Научная статья на тему 'Некоторые особенности педагогической технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в качестве средства социализации учащихся'

Некоторые особенности педагогической технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в качестве средства социализации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова И. В.

В статье описан анализ теоретико-методических основ организации самостоятельной работы студентов. Приводится описание разработанного автором комплекса заданий для самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Организация, управление и администрирование в социальной работе», целью которого является активизация потребности студентов в самостоятельном приобретении дополнительных знаний, необходимых для реализации управленческих функций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the analysis of theoretical and methodical bases of the organization of independent work of students is described. The description of the complex of tasks developed by the author for independent work of the students studying the course "Organization, management and administration in social work " its purpose is to activate students' needs in independent acquisition of the additional knowledge which are necessary for realization of administrative functions is represented.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности педагогической технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в качестве средства социализации учащихся»

Первая задача - информационная. Необходимо информировать молодых людей о существующих молодежных организациях, об их праве на участие в молодежных организациях и порядке создания новых объединений и организаций, о роли общественных молодежных организаций в социальной структуре общества и их возможностях в решении социально значимых задач.

Вторая задача - организационнометодическая. Необходимо помогать молодым людям, организующим работу молодежных объединений, в решении организационных задач, знакомить их с технологией организаторской деятельности, помогать методически правильно организовывать различные мероприятия и акции, решать актуальные проблемы молодежи.

Третья задача - координационная. Она

заключается в помощи молодежным организациям в обеспечении взаимодействия молодежных организаций с другими социальными институтами. При этом необходимо, чтобы молодежные организации рассматривались как социальные партнеры вузов и предприятий, политических партий, но нельзя допускать, чтобы молодежные организации теряли свою самостоятельность.

Таким образом, социально-педагогическое сопровождение играет важнейшую роль в становлении и развитии молодежных объединений и организаций, обеспечивая реализацию их воспитательных функций.

Библиографический список

1. См.: Российская молодежь: проблемы и решения [Текст]. - М.: Центр социального прогнозирования, 2005. - С. 222-225.

ИВ. КИРИЛЛОВА

Некоторые особенности педагогической технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в качестве средства социализации учащихся

В статье описан анализ теоретико-методических основ организации самостоятельной работы студентов. Приводится описание разработанного автором комплекса заданий для самостоятельной работы студентов, изучающих курс «Организация, управление и администрирование в социальной работе», целью которого является активизация потребности студентов в самостоятельном приобретении дополнительных знаний, необходимых для реализации управленческих функций.

In the article the analysis of theoretical and methodical bases of the organization of independent work of students is described. The description of the complex of tasks developed by the author for independent work of the students studying the course "Organization, management and administration in social work " its purpose is to activate students’ needs in independent acquisition of the additional knowledge which are necessary for realization of administrative functions is represented.

Разработку и внедрение педагогических технологий относят к середине 50х гг. XX века и связывают с возникновением технологического подхода к построению образовательного процесса. Такой подход прослеживается в работах как зарубежных исследователей (Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коска-релли, Дж. Кэрролл и др.), так и отечественных авторов (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.В. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.В. Кларин, Н.Ф. Талызина и др.)

В понятие «технология» на определенных этапах его эволюции вкладывалось различное содержание. Так, в 1940-50 гг. педагогическую технологию связывали с примене-

нием аудиовизуальных средств в учебном процессе, в 1950-60 гг. - с программированным обучением, в 1970-80 гг. под технологией понимали спроектированный учебный процесс, направленный на достижение чётко сформулированных целей.

О.Б. Епишева выделяет следующие источники педагогической технологии: бихевиоризм, теория поэтапного формирования умственных действий, теория учебной деятельности, производственные процессы и технические дисциплины, педагогика [1].

Приведём лишь некоторые из множества определений педагогической технологии. Под педагогической технологией понимается:

- составная (процессуальная) часть системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и формами обучения (В. П. Беспалько, В.И. Журавлев, М. В. Кларин);

- система функционирования всех компонентов педагогического процесса, имеющая научную основу, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к планируемым результатам (Г.К. Селевко);

- проект и реализация системы педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развитие личности учащихся (М. М. Левина);

- модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для его участников (О. Епишева);

- деятельность педагога, в которой все входящие в неё действия представлены в определенной целостности и последовательности, а их выполнение предполагает достижение прогнозируемого результата (Г.Ю. Ксензова);

- конструирование и оценивание педагогических процессов посредством учёта человеческих, временных и других ресурсов с целью достижения высокого качества образования (глоссарий терминов ЮНЕСКО).

Понятие «педагогическая технология» также обозначает приёмы работы в сфере обучения и воспитания и является более общим по сравнению с понятиями «технология обучения» и «технология воспитания».

Исходя из вышеперечисленных определений, педагогическую технологию можно представить как некий алгоритм, имеющий концептуальную основу и направленный на достижение намеченной цели при помощи всей совокупности средств обучения и воспитания.

Планирование технологии предполагает соблюдение обязательных правил, выступающих в роли критериев. Г.К. Селевко в качестве наиболее важных критериев, которым должна удовлетворять любая педагогическая технология, выделяет следующие:

- Концептуальность (т.е. опора на научную концепцию, включающую философские, психологические, дидактические и соци-

ально-педагогические обоснования достижения образовательных целей).

- Системность (т.е. чёткая логическая последовательность шагов к конечной цели).

