиционный императив и инновационная парадигма в контексте высшего образования. Международный журнал экономики и образования. 2016;(4):5-17.

6. Chikileva L. S. The role of the tutor in the choice of pedagogical management tools for autonomous work in foreign languages. Integration of Education. 2019;23 (3):475-489.

7. Gruzina Yu.M., Ponomareva M. A., Firsova I. A., Melnichuk M. A. Present-day challenges to an education system. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(4):773-785.

8. Калугина О. А. Роль СМАРТ-образования в обучении иностранному языку в вузе. Педагогические науки. 2018;2(89):48-50.

references

1. Ershova O. V. Ways of organizing pedagogical interaction. Pedagogika = Pedagogy. 2021;(6): 80-89. (In Russ.).

2. Rogers C. R., Lyon H. C., Tausch R. On Becoming an Effective Teacher. L.: Routledge; 2012. 288 p.

3. Avdeeva E. L., Chikileva L. S. From the experience of using an electronic educational platform for teaching a foreign language to part-time students. Theory and practice of teaching foreign languages in a non-linguistic university: traditions, innovations, prospects. Moscow: Financial University; 2016. (In Russ.).

4. Avdeeva E. L., Chikileva L. S. Ways of forming an electronic educational environment for teaching a foreign language to students of correspondence education. Theory and practice of teaching foreign languages in a non-linguistic university: traditions, innovations, prospects. Moscow: Financial University; 2017. (In Russ.).

5. Melnichuk M. V. Traditional imperative and innovative paradigm in the context of higher education. Mezhdunarodnyj zhurnal ekonomiki i obrazovaniya = International Journal of Economics and Education. 2016;(4):5-17. (In Russ.).

6. Chikileva L. S. The role of the tutor in the choice of pedagogical management tools for autonomous work in foreign languages. Integration of Education. 2019; 23 (3):475-489.

7. Gruzina Yu.M., Ponomareva M. A., Firsova I. A., Melnichuk M. A. Present-day challenges to an education system. European Journal of Contemporary Education. 2020;9(4):773-785.

8. Kalugina O. A. The role of SMART education in teaching a foreign language at a university. Pedagogicheskie nauki = Pedagogical sciences. 2018;2(89):48-50. (In Russ.).

информация об авторе

Людмила Сергеевна Чикилева — доктор филологических наук, профессор Департамента английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия LChikileva@fa.ru

about the author

Lyudmila S. Chikileva — Doctor of Philology, Professor of the Department of English for Professional

Communication, Financial University, Moscow, Russia

LChikileva@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.