- Управляемость (возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, вариативность при выборе методов и средств и т.д.).

- Эффективность (результативность).

- Воспроизводимость.

- Структурированность [3].

При разработке собственной педагогической технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в качестве средства социализации учащихся нами учитывалось, что она должна ориентироваться на реализацию как общеучебных, так и воспитательных целей, т. к. именно воспитание - это «процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализа-

ции»[4. С. 117].

В качестве методологической основы мы руководствовались основными теоретическими положениями нескольких авторских технологий, в числе которых технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов); групповые технологии (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин); личностноориентированные технологии (Т.Г. Калугина, И.С. Якиманская); технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатов),технология проблемного обучения (В.Н. Максимова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов).

При построении технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности в целях эффективной социализации учащихся нами были учтены следующие особенности вышеобозначенных технологий:

- личностно-ориентированный подход к обучению;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы;

- установка на общение;

- дифференциация учащихся по интересам, способностям и возможностям;

- отношение к обучаемому как к субъекту учебно-воспитательного процесса;

- обеспечение благоприятных условий для развития интеллектуальных задатков,

творческих способностей и нравственных качеств личности;

- проблемный способ изложения материала;

- контроль и оценка не только результата, но и тех трансформаций, которые осуще-

ствляет ученик при усвоении учебного материала.

Рис. 1. Технология применения системы заданий коммуникативной направленности как средства

социализации личности учащихся

Технология по применению системы заданий коммуникативной направленности призвана решить главные (воспитание нравственной культуры; развитие коммуникативных навыков; активизация творческой и познавательной активности учащихся) и второстепенные (формирование адекватной самооценки; развитие мотивации к учебной деятельности; гармонизация стиля общения) задачи. Главные задачи сформулированы в соответствии с выделенными нами четырьмя

аспектами развития и социализации личности: нравственным, социальным, творческим и интеллектуальным. Нравственный аспект социализации отражает внутренний мир личности; социальный связан со способностью к общению, к взаимодействию с окружающими. А интеллектуальный и творческий аспекты, несмотря на кажущуюся тождественность, относятся к несколько различным между собой группам качеств, что подтверждает позиция В.В. Зотова и А.В. Лоханько, опре-

деляющих творческий потенциал как предпосылку саморазвития и самореализации человека, а интеллектуальный потенциал как средство, приспосабливающее человека в оптимальной степени к условиям окружающего мира [2]. Вычленение отдельных аспектов понятия социализации даёт возможность осуществить всесторонний, объёмный анализ его содержания, поскольку данные аспекты являются взаимосвязанными, взаимодополняющими друг друга и равноценными по значимости.

Успешная реализация технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности как средства социализации личности зависит от оптимального выбора следующих слагаемых: методов и форм обучения и воспитания, методов контроля, а также определённой последовательности действий при выполнении заданий.

Эти слагаемые мы посчитали целесообразным систематизировать согласно выполняемой ими функции, а потому выделили следующие компоненты педагогической технологии: организационный, содержащий педагогические условия эффективности, которые предстоит уточнить в ходе опытноэкспериментальной работы; процессуальный, отражающий ход выполнения деятельности и включающий в себя всю совокупность методов обучения и воспитания, форм организации деятельности и методов контроля; оценивающий компонент, отвечающий за выбор критериев оценки развития личности и её социализации (см. рис.1).

Завершая характеристику разработанной нами технологии по применению системы заданий коммуникативной направленности с целью успешной социализации личности, следует отметить, что данная технология не является жёстким установленным образцом. Преподаватель может варьировать методы обучения и воспитания, выделяя тот или иной более других в зависимости от уровня обученности студентов, их индивидуальных возможностей, способностей, мотивации и др.

Кроме того, каждый раздел заданий оказывает влияние не только на соответствующий ему аспект развития личности, но и косвенно воздействует на другие аспекты, подкрепляя и усиливая планируемый результат - успешную социализацию учащихся средних специальных учебных заведений.

Библиографический список

1. Епишева, О.Б. Основные параметры технологии обучения [Текст] // Школьные технологии. - № 4. - 2004. - С. 35-42.

2. Зотов, В.В., Лоханько, А.В. Соотношение интеллектуального и творческого потенциалов в структуре целостной личности [Текст] // Личность: развитие и реализация в творчестве: сборник научных трудов. - Курск: Курский государственный технический университет, 1996. - С. 64-72.

3. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии [Текст]. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320с.

4. Сластенин, В. А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н.. Общая педагогика [Текст]. - В 2 ч. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. Ч.

1, 2003. - 288 с.

М.А. ЗАЙЦЕВА

Основные направления изучения проблемы формирования социальной активности учащихся в педагогической теории во второй половине XX века

Представлен анализ основных направлений изучения проблемы формирования социальной активности учащихся в педагогической теории во второй половине XX века. Приводится описание двух периодов формирования социальной активности; это позволяет автору сделать вывод о том, что опыт формирования социальной активности учащихся рассматривался на примерах деятельности не только школьных коллективов, но и лагерей актива, пионерской и комсомольской организаций.

The analysis of the basic directions of studying a problem of formation of pupils’ social activity is represented in the pedagogical theory in the second half of the XX century. The description of two periods in formation of social activity is represented that allows the author to come to the conclusion that experience of formation of pupils’ social activity was regarded on examples of activity not only school collectives, but also the active of camps, the pioneer and Komsomol organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.